Познавательно - творческий проект "История тряпичных кукол"
проект (старшая группа) по теме

Дряхлова Анна Ромазановна

Кратклосрочный проект для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_istoriya_tryapichnyh_kukol.docx131 КБ

Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №41 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ - ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

Познавательно – творческий  проект

для детей старшей группы на тему:

«История тряпичных кукол».

http://s59.radikal.ru/i166/1002/30/b6ca35ba6d78.jpg

                                                                                                     

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

 Дряхлова А.Р.

                                                                                                                                                 

г. Усть-Лабинск

2017г.

Автор проекта: воспитатель Дряхлова Анна Ромазановна.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный.

 Актуальность:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Продолжительность проекта: январь-февраль.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, бабушки.

Возраст детей: 5-6лет.

Проблема: Современные дети в основном играют пласмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши бабушки и прабабушки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У современных детей недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

Ресурсы:

материально-технические: проектор, ноутбук.

Материалы для продуктивной деятельности: (лоскутки ткани, лён, хлопок, ситец, шерсть, вата, нитки, тесьма, ножницы, ленты, кружева); информационные: художественная и специальная (по теме проекта) литература.

Ожидаемый результат:
- Создание картотеки детской и методической литературы
- Проведение мастер-класса для родителей и воспитателей ДОУ
- Обновление эстетического пространства группы
- Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы
- Создание мини-музея « Куклы из бабушкиного сундука»
- Разработка системы занятий по теме «Тряпичная кукла»

Цель проекта: 

Вызвать интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с историей возникновения тряпичной куклы.

- Обучить технологии изготовления тряпичных кукол.

- Научить самостоятельно изготавливать некоторые виды тряпичных кукол.

- Повысить педагогическую компетентность родителей по развитию у детей       интереса к истории и культуре русского народа через активные формы работы.

Развивающие:

-Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,         опираясь на богатые традиции русского народа.

-Учить детей изготовлять кукол своими руками. Развивать фантазию и творчество, воображение, художественный вкус, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

План реализации проекта.

Подготовительный этап:


Цель: познакомить детей с видами кукол, материалами их изготовления,    историей её создания и предназначением.

1.  Подбор  художественной литературы о тряпичных куклах.
2. Презентация на тему: «Какие бывают куклы».

3. ООД Рисование на тему: «Дымковская барыня».

4. Подбор литературы для предварительное чтение худ. Литературы: А.Барто «Кукла», Е. Благина «Малышок- голышек», Н.Д. Телешов  «Крупеничка»,
5.Мастер- класс для воспитателей ДОУ  «Кукла своими руками».

6.Консультации для воспитателей.

Основной этап:
1. Беседа «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями».

Цель: Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: показать, как разнообразны материалы для изготовления народного костюма.

2. Чтение стихотворения А. Барто «Кукла»

3.Творческая мастерская.  Аппликация «Кукла в нарядном платье»

4. ООД: «Путешествие в прошлое куклы».

Цель: Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком. «Кукла-закрутка". «Кукла-Пеленашка», «Крупеничка».

5. Мастер-класс для детей «Народная тряпичная кукла».

6.Мастер-класс для родителей «Народная тряпичная кукла - Масленица» Цель: Формировать представление о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства:  обереговая кукла.
7. Консультация для родителей « Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей».

Заключительный этап:
1. Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла»
2. Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр. 3.Музыкальное развлечение «Широкая масленица».

4.Изготовление коллекционного альбома  «Такие разные ткани», «Традиционные народные куклы».
5. Выставка детских работ: «Кукла своими руками» для детей возрастных групп ДОУ.

Результат:

Для детей: Реализация данного проекта, способствовала приобщению дошкольников к культурно- историческим ценностям, обогащению представлений о рукотворном мире, развитию познавательного интереса. По окончании проекта, можно сделать вывод: ребята много узнали о куклах своих прабабушек, сами научились их изготавливать.

Для воспитателей:

-Укрепление отношений с родителями.

-Повышение самообразования.

Для родителей:

-Вовлечение родителей в педагогический процесс.

-Сближение с детьми и педагогами.

-Проявление интереса к событиям, происходящим в детском саду.

Список использованной литературы.

 1.А.Барто «Кукла», Е. Благина «Малышок- голышек», Н.Д. Телешо

  «Крупеничка» ,А. Толстой «Буратино»

Содержание этапов проекта:

Этапы

Форма работы с наименованием

           Задачи

Сроки реализации

Участники проекта

1.

Презентация на тему: «Какие бывают куклы».

Выяснить знания детей о куклах        (современных, старинных)

2 неделя

Воспитатели, дети.

ООД Рисование на тему: «Дымковская барыня».

Развивать творческие способности детей.

Воспитатели, дети

- Чтение худ. Литературы

А. Барто  «Кукла»

Е. Благина «Малышок- голышек»,

Н.Д. Телешов  «Крупеничка».

Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных  источниках: видео, интернет ресурсы, книги , энциклопедии.

Воспитатели, дети.

2.

Беседа «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями»


.

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: показать, как разнообразны материалы для изготовления народного костюма. (лён, хлопок, ситец, шерсть

3 неделя

                 

Воспитатели, дети

Дидактическая игра

«Оденем куклу в русский народный костюм».

Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.

Воспитатели, дети.

Беседа на тему: «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы 

«Пеленашки».

 

Путешествие в прошлое куклы».

Дидактическая игра

«Из чего сделана игрушка? »

Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

Закрепить знания детей о материале (соломенные, деревянные тряпичные, глиняные).

4 неделя

.

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

ООД Аппликация: «Кукла в нарядном платье».

Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию.

5 неделя

2-я половина дня

Воспитатели, дети

.Мастер-класс для родителей «Народная тряпичная кукла- Масленица»

Научить родителей изготавливать тряпичную куклу из различных видов ткани для игры с детьми.

5 неделя

Воспитатели, дети, родители

Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр.

Воспитатели

Выставка детских работ: «Кукла своими руками». для детей возрастных групп ДОУ.

Воспитатели, дети

Музыкальное развлечение «Широкая Масленица».

Воспитатели, дети, муз. руководитель.

   

Приложение

Конспект ООД по окружающему миру «Путешествие в прошлое куклы»

Цель: - развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;

- активизировать словарь детей за счет слов кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, пеленать…

- развивать мелкую моторику рук.

- научится изготавливать тряпичную куклу Пеленашку.

Ход ООД

Воспитатель: А о чём мы сегодня будем разговаривать, вы узнаете, отгадав загадку.

Есть ноги, но не ходит

Есть рот, но не говорит,

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может.

Что это?

Дети: кукла.

Воспитатель: Правильно, мы будем беседовать о кукле. (достает современную куклу и вместе с детьми рассматривает её). Зачем нам нужна кукла? Из каких частей состоит? С кем можно сравнить куклу? Из какого материала сделана кукла?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы. Давайте теперь покачаем нашу куколку и споем ей колыбельную.

Дети:  « Ай качи, качи, качи

Прилетели к нам грачи.

Птицы сели на ворота.

А ворота скрип, скрип,

Наша деточка спит, спит»

Воспитатель предлагает детям пройти в группу, чтобы продолжить беседу о кукле.

(В центре группы стоит сундучок, в котором находятся разные куклы: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это за сундучок? Давайте сядем вокруг него и рассмотрим, что там внутри. (дети рассаживаются на ковре). Этот сундучок нам прислали из волшебной страны Кукляндии . Как вы думаете, кто живет в этой стране? Правильно куклы. Там так много разных кукол. Есть даже такие, которыми играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?

Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой. Вот такой (показывает).

- На что она похожа? Интересно играть такой куклой?

Дети отвечают на вопросы.

- Затем человек придумал другую куклу – глиняную (достает из сундучка).  Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что например?

Дети отвечают.

Воспитатель: правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками. А  как вы думаете, какую куклу придумали потом? (достает из сундучка соломенную куклу).

Дети: Соломенную.

Воспитатель: Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла (показывает). Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Дети отвечают. Подвести к пониманию детьми того, что соломенной куклой уже интереснее играть, чем с деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть….

Воспитатель: Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (показывает). Ребята, почему она так называется?

Дети: потому что сделана из ткани.

Воспитатель: А много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать… Ну а теперь давайте поиграем.

Игра на словообразование «Какая кукла»

Воспитатель катит ребенку мяч и говорит: кукла сделана из глины. Какая кукла? Ребенок отвечает :кукла «глиняная» и катит мяч обратно.

Кукла из дерева – деревянная,

Кукла из соломы – соломенная,

Кукла из ткани, тряпочек – тряпичная,…

На фланелеграф вывешиваются мнемотаблицы

Физкультминутка: Пальчиковая гимнастика «Левая и правая» 

(автор Железнова Е.С)

Воспитатель: Молодцы, вы уже знаете, какие бывают куклы. А теперь давайте научимся делать тряпичную куклу Пеленашку.

Дети рассаживаются за столом, на котором лежат кусочки ткани (прямоугольной и треугольной формы), веревочки.

Воспитатель: Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенец в платочке, завернутый в пеленку. Куклу Пеленашку делали из двух лоскутков ткани (показывает).  Прямоугольный  туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине и сверху завязывали платочек. Получалась куколка. Такими куклами не играли, их клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Глаза ей не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть…

Изготовление детьми Пеленашки.

Воспитатель: Вот какие куколки у нас получились. Давайте мы с ними поиграем.

Встают в круг, в руках у каждого ребенка своя кукла.

Воспитатель: Вот какое у нас сегодня прошло занятие. Мы узнали, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, научились делать куклу Пеленашку.  Вы все такие молодцы. Куколку возьмите домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны.

Рефлексия

Воспитатель: Что вам понравилось сегодня?  Какие у вас были затруднения? Почему? Каких кукол вы ещё хотели бы смастерить?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №41 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ - ЛАБИНСКИЙ РАЙОНА

Консультация для воспитателей

«Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Из опыта работы

Воспитателя МБДОУ №41

Дряхловой А. Р.

г. Усть-Лабинск

2017г.

Уважаемые педагоги!

Проблема «Приобщение дошкольников к народной культуре» актуальна на современном этапе. В ФГОС ДО говорится о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

Сохранение, восстановление и приумножение богатств народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но и одновременно и самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Ребенок действует с куклой так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания.

Игры в куклы, таким образом, играют серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Работу по данной теме мы проводили в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами. На непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающем (образовательная область «Познавательное развитие») и ручному труду («Социально-личностное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»).

Родители являются первыми и главными педагогами своих детей, поэтому следующем направлением нашей работы было заинтересовать родителей. Мы провели семинар – практикум для родителей, где родители со своими детьми своими руками сделали куклу Масленницу. Нам удалось заинтересовать наших родителей. и они приняли участие в изготовлении кукол.

Кукла не только игрушка, но и близкий друг. В играх дети учатся общаться, фантазировать, творить и проявлять милосердие. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно с ними расстаются.

Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Ответ таков: «А зачем?». Сердца наших детей покорила Барби. Плохо, если нет кукол, сделанных своими руками! Сделанная тряпичная кукла дорога и любима. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время традиционная тряпичная кукла может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду. Уважение к родной культуре и своей земле.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №41 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ - ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

Консультация для воспитателей

«Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Из опыта работы

Воспитателя МБДОУ № 41

Дряхловой А.Р.

 

Г. Усть – Лабинск

2017 год

Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение, как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.

К сожалению, сегодня все дальше от нас уходят красивые выполненные вручную вещи, в частности изготовление тряпичной народной куклы практически не встречается в качестве предмета обучения, ему не уделяется должного внимания в программах обучения. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности.

Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, необъяснимое отношение к миру.

Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества;

- содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

- формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами;

- развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;

- учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;

- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;

- прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.

Не каждому ребенку дано стать в будущем художником, дизайнером и т.п., но каждый должен познать азы художественного творчества и попробовать найти свое «Я». И, если ребенок будет заинтересован в этом, то поставленные задачи будут решены.

Приобщение дошкольников к народной культуре, будет не эффективно без участия родителей. Опросы, беседы с родителями показывают, что вопросам народного искусства в семье уделяется очень мало внимания, и возникает необходимость построить так работу по художественному труду, чтобы восполнять пробелы семейного воспитания. Основными формами работы с семьей остаются совместные праздники: фольклорные, обрядовые, дни именин, также презентации, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки и конкурсы.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок "ВАСИЛИНКА" (Изготовление тряпичных кукол)

Это очень интересное и увлекательное занятие -изготовление тряпичных кукол .Попробуйте и вам понрвится.Предлагаю план работы этого кружка....

Мастер-класс для воспитателй и родителей по изготовлению тряпичных кукол.

Материал содержит интересную информацию об истории  создания игрушек. Прослеживается связь от кукол, которыми играли бабушки, до современных игрушек, которыми играют наши дети. Практический ...

Консультация для родителей и педагогов " Изготовление традиционных тряпичных кукол"

Цели и задачи:- Ознакомить с традиционной тряпичной игрушкой, расширить знания по традиционной русской культуре;- Дать представление о видах и назначении тряпичной куклы;- Ознакомить с техникой ...

Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная» (старший дошкольный возраст, познавательно-творческий)

- формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол. изготовленные совместно ро...

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»

Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...

Познавательно-творческий проект «Лоскуток, да ниток катушка, в умелых руках оживает игрушка». («Русская народная тряпичная кукла»)

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.Сегодня особенно важно обратиться к традиц...