Тестопластика
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Хафизова Альбина Фаритовна

Образовательная программа кружка по тестопластике "Ловкие ладошки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ №53

Рябинина О.В.____________

Рассмотрено на педсовете

Протокол №1

Образовательная программа кружка по тестопластике «Ловкие ладошки» для детей старшего дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53 комбинированного вида» Кировского района г.Казани

На 2016-2017 учебный год

Руководитель кружка:

Воспитатель Хафизова А.Ф.

г.Казань, 2016 год.

Пояснительная записка

              Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.     иииииииСтаринный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами.

             В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

           В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.

           В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.     иитттВо время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.  

          Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол".

          Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

         Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

           Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

        Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

       Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

       Цели и задачи: 

  • Знакомство детей с пластичными материалами: тестом.
  • Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и "шлепанье".
  • Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
  • Развитие мелкой моторики.

      Используемые приемы лепки:

      Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

     Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

    "Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

      Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

     Методы и приемы обучения:

     1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

       Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.

      Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

       Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

        2.Словесный метод:

  • беседа, рассказ;
  • объяснение, пояснение;
  • вопросы;
  • словесная инструкция;

      3.Наглядный:

  • рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
  • показ выполнения работы (частичный, полностью);
  • работа по технологическим картам.

     4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

  • математикой;
  • развитием речи;
  • художественной литературой.

        Кружковая работа проводится 1 раз в неделю, 25-30 минут, во второй половине дня. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.

        Тесто для лепки:

Мука – 300г (2 чашки)

Соль – 1 чашка

Вода – 200мл.

     Способы приготовления теста:

Муку и соль тщательно перемешать.Затем добавить воду и вымешивать до однородного состояния.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Октябрь

«Вот так тесто…»

Познакомить детей с тестом, научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук.

Свойства - Мягкое, эластичное.

Показать приёмы изготовления изделия из теста.

1

«Солнышко»

Познакомить детей с формой круга и шара, находить между ними различие; учить формообразующему движению – скатывание жгутика.

Тесто солёное, салфетки, дощечки индивидуальные.

2

3

4

«Наше весёлое солнышко»

“Лукошко»

«Собираем урожай»

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур, развивать фантазию

Продолжать знакомство с техникой тестопластики. Учить детей скатывать тесто в круглую форму. Воспитывать аккуратность.

Закреплять у детей знание обобщенных понятий «овощи», «фрукты», упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания.

 

Тесто солёное, рассматривание картинок с изображением овощей, фруктов, картон для каждого ребенка.

Солёное тесто, дощечки, картон.

Солёное тесто, дощечки. Лукошки с овощами и фруктами, кисточки.

Ноябрь

1

«Бублики»

Учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, свёртывать палочку в кольцо, соединять концы, прижимая их друг к другу.

Солёное тесто, дощечки.

2

3

4

«Гусеничка»

«Цветик-семицветик»

«Цветик-семицветик»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их.

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Закреплять навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур, развивать фантазию.

Солёное тесто, дощечки, иллюстрации картинок по теме «насекомые».

Солёное тесто, дощечки, иллюстрации картинок на тему «цветы», кисточки, картон.

Готовые цветы, кисточки, краски.

Декабрь

1

«Украсим тарелочку»

Познакомить детей с техникой украшения изделия.

Закрепить навыки раскатывания и сплющивания теста.

Развивать чувство композиции.

Тесто солёное, пуговицы, трубочки для сока, салфетки, дощечки индивидуальные

2

3

4

«Снеговик»

«Ёлочка»

«Ёлочка-красавица»

Развивать у детей умение самостоятельнорассматривать знакомый предмет и передавать в лепке его форму.

Учить детей лепить ёлочку, воспитывать у детей любовь к окружающей природе.

Учить детей передавать красоту ёлочки, добиваться выразительной формы

Картон синего цвета, Тесто солёное салфетки, дощечки индивидуальные.

Солёное тесто, дощечки, картон для основы.

Готовые ёлочки, краски, кисточки.

Январь

1

«Рождественские украшения»

Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, научить детей украшать предмет, используя цветное тесто, развивать цветовосприятие.

Тесто солёное, цветное - зелёное, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные

2

3

«Маленькая куколка» (неваляшка)

«Миска с апельсинами»

Лепить предмет состоящий из двух частей круглой формы, разной величины, закреплять умение раскатывать тесто между ладонями кругообразными движениями, соединять две

Учить детей лепить широкую невысокую посуду в определённой последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края), учить скатывать шары одинакового размера.

Солёное тесто, дощечки, неваляшка.

Солёное тесто, дощечки, краски, кисточки.

Февраль

1

2

3

“Пирог”

«Валентинка»

«Украшаем наши валентинки»

Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося узоры на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции.

Вырабатывать навыки скатывания капелек различной формы, учить формировать сердечки из скатанных капелек.

Продолжать учить детей аккуратно раскрашивать изделия из теста.

Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки.

Солёное тесто, дощечки.

Сердечки-валентинки, краска, кисточки.

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом.

Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки.

Март

1

«Подарок маме»

Воспитывать у детей любовь и заботу к близким (маме, бабушке), вызвать желание порадовать их подарком; закреплять навыки лепки, развивать фантазию, мелкую моторику.

Тесто солёное, дощечки, картон, пуговицы, ленточки.

2

3

4

«Смешарик Нюша»

«Сосуды (вазочки)»

«Украшаем наши вазочки»

 

Способствовать вырабатыванию умения работы всеми способами лепки, изученными на п Сосуды (вазочки)»

Учить делать сосуд, путем продавливания теста шарообразной или цилиндрической формы; обрабатывать поверхность и внутреннюю часть сосуда, заделывать края сосуда, украшать его узором.

Продолжать развивать фантазию, умение аккуратно наносить краску на готовое изделие.

Тесто, картон для основы, кисточки, дощечки.

Тесто, дощечки, иллюстрации с вазочкой, кисточки, картон.

Готовые вазочки, краски, кисточки.

Апрель

1

«Божья коровка»

Вырабатывать умения лепки шарообразной формы, способность передачи характерных признаков.

Тесто, дощечки, иллюстрации с бабочками, краски, кисточки.

2

3

4

«Вазочка из камней»

«Веселые буквы»

«Ёжик»

Учить делать вазу, путем выкладывания ее из отдельных элементов (шариков); украшать узором, размещать на подставке.

Учить лепить буквы из колбасок; украшать буквы различными деталями (голова, ручки и т.п.); развивать воображение.

Продолжать учить скатывать капельки необходимого размера и составлять из них образ.

Тесто, дощечки, наглядная ваза, картон для основы.

Тесто, дощечки, картон, картинка с буквами.

Тесто, дощечки, кисточки, игрушка Ёжик (картинка)

Май

1

2

«Дерево»

«Флаг Татарстана»

.

Познакомить детей с изготовлением дерева из теста. Совершенствовать умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность.

Учить точно передавать в лепке изображение герба; закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей; размещать на поверхности картона.

Иллюстрация деревьев, тесто солёное, дощечки.

Тесто, дощечки, кисточки, краски, флаг татарстана.

3

По замыслу.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом.

Тесто солёное, дощечки, кисточки.

Литература:

       1. О.А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего возраста.

       2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007.

       3. Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009.

       4. Е. Жадько, Л.Давыдова. Поделки и аксессуары из солёного теста. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006.

      5. В.А. Хоменко. Солёное тесто шаг за шагом. Харьков, 2007.

       6. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду (Ранний возраст) М. 2007 Г. «Карапуз – Дидактика»).

        7. Ш. А. Лыкова «Из солёного теста» (Лепим с мамой).

       8. О.В. Корчинова «Детское прикладное творчество» (Ростов – на Дону: «Феникс», 2005г.).

                         График работы кружка

             День недели

         Время

         Вторник

         Четверг

       16:40 – 17:05

       16:40 – 17:05

Список детей, посещающих кружок в среду:

Ф.И. ребёнка

Дата рождения

1

Автушко Артём

2

Белоус Андрей

3

Биккулов Богдан

4

Бубнов Илья

5

Дементьева Анна

6

Камалов Айдар

7

Колесникова Аня

8

Крутских Софья

9

Кузьмин Кирилл

10

Лучин Захар

11

Майорова Вероника

12

Морозов Тимур

13

Мисбахов Святослав

14

Насыбуллина Амелия

15

Немнонов Назар

Список детей, посещающих кружок в пятницу:

Ф.И. ребёнка

Дата рождения

1

Нуриева Регина

2

Петров Олег

3

Романчёв Ваня

4

Трепов Даниил

5

Туганов Матвей

6

Хакимзянова Дана

7

Хакимзянов Данил

8

Чумакова Ксения

9

Чумаков Данил

10

Шарапов Данис

11

Шарифуллин Ислам

12

Шафиков Булат

13

Шунчев Спартак

14

Ягъяева Диана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе занятий тестопластикой

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов онтогенеза. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проходит существен...

Содержание работы кружка тестопластики "Кубанские мотивы"

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения ребенка к миру декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народного творчества  способствует воспитанию у д...

Творческий проект по тестопластике « Технология тестопластики в расщирении кругозора детей и ознакомлению с окружающим»

Тестопластик- искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера....

План работы по тестопластики с детьми средней группы. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики».

План работы по тестопластики с детьми средней группы. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей  посредством тестопластики»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Калачи, баранки, хлеб» (тестопластика).Тема: Лепка из соленого теста (тестопластика) «Калачи, баранки, хлеб».

Цель:-Развивать интерес к истории и традиционной культуры.-Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять семейные традиции.- Сравнить традиционные хлебобулочные изделия-бублики, баранки, калачи...