Программа кружка по пластилинографии
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Вуколова Инна Александровна

Праграмма по дополнительным услугам в детском саду для младшей-средней групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnyh_platnyh_uslug.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. 

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, происходит формирование устной речи ребенка. Поэтому так необходимо с младшего возраста заниматься развитием руки ребёнка через организацию разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она способствует развитию мелкой моторики рук, это необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка. Работа с пластилином способствует развитию фантазии и трудовых навыков. Каждый момент творчества ребенка пропускает через свое сознание, поэтому, выполняя одинаковые задания, дети делают совсем непохожие друг на друга работы.

Пластилинография - это техника, которая очень проста в исполнении, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически, и очень эффективна для развития мелкой моторики рук и подготовке руки к письму, так с ее помощью зрительно-двигательная координация не только совершенствуется, но и достигает высокого уровня, который обеспечит в будущем успешность обучения в школе.

Программа  ДУ «Художественная мастерская «Ладушки»» является модифицированной, разработана на основе методических пособий Давыдовой Г.Н. «Пластилинография».- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

Актуальность программы   

Данная РПДУ «Художественная мастерская «Ладушки»» направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы. Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественной  деятельности, где ребенок творит сам, а непросто разучивает и исполняет созданное кем-то стихотворение, песню, танец.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение – значит обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым.

Особенностью данной Программы является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которых учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей младшего дошкольного возраста.

Цель программы по оказанию дополнительных услуг

Цель:

Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. 

Задачи программы по оказанию дополнительных услуг

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  2. Развивать изобразительную деятельность детей.
  3. Развивать сюжетно – игровой замысел.
  4. Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  5. Развивать интерес к работе в парах.

Принципы и методы построения и реализации программы:

1. Развитие и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку, продуктивно-игровой практикум.

4. Сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

Методы работы:

  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
  • Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
  • Метод разнообразной художественной практики.
  • Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
  • Метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Метод игровых, творческих ситуаций

Схема продуктивно-игрового практикума

1.Вводная часть: организационный момент, игровая ситуация, интеграция (чтение художественной  литературы, пальчиковая гимнастика).

2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Формы организации ДУ

Подгрупповая /индивидуальная.

По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - мастерская.

По дидактической цели - развивающая.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май, длительностью   для детей младшей  группы - 15 минут

Ожидаемые результаты

  1. Развитие мелкой моторики рук, кисть приобретет хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, поменяется нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма.
  2. Продуктивное  повышение интереса детей к различным видам деятельности работы рук, усидчивость и стремление закончить начатое дело.
  3. Освоение различных технологических приёмов и способов работы с пластилином.
  4. Повышение  интереса  родителей к развитию творчества детей.
  5. Дети станут более внимательны, усидчивы, больше будут, общаются с воспитателем и сверстниками.
  6. Пополнился словарный запас слов.

Формы проведения итогов, реализации рабочей программы

  • Выставки детских работ
  • Открытые показы

Методическое обеспечение рабочей программы

- наборы пластилина;

- стеки, доски, влажные салфетки;

-наборы плотного картона разного по форме, цвету, одноразовая посуда, разная по форме, величине;

- фото, видео материалы с изображением различных композиций и предметов;

-различный бросовый материал (шишки, лоскуты, нитки и т.д.).

Содержание рабочей программы

Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Сроки реализации РПДУ «Художественная мастерская «Ладушки»» - 1 год.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Тематика продуктивно-игрового практикума отражена в трех направлениях:

  • изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;
  • изучение основ перспективной грамоты  (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет)
  • создание сказочного мира, сказочных образов.

Выделяются несколько типов продуктивно-игрового практикума по пластилиновой живописи:

  • выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15 см)
  • одной темы многократно и поэтапно;
  • нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет.

Тематическое планирование по продуктивно-игровому практикуму.

1 год обучения.

занятия

Тема занятия.

Количество

Часов.

1

Вот какие листочки

1

2-3

Рябинка огонек

2

4-5

Червячок в яблочке

2

6-7

Сладенький вкусненький

2

8

Елочка иголочка

1

9

Мы идем на карнавал

1

10

Елочный шарик

1

11-12

Золотая рыбка

2

13-14

Ёжик на окошке

2

15-16

Плавают по морю киты и кашалоты

2

17

Пушистые тучки

1

18-19

Веселый вертолет

2

20-21

Милой мамочке цветы сердечки

2

22

Солнышко колоколнышко

1

23

Сосульки заплакали

1

24-25

Матрешка

2

26

Звезды на небе

1

27-28

Терем - теремок

2

29-30

Луговые цветы

2

31-32

Весенний коврик

2

Список литературы

1.        Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

2.        Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.:        Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.

3.        Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. - М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 72с.

4.        Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

5.        Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

6.        Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.

7.        Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – ил.

8.        Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986. – 144 ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по пластилинографии

Рабочая программа расчитана на старший дошкольный возраст...

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа...

программа кружка по пластилинографии

программа расчитана на занятия с детьми старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю в течении 1 учебного года....

«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Пластилинография – разновидность нетрадиционного рисования, относительно новое направление детского творчества, доступное и дома, и в детском дошкольном учреждении. В пластилиновых рисунках, соч...

Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа кружка по пластилинографии «Умелые пальчики»

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием занятий по пластилинографии способст...

Программа кружка по пластилинографии «Веселый пластилин» в средней группе

Программа кружка по пластилинографии «Веселый пластилин» в средней группе...

Программа кружка по пластилинографии "Очумелые ручки"

Основная цель программы кружковой работы «Очумелые ручки»: научить детей способам создания предметов нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией.Мы пр...