Мастер-класс для педагогов на тему: «Волшебные подсолнухи оригами»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Тюрина Анна Анатольевна

Для создания аппликации были созданы подсолнухи по технике оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс Подсолнухи оригами302.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Дата проведения:  20 августа 2016 г.

Время:13.10 - 14.10ч.

Место проведения: МБДОУ Детский Сад №1 «Колокольчик» г.Пушкино

Тема: «Волшебные подсолнухи оригами»

                                                                                             Расскажи мне – и я услышу,

                                                                                             Покажи мне – и я запомню,

                                                                                             Дай мне сделать самому –

                                                                                            И я пойму.

                                                                                                   Китайская пословица.

Цель мастер-класса:  повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми.

Задачи: 

 - рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства и его значение для развития ребенка;

- познакомить педагогов с приемами выполнения поделок  в технике оригами;

- создать условия для плодотворной работы участников мастер-класса,  выполнить подсолнух в технике классического оригами.

Форма проведения мастер-класса: 

- с педагогами и для них без участия детей;

- лекция с элементами презентации  + практическая работа.

Оформление:

-  презентация по теме мастер-класса;

-  работы детей и педагога в различных техниках  оригами;

- методические материалы, книги по бумажной пластике.

Материалы и инструменты для работы: офисная цветная бумага;  образец;

Структура класса:

1.Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.  Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретическо - демонстрационная часть.

Оригами как вид искусства. Значение оригами для развития ребенка.

3. Практическая часть.

Освоение приемов складывания базовых форм оригами.Изготовление подсолнуха в технике оригами.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса. Вступительная часть.

1. Организационный момент. Встреча и размещение участников.

2. Целевые установки. Содержание мастер-класса.

- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса – «Бумажное волшебство оригами». Сегодня я кратко ознакомлю вас с историей возникновения оригами и его разновидностями, а   в процессе практической деятельности вы освоите азы  оригами и сделаете поделку.

Надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдёт плодотворно. Итак, мы начинаем.

2. Теоретическо - демонстрационная часть.

Каждый из вас,  наверняка,  хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги —  кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».                               

Оригами (яп. «сложенная бумага») — это древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии.

Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой.

Существует несколько разных техник оригами.

Самое древнее – это классическое оригами, в котором поделка складывается из квадратного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих мелких частей (модулей), каждый из которых складывается из листа бумаги. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы, в котором модули сшиваются или склеиваются.

Да, действительно, из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары - кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.И, правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. 
Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.  Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами».                                          

 Значение оригами для развития ребенка:
- учит детей  различным приемам работы с бумагой;
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями;
- стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;                                                
- развивает мелкую моторику рук и глазомер;
- помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
- совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

«Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
                                                                                                              Сухомлинский В.
Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей, и дети начинают лучше учиться. Таким образом, занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей.    Но все-таки оригами, прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.

  1. Практическая часть.

Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья – бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.

Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику «оригами».  

              
Сейчас научимся складывать подсолнух.                                                                                          Почему для своего мастер-класса я выбрала именно его? Сейчас конец лета, а поля подсолнухов, пожалуй, одно из ярчайших явлений лета, попробуем отразить эти кусочки солнца в бумаге. Мы выполним классическую модель.

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Наш мастер-класс подошёл к концу.  Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?

Самоанализ мастер-класса проведенного Тюриной Анной Анатольевной для педагогов на тему: «Бумажное волшебство оригами».

 Целью данного мастер-класса было повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми.

Поставленные задачи были выполнены полностью. Были созданы условия для участников мастер-класса для плодотворной работы при выполнении подсолнуха в технике классического оригами. Мастер-класс был проведен в форме лекции с элементами презентации плюс практическая работа. С педагогами и для них, без участия детей.

Были представлены несколько работ выполненных в технике оригами. Участники были обеспечены материалами и инструментами.

Вступительная часть состояла из объявления темы мастер-класса  и его содержания.

В теоретической части было дано краткое сообщение по истории оригами, значении оригами для развития ребенка.

Во время практической работы по схеме педагоги выполнили поделку подсолнух.

В завершении был подведен итог

Вывод. Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера было доброжелательной, мне с педагогами было общаться легко. Практическая часть, вызвала небольшие затруднения, но все справились с заданием на отлично. В целом я осталась довольна тем, как прошел этот мастер-класс.

Понадобятся квадраты разного размера (у меня 3х3 и 5х5 см) цвет – рыжий, желтый, ярко-оранжевый, как подсолнухи

Складываем как крышу два уголка квадрата с одной стороны, допустим сверху

Затем складываем также нижние два уголка, получается что-то типа конвертика

Кладем этот «конвертик» уголком вверх, получается перед нами ромб, начинаем складывать у этого «ромба» противоположные уголки к центру, опять похоже на сложенные крылья самолета

Оставшийся нижний уголок нашего «конвертика» отгибаем кзади. Спереди остаются сложенные уголки как распашонка, когда на след.этапе будем складывать нашу деталь, эта распашонка сомкнется вовнутрь

Складываем нашу фигуру, как на рисунке – таких модулей потребуется около 10-16 на один подсолнух, смотря какую плотность состыковки модулей вы выберете, ну и в зависимости от размера лепестка.

Вставляем модули друг в друга. Справляется с этим даже дошкольник. Мы закрепляли модули клеем-карандашом, хотя по древним техникам оригами клей не должен использоваться ;)))

НАШИ ПОДСОЛНУХИ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ – ГОТОВЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей ДОУ по теме: «Волшебный мир пальчиковых игр»

МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей ДОУпо теме:«Волшебный мир пальчиковых игр»...

Мастер-класс инструктора по физической культуре Тема: «Волшебный платочек»

Цель: Учить детей и взрослых использовать нетрадиционное оборудование для профилактики осанки и плоскостопия.Задачи: Заинтересовать детей и педагогов использовать платок для профилактики осанки и...

Мастер класс для родителей по теме «Волшебный мир оригами»

рассказать родителям о культуре Японии, о возникновении оригами и девочке Сасаки Садаку....

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Волшебное искусство – оригами»

Цель: Повышение  профессионального уровня и мотивации педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми. Обмен опытом по конструированию из бумаги в технике оригами....

Мастер - класс для педагогов по оригами на тему: "Волшебное искусство оригами"

Знакомство педагогов со знаками в оригами и техникой сложения журавлика....

Мастер – класс для педагогов по теме: «Волшебное искусство – оригами»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми.Задачи:...