Художественно-декоративная деятельность
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Журавлева Наталия Васильевна

Для развития  художественно-эстетического восприятия , понимания ими основных законов композиции  незаменимой является художественно-декоративная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hudozhestvenno-dekorativnaya_deyatelnost_detey.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Статья « Художественно-декоративная деятельность детей »

ГБДОУ №6 Колпинского района Санкт-Петербурга

Воспитатель Журавлева Н.В.

Для развития вкуса детей , а главное-  понимания ими основных законов композиции ( ритм, симметрия) незаменимой является художественно-декоративная деятельность . С незапамятных времен создавались и передавались из поколения в поколение игрушки и поделки ,развивающие воображение детей. Особая ценность художественно-декоративной деятельности –в том, что используются разные материалы , которые по-разному сочетаются. Надо выбрать те материалы, которые наилучшим образом подходят к воплощению замысла.Всё это пробуждает инициативу детей , побуждает к самостоятельным действиям, придает им поисковый характер.

Особенностью декоративного узора является ритмическое повторение тех или иных элементов.Оно может быть простым( чередование одних и тех же элементов) и более сложным ( какая-либо деталь узора повторяется через определенный промежуток).При этом важно помнить : узор « не терпит »  ни больших пустот , ни излишней тесности, а его элементы должны ритмически чередоваться ( ритм составляет основу узора). Должны чередоваться и цветовые пятна: это придает узору цветовое равновесие.

Ознакомление детей с росписью  можно начать с ДЫМКОВСКИХ ИГРУШЕК: колечки, мазки, точки, прямые полосы, ритмически чередующихся в орнаменте. Обязательно объяснив как важно соблюдать одинаковые интервалы между элементами , ритмически организовывать пространство, особое внимание уделяя приему-окаймляющая дужка. Этот прием требует особой сосредоточенности. Рука при нанесении дужки , окаймляющей каждый мазок , делает одинаковые ритмичные движения . Этот прием готовит руку к письму.

Важно согласовывать размер и расположение элементов узора с формой украшаемой поверхности . Вначале дети определяют цвет, форму, величину и количество элементов узора , учатся находить середину круга, квадрата или полосы и располагать элементы в определенном порядке . Далее следует показать детям, как заполнять центр пространства и располагать рисунок от центра к краю и углам в зависимости от формы бумаги. Детям предлагается самостоятельно скомбинировать в узоре светлые и темные тона , а также крупные и мелкие детали.

Повторение одного мотива способствует развитию глазомера , является хорошим средством тренировки руки, вырабатывает координацию движений , воспитывает аккуратность и вдумчивое отношение к работе. Ни один узор не строится из случайных элементов, а составляется на основании имеющихся у детей знаний.

При рассматривании игрушек-образцов ( например, дымковских) необходимо использовать загадки, стихотворения, песни – потешки в сочетании с движениями. Музыкальное сопровождение деятельности способствует плавному переключению движений руки от одного элемента росписи к другому , улучшает слуховое внимание. Деятельность способствует развитию памяти ( слуховой, зрительной, моторной) , внимания (произвольного, зрительного, слухового), мышления и др.

Конспект НОД. Художественно-эстетическое развитие . Рисование « Козлик» .

Для детей  младшего  возраста.

Цель: вызвать желание  украшать силуэты козликов элементами росписи дымковских игрушек , равномерно располагать элементы , чередовать формы и цвет, вызывать эмоциональное отношение к работе путем « одушевления» рисунка, игрушки.

Организационный момент.

Воспитатель: Наши глаза                                            Дети:  нам помогают

                           Наши уши                                            внимательно слушают

                           Наши ноги                                             нам не мешают

                            Наши руки                                            нам не мешают, а помогают.

 Воспитатель:

А что в этой коробке?                                                

Откройте её!  Козлик! Да какой нарядный! Вот как вертится, хочет  плясать и стихотворение про себя рассказать. Кто из вас, ребята знает потешку про козлика?

Воспитатель и дети :                                                                       Дети:

Идет козел мохнатый,                                                     поднимают указательные пальцы и мизинцы,

Идет козел бородатый,                                                    вращают кистями рук.

Рогами помахивает                                                       поднимают и опускают указательные пальцы

Бородой потряхивает                                                         и мизинцы, поднимают и опускают

Копытами постукивает                                                     средний и безымянный пальчик, поочередно

Идет блеет, коз и козлят зовет « Ме-е»                          постукивают пальцами по столу.

Обращаясь к дымковской игрушке , дети рассказывают потешки.

 Козынька – козочок

Коротеньки ножки,

Сафьяновы сапожки.

Я тебя кормила, я тебя поила,

На ножки поставила, танцевать заставила!

Дети рассматривают картинку, на которой изображена дымковская игрушка ( козлик).

Воспитатель: Какая это игрушка? (дымковская) Какие элементы узора вы видите? ( полосы, колечки, волнистые линии) Какого они цвета? Как расположены цвет и форма? ( чередуются).

 На столах лежат изображения козликов. Но они все грустные. Им хочется, чтобы их костюмы были яркими и нарядными. Вы, ребята можете помочь . На столах лежат  бумажные элементы узора. Украсим ими костюмы козликов.  ( напоминание о правилах работы с клеем и расположении узора)  Возьмите нужную деталь узора и нанесите на нее клей. Украшайте козликов этими узорами. Закончив работу, дети объясняют, кто какими элементами росписи дымковской игрушки украсил козликов.

                       

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное декоративное плетение и ткачество.

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и из...

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Фотоотчёт с городского конкурса художественно-декоративного творчества "В мире русских народных сказок" 2019

В данном материале представлен фотоотчёт с городского конкурса художественно-декоративного творчества "В мире русских народных сказок"  в котором участвовала моя воспитанница Тубанова Н...