Кружок "Волшебные пальчики"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Горских Ольга Евгеньевна

Занятия по нетрадиционной лепке во 2 младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnye_palchiki_2015-2016_2_mladshaya.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №28 "Колосок"                                                                                                                                                

Принята                                                                              Утверждаю:            

на педагогическом совете                                                Заведующая МБДОУ "Детский сад №28 "Колосок"

МБДОУ «Детский сад № 28                                             Григорьева А.В.___________________

«Колосок»                                                                          Согласовано: старший воспитатель МБДОУ

Протокол №                                                                      "Детский сад №28 "Колосок"

Утверждена на                                                                   Быкова Е.В.______________________

Программа  "Волшебные пальчики"

"Лепка для детей дошкольного возраста"

Предназначена для работы с детьми дошкольного возраста (3-4 лет)

Разработчик:

Горских Ольга Евгеньевна

Воспитатель

Прокопьевск,  2015

Новизна, актуальность, педагогичес-кая целесообраз-ность программы

   Лепка  имеет большое  значение для обучения детей  дошкольного возраста.                                                       Этот вид деятельности положительно влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.  Развивает память, внимание.       Кружок «Волшебные пальчики» создан помочь ребенку сформировать художественный вкус, научить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, уметь видеть богатство цвета и форм предметов окружающего мира, обогащать сенсорный опыт детей. Одна  из задач обучения лепке состоит в том, чтобы развить творческие возможности детей.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка.     

Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.

Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук.

Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.

Нормативно-правовая и документаль-

ная основа рабочей программы

Программа " От рождения до школы"

Цель

  Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно- творческие способности и интерес к лепке.       Закреплять  представление о свойствах теста и пластилина. Учить разнообразным  приемам раскатывания, вдавливания, прищипывания, сглаживания, познакомить со способами использования стеков. Формировать умение организовывать свое рабочее место, работать аккуратно. Формировать способность следовать устным инструкциям, внимательно слушать, не перебивать. Развивать уверенность в своих силах. . Формировать навыки сотрудничества: воспитывать интерес к работам товарищей, умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.

Задачи программы

Воспитывать желание у детей своими руками создавать красивые поделки из пластилина и теста, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка  или для украшения группы.

Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас.

Учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции.

Блоки (разделы, модули)

Техника:

Осень

Зима

Весна

Тесто солёное

1.Посуда

2.Печенье

1.Мама

2.Снеговик

1.Свободная тема

2.Повар

Налеп

1.Картошка в мешке

2.Осенние деревья

1.Бабка и дед

2.Пушка

1.Цыплёнок

2.Цветок на клумбе

Рисова-ние пласти-лином

1.Яблоко

2.Солнышко лучистое

1.Машинка

2.Домик для зайчика

1.Пасхальное яйцо

2.Красивая бабочка

Ба-рельеф

1.Ягоды

2.Стол

1.Рыбка

2.Ёлочный шарик

1.Бабочка на цветке

2.Гусеница

Лепка с  применением природ-ного мате-

риала

1.Грибы

2.Варежки

1.Черепаха

2.Лестница для бельчонка

1.Кактус в горшке

2.Грядки

Лепка с приме-

нением подруч-

ного (бросо-

вого) мате-

риала

1.Длинная змея

1.Ёлка

1.Сова

Принципы

1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ребенка, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности воспитанников во время занятий.

3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.

4. Принцип вариативности дает возможность развивать у детей вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.

Методы

-экспериментирование с изобразительными материалами;

-создание и решение проблемных ситуаций;

-игровые приемы;

-рассматривание и обсуждение;

-показ технических приемов;

-пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;

-использование сюрпризных моментов.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа рассчитана для детей 3-4 лет

Сроки реализации программы

2015-2016 учебный год

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут в первой половине дня. Формы занятий групповые, подгрупповые, индивидуальные. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Ожидаемые результаты и способы определения их результатив-

ности

У детей разовьётся стойкий интерес  к лепке из пластилина и теста, как во время занятий, так и в свободное время.

Уверенно будут делить пластилин и тесто на части соответственно замыслу.

Овладеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.

Будут делать работы разными способами: пластическим, комбинированным.

Будут рассказывать о последовательности выполнения своей работы.

Будут радоваться полученному результату.

Повысится уровень развития мелкой моторики рук.

Увеличится активный словарь детей, повысится качество связной речи.

Формы подведения итогов реализации парциальной программы

- выставки детских работ в детском саду

- презентация детских работ родителям

- творческий отчет воспитателя на педсовете

Календарно-тематическое планирование

Тема

Задачи

Материал

Сентябрь

Картошка в мешке

Учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать тактильные ощущения.

Вырезанный из картона шаблон мешка, пластилин коричневого цвета, дощечка-подкладка.

Яблоко

Учить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. Учить собирать целое из частей.

Картон с контурным изображением яблока, пластилин красного (жёлтого или коричневого) цветов.

Октябрь

Ягоды

Учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики, наносить на них узор.. Познакомить с ягодами и названиями.

Пластилин красного и синего цветов, заострённые палочки, дощечка-подкладка.

Осенние деревья

Учить скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Учить налеплять фигурки на картон.

Картон с нанесенным по контуру дерева (без кроны) пластилином, разноцветный пластилин.

Солнышко лучистое

Учить детей наносить пластилин на поверхность, расплющивая его.

Картон голубого  цвета с наклеенными белыми облаками, пластилин жёлтого цвета.

Грибы

Учить детей раскатывать из маленьких шариков пластилина столбики и соединять их с дополнительным материалом.

Четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных пополам, скорлупа от фисташек, пластилин коричневого цвета, дощечка-подкладка.

Стол

Учить детей раскатывать валики из пластилина. Формировать умение лепить разные по размеру предметы. Учить наносить узор при помощи заострённой палочки.

Пластилин, вырезанные из картона квадратная крышка для стола, дощечка-подкладка, картонка-подкладка, заострённые палочки.

Ноябрь

Посуда

Учить сплющивать шарик, скатанный из теста, между ладоней и делать пальцем углубление в середине сплющенного комочка. Развивать речь и мышление.

Тесто солёное, дощечка-подкладка.

Длинная змея

Учить детей выкладывать мозаику из пуговиц. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Учить раскатывать длинную колбаску из шарика пластилина.

Пластилин, пуговицы, картонка-подставка.

Печенье

Учить детей лепить из теста шарик, сплющивать его между ладоней и нажимать пальцем на тесто, оставляя углубленные следы.

Тесто солёное, дощечка-подкладка.

Варежки

Учить детей наносить пластилин на поверхность. Учить самостоятельно украшать изделие. развивать внимание.

Вырезанная из картона варежка, пластилин, горох, рис, фасоль.

Декабрь

Снеговик

Учить лепить предметы , состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала, развивать речь и мышление.

Тесто солёное, спички, маленькие крышечки.

Рыбка

Учить детей лепить предметы овальной формы, прищипывать детали и украшать изделие с помощью заостренной палочки. Развивать внимание.

Пластилин, заострённые палочки.

Ёлочный шарик

Учить делать шарик из пластилина, сплющивать его, наносить узор при помощи заострённой палочки.

Пластилин разного цвета, заострённые палочки.

Ёлка

Учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон. Учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала.

Ёлочка, вырезанная из картона, пластилин разных цветов, мелко нарезанный дождик.

Январь

Бабка и дед

Учить детей наносить пластилин на заданную поверхность, доводить изделие до нужного образа с помощью ниток и пластилина. Закреплять знания детей о частях лица и тела.

Вырезанный из картона овал, пластилин белого, чёрного, красного цветов, белые и серые нитки.

Домик для зайчика

Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина.

Картон, пластилин.

Лестница для бельчонка

Закреплять умение детей раскатывать столбики и прикреплять их к концам к вертикальным столбикам.

 Пластилин.

Февраль

Машинка

Учить детей наносить пластилин на заданную поверхность , состоящие из нескольких частей. Развивать речь, мышление.

Пластилин, картонка-подставка.

Черепаха

Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику.

Пластилин, половинка скорлупы грецкого ореха, картон.

Пушка

Учить детей лепить предметы, состоящие из трёх деталей. Обогащать речевой словарь детей.

Пластилин, картинка пушка.

Мама

Учить детей лепить предметы, состоящие из двух частей, закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью заострённой палочки.

Тесто солёное, заострённая палочка.

Март

Свободная тема (подарок маме)

Учить детей лепить из теста по собственному замыслу.

Тесто солёное.

Кактус в горшочке

Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью природного материала. Познакомить детей с комнатным растением кактусом.

Пластилин, сосновые или еловые иголки.

Сова

Учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Развивать восприятие, внимание.

Пластилин, горох.

Повар

Учить детей раскатывать и сплющивать тесто, соединять его концы внахлёст, накладывая их друг на друга и прижимая.

Солёное тесто.

Апрель

Гусеница

Учить детей  раскатывать колбаски, наносить рисунок при помощи заострённой палочки.

Пластилин, заострённая палочка.

Красивая бабочка

Учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать изделие.

Картон с контуром бабочки, пластилин.

Цыплёнок

Закреплять умение лепить предметы расплющивая их, состоящие из нескольких деталей.

Пластилин жёлтого и коричневого цветов, дощечка-подкладка.

Цветок на клумбе

Учить детей делать налеп на картинки. Развивать память, восприятие, речь и мышление.

Пластилин разных цветов.

Пасхальное яйцо

Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность и украшать изделие.  Развивать речь и мышление.

Вырезанное из картона яйцо. Заострённые палочки.

Май

Грядки

Учить детей сплющивать скатанные из пластилина столбики между ладоней. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа.

Пластилин, горох, фасоль, гречка.

Бабочка на цветке

Учить  детей наносить пластилин тонким слоем, создавать рисунок при помощи заостренной палочки.

Пластилин разного цвета, заостренная палочка.

Перспективный план взаимодействия с социумом

Сроки

Вид взаимодействия

Тема

Цель

Ответственный

сентябрь

Просмотр видео фильма

"Как правильно лепить из пластилина и теста"

Формирование интереса и положительного отношения к лепке ,развитие кругозора.

Воспитатель

Январь

Театр

"Любимые игрушки"

Воспитание бережного отношения к игрушкам.

Воспитатель

Перспективный план  взаимодействия с семьями воспитанников

Сроки

Вид взаимодействия

Тема

Цель

Ответственные

октябрь

Родительское собрание

"Как развивать мелкую моторику ребенка"

Знакомство родителей с планом кружковой работы.

Воспитатель, родители.

февраль

Консультации

«Развитие творческого воображения ребенка»

Знакомство с условиями развития творческих способностей ребенка.

Воспитатель, родители.

Научно-методическая литература

-Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий.   Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.

-Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Мозаика-Синтез 2015

- Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005

-Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.

-В. А. Хоменко Солёное тесто Шаг за шагом.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с

-Воспитатель ДОУ №2/2007.

-Анна Фирсова Чудеса из солёного теста  АЙРИС - ПРЕСС Москва 2008.

- Т.С.Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий -М.: Мозаика-Синтез,2007.

-Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез,2005

- «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.

-Гальперин П.Я. введение в психологию-М.,1976.

-Пиаже Ж., Инельдер Б. Психология ребенка. — СПб., 2003.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...