Опыт работы "Формирование и развитие у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде"
методическая разработка по обж на тему

Сысуева Елена Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_pdd.docx229.57 КБ

Предварительный просмотр:

План

  1. Условия возникновения, становление опыта.
  2. Актуальность и перспективность опыта.
  3. Ведущая педагогическая идея.
  4. Теоретическая база опыта.
  5. Новизна опыта.
  6. Технология опыта.
  7. Результативность.
  8. Адресная направленность.

Список используемой литературы

Приложение

Условия возникновения, становления опыта.

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются миллионы дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения и травмы. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Высокий уровень ДТП в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. Сами родители осознанно нарушают Правила дорожного движения при детях.  

Ежегодно каждый сотый ребёнок попадает в больницу в результате полученной травмы. Для детей старше 4-х лет транспортный травматизм находится на одном из первых мест среди причин смертности и инвалидности. С каждым годом эта угроза возрастает вместе с ростом автотранспорта и снижением культуры дорожного движения.

Все это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Актуальность и перспективность опыта.

Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание.

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в  нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.

К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения.  Поэтому передо мной стоит задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решать эту задачу не просто, но необходимо.

В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.   Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Цель моей работы – формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

  • Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
  • Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  • Отслеживать уровень знаний и умений детей;
  • Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;
  • Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;

Ведущая педагогическая идея

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно. Все это затрудняет их процесс обучения и воспитания.

В процессе обучения дошкольников правилам дорожного  движения я  реализую  следующие принципы образовательного процесса:

  • Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка  опирается на уже освоенное в предыдущем;
  • Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной  жизненной позиции;
  • Принцип психологической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов;
  • Принцип дифференцированного подхода – решает задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
  • Принцип возрастной  адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнениями, соответствующими возрастным особенностям детей;
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
  • Принцип интегрированности –в  работе с детьми используются различные методы, осуществляется интеграция различных образовательных областей во всех видах детской деятельности.
  • Принцип адаптивности –  приемы ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка.
  • Принцип прочности – заключается в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.

Теоретическая база опыта

Деятельность учреждения осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения.  В нашем детском саду, мы реализуем образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

В рамках этой программы я, как воспитатель, реализую задачи по обучению детей и передачу им знаний о правилах дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, и их пропаганде среди родителей.

В своей работе я использую парциальную программу Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Базовым для меня стал раздел программы «Ребенок на улицах города». В нем рассматриваются проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте. В пособии описывается целостный педагогический процесс, который разворачивается на занятии, в играх детей, на прогулке, затрагивая отдельные режимные моменты. Особенность содержания предлагаемых материалов заключается  в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями.

Основные методические советы по организации и методике проведения занятий, дидактических игр, прогулок, примерные сценарии развлечений я нашла в пособиях Л.Вдовиченко, Н.Извековой, Ф.Майоровой, Л.Поддубной, Т.Саулиной, О.Старцевой, О.Чермашенцев

Новизна опыта

В данном педагогическом опыте представлен комплексный материал с определением целей, задач и содержания работы по формированию и развитию у детей умений и навыков безопасного поведения на улице. Мной разработаны и реализованы перспективный план работы с детьми по данной теме, создана развивающая среда в группе, выбраны эффективные методы и приемы работы с детьми.

В данной работе представлена система работы с родителями, разработаны вопросы анкеты для родителей, перспективный план работы с родителями.

Применение данного опыта работы способствует решению задач по формированию и развитию умений и навыков по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице.

         Технология опыта

Работая воспитателем в средней группе, меня заинтересовала проблема обучения дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах.

Свою работу я провела в 3 этапа:

На первом этапе моя деятельность  была направлена на поиск, изучение эффективных технологий  в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.

Чтобы выявить на сколько у детей сформированы умения и навыки безопасного поведения на улице я провела диагностику по методике Л.А. Артемьевой, и получила такие результаты:

  • общие знания детей по правилам дорожного движения:

высокий уровень -10%

средний уровень – 52%

низкий уровень – 38%

  • правила поведения в транспорте:

высокий уровень –14%

средний уровень – 62%

низкий уровень – 24%

  • основные понятия по правилам дорожного движения:

высокий уровень – 10%

средний уровень – 43%

низкий уровень – 47%

На основе этих результатов мною был составлен перспективный план работы по 2 направлениям:

  1. Взаимодействие с детьми;
  2. Взаимодействие с родителями.

I.Взаимодействие с детьми

  1. Для осуществления работы по данному направлению я создала в группе  необходимые условия: оформила развивающую среду по правилам дорожного движения, куда вошли:
  • Дидактические и авторские игры по ознакомлению детей с правилами дорожного движения:

«Светофорчик», «Моя дорога домой», «Веселое путешествие», «Мы пешеходы», «Приключения Светофорчика»

  • Мнемотаблицы. «Красный, желтый, зеленый», «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов»
  • Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки.
  • Транспорт различного функционального назначения (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику);
  • Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков)
  • Плакаты
  • Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (руль, круглые жетоны красного, зеленого и желтого цвета, светофор, жезл)
  • Дорожные знаки

Также мною были изготовлены машины-чехлы, которые мы обыгрываем в сюжетно-ролевых играх.

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-печатные игры, для системной и эффективной работы с детьми составила картотеку подвижных, интеллектуальных, дидактических игр.

Также я создала картотеку «Опасных ситуаций на перекрестке».

2.Обучение, закрепление знаний по правилам безопасного поведения осуществляется и в игровой форме. Для этих целей я использую сюжетно-ролевые игры, такие как «Водители», «На дорогах города», «Правила движения». В этих играх дети закрепляют свои знания о правилах дорожного движения, учатся соблюдать их, формируют умения взаимодействовать в коллективе, а так же развивают память, внимание, творческое мышление. Они позволяют моделировать дорожную обстановку и реализовывать возможность участия ребенка в игре. При этом следует максимально стремиться приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

В свободное время мы читаем художественную литературу по правилам дорожного движения. Дети разучивают стихи, пословицы, поговорки, загадки. Полученные знания включаю в праздники, развлечения, которые являются интересной формой работы с детьми, и проводятся с целью закрепления знаний о ПДД.

Значительное место отводится практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым  прогулкам, во время которых дети наблюдают дорожное движение, закрепляют раннее полученные знания.

Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, мы  наблюдаем, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры. Я всегда обращаю внимание детей на такие важные моменты для безопасности  движения, как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательную активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу). Зимой обращаю внимание на скользкую дорогу.    

Вместе с детьми мы любим посещать автогородок  в Муромском реабилитационном центре. Там дети применяют на практике свои знания по дорожному движению, беседуют с инспектором ГИБДД, смотрят обучающие, познавательные мультфильмы и играют в компьютерные игры по ПДД.

После таких экскурсий и прогулок дети отражают свои знания в рисунках  и поделках.                                                                                                                Все эти формы и методы, используемые мной в работе, помогают формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. 

                                   

  II. Работа с родителями.

Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Довожу до сведения родителей учебную программу, даю рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.

Цель работы с родителями – совместными усилиями помочь в воспитании у детей культуры дорожного движения. Для этого провожу анкетирование, даю консультации.

В пропаганде правил дорожного движения я широко использую наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течении года в папки – передвижки помещаю материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, задания по закреплению у детей правил поведения на улице. Родители принимают активное участие в мероприятиях по ПДД, проводимых в детском саду: в праздниках, развлечениях,  ходят на экскурсии, целевые прогулки.  Вместе с родителями участвовали в конкурсах ДОУ:  развивающей среды по ПДД  и конкурсе авторских игр, которые  в 2011-2012 году были  представлены  на городском конкурсе «Зеленый огонек». Помогают в пополнении и обновлении развивающей среды.

.

Результативность                                                   Систематическая работа с детьми по обучению правил дорожного движения, использование эффективных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по ПДД и безопасному поведению  показывает такие результаты:

  • общие знания детей по правилам дорожного движения:

высокий уровень -33%

средний уровень – 57%

низкий уровень – 6%

  • правила поведения в транспорте:

высокий уровень – 57%

средний уровень – 38%

низкий уровень – 6%

  • основные понятия по правилам дорожного движения:

высокий уровень – 38%

средний уровень – 52,4%

низкий уровень – 9,5%

Эти результаты позволяют сделать вывод об итогах работы:

-   Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.

-  Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

-   Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

План дальнейшей работы

  • совершенствовать воспитательно - образовательный процесс по усвоению детьми правил дорожного движения;
  • обновлять и обогащать предметно-развивающую среду;
  • активно привлекать родителей к совместным мероприятиям по усвоению правил дорожного движения;
  • вовлекать малоактивных родителей в педагогический процесс;

Адресная направленность

Опыт рекомендую использовать воспитателям дошкольного образовательного учреждения, педагогам дополнительного образования и  родителям.

Общие знания детей по правилам дорожного движения:   

Правила поведения в транспорте  

                                                 

Основные понятия по правилам дорожного движения

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогический проект по формированию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде»

Данный проект помогает сформировать у детей основы безопасного поведения на улице посредством ознакомления с правилами дорожного движения....

«Педагогический проект по формированию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде» "Путешествие в страну ПДД"

Тип проекта: познавательно – игровой. Длительность проекта: краткосрочный. Участники: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели. Детский сад является самой первой ...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема:: «Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно –транспортной среде».

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасног...

«ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ДОРОЖНЫЙ LEGO - ГОРОД» (далее – проект) создание площадки на улице, образовательного пространства, для развития у детей устойчивых навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в дорожно-транспортном процессе через ознакомление с правилами дорожного движения с использованием современных педагогических технологий, конс...