Программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников через тестопластику "Ловкие ладошки"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Кузьмина Алена Владимировна

 

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Народное  искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Ловкие ладошки"299 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31

с. Святогорье Муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Утверждено

Заведующим  МБДОУ

  д /с  № 31 с. Святогорье  

Лесиковой Н. В.

________

«___» _______________ 20 __г.

Принято на педагогическом совете

От протокол №_____

 «___» ___________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По художественно – эстетическому развитию дошкольников через тестопластику

 

«Ловкие ладошки»

                                                                                       

Разработала:  А. В. Кузьмина

 воспитатель старшей группы

2016

Пояснительная записка.

    Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться. Система обучения в детском саду  строится  таким образом, чтобы  подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка,  и, в дальнейшем,  подготовке к школе. В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов возникла  необходимость разработки образовательных программ внеурочной деятельности.

   Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Народное  искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

     Программа «Ловкие ладошки (тестопластика)» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Развитие «ручной умелости» для поступления  ребенка в школу способствуют занятия по лепке. В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в  котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

   Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

   Целесообразность.  Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятья лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Синхронизирует работу обеих рук;
  • Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

Еще одной специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Создание ребенком  даже самых  простых  скульптур – творческий процесс.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

   В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

  

Преимущества солёного теста:

  • Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
  • Легко омывается и не оставляет следов;
  • Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно один раз попробовав тесто на вкус, ребёнок больше не пытается взять его в рот – невкусно!!!
  • Если оно правильно размешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
  • Можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе;
  • Краска пристаёт любая, а возможности для росписи – практически неограниченные;
  • Поверх краски хорошо ещё покрывать лаком – сохраняется на века;
  • С готовым  тестом можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Цели программы:

  • Расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
  • Освоение системы знаний  по русскому народному творчеству и малых  жанрах культуры.
  • развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со  скульптурой.
  • раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии
  • воспитывать умение  ценить, уважать  достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
  • информационно-познавательная компетентность  воспитывать интерес к изучению и  познанию ценностно-ориентационная компетентность декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к  малым скульптурным жанрам
  • регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения  в обществе с детьми и взрослыми
  • коммуникативная компетентность учить детей культуре  речевого общения, выразительной речи, эмоциональному  настроению
  • культурно-социальная компетентность  приобщить  к уважению выполненных  работ  детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке  и самооценке деятельности.

Задачи:

  • формирование представлений о народных  промыслах
  • ознакомление со способами деятельности – лепка из глины  игрушки, барельеф, скульптура
  • формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
  • обогащение  знаний детей через  изучение  декоративно-прикладного искусства – лепка из теста
  • активизация имеющегося опыта  на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на  кружке, применив их на  практике  ежедневно с усложнениями
  • активное участие в ярмарках-распродажах, выставках
  • конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомера

Принципы:

  • Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
  • Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  • Принцип обогащения сенсорного опыта.
  • Последовательности и систематичности.
  • Личностно-ориентированный подход.
  • Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
  • Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  • Принцип организации тематического пространства(информационного поля) – основы для развития образных представлений.

 

Технологии:

  • Игровое обучение
  • Педагогика сотрудничества

 

 Методы:

  • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  • Практический

Средства:

  • соленое тесто
  • стеки
  • доски
  • кисти
  • краска гуашь
  • шаблоны
  • формочки для теста
  • шелковые ленточки, кружева, бусинки
  • магнитные полоски

Правила пользования материалами и инструментами:

  • Аккуратно работать с тестом;
  • Пользоваться салфеткой после работы;
  • Не разбрасывать инструменты;
  • Класть кисточку на подставку;
  • Мыть кисточку после работы, сушить её;
  • Класть материалы и инструменты на место;
  • Убирать своё рабочее место.

Прогнозируемые результаты на конец года:

Старшая  группа:

  • лепка с натуры;
  • лепка по представлению;
  • лепка из целого куска;
  • сглаживание поверхности формы;
  • устойчивость изделия;
  • выразительность образа;
  • динамика движения;
  • лепка из нескольких частей;
  • пропорции;
  • роспись;
  • налепы;
  • углубленный рельеф;
  • использование стеки.

Подготовительная группа:

  • лепка с натуры;
  • лепка по представлению;
  • динамика движения;
  • выразительность образа;
  • лепка скульптуры из 2-3 предметов;
  • поза;
  • пропорции;
  • разные способы лепки;
  • сплющивание;
  • защипывание, соединение краев теста;
  • оттягивание;
  • сглаживание;
  • вдавливание;
  • прижимание;
  • примазывание;
  • раскатывание;
  • мелкие налепы;
  • устойчивость;
  • рельеф;
  • роспись;
  • использование стеки.

Средства диагностики:

  • Отзывы родителей.
  • Наблюдение за детьми.

Место реализации программы в режиме дня

  • Курс обучения тестопластике рассчитан на один год обучения, на детей 5-7 лет.
  • В группе__23___   ребенка:___9___ девочек и  __14______мальчиков.
  • День проведения кружка – понедельник
  • Содержание программы реализуется во второй половине дня.
  • Каждый ребенок занимается в кружке один раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Перспективное планирование творческого замысла

Месяц

Тема

Цели

Примечания

Сентябрь

1. Насекомые

(божья коровка, гусеница) 

Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь скатывать тесто между ладонями круговыми движениями,

-Показать способ соединения частей водой.

-Беседа о лете (насекомые).
-Обследование, рассматривание образца
-Показ способов действия лепки из теста, 
-Пальчиковая гимнастика "Насекомые"

-Цветное тесто: желтое,
Красное.

2. Цветик-семицветик

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

-Общая композиция - панорама лета, выполненная в технике рельефной лепки;

-Тесто, стеки, вода, краски, кисти,

-Иллюстрации картин по теме «Цветы», 

-Музыкальный ряд: песня “Ах, лето”, “Времена года”.

3.Фрукты (яблоко, виноград, слива), или

овощи (помидор, огурец, лук)

Учить детей на выбор лепить предметы удлиненной, овальной формы, 
Закреплять умения лепить предметы большие и маленькие.

-Показать способ соединения деталей с помощью стеки
-Обследование, рассматривание образца;
-Пальчиковая гимнастика "Фрукты"

-Цветное тесто: красное, зеленое, желтое, 
синее.
 

4.Деревья (берёза, тополь, ель)

Учить детей лепить деревья (на выбор), передавая характерные особенности каждого. Тополь: ствол лепим, соединяя тонкие, прямые столбики; ель: плотно прилегающие морковки

-Частичный показ способов выполнения, присоединения деталей; 
-Пальчиковая гимнастика "Деревья"

-Тесто - коричнево, белое, зеленое
 

Октябрь

1.Лягушки – хохотушки

Закреплять умение раскатывать тесто между ладонями для получении овальной формы; 
освоить способ украшения, путем вдавливания или надреза (рот, перепонки);
Соединять детали с помощью воды

-Пальчиковая гимнастика "Лягушки - хохотушки"

-Тесто: зеленое, белое.

2.Рыбка. 

Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

-Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, колпачки от фломастеров, иллюстрации картин по теме «Рыбы», репродукции.

3.Как мы в лес по грибы ходили

Учить лепить грибы конструктивным способом (белый), пластическим (лисички); 
Передавать характерные особенности: у белого гриба ножка толстая и большая шляпка, оттягивать ножку у лисички, прорисовывать вилкой.

-Пальчиковая гимнастика "Грибочки"

 -Тесто: белое, оранжевое, коричневое
 

4.Хрюшка  или поросята на пляже

Упражнять в раскатывании теста прямыми движениями, в соединении деталей между собой с помощью воды.

-Загадки

-пальчиковая гимнастика "Поросята"

-Тесто: розовое 

Ноябрь

1.Собачка

Закреплять умение лепить в последовательности: вначале крупные детали, затем мелкие; 
Совершенствовать навыки в скатывании теста круговыми движениями, сплющивать (ушки), делать надрезы.

-Стихотворение А. Барто «Щенок»

-Тесто: коричневое

2.Тюлень

Закреплять умение раскатывать тесто прямыми движениями; 
Делать прорисовку стекой;
Использовать для украшения другой цвет;
Соединять детали водой

- Рассматривание образца. 
-Пальчиковая гимнастика.

-Тесто: белое, голубое

3.Совушка – сова

Учить детей лепить птиц от овала; 
Уметь делить тесто на равные части, сплющивать для получения крыльев;
Использовать стеку

-Пальчиковая гимнастика "Совушка - сова"

-Тесто: серое

4.Снежинка.

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. 
Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, иллюстрации картин по теме «Зима», репродукции, вырезанные из бумаги снежинки

Декабрь

1.Снегири

Учить детей лепить птиц из теста , используя два цвета: красный - живот, черный - голова, спина. Крылья; 
Присоединять детали с помощью воды;
Закреплять умение использовать вилочку для нанесения оперения.

-Показ способов присоединения деталей, прорисовки оперения; 
-Чистоговорка пальчиками "Снегири"

-Тесто: черное, красное.

2.Снегурочка

Учить лепить фигурку человека
Закрепить прием лепки туловища, рук - от морковки;
Делать углубление на лице для носа, рта кончиком кисти;
Прочно закреплять детали.

-.Рассматривание иллюстраций. образца; 
-Частичный показ способов изготовления;
-Пальчиковая гимнастика "Снежинки

-Тесто: Светло - розовое, голубое, белое, коричневое

3.Дед Мороз

Закреплять умение раскатывать тесто по конусу. Слегка сужая конец для рук,  шеи; 
Показать способ изготовления бороды с помощью чеснокодавилки.

-Пальчиковая гимнастика "Дед Мороз"

-Тесто: светло - розовое, красное, черное, белое.

4.Снеговик.

 

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин.
Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию..

 

Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, иллюстрации картин по теме «Зима».

 

Январь

1.Мышка с сердечком

Показать прием оттягивания теста (мордочка), делать надрез (рот). 
Совершенствовать навык прикрепления деталей с помощью стеки (ушки)

-Стихотворение
-Совместная деятельность со взрослым-изготовление сердечка.

Тесто: серое, красное.


2.Кот Матроскин

Продолжать учить лепить фигурку животного (с вытянутыми лапками); 
Передавать движение скрещиванием и поднятием лап.
Учить раскрашивать бесцветное тесто.

-Пальчиковая гимнастика "котенок - шалун"

-Бесцветное тесто, акварель синего цвета, кисть.

3.Здравствуйте, ребята – пингвинята

Показать способ лепки пингвинов разных размеров (большого и маленького); 
Совершенствовать умение раскатывать тесто прямыми движениями, немного заостряя вверху"
Делать углубление внизу.
Развивать образное восприятие;
Учить составлять композицию.

-Беседа об обитателях Севера. 
-Рассматривание образца;
-Загадка

-Тесто: Черное, красное.

4.Колобок.

 

Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки. Познакомить с понятием «дикие животные». Добиваться произношения звуков «р», «у». Знакомить с повадками диких животных, учить имитировать их повадки. Учить различать и находить предметы круглой формы. Продолжать учить лепить предметы круглой формы.

Бесцветное тесто, акварель, кисть.

Февраль

1.Домашние животные

Учить составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями, частями (цыплята маленькие, забор - высокий); 
Использовать усвоенные приемы в скатывании, раскатывании, сплющивании теста передавать динамику;
Использовать дополнительный материал для композиционного решения.

-Загадки о животных .
-Частичный показ способов лепки.

-Тесто: желтое, красное, бесцветное.
 

2.Кот

Продолжать учить лепить животное в динамике (стоит, сидит); 
Соединять в композиционное решение;
Дополнительно украшать цветочками.

-Пальчиковая гимнастика "котенок - шалун"

-Тесто: оранжевое, белое, коричневое, желтое, красное

3.Звездолёт

Воспитывать интерес к космосу; 
Учить изображать ракету;
Закреплять умение лепить конусовидную форму, соединять детали для композиционного решения.

-Стихотворение Е. Пожиленко

-Тесто: желтое, красное.

4. Черепаха.

Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

 

Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, колпачки от фломастеров, иллюстрации картин по теме «Черепахи».

Март

1.Цветы 

или ваза с цветами (тюльпан, роза, нарцисс, гвоздики)

Научить изготовлению

цветов разными способами: сплющивание шара, ленточный способ, использовать трафарет расческу для прорисовки лепестков гвоздики; 
Совершенствовать навыки в составлении композиции.

-Рассматривание разных видов цветов.

-Частичный показ способов выполнения.

- Стихотворение К. Жанэ Тесто: красное, розовое, зеленое,  оранжевое.
 

2.Что на дне морском?

Упражнять в раскатывании теста прямыми движениями для получения овальной формы; 
Добиваться разнообразия работ за счет передачи динамики движений, формы рыб, делать надрезы, налепы;
Показать разные способы лепки водорослей: скручиванием, раскатыванием с прорисовкой, использование трафарета;
Делать ракушки, используя расческу;

-Рассматривание разных видов рыб.
-Показ способов изготовления.
-Пальчиковая гимнастика "Рыбка плавала в пруду" Тесто: белое, желтое, зеленое,       коричневое, оранжевое,            розовое.

3.Две овечки

Продолжать использовать в

 работе чеснокодавилку.

Загадка "Овца"

Тесто: белое

4.Ежик.

Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, колпачки от фломастеров, иллюстрации картин по теме «Черепахи».

Апрель

1.Лев

Учить детей использовать в работе трафарет, лепить фигурку животного; 
Закреплять способ изготовления объема с помощью чеснокодавилка

 Рассматривание образца.
Стихотворение "Лев" Тесто: оранжевое.
 

2.Девочка на скамейке

Закреплять умение лепить фигурку человека, соблюдая соотношение частей; 
Лепить конусовидную форму, скреплять части водой;
Создавать сюжетную композицию; придавать выразительность образа дополнительными деталями (искусственные волосы и др.)

 Обследование.
Частичный показ способов лепки.
Пальчиковая гимнастика "Наши пальчики"

Тесто: светло розовое, голубое, 

3.Рог изобилия

Совершенствовать навыки лепки округлых и овальных форм, 
Делить конусовидную форму на равные части, составлять композицию.

. Рассматривание образца.
Пальчиковая гимнастика "Наши пальчики"

Тесто: красное, желтое, синее, зеленое.
 

 4.Леипм сказку

Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

 

Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, колпачки от фломастеров, иллюстрации картин по теме «Черепахи».

 

Май

1.Подсвечник

Учить делать подставку под свечку, составляя композицию из округлых форм; 
Делать основу, соответственно размеру свечи.

Показ способа изготовления.
Пальчиковая гимнастика "Наши пальчики"

Тесто: красное, желтое, зеленое.

2.Сказочная курица

Учить лепить сказочную курицу, используя навыки в скатывании и раскатывании теста, 
развивать творческое воображение; заполнять пространство декоративными элементами.

Рассматривание декоративных композиций, образца.
Стихотворение пальчиками "Птица" Тесто: желтое, синее, красное.

                                                                                       

3.Ромашка.

 

Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

 

Материал: силуэты ромашки из плотной бумаги, лекало сердцевины бабочек, соленое тесто (мука, соль, вода, гуашь), стеки, влажная салфетка, скалки

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель: определить степень достижения планируемых результатов рабочей программы и  уровень развития художественно-творческих способностей ребенка.

Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в рабочей программе. Мониторинг проводится 2 раза в год.

Диагностика уровня художественно-творческого развития детей дошкольного возраста базируется на требованиях «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и позволяет выявить качественный и количественный уровни усвоения материала, что дает возможность наглядно увидеть слабые стороны в усвоении рабочей программы каждым ребенком и, соответственно, целенаправленно и продуктивно организовать творческую деятельность.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в рабочей программе

Для текущего оценивания используются субъективные методы: наблюдение, самооценку, самоанализ и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, процесс творческой деятельности, анализ продуктов детской деятельности.

В качестве критериев оценки были выделены:

  • Проявление  интереса к тестопластике.
  • Самостоятельности при реализации замысла
  • Составляет композицию из отдельных элементов.
  • Оригинальность предлагаемых художественных решений.
  • Гармоничность в  сочетании цвета.
  • Сформированность технических навыков при создании  лепного изделия.
  • Аккуратность при работе с материалами и инструментами для лепки

Соответственно были обозначены следующие уровни:

Низкий уровень (1 балл). Эпизодически проявляет интерес к тестоплатике. При реализации замыла просит взрослого о помощи. Композиция лепного изделия проста по форме и количеству элементов. Не присутствует  творческое решение замысла. Технические навыки слабо сформированы. Работа не отличается аккуратностью. Рабочее место и инструменты приводит в порядок после индивидуально адресованного указания.

Средний уровень (2 балла). Проявляет неустойчивый интерес к работе с соленым тестом. Стремится к проявлению самостоятельности при реализации замысла, но  требует утвердительного одобрения взрослого. Ребенок способен самостоятельно составить композицию из отдельных элементов, но не всегда подбирает гармоничные цвета при придании художественного образа лепному изделию.  Технические навыки сформированы по возрасту. Проявляет аккуратность при работе с материалами, но не приводит в порядок рабочие инструменты.

Высокий уровень (3 балла). Ребенок проявляет устойчивый интерес к тестоплатике. Проявляет самостоятельность и творчество при реализации замысла. Составляет разнообразные композиции с большим количеством дополнительных элементов. Использует дополнительные материалы  в декорировании изделия. Имеет четкие представления о сочетании цвета и применяет их при реализации художественного решения. Технические навыки при работе с материалами и инструментами сформированы в полном объеме. Работа и рабочее место отличается аккуратностью. Инструменты  после  работы приводит в порядок.

 

 

Методическое обеспечение:

1. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации, для занятий с детьми 2 -7 лет, И.: «Мозаика – Синтез», М. 2006г.

2. О.А.Соломенникова «Радость творчества» ознакомление детей с народным искусством для занятий с детьми 5-7лет, программа дополнительного образования, И.:«Мозаика – Синтез», М. 2006г.

3. К.Силаева, И.Михайлова «Соленое тесто», И.: «Эксмо», М.2007г.

4. Н.Б.Халезова «Декоративная лепка в детском саду» пособие для воспитателя, И.: ТВ. Центр «Сфера», М. 2005г.

5. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Гуманитарный издательский центр «Владос», М. 2006г. 

6. Н. В. Зимина «Шедевры из соленого теста».  Мир книги, 2009.

 

 

 

Приложение.

Конспекты занятий.

Занятие. Тема: «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Программное содержание: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Оборудование: общая композиция - панорама лета, выполненная в технике рельефной лепки; тесто, стеки, вода, краски, кисти, иллюстрации картин по теме «Цветы», репродукции, стихи; музыкальный ряд: песня “Ах, лето”, “Времена года”.

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.

Сообщение темы занятия

Сегодня, ребята, вы будете лепить цветик-семицветик. Научитесь расплющивать исходную форму шара для лепестков.

Основная часть

Природа, которая окружает нас, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, модницы-бабочки, яркие божьи коровки. Такую красоту можно и нарисовать и слепить.

Звучит музыка.

Посмотрите, ребята, в каком порядке вы будете работать

1) Раскатаем шар из теста.

2) Расплющиваем его - получается лепесток.

  • Изготавливаем таких 7 лепестков и одну сердцевинку.
  • Раскрашиваем лепестки в разные цвета.
  • Устанавливаем на подставке все цветы.

Физкультминутка

Мы ладошки сложили вместе, 
Словно их слепили тестом. 
Начинаем опускать. 
Только, чур, не разжимать.

Пальчиковая гимнастика:

- сжимать и разжимать кулачки (цветочек проснулся и открылся, заснул - закрылся);

- “прогулка” пальцев (пальчики “гуляют” по столу);

- выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;

- изображать “Фонарики” кистями рук;

- хлопанье в ладоши тихо и громко; в разном темпе;

- барабанить пальцами обеих рук по столу.

Подведение итогов работы

Занятие. Тема: «ГУСЕНИЧКА»

Программное содержание: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Оборудование: общая композиция - панорама лета, выполненная в технике рельефной лепки, тесто, стеки, вода, краски, кисти, , иллюстрации картин по теме «Насекомые», репродукции, стихи; музыкальный ряд: песня “Ах, лето”, “Времена года”.

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.

Сообщение темы занятия

Сегодня, ребята, вы будете лепить гусеницу. Научитесь делить большой кусок теста на равные части.

Основная часть

Природа, которая окружает нас, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, модницы-бабочки, яркие божьи коровки. Такую красоту можно и нарисовать и слепить.

Звучит музыка.

Посмотрите, ребята, в каком порядке вы будете работать

1) Разделим большой кусок теста пополам.

2) Каждую половинку делим еще на две части и раскатываем в шарики.

3) Из первой части делаем голову с глазками, носиком, оттягивая тесто.

4) Соединяем все части.

5) Раскрашиваем.

  • Устанавливаем на подставке все гусеницы.

Физкультминутка

Мы ладошки сложили вместе, 
Словно их слепили тестом. 
Начинаем опускать. 
Только, чур, не разжимать.

Пальчиковая гимнастика:

- сжимать и разжимать кулачки (цветочек проснулся и открылся, заснул - закрылся);

- “прогулка” пальцев (пальчики “гуляют” по столу);

- выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;

- изображать “Фонарики” кистями рук;

- хлопанье в ладоши тихо и громко; в разном темпе;

- барабанить пальцами обеих рук по столу.

Составление рассказа о своей гусенице.

Занятие. Тема: «ЯГОДА-МАЛИНА»

Программное содержание: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Оборудование: общая композиция - панорама лета, выполненная в технике рельефной лепки, тесто, стеки, вода, краски, кисти, , иллюстрации картин по теме «Ягоды», репродукции, стихи; музыкальный ряд: песня “Ах, лето”, “Времена года”.

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.

Сообщение темы занятия

Сегодня, ребята, вы будете лепить ягоду-малину.

Основная часть

Природа, которая окружает нас, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, модницы-бабочки, яркие божьи коровки. Такую красоту можно и нарисовать и слепить.

Звучит музыка

Обратите внимание, как выглядит малина: собрана как будто из маленьких шариков. Давайте слепим такие ягодки и дополним их стебельком и листочками.

Физкультминутка

Мы ладошки сложили вместе, 
Словно их слепили тестом. 
Начинаем опускать. 
Только, чур, не разжимать.

Пальчиковая гимнастика:

- “прогулка” пальцев (пальчики “гуляют” по столу);

- выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;

- изображать “Фонарики” кистями рук;

- хлопанье в ладоши тихо и громко; в разном темпе;

- барабанить пальцами обеих рук по столу.

Составление рассказа о своей ягодке.

Занятие. Тема: «ПЧЕЛКА»

Программное содержание: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Оборудование: общая композиция - панорама лета, выполненная в технике рельефной лепки, тесто, стеки, вода, краски, кисти, семена клена - крылатки, иллюстрации картин по теме «Насекомые», репродукции, стихи; музыкальный ряд: песня “Ах, лето”, “Времена года”.

Ход занятия

Эмоциональный настрой.
Улыбнись – и доброту
Делать не устанешь,
И полюбишь красоту,
И умняшкой станешь!

Организационный момент

Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.

Сообщение темы занятия

Сегодня, ребята, вы будете лепить пчелку.

Основная часть

Природа, которая окружает нас, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, модницы-бабочки, яркие божьи коровки. Такую красоту можно и нарисовать и слепить.

Звучит музыка

Давайте рассмотрим нашу гостью — пчелку. Как она выглядит? У нее есть голова, туловище, крылышки. Крылышки прозрачные, нежные, легкие из теста такие не сделаешь. Нам помогут семена клена — крылатки.

Физкультминутка

Чистоговорки в сочетании с движениями, автоматизируют звукопроизношение. Лепим пчелу – применяем чистоговорку: “Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит” – автоматизируем звук “Ж”.

Ноябрь. Занятие 12. Тема: «Раскрашивание красками «Пчелки» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.

Ход занятия

Дети раскрашивают красками «Пчелку»

Занятие. Тема: «РЫБКА»

Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, колпачки от фломастеров, иллюстрации картин по теме «Рыбы», репродукции.

Ход занятия

Эмоциональный настрой.
Улыбнись – и доброту
Делать не устанешь,
И полюбишь красоту,
И умняшкой станешь!

Организационный момент

Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.

Сообщение темы занятия

Сегодня, ребята, вы будете лепить рыбку.

Основная часть

Давайте рассмотрим изображение рыбки. Какая она? Серебристая, плоская, в чешуе. Покажите с помощью ладошек, как она плавает. Расскажиете, где живут рыбки.

Чтобы слепить рыбку, нужно скатать из теста шар, а потом его расплющить в овал. В одной стороны вытянуть носик, с другой — хвостик. С помощью стеки прорисовать хвостик и плавники. Колпачком от фломастера пропечатать чешую.

Физкультминутка

Подвижная игра «Рыбки в море»

Занятие. Тема: «СНЕГОВИК»

Программное содержание: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. 
Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, иллюстрации картин по теме «Зима».

Ход занятия

Загадка. Беседа.

Когда это бывает?
Дел у меня немного -
 
Я белым одеялом 
Всю землю убираю, 
Белю поля, дома
Зовут меня… (зима).
Правильно зимой.
 
-
А сейчас какое время года? Конечно, зима. 
-
Какой сейчас месяц? Да, месяц январь. 
-
Мы с вами много говорили о зиме, наблюдали многие природные явления зимой. 
-
Кто их может еще раз назвать? (дети называют). В ходе ответов нескольким детям воспитатель предлагает повторять слово «снегопад». 
-
Послушайте, дети, про зиму некоторые строки из стихотворений русских поэтов.

«Зима» 
Вышел на просторы погулять мороз, 
Белые узоры в косах у берез 
Снежные тропинки, голые кусты, 
Падают снежинки тихо с высоты

Сообщение темы занятия

Сегодня, ребята, вы будете лепить снеговика.

Основная часть

Как выгляди снеговик ? Он состоит из трех шаров, нос морковкой, на голове ведро, а в руках метла. Ребята самостоятельно лепят снеговика.

Раскрашивание снеговика.

Дети.

Занятие. Тема: «СНЕЖИНКА»

Программное содержание: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. 
Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, иллюстрации картин по теме «Зима», репродукции, вырезанные из бумаги снежинки.

Ход занятия

Загадка. Беседа.

«Синий вечер» 
Вечер зимний в небе синем 
Звезды синие зажег 
Ветви сыплют синий иней 
На подсиненный снежок ... 
Понравились вам эти слова из стихов? Слушая эти строки, какие картины зимней природы вы себе представили? (ответы детей).
Везде гуляет зимушка-зима. В городе у нас по микрорайонам, в деревне, в поле и в лесу. В какой цвет она нарядила природу? Правильно, в белый и бело-голубой. А как она украсила природу? Конечно, насыпала везде снега, намела сугробы, запорошила деревья, кустарники. Почему я сказала, что зима нарядила природу в бело-голубой наряд? Да, мы с вами наблюдали, что в тени снег не чисто белого цвета, он с голубым оттенком. Вспомните, какого цвета снег на солнце? Конечно, белый. Какими словами можно еще его назвать? (чистый, блестящий, сверкающий, переливающийся).

Сообщение темы занятия

Сегодня, ребята, вы будете лепить снежинки.

Основная часть

Как выглядят снежинки? Раскатайте по три колбаски, соедините их посередине, краешки украсте с помощью стеки. Ребята самостоятельно лепят снежинки.

Физкультминутка «Снежинка».

Кружатся снежинки 
В воздухе морозном 
(
кружатся на носочках) 
Падают на землю 
Кружевные звезды 
(
медленно приседают, руками показывая плавное падение снежинок) 
Вот одна упала 
На мою ладошку 
(
встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку) 
Ой, не тай, снежинка, 
Подожди немножко 
(
бережно прикрывают «снежинку» на ладони другой ладошкой).

Занятие. Тема: «ЧЕРЕПАХА»

Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, колпачки от фломастеров, иллюстрации картин по теме «Черепахи».

Ход занятия

Эмоциональный настрой.
Улыбнись – и доброту
Делать не устанешь,
И полюбишь красоту,
И умняшкой станешь!

Организационный момент

Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.

Сообщение темы занятия

Сегодня, ребята, вы будете лепить черепаху.

Основная часть

Давайте рассмотрим черепашку. Почему говорят, что она носит домик на спине? У нее есть панцирь, за который она прячится во время опасности. Чтобы слепить его, нужно скатать шарик, расплющить его и выдавить на нем с помощью колпачков от фломастеров колечки.

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика:

- “прогулка” пальцев (пальчики “гуляют” по столу);

- выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;

- изображать “Фонарики” кистями рук;

- хлопанье в ладоши тихо и громко; в разном темпе;

- барабанить пальцами обеих рук по столу.

Раскрашивание рыбки.

Дети пририсовывают черепашку красками.

Занятие. Тема: «ЁЖИК»

Программное содержание: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Оборудование: тесто для лепки, стеки, подставки, салфетки, фартуки, иллюстрации по теме «Дикие животные», резиновые мячи-ёжики (для массажа пальцев рук).

Эмоциональный настрой

Поздоровайся, дружок –
Пожелай здоровья.
Лечат очень хорошо
Доброта с любовью

Сообщение темы занятия

Сегодня, ребята, вы будете лепить ежика.

Основная часть

Представьте, что мы оказались в зимнем лесу…
Кругом лежит белый пушистый снег. Тишина…
Ребята, посмотрите и вспомните:
- Чего в зимнем лесу много? (много снега, много деревьев, много кустов, много гнёзд, много шишек)
- Кого много в зимнем лесу? (много птиц, много диких животных)

Физкультминутка

К тесту все мы подойдём,
Следы ёжика найдём.
- Соберите пальчики в щепоть.
- По дорожке тихо, тихо
Шли ежонок и ежиха.
Мама медленно шагала,
Глубоко снежок топтала.
Ежонок быстро пробежал,
Снежок легонько притоптал.

Туловище ёжика мы будем делать знакомой нам техникой. 
Смотрите внимательно… Большой шарик теста сплющить, а затем, нажимая на края шарика чуть-чуть расплющить.
- Обратите внимание, сегодня на занятие я в первый раз принесла семечки, но мы их кушать не будем. Из семечек мы сделаем ёжику колючки. Я возьму семечку щепотью за острый конец и воткну широкой стороной в тесто. Вот так!..
Точно так же втыкаем остальные семечки. У вас получится вот такой ёжик… (показать готовый образец)

Расставить на подставке ежей так, чтобы получилось целое семейство.

Занятие. Тема: «КОШАЧЬЯ СЕМЕЙКА»

Программное содержание: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Оборудование: тесто для лепки, стеки, подставки, салфетки, фартуки, иллюстрации по теме «Кошки».

Организационный момент

Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.

Сообщение темы занятия

Сегодня, ребята, вы будете лепить кошку и котят.

Основная часть

Давайте рассмотрим кошек. Расскажите, что вы знаете про них. Покажите, как они двигаются, как разговаривают, чем питаются? Способом оттягивания из шарика-головы делаем носик, ушки. На лапках стекой прорисовываем коготки.

Физкультминутка

Мы ладошки сложили вместе, 
Словно их слепили тестом. 
Начинаем опускать. 
Только, чур, не разжимать.

Пальчиковая гимнастика:

- “прогулка” пальцев (пальчики “гуляют” по столу);

- выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;

- изображать “Фонарики” кистями рук;

- хлопанье в ладоши тихо и громко; в разном темпе;

- барабанить пальцами обеих рук по столу.

Составление рассказа о своей кошке.

Расставить на подставке так кошек и котят, чтобы получилось целое семейство.

Занятие. Тема: «ЛЕПИМ СКАЗКУ»

Программное содержание: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Оборудование: разрисованная "поляна сказок", выполненная из картона, декорации леса, деревья из картона, домик, тесто для лепки, стеки, краски, стаканчики с водой, кисти, подставки, салфетки, аудиокассета с записью "звуки природы", музыкальная заставка "В гостях у сказки".

Сообщение темы занятия

Воспитатель: Давным-давно, в сказочном лесу жили-были разные звери. Они умели разговаривать и с ними приключались разные волшебные истории. Но, однажды, в лесу появились лесорубы. Они стали вырубать лес, бедные звери разбежались кто куда, им стало негде жить, а сказочная поляна опустела. Мы с вами сегодня будем добрыми волшебниками! Мы слепим и раскрасим лесных зверей, поселим их на полянку и придумаем новую сказку с хорошим концом.

Разминка: Упражнения для развития мелкой моторики.

  • Стоя, хлопки руками по коленям два раза, затем скрестить руки, вновь два хлопка по коленям. 4-5 раз.
  • Кулак-ладонь. Правая рука сжата в кулак, левая ладонь разжата. Поочередно меняем движения рук.
  • Массаж кистей рук шестигранными карандашами: растирание ладоней и пальцев, поворачивание карандаша между пальцев.
  • "Медведь лезет на сосну". Перебирать карандаш пальцами правой руки снизу вверх.

Основная часть

Рассматривание слепленных на предыдущем занятии фигурок животных: медведя, зайца и лисы. Чем они похожи и чем отличаются? Закрепление последовательности лепки. Перед детьми схемы с изображением последовательности работы. Опрос детей. Что мы делаем сначала? На сколько частей делим тесто? Какого размера должно быть туловище, а какого голова? Как нужно прикреплять мелкие детали? Зачем нужно смачивать пальчики водой?

Дети самостоятельно выбирают, что они хотят слепить и лепят по замыслу. Звучит музыка "Звуки природы". Воспитатель помогает детям, если есть необходимость. Напоминает, что работать с тестом нужно быстро, не крошить на мелкие части, ставить фигурку устойчиво на подставку. Сплющивать ушки, оттягивать носик, лапки прикреплять с боков туловища, слегка смачивая водой детали. Готовые фигуры ставят на подставку, и оставляют до следующего занятия. Моют руки, вытирают салфетками. Убирают оборудование на поднос.

Завершение занятия

Воспитатель от имени всех персонажей благодарит детей за помощь и участие. Подчеркивается роль каждого участника. Ведь благодаря усилиям каждого из вас, ребята, звери снова смогли вернуться в свой любимый дом. Это вы помогли им встретиться. Вы настоящие волшебники!

Занятие. Тема: «Лепка колобка из соленого теста».

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки. Познакомить с понятием «дикие животные». Добиваться произношения звуков «р», «у». Знакомить с повадками диких животных, учить имитировать их повадки. Учить различать и находить предметы круглой формы. Продолжать учить лепить предметы круглой формы. Обогащать словарь детей: «дикие животные», «шарообразный».

Ход занятия.

Воспитатель: «Ребята, а вы любите сказки? (отв.) Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, я нашла вот эту красивую, сказочную коробочку. Хотите узнать, что в

ней находится? Тогда, скажите мне, кто от бабушки ушел? Кто от дедушки ушел?

(колобок) Давайте откроем коробку и посмотрим, кто же там сидит? (открывают коробку, воспитатель достает колобка). Дети, кто это? (колобок) Колобок сказал мне на

ушко, что тоже хочет побыть у нас на занятии. Хотите, чтобы колобок остался у нас?

А колобок хочет, чтобы вы ему рассказали какой он. (Подносит колобка к каждому ребёнку, дети обследуют его на ощупь.) Какой он? (мягкий, тёплый, круглый) Какого

он цвета? (жёлтого) Какой колобок по форме? (круглый, шарообразный)

Что –то наш колобок грустный. Он говорит, что ему скучно одному. А хотите ему помочь?

Давайте, слепим его из теста?

Психогимнастика:

А теперь закроем глазки и представим, что у нас в руках колобок. Сначала он холодный, потом становится теплее и стал совсем горячий. Положите его на стол и потрясите ручками. А теперь посмотрите, как я буду лепить колобок. (Воспитатель лепит колобок со словами) .

Я с утра взялась за дело

Тесто я в руках согрела

И слепила колобок

Колобок румяный бок,

У него и нос и рот

Жаль, что песен не поёт!

Ребята, а теперь вы заверните рукава и тоже принимайтесь за дело. (Дети лепят колобка) Какие вы молодцы! Каких вы колобков слепили! А теперь давайте их рассмотрим.

Занятие. Тема: «Ромашка».

Программное содержание: учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Материал: силуэты ромашки из плотной бумаги, лекало сердцевины бабочек, соленое тесто (мука, соль, вода, гуашь), стеки, влажная салфетка, скалки.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель (В.). Ребята, вы все, наверное, любите дарить мамам цветы? В доме сразу становится празднично, нарядно, когда появляется букет. Вот и я предлагаю вам подарить сегодня маме цветок. Только мы не будем покупать его в магазине, не пойдем на грядку или на луг. Мы сделаем его своими руками. И это будет цветок – ромашка.

Этот полевой цветок я и предлагаю вам сделать.

Демонстрация и рассматривание панно «Ромашка».

В. Делать нашу ромашку мы будем из соленого теста.

Взять желтое тесто, скалкой раскатать лепешку. Приложить лекало сердцевины, и вырезать его стеком. Перенести полученный круг на бумажную заготовку ромашки. Часть теста потереть на мелкой терке на серединку цветка. Из красного теста скатать шарик, сдавить слегка с боков для получения вытянутой овальной формы. Черной гуашью нанести точки, нарисовав головку. Намочить низ божьей коровки водой, разместить на ромашке.

Раскатать лепешку из красного теста, приложить лекало бабочки, стекой вырезать по контуру. Разрисовать гуашью, намочить низ и разместить на ромашке.

Из остатков желтого теста можно сделать пчелку и также разместить ее на ромашке.

Заключительная часть

У вас получились чудесные цветы. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели их теплом своих рук. А теперь послушайте стихотворение о цветах:

Цветы для мамы

Я пришел сегодня к маме с поздравленьем и цветами.

Мама, глядя на букет, улыбнулась мне в ответ

И сказала, что цветы — небывалой красоты.

Эти маки, эти розы и ромашки, и мимозы

Я не рвал, не получал, я их сам нарисовал.

Занятие. Тема: «Лепка грибов из соленого теста».

Программное содержание:

Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена. Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

Материалы:

Соленое тесто двух цветов (желтого и коричневого, доска для лепки, клей, кисточки для клея, заготовка для полянки в виде круга, пшено, влажные салфетки, иллюстрации с изображением грибов.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Ой, ребята, а кто это у нас тут?

Ежик: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуй, ежик. А что ты такой грустный?

Ежик: Я не могу найти грибочки в лесу.

Воспитатель: Не переживай, ежик, мы тебе поможем. Так ведь, ребята?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, а чем ежик питается?

Дети: Яблоки, ягоды, грибы.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Ребята, поможем ежику найти грибы в лесу?

Дети: Да

Воспитатель: Так что ежик, не переживай, мы сейчас с ребятами слепим для тебя грибочки.

Основная часть

Воспитатель: Прежде чем приступить к лепке грибов, нужно сделать для них полянку. Какого цвета полянка бывает весной?

Дети: Зеленая.

Воспитатель: Правильно. Вот у меня есть одна полянка, но ее еще нужно украсить, сделать красивой. Чем мы ее будем украшать? Что лежит у нас на столе?

Дети: Пшеном.

Воспитатель: Правильно. Сначала всю поверхность полянки мы намажем клеем, а потом будем круговыми движениями сыпать пшено по всей поверхности полянки. Помогайте мне.

Коллективная работа

Воспитатель: Вот какая красивая поляна для грибов у нас получилась.

А теперь садитесь за столы, будем лепить грибочки для ежика.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, а что у вас на столах? Из чего мы будем лепить грибочки?

Дети: Из теста.

Воспитатель: Правильно. А из каких частей состоит грибочек?

Дети: Из ножки и шляпки.

Возьмите кусочек теста и разделите на две равные части, для двух грибочков. Теперь возьмите кусочек еще кусочек теста и его тоже разделите на две части. Сначала мы будем лепить ножку. Вот так. (В воздухе показываем прямые движения рук.) Показывайте вместе со мной. А потом будем лепить шляпку. Скатаем шарик круговыми движениями рук. Вот так. Потом сплющиваем между ладошками. Получится блинчик. Это наша шляпка. Ее приклеиваем на ножку и получается грибочек. Приступаем к работе.

Лепка грибочков.

Заключительная часть.

Дети ставят готовые грибочки на полянку. Воспитатель и дети подходят к ежику, приносят ему грибочки.

Ежик: Вот, ребята, какие вы все хорошие, добрые, старательные!

Помогли мне, старику ежику. Теперь я зимой не буду голодным.

Дети прощаются с ежиком.

Занятие. Тема: «Лепка божьей коровки из соленого теста».

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ. Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание, Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ. Готовое соленое тесто, трафареты осенних листьев (липа, берёза, клён), стеки, противень.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Ребята, попробуйте угадать, к кому обращают следующую присказку: « полети на небко, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной». Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, божья коровка - симпатичный маленький жучок, с ярко-красной или оранжевой спинкой, украшенной чёрными точками. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать с помощью маленьких крылышек. Хотя божьи коровки очень маленькие жучки, но они приносят людям большую пользу, так как поедают вредных для сельского хозяйства насекомых (тлей, клещиков и личинок). Яркая окраска божьих коровок предостерегает птиц о том, что насекомые с такой окраской несъедобны. Зимой, как и многие насекомые, божьи коровки спят. С приходом холодов они прячутся в земле или под корой деревьев и просыпаются только весной, когда пригреет солнышко. А чтобы вы знали, как выглядят эти красивые жучки, мы вылепим их из солёного теста. Чтобы начать работу, нам с вами нужно размяться, подготовиться к работе. Физкультминутка «Жук».

На лужайке по листочкам Жук летал в цветном платочке. (Дети свободно бегают по группе.) Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с листочками дружу. (Останавливаются, встают прямо.) Тихо на ветру качаюсь, (Наклоны туловища вправо-влево.) Низко, низко наклоняюсь. (Наклоны туловища вперёд-вверх.) На листочке посидел, (Приседают.) Отдохнул и полетел. (Бегают и садятся на свои места.)

Приступаем к лепке божьей коровки. Дети, возьмите небольшой комочек теста и скатайте маленький шарик. Стекой сделайте надрез на середине шарика - это крылышки на спинке божьей коровки. Затем острым концом стеки точками обозначьте контур головки. Божья коровка готова, переложите её на противень для просушки.

Дети, у вас получились чудесные работы и вы будете знать, как как выглядит божья коровка.

А сейчас мысленно посадите божью коровку на ладошку и проговорите ей присказку: « Божья коровка, полети на небко, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной».

Дети проговаривают присказку и в конце провожают божью коровку взглядом и произносят звук «ж-ж-ж».

Занятие. Тема: «Лепка «Сувенира - подсвечника» из соленого теста».

Программное содержание : Закрепить умения и навыки, полученные ранее (лепить шар, выдавливать в нем углубление. защипывать края). Ввести в словарь детей слова: сувенир, подсвечник. Учить детей понимать смысл пословицы «Не дорог подарок – дорога любовь».
Развивать мелкую моторику кистей рук, фантазию (в декорировании сувенира). Воспитывать у детей стремление с любовью относиться к своим близким.

Оборудование : Соленое тесто, дощечки, бисер, камешки (для декорирования), свечи.

Ход занятия: - Ребята, старинная мудрая пословица гласит: «Не дорог подарок – дорога любовь». Давайте преподнесем подарки тем, кого любим. Но мы не пойдем в магазин покупать подарки, а сделаем их сами. Сделаем с любовью. Ведь именно это самое важное – любить своих близких. Об этом и пословица говорит: «Не дорог подарок – дорога любовь».

- Сегодня я предлагаю вам сделать сувенир. А знаете ли вы, что это такое – сувенир? (Ответы детей). Сувенир – это подарок на память. Давайте повторим это слово вслух и постараемся его запомнить. Изготовленный с любовью, своими руками сувенир, вы сможете подарить кому захотите: родителям, друзьям, родным людям.
Сделаем мы с вами подсвечник. Это слово говорит само за себя. Как вы понимаете это слово, что такое подсвечник? (Ответы детей). Вы правильно поняли. Подсвечник – это подставка под свечу.
мы вылепим подсвечника из соленого теста.

Начнем работу с того, что сделаем из теста шар. Напоминаю, что шар делается круговыми движениями ладоней. Покажите ручками, как вы будете лепить шар. (Дети показывают круговые движения ладонями).
В центре готового шара сделаем углубление, надавив большим пальцем вот так (показ). Повторите это движение. (Дети выполняют). Затем края получившегося углубления по кругу будем прищипывать пальцами вот так (показ). Покажите, как вы будете прищипывать края.
В готовый подсвечник вставим свечу. А для того, чтобы наш сувенир стал очень-очень красивым, украсим его. Вы сможете сделать это по-своему, как захотите, используя разноцветные камешки и бисер.

Для того чтобы подготовить наши пальчики к такой непростой, но интересной работе, давайте их потренируем, сделаем разминку.

Пальчиковая гимнастика "Тук-тук-тук"

Пальцы в гости приходили, Тук,тук,тук–стучались в дверь. Только дверь им не открыли: Думали, там страшный зверь.Дети постукивают по парте подушечками всех пальцев одновременно. Четверостишие повторяют несколько раз.

Теперь наши пальчики размялись и готовы к работе. Вспомним еще раз последовательность выполнения роботы. С чего начнем работу? (Ответы детей). Скатаем шар. Затем? (Ответы детей). Сделаем углубление в середине шара. А после? (Ответы детей). Края углубления будем по кругу прищипывать. Ну а потом вставим свечу и украсим уже готовый подсвечник.

(Дети выполняют работу. Воспитатель задает им вопросы: Кому ты подаришь этот сувенир? Что скажешь, вручая подарок? Как ты думаешь, а что тебе скажут? Какие чувства испытает человек, получив в подарок твой сувенир?)

Тема: «Раскрашивание красками «Сувенира - подсвечника» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.

Ход занятия

Дети раскрашивают красками «Сувенир - подсвечник».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 с. Святогорье муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Утверждаю

Заведующий МБДОУ д/с № 31

_______Н. В. Лесикова

01.09.2016г.

Список детей МБДОУ №31

( На  2016-2017 учебный год)

(старшая разновозрастная группа)

Ф. И. ребенка

Дата рождения

Зачисление в д/с

1.Андриевский Антон

15.12.2009г.

18.06.2015

2.Бондарь Алексей

04.11.2011

18.07.2016

3.Бондарь Гриша

23.02.2011

03.03.2014

4.Бондарь Ренат

13.08.2010

18.07.2016

5.Живчин Ярослав

14.11.2010

14.05.2014

6. Зайцева Софья

04.01.2011

05.11.2015

7.Лаврунова Таисия

29.05.2010

18.08.2014

8.Лемещук Иван

03.02.2010

01.10.2012

9.Лукьянцева Таня

13.02.2010

09.01.2012

10.Мишустин Костя

11.07.2011

01.09.2016

11.Моисеева Дарья

03.12.2012

18.07.2016

12.Новокрещенов Саша

31.08.2010.

01.10.2012

13.Полещук Ваня

25.07.2011

03.03.2014

14.Полещук Карина

29.01.2011

03.03.2014

15.Поротов Данил

01.02.2011

07.09.2015

16.Процкова Юля

15.02.2011

04.06.2013

17.Ребров Женя

19.02.2011

14.07.2016

18.Решетняк Вика

03.12.2009

03.09.2012

19.Решетняк Федя

03.12.2009

05.09.2012

20.Страшко Данил

10.08.2011

03.03.2014

21.Сумароков Слава

18.12.2009

04.10.2012

22.Шонина Диана

03.04.2010

03.09.2012

23.Щербина Софья

28.12.2010

27.08.2014

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание художественно-эстетической культуры старших дошкольников через красоту родной природы"

Сообщение из опыта работы об этапах формирования ценностного отношения дошкольников к миру прекрасного средствами изобразительного искусства, живописи,литературных произведений,окружающего мира природ...

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Мониторинг освоения программы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми старшей группы 2013 – 2014 уч. г.

Задачи мониторинга: 1. Выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка доступными методами. 2. Наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для раскрытия потенциала ребёнка. 3. ...

Мониторинг освоения программы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми подготовительной к школе группы 2014 – 2015 уч. г.

Задачи мониторинга:1. Выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка доступными методами. 2. Наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для раскрытия потенциала ребёнка.3. От...

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»

Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...