Формирование культуры безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде у дошкольников с нарушениями слуха
статья по обж

Курдина Зиля Равилевна

Дети с нарушенным слухом лишены возможности воспринимать звуки улицы, проезжающего транспорта, речь людей с помощью слуха; они воспринимают их с помощью зрения, а при наличии специальной аппаратуры с помощью тактильно-вибрационных ощущений.

Современный уровень развития окружающей дорожно-транспортной среды предъявляет большие требования к людям с ограниченными возможностями, поэтому наиболее остро перед педагогами и родителями стоит проблема обучения правилам дорожного движения детей с нарушениями слуха для сохранения их жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_statya.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде у дошкольников с нарушениями слуха.

На современном этапе развития человечества одной из важнейших образовательных областей является направление «Основы безопасности жизнедеятельности», которое нацелено на формирование культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье. Вопросы обучения основам безопасности детей дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.[5]

Проблема обучения детей правилам дорожного движения приобретает особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения, что приводит к увеличению нарушений правил дорожного движения и, как следствие, к дорожно-транспортному травматизму. Среди жертв дорожно-транспортных происшествий (ДТП) значительный процент составляют дети[2].

Большая роль в решении данной проблемы отводится организации работы по предупреждению ДТП в дошкольных учреждениях, которые способствуют обеспечению заблаговременной и правильной подготовки дошкольников безопасному поведению на дорогах [9, c. 4].

В практику детских садов в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных ситуациях на дороге: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.), методическое пособие «Дорога, ребенок, безопасность» Н.И.Клочанова, цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста «Ребенок на улице» А.А.Вдовиченко.

Наш детский сад посещают дети с нарушением слуха. Не секрет, что обучающиеся коррекционных образовательных учреждений, в том числе и глухие и слабослышащие дети, имеют ряд психических и личностных особенностей: неадекватность реакций, неумение глубоко переживать события и регулировать собственное поведение, неспособность ориентироваться в ситуациях и принимать правильные решения. Дети с нарушенным слухом лишены возможности воспринимать звуки улицы, проезжающего транспорта, речь людей с помощью слуха; они воспринимают их с помощью зрения, а при наличии специальной аппаратуры с помощью тактильно-вибрационных ощущений.

Современный уровень развития окружающей дорожно-транспортной среды предъявляет большие требования к людям с ограниченными возможностями, поэтому наиболее остро перед педагогами и родителями стоит проблема обучения правилам дорожного движения детей с нарушениями слуха для сохранения их жизни.

На первом году обучения детей с нарушением слуха большое внимание уделяется социализации дошкольников через различные виды деятельности с использованием разнообразных методических приемов, большая часть из которых иллюстрированные, театрализованные, игровые. Мы учим их ориентироваться в группе, на участке, в помещении детского сада, знакомим с элементарными правилами дорожного движения, вводим понятия «дорога», «светофор», «дом», «улица». На целевых прогулках уточняем представления детей об улице, транспорте, формируем элементарные знания о поведении детей на улице: нельзя одному переходить дорогу; двухцветный светофор предназначен только для пешеходов, а трёхцветный – для транспорта; машины едут по дороге, люди ходят по тротуару и т.д.

В свою практическую деятельность по ознакомлению с правилами дорожного движения детей с нарушениями слуха первого года обучения мы внедрили проект «Светофор».

Проект «Светофор»:

Проблема проекта: знакомство детей со светофором и его сигналами.

Участники проекта: дети первого года обучения.

Цель проекта: учить детей различать знаки светофора и действовать согласно сигналу светофора.

Вид проекта: групповой, продолжительность 3 месяца.

Продукт проекта:

  • выставка детских работ;
  • досуг «Светофор – наш друг».

Задачи проекта:

  • познакомить детей со светофором;
  • учить действовать согласно цвету светофора;
  • обогащать словарь детей;
  • содействовать доброжелательному общению детей друг с другом;
  • содействовать общению детей со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений;
  • развивать поисковую деятельность детей.

В разработку проекта вошли:

  • подготовка методической литературы, иллюстрированного материала по данной теме;
  • подбор игрушек, атрибутов, материалов для игровой деятельности;
  • подготовка материалов для продуктивной деятельности;
  • составление перспективного плана мероприятий.

План мероприятий по данному проекту:

Образовательная

область

Вид

деятельности

Содержание

деятельности

Задачи

Познание

Познавательная,

Исследовательская

  1. Рассматривание светофора
  2. Целевая прогулка

Познакомить детей со светофором, значением сигнала - цвета, учить различать цвета, соотносить цвета, подбирать соответствующие таблички: красный, жёлтый, зелёный

Социализация

Коммуникативная

Дидактические игры:

«Найди свой цвет»,

«Собери светофор»

Развивать игровую деятельность, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Физическая культура

Активная физическая деятельность

Подвижные игры:

«Бегущий светофор»,

«Займи своё место»,

«Найди свой цвет»

Продолжать закреплять с детьми действия на сигналы светофора, умение соотносить цвета, учить ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.

Труд

Конструктивная

Изготовление макета светофора

Воспитывать потребность трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам коллективного труда продолжать учить работать с клеем, воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Художественная литература

Читательская,

познавательная

Знакомство с книгой

«Новые правила поведения для воспитанных детей» /Шалаева Г. П., Журавлёва О. М. – М:СЛОВО, Эксмо, 2006- 160 с.

Познакомить детей со стихотворениями, рассмотреть картинки, учить по картинкам определять правильно или нет поступают герои стихотворения

Здоровье

Исследовательская

Решение проблемной

ситуации «Как сохранить здоровье?» (что будет если пойти на запрещающий сигнал светофора)

Сохранить физическое здоровье детей, формировать представления о безопасном поведение на дороге.

Музыка

Музыкальная

Игра «Воробышки и автомобиль»

Использовать музыкальные произведения как средство обогащения представлений детей о ПДД

Коммуникация

Коммуникативная

Игры

«Плохо – хорошо»,

«Дай такой же»

Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми; упражнять в использовании доступных форм устной речи детей в игре

Художественное творчество

Изобразительная

Рисование

«Раскрась светофор»

Развивать продуктивную деятельность детей; учить детей раскрашивать не выходя за линию, выбирать нужный цвет, ориентироваться на листе бумаги

Безопасность

Познавательная

Экскурсия «Светофор»

Провести с детьми экскурсию, приобщать к правилам безопасного поведения человека на дороге, передать детям знания о правилах безопасного перехода дороги

Реализация этого проекта помогла детям понять, какое значение имеет светофор на дороге, какие действия совершать согласно определённому сигналу светофора. В ходе различных видов деятельности дети были вовлечены в партнерские отношения, что позволило им усвоить определенный опыт взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Также они научились выполнять простые поручения, действовать в рамках определенных правил, организовывать свою работу (выбрать и разложить нужные материалы перед занятием, убирать своё рабочее место после занятия и т.д.).

Таким образом, участие в проектной деятельности для детей явилось способом удовлетворения их познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Кроме того повысился и активизировался их словарный запас.

Литература:

  1. Азбука поведения на дороге: программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города. // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». –М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 80с.
  2. Безопасность дорожного движения [Электронный ресурс] //http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. Головчиц Л.А. Обучение и воспитание глухих детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 161с.
  4. Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения посредством чтения с губ [Электронный ресурс] //http://do.gendocs.ru/docs/index-90343.html.
  5. Основы безопасности детей дошкольного возраста. /Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2007.
  6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 304с.
  7. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. Разработки занятий/ Л.Б. Поддубная. – В.: Корифей, 2005, №4 – 128с.
  8.  Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий/ Л.Б. Поддубная. – В.: Корифей, 2005, №5 – 128с.
  9. Степанова Э.Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1978. – 62с.
  10. Что нужно знать детям, чтобы избежать дорожно-транспортного происшествия [Электронный ресурс] //http://festival.1september.ru/articles/619983/
  11. Н. Карпухина: Программная разработка образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация» в младшей группе. – М.: «Учитель», 2013. – 116 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогический проект по формированию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде»

Данный проект помогает сформировать у детей основы безопасного поведения на улице посредством ознакомления с правилами дорожного движения....

«Педагогический проект по формированию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде» "Путешествие в страну ПДД"

Тип проекта: познавательно – игровой. Длительность проекта: краткосрочный. Участники: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели. Детский сад является самой первой ...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема:: «Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно –транспортной среде».

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасног...

«ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ДОРОЖНЫЙ LEGO - ГОРОД» (далее – проект) создание площадки на улице, образовательного пространства, для развития у детей устойчивых навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в дорожно-транспортном процессе через ознакомление с правилами дорожного движения с использованием современных педагогических технологий, конс...