"Развитие детского творчества с помощью тестопластики".
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Муравлёва Татьяна Ивановна

Кружок "Волшебные ладошки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskogo_tvorchestva_s_pomoshchyu_testoplastiki.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №5_

общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж»

Выступление на тему:

«Развитие детского творчества с помощью тестопластики»

В рамках педагогического чтения

«Реализация вариативной части программы в ДОУ в   условиях введения ФГОС»

Дело №02- 07(УВР)                                          

(материал по обогащению педагогического опыта)                                                                                                                                                            

Подготовила:  воспитатель 1 КК  

Татьяна Ивановна Муравлева

16.12.2014г.

Творчество (креативность) – активная целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что – то новое, оригинальное.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, всесторонне развитых  личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Художественно – творческие способности, умения и навыки необходимо развивать как можно раньше. Развитию творческих способностей дошкольника придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а самостоятельный период в жизни ребенка дошкольника. Который должен протекать в игровой форме с реализацией познавательной и исследовательской деятельностью, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое и социальное развитие. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. ФГОС поддерживает точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», говорят о создании благоприятной ситуации для детского развития и его обогащения.

Творческие способности детей формируются и развиваются в процессе различных видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование. Это происходит во время непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности в режиме дня. При этом акцент делается на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы и виды деятельности, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

Творческий потенциал может развиваться только в творческой среде.

Поэтому в группе детского сада создаются условия для развития творческих способностей малышей:

1.«Уголок творчества», в котором собраны средства для развития творческих способностей:

  • Карандаши, краски, пластилин, фломастеры, мелки, гуашь, цветная бумага, картон;
  • Нестандартное оборудование для продуктивной деятельности: бросовый материал, природный материал, поролон, вата, крышки. штампы, трафареты;
  • Альбомы для ознакомления с декоративно – прикладным творчеством, видами и жанрами искусства, книжки- раскраски, иллюстративный материал, развивающие игры.

Самым осязаемым видом художественного творчества является лепка. Обычные материалы для лепки – это глина и пластилин. Они бывают различного качества и различной жесткости. Применение их может вызвать некоторые неудобства в применении: глину необходимо правильно готовить к работе, иначе она может быть ломкой, рассыпаться или наоборот размазываться, пластилин может прилипать к рукам, окрашивать руки, или быть слишком твердым. Работать малышам с таким материалом трудно, интерес быстро пропадает. Намного интереснее лепить из соленого теста. Лепка декоративных изделий из соленого теста называется тестопластика.

Соленое тесто – удивительно эластичный материал, приятный на ощупь, безопасный, т.к. состоит из природных экологически чистых продуктов: мука, соль, вода. Оно легко отмывается, не пачкает одежду, не липнет к рукам как пластилин, его легко замешивать, окрашивать в различные цвета. Поделки из соленого теста можно долго хранить, использовать в игровой деятельности, украшать помещение в виде сюжетных картин.

Техника лепки из соленого теста богата и разнообразна, но при этом доступна даже самым маленьким детям. А какое удовольствие доставляет процесс замешивания теста!   Предоставленная возможность  активного участия в замесе теста: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте, не оставляет равнодушным не одного ребенка.

После замеса тесто является достаточно пластичным материалом, из которого можно создавать не только отдельные фигурки, но и целые композиции, атрибуты для сюжетно- ролевых игр.

Занятие лепкой способствует развитию тактильных ощущений обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки , вылепленные детьми, стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

  1. Развивает общую ручную умелость и мелкую моторику;
  2. Синхронизирует работу обеих рук;
  3. Формирует умение планировать работу, вносить изменения;
  4. Развивает творчество ребенка: воспитывает художественный вкус, пространственное мышление( работать с формой, сочетать цвета, создавать необходимые цвета путем смешивания; раскрашивать готовые фигурки, создавать композиции, комбинировать фигурки и их части).

Для занятий тестопластикой организовали кружок « Волшебные ладошки» и  выделили определенное время в режиме дня. Организовали уголок для занятий тестопластикой, где хранятся атрибуты для работы с тестом: скалки, разнообразные формы для печенья, вареников, крышки от бутылок, стеки, зубочистки, дощечки, миски, стаканы, фартуки, головные уборы. Для того .чтобы детская деятельность была разнообразной и интересной составили перспективный план работы с разнообразной тематикой:

  • «Витамины с грядки»;
  • «Хлебобулочные изделия»;
  • «Дикие и домашние животные»;
  • «Снеговик»;
  • «Птички»;
  • Коллективные лепки: «Корзина с грибами», «Именинный торт», « Чудо – дерево», « В лесу родилась елочка» и т.д.

Первое взаимодействие с тестом дети начинают с лепки плоскостных фигурок « Тарелочка», «Печенье», «Цветочек». Особый интерес у детей вызывает лепка объемных форм из 2-3 деталей, которые скрепляются между собой при помощи стержня (спичка, зубочистка). А потом к основе добавляются характерные признаки: ушки, лапки, хвост.  Когда у детей появятся первые  навыки работы с тестом, можно вводить цвет. Тесто хорошо окрашивается природными  и пищевыми красителями :

  • Сок овощей ( свекла, морковь, смородина, клюква);
  • Какао – порошком и кофе, разведенным в воде;
  • Пищевые красители, гуашь, цветные мелки.

Цветное тесто можно сделать заранее, а можно раскрасить уже готовое изделие. Для развития детского творчества, воображения, фантазии мы применяем дополнительный материал для оформления работ: семена, крупы, бисер, скрепки, листья, пуговицы, ленты, бусинки, шаблоны, стеки, расчески, чайное ситечко и др.

После изготовления изделия подвергаются сушке на открытом воздухе. Высушенные работы раскрашиваем красками, гуашью.

Чтобы заинтересовать детей применяем различные игровые приемы: обыгрывание поделок, «оживление» их различными способами, включая элементы ролевого поведения. Работая с тестом, дети проявляют изобретательность, самостоятельность, любят пофантазировать, придумать что – то необычное. Поэтому работы получаются разнообразными, необычными. Для того, чтобы детские работы имели логическое завершение, несли воспитательное значение – бережное отношение к чужому труду, мы оформляем ими группу, используем как сувениры, дарим гостям и родителям, организуем выставки для родителей и детей других групп.

Выставка – это важный момент в нашей работе. У ребенка появляется возможность сравнить свои работы с другими. Он лучше видит свои успехи и упущения, сам сделает вывод.

Лепить из соленого теста можно не только в детском саду , но и дома. Приготовление теста не занимает много времени и не требует больших затрат. Это вызывает интерес у родителей. Мы приглашаем родителей на занятия кружка, привлекаем к участию в выставках, проводим семинары – практикумы на тему « Развитие творчества детей младшего возраста», « Лепка – это интересно», где знакомим со способами и  техникой лепки.

Незаменимым помощником в работе с детьми по тестопластике является методическая литература :

  1. И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика»;
  2. И.А. Лыкова « Вкусная лепка. Для детей и взрослых»;
  3. И.А. Лыкова « Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе».

Тестопластика сегодня актуальна, т.к. она помогает детям дошкольного возраста отражать свою неповторимость, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно – прикладном искусстве.

                                               Литература.

  1. И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика»;
  2. И.А. Лыкова « Вкусная лепка. Для детей и взрослых»;
  3. И.А. Лыкова « Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб "Гармония" для родителей. Тема:"Развитие художественного творчества детей через тестопластику"

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе –  продуктивная. Изготавливая поделки из солёно...

Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...

Развитии детского творчества с помощью хореографии.

Среди множества форм нравственно-эстетического цикла хотелось бы выделить хореографию, так как она, никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенст...

Развитие детского творчества. Тестопластика

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже в ХII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были н...

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант  и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...

Методическая разработка: Развитие детского творчества младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...