План самообразования.Тема:«Бумагапластика - как средство развития мелкой моторики для детей со сложной структурой дефекта» на 2021-2023 учебный год.
рабочая программа по аппликации, лепке

Ахметвалиева Валентина Викторовна

 

 

1. Введение. Проблема, на решение которой направлен проект.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети с ДЦП уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, дефектологов тем не менее, проблема недостаточности теоретического и, особенно практического материала по данной теме является одной из главных.

Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
У многих детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:
· скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
· недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка.  Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с  детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от правильного сочетания специального лечения и специального обучения.
Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром и поэтому я решила  взять эту тему. И это тема всегда актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М. Кольцов) - следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию мелкой моторики и  творческих способностей у детей через бумагупластику

 

2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.

Цель : развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых в работе с бумагой.

Основные задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

 

Бумажная пластика-это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала- бумаги.

Гипотеза: творческие способности детей с Д.Ц.П. дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при условии, способствующих их развитию:

Создание условий для развития творческих способностей детей через бумагопластику.

Апробация системы занятий на основе дидактических игр и экспериментирования.

3. Содержание и условия педагогической работы:

Первый этап. Подготовительный:

  1. Провести анализ опыта работы педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
  2. Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей с ДЦП  на основе анализа методико-педагогической литературы.
  3. Определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей воспитанников.
  4. Подобрать дидактические и методические пособия, а также коллекцию разнообразной бумаги.

Второй этап. Организационный:

  1. Формировать интерес к бумагопластике.
  2. Практически знакомить со свойствами бумаги.
  3. Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
  4. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

Третий этап. Практический:

На занятиях по ручному труду и во вторую половину дня:

  1. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
  2. Формировать относительную устойчивость замысла.
  3. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
  4. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
  5. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
  6. Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей
  7. Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагапластику.

 

Четвёртый этап. Итоговый:

  1. Определить эффективность работы традиционных методик  в отношении развития творческих способностей воспитанников.
  2. Осуществить анализ полученных результатов.
  3. Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
  4. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
  5. Организовать творческие выставки детских работ.
  6. Диагностировать творческие способности воспитанников.

4. План-график работ.

Работа с родителями:

  • Для родителей провести консультации «Играя - творим»;
  • В уголке для родителей поместить программу для детей с отклонениями в развитии «Солнечные зайчики»;
  • Организовать выставку совместных работ родителей и детей на тему: «Фантазируйте вместе с детьми»;
  • Создать фото-коллаж «Умные ручки».

Участники проекта:

  1. Дети -8 человек.
  2. Воспитатели-2 человека.
  3. Родители - по количеству детей.

Срок реализации: 2021-23 учебный год

В процессе выполнения проекта возникли следующие проблемы:

  • Сбор коллекции разнообразной бумаги.
  • Материальная финансовая сторона.
  • Подборка специализируемой литературы.

Распространение результатов.

Формы распространения накопленного опыта:

  • Выставка работ в рамках методического объединения воспитателей дошкольного отделения МАУО «Надежда».
  • Участие на региональных и всероссийских конкурсах с работами детей.
  • Проведение итоговых семинаров-практикумов, мастер-классов.
  • Подготовить презентацию по итогам работы.

Контрольное обследование умений и навыков .

Вывод: Таким образом,  можно сделать вывод, что дети, работая  по бумагопластике, усваивают тему, у них хорошо развивается мелкая моторика рук, дети учатся работать самостоятельно, помогают друг другу, приобретают такой навык как уметь слушать воспитателя и своих сверстников, а также у ребят развивается воображение и фантазия. Все это обуславливает общее развитие творческих способностей детей посредством обучения бумагопластике

Литература

  1. Под редакцией Л.А.Парамоновой Программа « Истоки»,
  2. Л.А.Парамонова - «Бумагопластика».
  3. Журнал «Обруч» № 6, 2000г.
  4. «Обруч» №2, 1997г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План самообразования.34.26 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей

с ограниченными возможностями здоровья

План работы по самообразованию

воспитателя

Ахметвалиевой Валентины Викторовны

по теме :«Бумагапластика - как средство развития мелкой моторики для детей со сложной структурой дефекта»

        г.Нижнекамск

             Пояснительная записка

Ребенок узнает мир с помощью ощущений, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, качества, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его этапа развития, является – работа с бумагой.

Работа с бумагой даёт возможность детям проявить фантазию, художественный вкус, проявить творческие способности, терпение, упорство, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень нравиться творить из бумаги.

Дополнительная образовательная программа направлена на всестороннее развитие творческих способностей ребёнка, привитие интереса к искусству и совершенствование трудовых умений и навыков в области бумагопластики.

Данная программа отличается от уже существующих программ тем, что она более глубоко и подробно даёт детям знания и умения использовать нетрадиционные техники по работе с бумагой.

Программа включает в себя: аппликацию из «ладошек», объёмную аппликацию, поделки из мятой бумаги, обрывную аппликацию, аппликацию в технике торцевания, (бумагокручение, бумажная филигрань), модульное оригами.

Комплектование группы детей по дополнительному образованию в кружок проводится с учётом возраста детей, желание самих детей, которые желают проявить свою индивидуальность и творческие способности, и конечно заинтересованность их родителей.

Занятия проводятся с учётом предусмотренного разработанного плана. В учебном процессе занятия по дополнительному образованию, построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на развитие творческих способностей детей.

В структуре занятий тесно взаимосвязаны различные виды деятельности в сочетании с отдыхом. Взаимосвязь различных видов деятельности с отдыхом даёт хороший результат. При проведении занятий необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Способ организации детей на занятиях зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются основные способы организации детей: групповой и если есть необходимость индивидуальный.

Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развитие детей. Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, способствуют целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве.

 Методы работы:

1.Словесные (сюда включены: объяснение, беседа, рассказ, загадка).

2.Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей, экскурсии);

3.Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков).

4.При организации работы кружка используется обязательно дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и обучающихся, презентации.

Данная программа является, актуальной на сегодняшний момент, так как у современных детей отмечаются эмоциональные перегрузки, недоразвитие мелкой моторики рук. Занятия бумагопластики помогают снизить не только уровень внутренней тревожности, но и требует одновременной работы обеих рук, что в свою очередь развивает речь и интеллект. Поэтому, предлагаемая  программа построена таким образом, чтобы развить способность у ребенка образно мыслить, тренировать мелкую моторику рук, наблюдательность, зрительную память, воображение, внимание, исследовательские способности, чувство цвета, гармонии, привить культуру работы с различными средствами выразительности. Все эти качества помогут ребенку успешно учиться и развиваться.

Новизна программы заключается, введение в обучающий процесс новых нетрадиционных техник по работе с бумагой: объемного конструирования, бумагокручение, складывание гармошкой, бумагопластики, бумажная филигрань, оригами.

Таким образом, акцент в работе программы делается на развитие творческих способностей, художественного вкуса, воображения детей, развитие мелкой моторики рук, исследовательские способности, чувство цвета, гармонии, привитие культуры работы с различными средствами выразительности. Все эти качества помогут ребенку успешно учиться и развиваться.

Цель программы:

- Приобретение первоначального опыта практической деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технологическими умениями и проектной деятельностью;

- Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

- Научить детей новым техникам обработки бумаги в свободное от

занятий время;

- Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности,

развитие эстетических чувств и представлений;

Задачи:

-Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру;

-Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

-Воспитание у детей интереса к бумагопластики, оригами, квиллингу (бумагокручение), к созданию новых образов.

-Способствование овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.

-Обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

-Развитие психических процессов - память, мышление, воображение, внимание и восприятие.

-Развитие мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии;

-Развитие трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы.

Ожидаемые результаты:

К концу обучающего курса по кружку дети должны углубить свои знания о происхождении бумаги, её видах. Уметь работать с инструментами, различными материалами, шаблонами и приспособлениями. Также стремиться следовать технологическим приёмам в работе с бумагой, понимать схемы, применяемые в бумагопластике, подбирать цветовую гамму и аккуратно выполнять творческое задание.

2019-2020 учебный год

Направление работы

Содержание работы

Время проведения

Самообразование

 Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме.

 Изучение методической литературы. Разработка конспектов образовательной деятельности в соответствии с ФГОС

Сентябрь

Изучение  основополагающих документов: Федеральный «Закон об Образовании в РФ»,   «Конвенция о правах ребёнка», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ»;

«О гигиенических требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

Сентябрь

Разработка тематического плана  

Сентябрь

Создание творческой лаборатории (дидактические игры, раздаточный материал по всем видам деятельности )

 В течение учебного года

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.

Июнь-Август

Работа с педагогами

Семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений «Предметно - пространственная среда для реализации условий всестороннего развития дошкольников с ОВЗ», «Бабушкин дворик».

Февраль

Разработка и участие в выставке дидактических  игр и пособий по теме: « Знай и соблюдай правила дорожного движения ».

Февраль

Март

Показ НОД (по аппликации) «Скворечник для птиц» для студентов института Казанского инновационного университета им.Тимирясова, в рамках семинара-практикума «Воспитательные технологии в работе с детьми с нарушением  ОДА»  

Март

Работа с детьми

Разучивание стихотворений к праздникам  (учить детей выступать на публике, говорить громко и четко.)

В течение года

Подготовка воспитанников и участие во втором региональном творческом конкурсе для детей с ОВЗ «Вместе в радостное детство»

Апрель  

Участие в инсценировке сказки «Теремок»

Май

Участие родителей в конкурсе-выставке «Осенняя фантазия», «Новогодняя сказка» ,«День

защитника Отечества», «8 Марта», ««День космонавтики»

В течение года

Работа с родителями

Проведение родительского собрания

Сентябрь

Работа с родителями по подготовке к конкурсу,         посвященному  дню Матери «Детство начинается с маминых рук» (сотворчество родителей и детей)

Ноябрь

Участие в играх-инсценировках на утренниках и развлечениях в детском саду.

В течение года

2020-2021 учебный год

Направление работы

Содержание работы

Время проведения

Самообразование

 Изучение  основополагающих

документов: Закон «Об образовании» РФ, ФГОС ДО, «Конвенция о правах ребенка»;

сентябрь

Изучение  методической литературы  

Разработка конспектов  образовательной деятельности  в соответствии с ФГОС

В течение года

Создание творческой лаборатории (дидактические игры, учебные пособия, раздаточный материал по всем видам деятельности)

В течение года

Прохождение Курсов повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования: «Современные подходы к организации игровой деятельности, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования», в объеме 64 часов,  в  Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «КФУ  (Приволжский) »

Октябрь

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.

Июнь-август

Работа с педагогами

 Выступление на семинарах-практикумах,мастер-классах муниципального и республиканского уровня  по теме самообразования 

В течение года

Участие в методическом  объединение воспитателей  дошкольного отделения на уровне дошкольного учреждения и муниципальном.

В течение года

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Апрель

Работа с детьми

Участие в играх-инсценировках на утренниках и развлечениях в детском саду.

В течение года

Подготовка воспитанницы для  участия во Всероссийском  конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Литературная Россия»

Декабрь

Подготовка воспитанника для  участия во Респупликанском  конкурсе«Самоделкины»

Февраль

Работа с родителями

Привлекать родителей к пополнению предметно-пространственной среды

В  течение года

Проведение мастер – класса «Умная игрушка-мозаика»

Ноябрь

Консультации по теме: «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Февраль

2021-2022 учебный год

Направление работы

Содержание работы

Время проведения

Самообразование

Корректировка плана работы

В течение года

Изучение  методической литературы  

Разработка конспектов  образовательной деятельности  в соответствии с ФГОС.

Сентябрь

Пополнение  своего персонального сайта, размещение  методического материала по соответствующей тематике.

В течение года

Участие в вебинаре «Современные подходы к организации игровой деятельности, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования».

Октябрь

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.

Июнь-август

Работа с педагогами

 Участие в методическом  объединение воспитателей  МАУО «Надежда».

«Ментальная арифметика»

Ноябрь

Публикация в электронном СМИ в социальной сети работников образования nsportal.

Проект «Бумагопластика средство развития ребёнка»

Декабрь

Участие во Всероссийском педагогическом конкурсе

 «Высшая квалификация 2021г. »

Январь

Работа над проектом «Бумагопластика средство развития ребёнка»

        

Апрель

Работа с детьми

Разучивание стихов, песен, потешек, мини-сценок, сказок при подготовке утренников

В течение года

Участие в играх-инсценировках на утренниках и развлечениях в детском саду.

В течение года

Работа над культурой и техникой речи, развитием мелкой моторики (использование пальчиковой гимнастики, физ.минутки)   

В течение года

Работа над проектом(изготовление  «Новогодней елки» )

Декабрь

Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация, «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

В течении года

Работа с родителями

Участие родителей в конкурсе-выставке «Осенняя фантазия», «Новогодняя сказка» ,«День

защитника Отечества», «8 Марта», ««День космонавтики»

В течение года

Консультации по теме: «Бумагопластика средство развития ребёнка»

Февраль

Проведение мастер – класса ««Бумагопластика».

Апрель

Список используемой литературы

1.Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ., 2008. - 164с., ил.

2. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги – С - П.: Детство-

ПРЕСС 2009г.

3. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги-М.:2008

4.Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.

5.Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ., 2006.- 107с., ил.

6. Петрова И.М. Объёмная аппликация – С - П.: Детство-Пресс 2002г.

7. Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.

8.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Целью моей работы с детьми, имеющими нарушения  сложной структуры дефекта, является:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  дошкольного возраста через нетрадицион...

Пальчиковая гимнастика с иглболом для развития осязания и мелкой моторики рук у детей со сложной структурой дефекта. Примеры упражнений.

Пальчиковая гимнастика с иглболом для развития осязания  и мелкой моторики рук у детей со сложной структурой дефекта весьма эффективна, т.к. упражнения могут носить как пассивный, так и активный ...

Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)Целью ...

План по самообразованию: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Пластилинография способствует развитию ребенка. Дети любят лепить из этого мягкого материала, создавать интересные работы. Такие занятия помогут ребятишкам развивать мелкую моторику, творческие навыки...

игры на развитие внимания у детей со сложной структурой дефекта

упражнения в играх с камешками Марблс на развитие слухового, зрительного, тактильно-двигательного внимания у детей со сложной структурой дефекта...