«Педагогический проект по формированию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде»
проект по обж

Мартын Наталья Викторовна

Данный проект помогает сформировать у детей основы безопасного поведения на улице посредством ознакомления с правилами дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

 «Педагогический проект по формированию у дошкольников

умений и навыков  безопасного поведения в окружающей

дорожно - транспортной среде»

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье — каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены.

Именно поэтому приоритетной задачей педагогических коллективов является предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма. Её решение требует совместного участия педагогов, воспитанников и их родителей.

Деятельность детского сада по формированию навыков безопасного поведения на дорогах является комплексной и предусматривает:

  • Организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОУ;
  • Повышение компетентности родителей посредством взаимоотношений (взрослые должны знать правила движения для пешеходов и воспитывать детей как дисциплинированных пешеходов);
  • Использование в педагогической практике современных инновационных образовательных технологий, особенно проектного метода;
  • Совершенствование предметно - развивающей среды.

Подобная деятельность организуется в соответствии с нормативными документами, в частности с федеральными государственными  требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии — это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь игровая деятельность - ведущая в жизни дошкольника. У детей очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.  Особое внимание надо уделять предметно - развивающей среде. При формировании представлений дошкольников о правилах дорожного движения предметно – развивающая среда должна быть не только разнообразной и разноплановой, но и функциональной: дети должны овладевать игрой, трудом и общением в процессе ознакомления с правилами дорожного движения, интегрировать в процессе игры разные виды детской деятельности. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

В связи с этим в нашем детском саду  было решено провести в детском саду анкетирование семей воспитанников с целью получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения. Несмотря на то, что на улице проще рассказать правила дорожного движения (так делает большинство родителей), правильнее это делать дома в форме игры в силу психолого-возрастных особенностей дошкольников, а закреплять их на улице, во время прогулок, поездок. Актуальность проекта обусловлена результатами проведенного анкетирования родителей, целью которого было определить значимость проблемы безопасности жизнедеятельности ребенка. (Приложение 1)

Цель проекта: сформировать у детей основы безопасного поведения на улице посредством ознакомления с правилами дорожного движения.

Задачи:

- расширять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения;

- Освоение детьми практических навыков поведения  на дороге и понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения;

- обучать умению наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении;

- Проведение активной пропаганды безопасности дорожного движения среди родителей ДОУ, вовлекая их в образовательный процесс по обучению детей безопасному поведению на дорогах;

Участники проекта: дети разновозрастной группы, родители воспитанников, Ученики начальных классов МКОУ Варламовской СОШ, воспитатели группы.

Продолжительность:  проект среднесрочный.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

1. Подбор материала по Правилам дорожного движения.

2. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.

3. Просмотр видеоматериала.

4. Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», О. Бедарев «Если бы…», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения»,

5. Изготовление дидактических игр по ПДД.

6. Использование игр:

Дидактических: «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка», «Объясни» и т. д.

Подвижных: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т. д.

7. Подбор материала для разработки модуля «Правила дорожного движения».

Основной этап работы:

• Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожного движения».

• Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД.

• Решение игровых ситуаций.

• Викторины по ПДД. (совместная деятельность детей и родителей)

Заключительный этап:

• Посвящение в пешеходы.

• проведение развлекательно – познавательного мероприятия по правилам дорожного движения для детей старшего возраста и начальных классов Флешмоб «Мы за безопасность! А Вы?»

  •  Анализ и обработка результатов по реализации проекта.

Организация работы с воспитанниками по формированию навыков безопасного поведения на дорогах включает в себя:

1. Беседы  «Если ты гуляешь один», «Правила поведения в общественном транспорте»

2. Наблюдение на прогулке за транспортом и пешеходами.

3. Подвижные игры «Водители», «Тише едешь, дальше будешь», «Собери картинку» и др.

4. Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

5. Настольные игры «Путешествие пешехода», «Азбука пешехода», «Лото Дорожные знаки».

6. Рассматривание иллюстраций «Как избежать неприятностей»

7. Рисование на тему безопасности.

8. Чтение книг о безопасном поведении.

9. Конструирование из мелкого строительного материала «Моя улица» с дальнейшим обыгрыванием построек.

Работа воспитателей при подготовке к проекту:

• Консультации.

• Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения.

• Подбор материала о Правилах дорожного движения.

• Разработка акции «Правила дорожного движения».

Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, использовались следующие формы работы:

• анкетирование;

  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

• Оформление стендов «Уголок безопасности», «История светофора», «Законы улиц и дорог».

• Совместное изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых по ПДД.

  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей

Нормативно-методическое обеспечение:

  • Пополнение «Библиотеки безопасности», подбор литературы, информационных документов по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма.
  • Пополнение  каталога пословиц и поговорок «Азбука безопасности», картотеки «Правила дорожного движения»

Образовательные области

Организованная деятельность в разных видах детской деятельности:

1. Социализация /безопасность. «Правила и безопасность дорожного движения»

2. Художественное творчество/Рисование «Наша улица»

3. Коммуникация/Речевое развитие «Что мы видели на улице».

4. Чтение художественной литературы. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

5. Социализация/Познание «Как мы ездили в школу».

Совместная деятельность детей и родителей в рамках основного этапа была условно разделена на несколько блоков:

- поисковый

-уточняющий и ознакомительный

- творческий

Деятельность детей и родителей в рамках поискового блока была направлена на нахождение информации о происхождении знаков дорожного движения, об истории регулирования дорожным движением. Параллельно проводилась работа по расширению и уточнению у детей представлений о классификации дорожных знаков, структурных составляющих дорог.

В следующем блоке деятельность детей и родителей была направлена на совершенствование умений детей использовать полученные знания в различных дорожных ситуациях. На специальных занятиях дети рассматривали картины с различными ситуациями, анализировали и делали выводы. Расширяли знания о знаках дорожного движения, их назначении. Полученные знания дети использовали в сюжетно-ролевых, строительных, дидактических играх.

Работа творческого блока была наполнена различными творческими поделками, рассказами, рисунками и театрализованной деятельностью. Например, изготовление макета городского квартала, составление схемы безопасного пути от дома к детскому саду,  рисование необычных дорожных знаков, изготовление макетов светофоров. Объявлен и проведен конкурс на изготовление памятки «Для Вас родители», где дети и родители работали сообща. Доброй традицией нашего детского сада стало общение с жителями села, мы  предлагаем "листовки безопасности" и детские рисунки воспитанников, которые напоминают жителям о правилах дорожного движения и призывают к обязательному их выполнению. Вниманию родителей и младшей подгруппы была предоставлена театрализованная деятельность «Волк и семеро козлят».

Предполагаемый результат:

-    Сформированности знаний дорожного движения для соблюдения безопасного поведения на улицах города;

-     Осознанное отношение детей к выполнению ПДД,

- Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги;

-    Умение ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, находить пути решения выхода их них,

-  В результате проводимой работы  с родителями  повысился  процент заинтересованности  родителей проблемой детского дорожно - транспортного травматизма, вследствие чего они стали активными  участниками  проекта.

На заключительном этапе проекта для оценки уровня знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков были определены вопросы диагностики. Результаты показали, что 10% детей имеют низкий уровень сформированности безопасного поведения на улице и знаний дорожного движения, 15% детей показали средний уровень, т. е. знания имеются, но неустойчивые, и 75% детей правильно ответили на все предложенные вопросы.

Результаты проведенного мониторинга показали, что работа по формированию безопасного поведения на улицах города необходима с использованием эффективных форм, методов и средств.

В ходе проекта «Азбука дороги для детей и родителей» в ДОУ налажено эффективное взаимодействие с  родителями, ведётся планомерная работа  по привитию воспитанникам правил безопасного поведения на дорогах

Используемая литература

Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998

Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.

С. -П. Детство-пресс. 2009

Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»

Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010

Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей»,2010

Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004

Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера»,2010

Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогический проект по формированию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде» "Путешествие в страну ПДД"

Тип проекта: познавательно – игровой. Длительность проекта: краткосрочный. Участники: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели. Детский сад является самой первой ...

Формирование культуры безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде у дошкольников с нарушениями слуха

Дети с нарушенным слухом лишены возможности воспринимать звуки улицы, проезжающего транспорта, речь людей с помощью слуха; они воспринимают их с помощью зрения, а при наличии специальной аппаратуры с ...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема:: «Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно –транспортной среде».

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасног...

«ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ДОРОЖНЫЙ LEGO - ГОРОД» (далее – проект) создание площадки на улице, образовательного пространства, для развития у детей устойчивых навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в дорожно-транспортном процессе через ознакомление с правилами дорожного движения с использованием современных педагогических технологий, конс...