Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа кружка по пластилинографии «Умелые пальчики»
рабочая программа (подготовительная группа)

Першина Евгения Сергеевна

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием занятий по пластилинографии способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Значение мелкой моторики

  1. повышает тонус коры головного мозга;
  2. развивает речевые центры коры головного мозга;
  3. стимулирует развитие речи ребенка;
  4. согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи;
  5. способствует улучшению артикуляционной моторики;
  6. развивает чувство ритма и координацию движений;
  7. подготавливает руку к письму;
  8. поднимает настроение ребенка.

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом:

  1. дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них);
  2. учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др;
  3. когда ребенок вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью;
  4. для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук;
  5. рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx44.05 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ д/с №275 «Миша»

Принято                                                                                                     Утверждена:

педагогическим советом №1                                                                   приказом_________________

_________________________                                                                 заведующего МКДОУ д/с №275 «Миша»

                                                                                                                  _____________________ Лопатиной Г. А.

Часть ООП, формируемая участниками

Образовательных отношений

Программа кружка

по пластилинографии

«Умелые пальчики»

группа № 12

для детей 6 – 7 лет

(подготовительная группа)

Автор составитель:

Першина Е. С.

воспитатель первой

квалификационной категории

МКДОУ д/с № 275 «Миша»

Новосибирск 2018

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

(В.А. Сухомлинский)

Общая характеристика

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

В процессе занятий с пластилином ребёнок начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом, которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Такое построение занятий кружка «Умелые пальчики» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Данная программа разработана для детей дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) и предусматривает три года обучения.

Пояснительная записка

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся определённые задачи.

1.Подготовительный:

- освоить приём надавливания;

- освоить прием вдавливания;

- освоить приём размазывания пластилина подушечкой пальца;

- освоить правильную постановку пальца;

-освоить приём отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;

-научиться работать на ограниченном пространстве.

2.Основной:

- научиться не выходить за контур рисунка;

- научиться пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

- использовать несколько цветов пластилина;

- для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);

- научиться пользоваться специальной стекой-печаткой;

- научиться доводить дело до конца;

- научиться аккуратно, выполнять свои работы;

- научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

-научиться восстановлению последовательности выполняемых действий;

- научиться действовать по образцу воспитателя;

- научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

3.Итоговый:

- самостоятельно решать творческие задачи;

- самостоятельно выбирать рисунок для работы;

- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю:

  • -20 минут в средней группе;
  • -25 минут в старшей группе;
  • -30 минут в подготовительной группе.

Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми. Они целиком проходят в форме игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Актуальность

Руки и пальцы - это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.

Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем по пыльному боку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке автобуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые?

Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Еще больше укрепит пальчики и подготовит их к письму рисование… пластилином. На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими «красками» покрыта вся поверхность картинки - и рисунок, и фон.

Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием занятий по пластилинографии способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Значение мелкой моторики

  • повышает тонус коры головного мозга;
  • развивает речевые центры коры головного мозга;
  • стимулирует развитие речи ребенка;
  • согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи;
  • способствует улучшению артикуляционной моторики;
  • развивает чувство ритма и координацию движений;
  • подготавливает руку к письму;
  • поднимает настроение ребенка.

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом:

  • дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них);
  • учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др;
  • когда ребенок вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью;
  • для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук;
  • рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Педагогическая целесообразность

Программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал - пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно - значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

Цель и задачи программы дополнительного образования «Умелые пальчики».

Цель: Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

1. Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

2. Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

3. Учить работать на заданном пространстве.

4. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

5. Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

6. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

7. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

8. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

9. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

10. Развивать изобразительную деятельность детей.

11. Развивать сюжетно – игровой замысел.

12. Развивать интерес к процессу и результатам работы.

13. Развивать интерес к коллективной работе.

Виды пластилинографии

Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали.

Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Особенности выполнения работы:

1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.).

2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.

3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.

2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.

Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

Фактурная пластилинография -  изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Отличительные особенности

Пластилинографию относят к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, полуобъемными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Ожидаемые результаты

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению; развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, мелкую моторику рук; будит фантазию; побуждает дошкольников к самостоятельности; формирует эстетический вкус; помогает воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Обеспечение программы (материалы)

  • пластилин;
  • картон;
  • крышки от пластиковых контейнеров;
  • бисер;
  • бусины;
  • природный материал;
  • бросовый материал

План

Дата

Тема

Задачи

Обеспечение

Сентябрь

«Бабочки»

Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида бабочки. Углублять знания детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Познакомить с симметрией на примере бабочки. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Иллюстрации по пластилинографии. Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон зеленого цвета.

Сентябрь

«Хризантемы»

Продолжать знакомство с миром природы. Стимулировать активную работу пальцев, закрепляя умение скатывать короткие отрезки в шарики кругообразными движениями.

Иллюстрации по пластилинографии. Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон зеленого цвета.

Октябрь

«Осенние листочки»

Развивать умения детей изображать листья, используя пластилин. Продолжать формировать желание детей лепить листья, используя ранее изученные приемы лепки. Развивать интерес к пластилинографии. Учить смешивать цвета. Воспитывать умение аккуратного использования пластилина в своей работе.

Доска для лепки, салфетки, картон белого цвета в форме кленового листа.

Октябрь

«Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем»

Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон голубого цвета.

Ноябрь

«Яблоки поспели»

Продолжать освоение приемов пластилинографии.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон зеленого цвета.

Ноябрь

«Грибы – грибочки выросли в лесочке»

Напомнить о свойствах пластилина; развитие познавательного интереса, мышц мелкой моторики.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон оранжевого цвета.

Декабрь

«Белая снежинка мне на ладошку села»

Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон голубого цвета.

Декабрь

«Елка новогодняя огоньками светится»

совершенствовать приемы лепки. Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон белого цвета.

Январь

«Мы веселые матрешки»

Приобщать к миру искусства. Закреплять представления о цвете. Воспитывать патриотизм от общения с народной игрушкой.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, шаблон матрешки.

Январь

«За окошком снегири»

упражнять в передаче относительной величины частей тела, в подборе подходящих цветов и оттенков.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон белого цвета.

Февраль

Валентинка (сердечка).

Совершенствовать навыки пользованием трафаретом. Развивать образное мышление, творческое воображение. Активизировать мелкую моторику рук. Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон голубого цвета.

Февраль

«Галстук для папы»

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.

Иллюстрации по пластилинографии. Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон белого цвета.

Март

«Весна идет, весне дорогу»

Формировать интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представления о первоцветах. Продолжать развивать мелкую мускулатуру.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон зеленого цвета.

Март

«Волшебное яичко»

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон белого цвета в форме яйца.

Март

Цветы для мамы.

Продолжать знакомить детей с вариантами использования «пластилиновых продуктов» чеснокодавилки. Учить отражать природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие, композицию, а так же мелкую моторику руки. Вызвать желание сделать подарок любимому человеку. Воспитывать у детей доброжелательность, добрые, нежные отношения к близким (особенно у мальчиков). Добиваться аккуратности в работе с пластилином.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон цветн6ой.

Апрель

«Проснулись жуки, червячки и другие насекомые»

Обобщить представления о насекомых. Развивать умения работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнять композицию.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон зеленого цвета.

Апрель

Божья коровка, улети на небо.

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Продолжать совершенствовать навыки работы с пластилином. Учить слушать инструкции педагога и руководствоваться ими в работе. Развивать образные представления, творческие способности. Развивать навыки работы с цветом. Развивать находчивость в процессе выполнения задания: стремиться использовать как можно больше средств для воплощения образа. Воспитывать усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон зеленого цвета.

Май

«Золотая рыбка»

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон голубого цвета.

Май

«Земляника»

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжать обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать формообразующих движений рук в работе с пластилином.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон зеленого цвета.

Работа с родителями.

В рамках реализации программы дополнительного образования «Умелые пальчики» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

  • Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.
  • Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.
  • Организованна систематическая работы родительского комитета.

Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др. Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей дошкольного возраста, мастер – класс, беседы.

Литература

  1. Величко Н. В. «Поделки из пластилина».
  2. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
  3. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  1.  Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
  2. ДавыдоваГ.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
  3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория-2003» 2011, 72 стр..
  4. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
  5. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
  6. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айрис-пресс. 2008
  7. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка».  Издательство: Мир книги. 2008
  8. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006
  9. Орен Р.Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
  10. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.
  11. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.- СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997
  12.  Е.А.Румянцева.  Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
  13. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! СПб.: детство-Пресс, 2004
  14. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
  15. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003
  16. Шкицкая И.О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
  17. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н./Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Кружки

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Кружки                                    ...

Образовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутки» (часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»)

          Образовательная общеразвивающая программа«Волшебные лоскутки»(часть программы, формируемая участниками образовательных отношен...

Конспект итоговой образовательной деятельности по части программы формируемой участниками образовательных отношений «Вкусные истории» "День рождение Дюймовочки"

Материал будет интересен для воспитателей работающих по программе кулинария в совместной деятельности с детьми. Образовательная деятельность проводится с целью научить детей использовать полученные зн...

Конспект образовательной деятельности по части программы формируемой участниками образовательных отношений "Вкусные истории" "Фруктовый салат для бельчат"

Материал будет полезен для педагогов, работающих по программе "Кулинария". Занятие предназначено для детей 4-5 лет. Цель занятия закреплять понятия  «фрукты»;  учить ре...

Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024год (в соответствии с ФГОС ДО)

Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024 год (в соответствии с ФГОС ДО)...