Формирование понятийного аппарата у детей дошкольного возраста для овладения навыками работы с клеем в технике «бумагопластика»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Башарина Любовь Николаевна

Овладение навыками работы с клеем детьми дошкольного возраста при оформлении творческих заданий в технике "бумагопластика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr_formirovanie_ponyatiynogo_apparata.docx828.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества «СОЮЗ»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая  разработка

Формирование понятийного аппарата у детей дошкольного возраста для овладения навыками работы с клеем в технике «бумагопластика»

Автор:

Башарина Любовь Николаевна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2016 год


Пояснительная записка

        Начинать знакомство ребенка с декоративно-прикладным творчеством необходимо с азов. Аппликация в данном случае наиболее наглядно демонстрирует принцип работы с бумагой. Поскольку эта работа подразумевает использование клея, то стоит использовать плотную бумагу(120-160 г/м2), чтобы она не размокала. Самый подходящий клей для работы – ПВА-М, он не имеет запаха и не оставляет следов на бумаге, с дозатором, прост в нанесении.

        Маленькие дети не всегда правильно рассчитывают количество наносимого клея, поэтому, для лучшего понимания можно использовать простую терминологию. Если бумажная деталь маленького размера, то способ нанесения на него клея обозначается как «клеевая точка». Именно точка, а не капля, ведь капля в представлении детей может иметь разное значение, а точка является конкретным и понятным примером. Таким образом, фраза «поставить точку» или «несколько точек» легко усваивается аудиторией и, со временем, дети уже сами рассчитывают количество клея и «точек». Постепенно дети выполняют работу более аккуратно и качественно, что приносит им больше удовольствия и они готовы к новым, более сложным заданиям.

        Аккуратное использование материала, в частности клея, это одна из основ работы с бумагой в любой технике. Порой дети начальных классов не сразу справляются даже с простыми заданиями. Поэтому, начиная курс бумагопластики, необходимо начинать занятия с обучения приемам работы с клеем и бумагой. Следование данным рекомендациям упрощает деятельность педагога в дальнейшей работе.

Примеры применения различных способов нанесения клея на бумажную поверхность:

  1. Самый простой способ – «клеевая точка», она наносится на деталь маленького размера ( например: кружок, овал, треугольник, квадрат, размером до 2 см в диаметре)

  1. «Кружок», «овал» из клея наносится на детали большего размера            ( например от 2-х до 5-ти см)
  2. Для наклеивания больших деталей можно использовать несколько «клеевых точек», при этом количество их проговаривается. Способ нанесения так же проговаривается заранее. «Клеевые точки» наносятся по краю детали (периметру). В данном случае можно использовать клеевой карандаш, но не всегда он гладко и ровно наносится. Остаются «бугры» на бумаге, качество от этого страдает. Такого же способа можно придерживаться, приклеивая декоративный фон на лист бумаги, при изготовлении открытки или панно.

Приклеивая, таким образом, детали композиции, детям прививается аккуратность, усидчивость. Кроме этого, дети запоминают геометрические формы и усваивают счет до десяти. К концу учебного года дети трех лет успешно осваивают способы приклеивания деталей, достаточно аккуратны, сами проговаривают, сколько «клеевых точек» и на какую деталь нужно поставить. Детские работы вызывают восторг не только у них самих, но и у их родителей.

Примеры творческих работ.

  1.  Аппликация «Варежка». Приложение №1
  2. Аппликация «Цветок». Приложение № 2
  3. Аппликация «Сороконожка». Приложение № 3

Приложение №1

Аппликация «Варежка»

        Задание для детей трех-четырех лет.

Материалы: вырезанная варежка из плотной бумаги, нарезанные треугольники и квадраты из гофрокартона, разного цвета, размером до 2-х см, клей ВПА-М с дозатором, салфетка. На варежке педагог делает разметку для приклеивания деталей (для детей 3-х лет).

Выполнение работы: Педагог показывает детям способ нанесения клея на деталь - «клеевая точка».

C:\Users\юрий\Desktop\фото 2016\P61126-172122.jpg

C:\Users\юрий\Desktop\фото 2016\P61126-180640.jpg

Приложение № 2

Аппликация «Цветок»

Задание для детей трех - четырех лет.

Материалы: Лист плотной бумаги А4, треугольники размером до 5-и см, круги и квадраты размером до 2 см из гофрокартона, клей ПВА-М с дозатором, салфетка.

C:\Users\юрий\Desktop\фото 2016\P61126-172156.jpgC:\Users\юрий\Desktop\фото 2016\P61126-172144.jpg

Педагог делает разметку на листе бумаги и показывает способы нанесения клея на разные детали.

Круги – «Клеевая точка». Треугольники – «Кружок из клея». Стебель- «Ниточка», «Полоска» из клея

C:\Users\юрий\Desktop\фото 2016\P61127-164205.jpg

C:\Users\юрий\Desktop\фото 2016\P61127-164238.jpg

Приложение № 3

Аппликация «Сороконожка».

Задание для детей трех-четырех лет.

Материалы: лист плотной бумаги А4, круги размером 5см, квадраты, полоски и кружочки размером 2см из гофрокартона, клей с дозатором ПВА-М, салфетка.

C:\Users\юрий\Desktop\фото 2016\P61126-172214.jpg

Способы нанесения клея на детали.

C:\Users\юрий\Desktop\фото 2016\P61127-164535.jpg

Объясняя способ приклеивания, находим ассоциации, сравнения, придумываем наиболее понятные  формулировки. В дальнейшем, дети сами проговаривают способ нанесения клея на формы.

Список использованной литературы

  1. Аппликация. Простые поделки/ Екатерина Румянцева.- М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей по теме "Факторы влияющие на формирование опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста"

В презентации даётся определение ОДА, рассматриваются его функции. Далее речь идёт о трёх основных факторах, влияющих на формирование ОДА у дошкольников: рациональном питании, двигательной активности ...

Тема: «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в сенсомоторной деятельности посредством нетрадиционных техник и материалов»

Сенсорное  воспитание  служит  основой познания мира,  первой  ступенью  которого является  чувственный  опыт. Успешность  умственного,...

Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Данный материал поможет логопедам, родителям, специалистам, работающими с детьми данной категории. Материал апробирован и одобрен...

Работа с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице.

Главная задача для нас и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения....

Задания и вопросы по формированию понятийного аппарата у детей 5-7 лет.

В пособии собраны упражнения для развития словесно - логического мышления....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ (ОПЫТ РАБОТЫ)

К.А.Тимирязев«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном у...