Статья "«Систематизация опыта работы в ДОУ по парциальной культурно-образовательной программе «Кругозор». Диссеминация в ДОУ методов, техник и технологий музейной педагогики. Разработка и апробация части программы, формируемой участниками образовательных
статья (старшая, подготовительная группа)

Александра Вячеславовна Скарюкина

В данной статье систематизируется опыт работы  педагога по дополнительным общеразвивающим программам "Наш Кругозор" и "Сказка-календарь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_samoobrazovaniyu.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Систематизация опыта работы в ДОУ по парциальной культурно-образовательной программе «Кругозор». Диссеминация в ДОУ методов, техник и технологий музейной педагогики. Разработка и апробация части программы, формируемой участниками образовательных отношений»

   Динамика изменений современного мира заставляет образование не только соответствовать, но и значительно опережать требования сегодняшнего дня. Ведь завтра ребенок столкнется с новыми реалиями: изменятся предметная среда, социальные модели, мир обогатится информацией. Именно в этом и состоит основная проблема современного образования: педагог сегодня должен заложить основы развития личности, реализоваться которой предстоит в будущем.

   Новые приоритеты в образовании связаны с обращением к развивающим моделям воспитания и обучения, акцент делается не на усвоении информации, а на способах ее получения и умении воспользоваться ею в различных ситуациях, предполагается создание условий для комплексного развития личностных характеристик ребенка: любознательности, пытливости ума, адаптивности, самостоятельности, эмоциональности, доверчивости и толерантности, воображения и фантазии, творческой и речевой активности. Все более важную роль играет культурная среда. Многочисленные материальные объекты культурного окружения – видимый, обоняемый, осязаемый, звучащий мир, сотворенный гением и трудом человека, - является идеальным пространством, в котором индивидуальное развитие ребенка находит и реальные стимулы, и безграничные возможности самореализации.

   В ходе проведения теоретического этапа было изучено большое количество методической литературы и учебных пособий по музейной педагогике. Было решено остановиться на культурно-образовательной программе «Кругозор» (авт. -  Л.М. Ванюшкина, Л.Ю. Копылов, А.А. Соколова). Именно на ее основе и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в образовательной программе ДОУ были разработаны часть, формируемая участниками образовательных отношений, - парциальная программа «Наш Кругозор», и пилотный проект группы «Наследники» – образовательная программа дополнительного образования детей «Сказка-календарь».

   Программа «Кругозор» имеет свою специфику: вводя ребенка в окружающий мир, она закладывает основы культуры горожанина. Полноценная жизнь в городе – это специфический опыт адаптации и ориентирования, удовлетворения информационных и эмоциональных запросов личности, самореализация в условиях чрезвычайно богатой и насыщенной культурной среды. Однако все необходимые для городской жизни навыки приобретаются ребенком лишь в собственном социальном опыте и не могут быть переданы «по наследству».

В соответствии с современной теорией образования, любой опыт формируется во взаимодействии ребенка с ближайшим окружением, которое неповторимо и уникально. Программа «Кругозор» в полной мере учитывает богатство конкретной культурной среды и содержит подробные рекомендации, каким образом эти ближайшие к ребенку объекты окружающего мира должны включаться в образовательную деятельность.

Цель данных программ – развитие личности ребенка в процессе общения с объектами окружающего мира в многообразии их культурных смыслов и связей.

Педагогу, работающему по программе, предстоит решать три основные задачи, тесно связанные между собой:

·     заложить основы исследовательской культуры освоения ребенком этих предметов, фундаментом которой является визуальная культура общения (способность не только смотреть, но и видеть) с объектами окружающего мира и мира искусства;

·     создать условия для накопления опыта, основанного на собственных наблюдениях и их воплощении в слове, рисунке или иной продуктивной деятельности;

·     дать возможность каждому ребенку самостоятельно устанавливать разнообразные связи между объектами окружающего его материального мира и воплощенными в них идеями, увязывать собственные наблюдения в целостную картину мира.

Результатом работы по программе «Кругозор» станет обретение ребенком культурного опыта, который будет для него фундаментом и ориентиром его дальнейшей жизни в пространстве культуры.

Новизной образовательной программы «Сказка-календарь» является комплексное использование современных инновационных компьютерных и игровых технологий: презентации, фасилитированные (направленные) беседы, обсуждения и дискуссии, коллекционирование,  проекты, стратегия визуальной коммуникации, образовательные путешествия, метод группового обсуждения и решения проблем, сказка, выставка, «мозговой штурм», чтение художественной литературы, просмотр и обсуждение мультфильмов и социальных роликов. Все это позволяет погрузить ребенка с самого начала в реальную сложность окружающего мира – не от простого к сложному, а от естественных поверхностных наблюдений и обсуждений («смотреть и говорить») к более глубоким контактам с культурной средой («видеть, рассуждать, слышать другого, обсуждать все точки зрения, аргументированно их принимать или отвергать, самостоятельно делать выводы»).  Отличительной особенностью данной программы является ее тематическая привязанность к календарю памятных дат и знаменательных событий, а приоритетными направлениями – речевое, познавательное и художественно-эстетическое развитие.

   В ходе апробации данных программ в условиях ДОУ опыт был успешно систематизирован, многие методы, техники и технологии музейной педагогики диссеминированы, а поставленные цели и задачи полностью реализованы. В ходе подготовки  к педагогическому конкурсу «Грани педагогического мастерства» и районному мастер-классу «Культурные практики. Фасилитированная беседа» была создана памятка по проведению и практическому применению данной технологии на базе ДОУ. В рамках программы «Наш Кругозор» было разработано комплексно-тематическое планирование, рассчитанное на два года обучения (старшая и подготовительная группа). Программа дополнительного образования детей «Сказка-календарь» реализуется за 1 год обучения (подготовительная группа).

Трудности, с которыми пришлось столкнуться педагогу при внедрении программ «Наш Кругозор» и «Сказка-календарь»:

- минимальный культурологический опыт детей;

- общая культура поведения;

- консерватизм мировоззрения педагогических кадров;

- невозможность систематического и полноценного проведения занятий дополнительного образования;

- отсутствие полноценно оснащенной технической базы (затемнение помещения, возможность постоянного доступа к технике и быстрого ее подключения, лазерные указки, мобильная мебель, доступ к сетям интернета и др.);

- отсутствие банка учебно-методических пособий;

- недостаточно развитая система работы с социальными партнерами.

   При планировании работы на следующий учебный год следует учесть все достоинства и недостатки пилотного проекта и внести продуктивные изменения в программу «Наш Кругозор» для достижения оптимальных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектОрганизация кружковой и студийной работы ДОУ в рамках части ООПДО, формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с ФГОС

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, созданию  единого образовательного пространства, в котором коллективы разных учреждени...

Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа кружка по пластилинографии «Умелые пальчики»

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием занятий по пластилинографии способст...

Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Цель, задачи программы. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Формирование интереса к театрализованной деятельности, как одного из видов речевого развит...

Парциальная программа «Фитбол-гимнастика» (модифицированная на основе программы Волошиной Л.Н. «Играйте на здоровье»), части ООП МКДОУ – детского сада «Солнышко», формируемой участниками образовательных отношений

В последнее время сохранение здоровья детей становится приоритетной национальной задачей. За последние годы Правительством РФ разработано и принято ряд документов, направленных на приобщение детей к з...