Проект "Занимательная узория"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Аитова Людмила Александровна

В последние годы мы по новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору,  художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное, из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

 Поэтому данный проект призван объединить педагогов детского сада, родителей и детей для решения ряда задач данного проекта; а так же познакомить детей и их родителей с декоративно прикладным творчеством на примере Дымковской (Вятской) игрушки,  Хохломы, Гжели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zanimatelnaya_uzoriya.doc394 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно – творческий проект

         

Автор-составитель Аитова Л.А.

«Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…  Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.»

                                                       М. Горький.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойного, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…. Национальные отличая, сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний ».

                                               Академик Лихачев Д.С

                                        

В последние годы мы по новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору,  художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное, из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

 Поэтому данный проект призван объединить педагогов детского сада, родителей и детей для решения ряда задач данного проекта; а так же познакомить детей и их родителей с декоративно прикладным творчеством на примере Дымковской (Вятской) игрушки,  Хохломы, Гжели. 

В процессе реализации проекта одновременно и параллельно  решается несколько задач.

  • Творческая задача. Дети и родители знакомятся с историей промысла, его видами, создают совместно творческие работы из разных материалов (глины, папье-маше, дерева…)
  • Образовательная задача. Участники проекта не только знакомятся с энциклопедическими знаниями о данных промыслах, с их техниками изготовления, художественными приемами изобразительного искусства и осваивают их. Они разрисовывают глиняные, деревянные формы; формы, изготовленные самостоятельно из папье-маше, обсуждают заданные темы, а также представляют свои работы другим детям и взрослым.
  • Психологическая задача. На протяжении всего проекта в работу с детьми и взрослыми может включиться психолог, который поможет включиться взрослым и детям в творческую деятельность, а также провести индивидуальный опрос (интервью) по заранее готовому вопроса.
  • Духовно-нравственная задача .  Совместная  работа педагогов, детей и родителей воспитывает интерес к декоративно прикладному творчеству русского народа, художественный вкус, чувство уважения к национальной гордости.

Основная цель проекта – формирование знаний о декоративно прикладном творчестве русского народа на примере Дымковской игрушки, Хохломской росписи и Гжельском промысле. Вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, который только возможен при создании и поддержке материальной базы, при плодотворном общении и сотрудничестве его участников.

Важно, что участником подобного проекта может стать любой человек – ребенок или взрослый, независимо от его художественной подготовки.

Задачи проекта:

Привлечь  детей и взрослых к декоративно – прикладному искусству, сделать их активными участниками проекта.

Создать материальную базу при помощи родителей, для эффективного знакомства детей с данными промыслами, и включения всех участников проекта в творческую деятельность.

Включать детей и родителей в творческую деятельность. Предоставить им возможность выразить свое отношение к предметам искусства художественными способностями, стихами, песнями…

Создать условия для художественно – творческой деятельности, общения, диалога  между участниками проекта.

План проекта:

В подготовительный период была проведена диагностика педагогов и детей по данной теме, при помощи которой мы выявили недостаточное оснащение материальной базы предметами декоративного искусства, энциклопедической и методической литературы. Знания детей показали низкий  уровень знаний, умений, навыков.

Поэтому для эффективной реализации проекта наметили:

  • Подбор энциклопедического,  методического и наглядных материалов.
  • Знакомство с проектом педагогов и родителей.

Реализация проекта:

  • Разработка перспективного совместного плана работы всех  педагогов, деятельности детей и взаимодействия с родителями.
  • Разработка конспектов  познавательных занятий, творческих       праздников и развлечений  для детей средних, старших и подготовительных к школе групп детского сада
  • Подготовка наглядных  художественно-творческих консультаций с энциклопедическим содержанием консультаций для родителей.
  • Создание мини – музея прикладного творчества.
  • Пополнение  художественной базы изо средствами для продуктивной деятельности.
  • Проведение выставок-конкурсов творческих работ детей и родителей.
  • Проведение диагностики знаний , умений и навыков детей на заключительном этапе проекта о декоративно – прикладном творчестве, нравственно – духовном, эмоциональном отношении к нему.

Материал для работы по проекту:

1 Наглядно – дидактические пособия

2 Бумага белая, цветная

3 Гуашь, акварель

4 Кисти №5, 2; плоские

5 Банки с водой, салфетки тканевые, бумажные

6 Глина, доски, стеки

7Сосуды с водой

8 Деревянные формы для росписи

                                        

Список используемой литературы и наглядного материала :

  1. Волшебный мир народного творчества»/ под ред. Т.Я. Шпикаловой М. «Просвещение» 2004.
  2. Вохринцева С. Окружающий мир. «Народное творчество.-  Екатеринбург, «Страна фантазий».  2006. (наглядное пособие) 2 папки.
  3. Вохринцева С. «Учимся рисовать «Гжель» 3 альбома. Екатеринбург, Страна фантазий, 2005.
  4. Вохринцева С. Учимся рисовать. Хохломская роспись, 2 альбома.- Екатеринбург, Страна фантазий, 2005
  5. Вохринцева С. Учимся рисовать Дымковская игрушка, 2 альбома.- Екатеринбург, Страна фантазий, 2005.
  6. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.- М., Скрипторий, 2008.
  7.  Грибовская А.А. Детям о народном искусстве.- М. Просвещение, 2001. (наглядное пособие).
  8. Костерин Н.П. Учебное рисование.- М. «Просвещение» 1984.
  9. Лыкова И.А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».- М.: Карапуз - Дидактика, ТЦ «СФЕРА», 2007г.
  10. Лыкова И.А.  Наш вернисаж. «Дымковская игрушка» ».- М.: Карапуз - Дидактика , ТЦ «СФЕРА»,  2008 (Альбом).
  11.  Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию  под ред. Т.С. Комаровой.- М.: Просвещение, 1991.
  12.  Мир в картинках. Хохлома/ Наглядно – дидактическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез», 2010
  13.  Мир в картинках. Гжель / Наглядно – дидактическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез», 2010
  14.  Мир в картинках. Дымковская игрушка / Наглядно – дидактическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез», 2010
  15. Рондели Л.Д. Народное декоративно – прикладное искусство. -М.: «Просвещение, 1984г.
  16. Шевчук Л. В.  Дети и народное творчество,- М.: «Просвещение» 1985г.

План занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема:«Дымковское чудо»  (занятие - выставка)

Программное содержание:

Продолжать знакомить с дымковской (вятской) игрушкой, закрепляя знания о её элементах росписи и цветовой палитре.

Познакомить с историей и технологией изготовления игрушек, способствуя изображению элементов на листе бумаге.

Развивать познавательные и художественные способности детей, цветовое восприятие, творческое воображение.

Совершенствовать умения в рисовании плоскими и круглыми кистями гуашью.

Воспитывать любовь к народному творчеству, внимание, художественный вкус.

Словарь: вятская игрушка, дымковская игрушка, дымка, глиняная, полосы, волнистые, точки, круги, кольца, народные гулянья, свистунья.

Материал: дымковские игрушки, фотоальбомы Грибовской А.А., Вохринцевой С., гуашь разных цветов, кисти плоские, круглые; бумажные формы в виде коней, козлов, баранов; банки с водой, тканевые, бумажные салфетки.

Методические приемы:

  • Психологическая игра «Подарок»

Дети встают в круг, передают друг – другу руками «мысленный» подарок, благодаря друг – друга за подарок.

  • Осмотр выставленных изделий и фотографий.
  • Воспитатель в роли экскурсовода рассказывает о истории и технологии изготовления игрушки:
  • Дымковская игрушка является народной игрушкой. Создали ее мастера Дымковской слободы на берегу реки Вятка, поэтому ее иногда называют Вятской игрушкой. В старину в тех местах существовал обычай -  праздник свистопляски или свистуньи. В этот день люди ходили по улицам и свистели в свистки. Глиняные игрушки – свистки продавались там же на улице. Праздник стал историей, а обычай лепить, расписывать и продавать знаменитые игрушки сохранился до наших дней.

Лепят игрушки, так же как и старину – осенью после уборки урожая, в мастерскую завозят красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивают добавляя песок и тщательно перемешивают. Фигурки лепят по частям, готовые фигурки просушивают и прокаливают в печи. Затем фигурки белят мелом в разведенном молоке, а потом расписывают. Дымковская игрушка славится на весь мир. Её выставляют в музеях, продают на ярмарках ,ей любуются, показывают в других странах.

  • Физкультминутка: «Цыпленок»

Озорной цыпленок жил,

Головой весь день крутил.

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

Потом правую поднял

И на обе ноги встал.

Начал крыльями махать

Поднимать и опускать.

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Наклонился вправо, влево.

Хорошо на свете право!

А потом гулять пошел,

Червяка себе нашел.

Движения выполняются в соответствии со словами.

  • Детям дается возможность рассмотреть лепные фигурки, предлагается посвистеть в разные свистки.
  • Упражнение «Кто кого пересвистит».
  • Рассматривание таблицы с изображением элементов росписи «Дымки»

- Какими элементами расписываются дымковские игрушки?

- Какие цвета используют вятские мастера?

  • Пальчиковая гимнастика «Пять и пять»

Пять и пять  пошли гулять.

Вместе весело играть.        Ладошки раздвинутых рук раскрываются.   Затем переплетенные пальцы ладоней сгибаются и разгибаются.

Повернулись,

Улыбнулись,        Вращение кистей рук. Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук «растягиваются в улыбку», показывая её.

В кулачок вот так свернулись.

Вот такие молодцы.        Пальцы рук сжаты не сильно в кулачки. Стучат кулачком о кулачок.

  • Дети совместно с педагогом рассматривают бумажные формы дымковских игрушек.
  • Дети прорисовывают элементы росписи дымковской игрушки.
  • Индивидуальная работа с детьми: педагог дает словесные указания к использованию кистей, показывает способ выполнения элемента затрудняющимся детям  на своем листе.
  • Рассматривание работ, обобщающая беседа:

- О чем мы сегодня узнали?

- Как же называются эти игрушки и где их делают?

  • Оценка занятия.

Используемая литература и материал:

Вохринцева С. «Народное творчество» (наглядно – литературный материал).

Грибовская А.А. «Детям о народном искусстве»  М. «Просвещение» 2001. (наглядное пособие).      

                                                                         

ПЛАН ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ

ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ «ОЛЕНЬ»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о дамке.

Способствовать умению лепить фигурку оленя из глины конструктивным способом,  опираясь на технологическую карту последовательности способов лепки. 

Развивать образное восприятие, творческое, воссоздающее воображение; мелкую моторику руки.

Воспитывать самостоятельность, инициативность, уважение к профессиям людей связанных с творчеством.

Словарь: дымковская игрушка, глиняная, конструкция, части , последовательно.

Материал: технологическая карта последовательности выполнения лепки Лыковой И.А., фотографии дымковской мастерской «лепщики за работой», готовая глина, чашки с водой, стеки, тряпочки, доски.

Методические приемы:

  • Психологическая игра «Подарок».
  • Беседа о дымковской игрушки, рассматривание фотографий «В мастерской Дымково».

- Из чего делают эти чудо – игрушки?

- Как их изготавливают?

- Для чего они предназначаются?

  • Сообщение темы лепки педагогом.
  • Рассматривание технологической карты способа последовательности лепки оленя.
  • Частичный показ и объяснение выполнения работы.
  • Пальчиковая гимнастика:

«В гости»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог,

Вместе пальчики – друзья

Друг без друга им нельзя.

Выставляем вверх большие пальцы, соединяем под углом кончики пальцев обеих рук поочередно. Называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. На  пятую строчку пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы. На 6-ю строчку, кулаки стучат друг о дружку. На 7-ю,8-ю строчку ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.

  • Дети лепят.
  • Индивидуальная работа с детьми: частичный показ воспитателя, словесные и практические указания.
  • После окончания работы проводится физкультминутка:

Еду, еду к бабке, к деду             топают ногами.

На лошадке в красной шапке.   Скачут то на левой, то на правой ноге

По ровненькой дорожке

На одной ножке,

В старых лопаточках

По рытвинам, по кочкам          прыжки на двух ногах.

А потом вдруг…в яму – бух!     Приседают.

  • Рассматривание работ.
  • Убирание работ к батареи для просушивания.
  • Оценка занятия детьми и педагогом.
  • Уборка рабочих мест.

План занятия по рисованию

Тема: «Роспись глиняной формы оленя»

Программное содержание:

Закрепить знания о дымковской игрушке и элементах её росписи.

  Развивать образное восприятие, творческое, воссоздающее воображение; мелкую моторику руки.

Совершенствовать умения в рисовании гуашью, плоскими, тонкими круглыми кистями, ватными палочками при штамповке.

 Воспитывать самостоятельность, инициативность, уважение к профессиям людей связанных с творчеством, художественный вкус.

Словарь: дымковская игрушка, глиняная, форма, элементы, штамп.

Материал: лепная фигурка оленя, гуашь 8-ми цветов, кисти: плоская, круглая №2; ватные палочки, банки с водой, тканевые салфетки, таблица элементов росписи дымковской игрушки, фотографии дымковских игрушек из альбома «Народное творчество».

Предварительная работа: лепка оленя, упражнение в рисовании элементов на бумаге, рассматривание готовых фигурок – свистулек, фотографий, альбомов народного творчества.

Методические приемы:

  • Психологическая игра «Подарок»
  • Беседа с использованием таблицы элементов дымки:

- Какими элементами можно расписать фигурку оленя?

  • Показ способа выполнения элементов на бумаге детьми.
  • Указания педагога к выполнению работы.
  • Пальчиковая гимнастика

«В гости»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог,

Вместе пальчики – друзья

Друг без друга им нельзя.

Выставляем вверх большие пальцы, соединяем под углом кончики пальцев обеих рук поочередно. Называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. На  пятую строчку пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы. На 6-ю строчку, кулаки стучат друг о дружку. На 7-ю,8-ю строчку ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.

  • Работа детей.
  • Индивидуальная работа с детьми: словесные указания – советы, частичный показ.

Физкультминутка:

 Еду, еду к бабке, к деду             топают ногами.

На лошадке в красной шапке.   Скачут то на левой, то на правой ноге

По ровненькой дорожке

На одной ножке,

В старых лопаточках

По рытвинам, по кочкам          прыжки на двух ногах.

А потом вдруг…в яму – бух!     Приседают.

  • Рассматривание и анализ работ
  • Психологическое упражнение «Радуга»:

Дети встают свободно, закрывают глаза и сгибают руки в локтях. «Мысленно» они «поднимаются вверх» по цветным ступенькам радуги называя каждый цвет ступеньки, «на верхней ступеньке» они  глубоко приседают, обхватывая голову руками, «скатываются вниз».

  • Обобщение, оценка занятия воспитателем и детьми.

Занятие по лепке

Лепка из глины по мотивам  дымковской игрушки

«Дымковская барыня»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о дамке.

Познакомить со способом лепки фигурки барыни из глины конструктивным способом,  опираясь на технологическую карту последовательности способов лепки. 

Развивать образное восприятие, творческое, воссоздающее воображение; мелкую моторику руки.

Воспитывать самостоятельность, инициативность, уважение к профессиям людей связанных с творчеством.

Словарь: дымковская игрушка, глиняная, конструкция, части , последовательно.

 Материал: технологическая карта последовательности выполнения лепки Лыковой И.А., фотографии дымковской мастерской «лепщики за работой», готовая глина, чашки с водой, стеки, тряпочки, доски.

Предварительная работа: рассматривание технологических карт, рассматривание фотографий разных видов барынь: нянек, птичниц, барынь с зонтами, водоносок, семьи…

Методические приемы: используются те же методы и приемы, что и в лепке оленя.

Роспись глиняной формы «Барыни»

По мотивам дымковской игрушки

Программное содержание:

Закрепить знания о дымковской игрушке и элементах её росписи.

  Развивать образное, цветовое восприятие, творческое, воссоздающее воображение; мелкую моторику руки.

Совершенствовать умения в рисовании гуашью, плоскими, тонкими круглыми кистями, ватными палочками при штамповке.

 Воспитывать самостоятельность, инициативность, уважение к профессиям людей связанных с творчеством, художественный вкус.

Словарь: дымковская игрушка, глиняная, форма, элементы, штамп, юбка, кокошник.

Материал: лепная фигурка барыни, гуашь 10-ти цветов, кисти: плоская, круглая №2; ватные палочки, банки с водой, тканевые салфетки, таблица элементов росписи дымковской игрушки, фотографии дымковских игрушек из альбома «Народное творчество».

Предварительная работа: лепка барыни, упражнение в рисовании элементов на бумаге, рассматривание готовых фигурок, фотографий, альбомов народного творчества.

Методические приемы: используются те же  методы и приемы, что и при росписи глиняной формы оленя.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

«Голубая сказка»

Знакомство с гжельской керамикой.

(занятие-рассказ)

Программное содержание:

Познакомить детей с искусством гжели, её особенностями.

Учить видеть гармоничное решение росписи с учетом особенностей формы и размера предмета.

Развивать познавательную деятельность детей посредством энциклопедических знаний, творческое воображение, образное и цветовое восприятие.

Воспитывать интерес к народному творчеству, художественный вкус.

Словарь: гжель, гжельская роспись, майолика, фарфор, полуфаянс, кобальт, шликер, посуда, миниатюры, статуэтки.

Предварительная работа: оформление выставки изделий.

Материал: изделия гжели, фотографии, альбомы: «Народное творчество» Грибовской А.А.,  «Гжель» Вохринцевой С.; кукла в гжельском костюме.

Методические приемы:

  • Психологическая игра «Подарок»
  • Внесение куклы в гжельском костюме, рассматривание куклы.
  • «Кукла приглашает детей войти в «Голубую сказку». Рассматривание изделий гжели.
  • Физкультминутка: «Астры»

Мы астры, астры, астры

Растем, растем, растем.

Мы к солнцу поднимаемся

Цветем, цветем, цветем.

На первую, вторую – строчку дети, в полном приседе взявшись за руки поднимаются и выпрямляются в полный рост. На третью четвертую строчки -  руки поднимают вверх, расцепляют их и кружат вокруг себя на месте.

  • Воспитатель от имени куклы ведет рассказ о гжели:

Гжель – это название живописного подмосковного региона, находящегося недалеко от Москвы. Гжель – это красота, гармония, сказка и быль.

Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на гжельской земле в  IV веке. Этот промысел ценится не только за высокое качество глины, из которого получаются прекрасные изделия, но и высокое качество гончаров и художников.

Гжель – это не только посуда, это и вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера.

Старинное изготовление гжельского фарфора руками народных мастеров практически  утрачена, поэтому сегодня гжель делают заводским способом. Посуда формуется на гончарном круге или гипсовых формах. Для этого художники сначала создают эскизы будущих изделий. Опытные мастера – модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые формы. Затем литейщики заливают шликер (жидкую фарфоровую массу) в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.

Важный успех гжели – секрет обжига изделий. Для получения изделия, расписанного золотом , необходимо три обжига, температура в печи при обжиге очень высокая – 1200 градусов. Изделия прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись – выполненные от руки растительные и геометрические узоры, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.

Современные художники разработали «азбуку мазков», именно из мазков синего цвета различных оттенков получается особый гжельский рисунок на фарфоре. Выполнение росписи в ручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же сюжета.

Сегодня гжельский фарфор популярен, не только в России, но и за рубежом. Гжель стала символом русского народа, и поспорить с ней только может матрешка. На выставках русского искусства в любой стране мира всегда выставляются произведения гжельских мастеров.

  • Детям дается еще раз рассмотреть изделия, открытки, альбомы.
  • Под фонограмму дети танцуют русский фольклорный танец «Ярмарка»
  • Обобщение:

- С чем вы сегодня познакомились?

- Что узнали о гжели?

- Почему гжель называют «голубой сказкой»?

  • Оценка занятия детьми.

Занятие по рисованию

Тема: «Рисование по мотивам гжели.  Роспись бумажной формы кувшина

(2 занятия: 1 Прорисовка каймы. 2Рисование гжельского цветка)

Программное содержание:

Продолжать с искусством гжели, её особенностями и разнообразием элементов росписи.

Дать понятие о том, что вся посуда имеет кайму, но она разнообразна. Познакомить с растительным и геометрическим орнаментом.

Способствовать умению расписывать элементами гжели бумажную форму вазы используя  при рисовании два вида кистей.

Формировать умения в нанесении «гжельских мазков» концом кисти от капли краски нанесенной на лист бумаги, и концом обратной стороны кисти выделять тонкие линии. 

Развивать познавательную деятельность, цветовое, образное восприятие, воссоздающее и творческое воображение, моторику руки.

 Воспитывать интерес к народному творчеству, художественный вкус.

Словарь: гжель, гжельская роспись, майолика, фарфор, полуфаянс, кобальт, шликер, посуда, кайма, геометрический, растительный орнамент, мотив, аленмак.

Предварительная работа: чтение энциклопедической литературы, рассматривание фотографий гжельского музея, альбомов: Вохринцева С. , Грибовской А.А., оформление выставки изделий.

Материал: изделия гжели, фотографии и альбомы с гжельскими изделиями, таблицы с элементами геометрических и растительных орнаментов; бумажная форма вазы, гуашь, кисти № 1,5.; банки с водой, тканевые салфетки.

Методические приемы:

  • Психологическая игра «Подарок»
  • Беседа о гжели с использованием изделий

- Что это за изделия?

- Что в них особенного?

- Чем они отличаются от другой посуды?

  • Воспитатель обращает внимание  на особенности росписи посуды, знакомит с элементами росписи, главным элементом – аленмаком.
  • Рассматривание изо средств, бумажной формы вазы.
  • Показ и объяснение способа рисовании каймы (цветка) воспитателем.
  • Пальчиковая гимнастика:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. На вторую строчку развести пальчики. На третью – ритмичное движение пальцы вместе, врозь. На четвертую -  ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

  • Дети рисуют.
  • Индивидуальная работа: воспитатель дает словесные указания, осуществляет частичный показ на своем листе бумаги.
  • Физкультминутка «Астры»

Мы астры, астры, астры

Растем, растем, растем.

Мы к солнцу поднимаемся

Цветем, цветем, цветем.

На первую, вторую – строчку дети, в полном приседе взявшись за руки поднимаются и выпрямляются в полный рост. На третью четвертую строчки -  руки поднимают вверх, расцепляют их и кружат вокруг себя на месте.

  • Рассматривание и анализ работ
  • Оценка занятия воспитателем и детьми.

Примечание: на 1-ом занятии дети рисуют кайму вазы.

                        На 2-ом занятии дети рисуют цветок аленмак.

Используемая литература:

Вохринцева С. «Народное творчество» (наглядно – литературный материал).

Грибовская А.А. «Детям о народном искусстве»  М. «Просвещение» 2001. (наглядное пособие).  

Аллаярова И. Е. «Симфония к5расок» М. «Гном и Д» 2006г.    

Рисование по мотивам гжельской росписи

Тема: «Голубой город»

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с творчеством гжельского мастерства, давая знания об архитектурной живописи в творчестве гжели.

Развивать образное, цветовое восприятие, творческое, воссоздающее воображение , моторику руки.

Формировать умение в работе гуашью, разными видами кистей.

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, уважение к народному творчеству.

Словарь: гжель, архитектура, дома, часовни, развесистые, кудрявые.

Предварительная работа:  Рассказ воспитателя об изображениях архитектурного пейзажа на изделиях гжели. Рассматривание изделий, альбомов, фотографий. Упражнения в рисовании домов, часовен, деревьев.

Материал: изделия гжели, фотографии и альбомы с гжельскими изделиями, таблица с изображением зданий разного вида; бумажная форма вазы, гуашь, кисти № 1,5.; банки с водой, тканевые салфетки.

Методические приемы:

  • Психологическое упражнение «Улыбка»

Дети встают в круг и хором произносят :

 «Слева друг, справа друг

   Посмотри как все вокруг

             Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся»

Все слова сопровождаются движениями.

  • Рассматривание фотографий гжели с архитектурными росписями

- Чем расписаны  данные изделия?

- Какие здания вам знакомы?

- Что ещё является живописным украшением в этих изделиях?

  • Частичный показ изображения домов, часовен, деревьев; воспитателем и детьми.
  • Указания воспитателя к рисованию на бумаге овальной формы.
  • Пальчиковая гимнастика: «Стройка»

Целый день тук да тук.        Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх.

Раздается звонкий стук.        Движение сверху вниз большим пальцем.

Молоточки стучат.        Постучать кулаком о кулак.

Строим домик для зайчат.         Правым кулаком постучать сверху по левому.

Молоточки стучат.        Постучать кулаком о кулак.

Строим домик для бельчат.         Левым кулаком постучать сверху по правому.

Этот дом для мальчиков.        Разжать левую руку ладонью к педагогу.

Этот дом для девочек.        Разжать правую руку ладонью к педагогу.

Этот дом для Светы –

Он большой и светлый.        Большой палец правой руки касается мизинца.

Здесь живет Алеша,

Мальчик он хороший.        Большой палец правой руки касается безымянного.

В этом доме Маша,

Солнышко ты наше.        Большой палец правой руки касается среднего.

Этот – для Марата,

Будет дом богатым.        Большой палец правой руки касается указательного.

Со строчки «Этот дом для Светы…» дети выполняют те же движения левой рукой.

Вот какой хороший дом.        Сжимание обеих пальцев в кулак и разжимание их.

Как мы славно заживем.        Вращение кистями обеих рук.

  • Рисование детьми.
  • Индивидуальная работа: частичный показ воспитателя затрудняющимся, на своем листе, сухой кисть на листе ребенка.
  • Физкультминутка:

Отдых наш -  физкультминутка,

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

 Раз и два, раз и два!                                                                                                                        

  • Рассматривание и анализ работ детьми.
  • Обобщение, оценка занятия.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Золотая хохлома»

Программное содержание:

Познакомить детей с искусством хохломы, давая энциклопедические знания о данном промысле и характерных элементах росписи.

Развивать познавательную деятельность детей, образное и цветовое восприятие, творческое воображение.

Воспитывать интерес к народному творчеству, художественный вкус.

Словарь: хохлома, хохломская, роспись, Волга, травный, растительный.

Материал:

Изделия хохломы, фотографии музея «Хохломские узоры», альбомы: «Народное творчество детям» Грибовской, «Хохломская роспись» Вохринцевой., кукла в хохломском наряде.

Методические приемы:

  • Психологическая игра «Подарок»
  • Внесение куклы, рассматривание её наряда, «знакомство» с ней.
  • Приглашение детей на выставку, где экскурсоводом «будет» кукла «Хохлома», рассказ о промысле ведется от имени куклы.

Рассказ о хохломе:

Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. Выточенные из сухой древесины чашки, братины, поставцы, солонки мастера делали и делают похожими на драгоценные, золотые, расписывая их орнаментом. Красочные узоры из трав, цветов и плодов придают особую красоту строгим формам деревянных вещей. Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, выполненные с помощью оригинальной техники росписи, характерной лишь для этих мест, стали называть хохломой.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, когда на рынках появилась дешёвая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий сделала хохлому любимой и популярной среди простого народа.

Что и как производится:

Ложки, половники, суповницы, чашки, блюдца и самые разнообразные наборы посуды нарядным сочетанием красного, черного и желтого украшают дома и радуют глаз людям в разных уголках мира. Кроме посуды производится деревянная мебель: стулья, столы, кровати с хохломской росписью.

Хохломские изделия изготавливают из липы. Но не каждая липа подходит. Мастера знают какое дерево выдерживает  обработку в печи и не растрескается. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе целый год.

Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают тонким слоем жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три, четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал (приклеился) порошок алюминия, который заменил дорогое серебро, которым пользовались первые мастера. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. После этого заготовки расписываются.

Особенность техники окраски хохломских изделий – получение золотистого цвета без применения золота. Основные технологические приемы сохранились с древних времен и до наших дней почти без изменений.

 Расписываются изделия маслеными красками, а кисточки мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительного прорисовывания орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент.

В хохломской росписи с золотым фоном сочетается красный и черные цвета. Иногда их добавляет зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным. Огненно – красная краска придает теплоту золотистому фону, а черный цвет оттеняет его блеск. В качестве красной краски используют киноварь, а черной обычную сажу.

После росписи изделия покрывают лаком, потом закаливают в печи. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. Так деревянное изделие становится драгоценным, золотым.

  • Детям дается еще раз рассмотреть изделия, открытки, альбомы.
  • Под фонограмму дети танцуют русский фольклорный танец
  • Обобщение:

- С чем вы сегодня познакомились?

- Что узнали о хохломе?

- Почему хохлому называют  золотой?

  • Оценка занятия детьми и воспитателем.

Рисование

Тема: «Растительный орнамент на бумажной форме в виде круга»

Программное содержание:

Продолжать знакомить с хохломским промыслом, обучая техническим навыкам росписи, рисуя криуль, травку, завиток, ягоды.

Способствовать росписи бумажной формы желтого цвета, плавными движениями кисти.

Формировать умения в рисовании концом кисти.

Развивать познавательную деятельность детей, восприятие цвета, формы, творческое воображение, моторику руки.

Воспитывать интерес к народному творчеству, самостоятельность, аккуратность, художественный вкус.

Словарь: хохлома, хохломская, роспись, криуль, травка, завиток, ягоды.

Материал: изделия хохломы, бумажные формы в виде круга, гуашь, кисть №1,5-белка,банки с водой, салфетки. Таблица элементов росписи хохломы.

Методические приемы:

  • Психологическая игра «Улыбка»
  • Сообщение цели занятия, рассматривание изделий хохломы.
  • Рассматривание изо материала.
  • Объяснение и показ способа выполнения работы воспитателем.
  • Пальчиковая гимнастика: «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. На вторую строчку развести пальчики. На третью – ритмичное движение пальцы вместе, врозь. На четвертую -  ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

  • Рисование детьми.
  • Индивидуальная работа с детьми: показ на листе воспитателя, показ на листе ребенка сухой кистью.
  • Физкультминутка: «Вместе по лесу пойдем»

Вместе по лесу пойдем                ходьба на месте.

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг

Тысяча цветов вокруг!                Потягивание руки в стороны.

К небу ручки потянули,

Позвоночник растянули.        Потягивание – руки вверх.

Отдохнуть мы все успели

И на место тихо сели.

  • Дети рассматривают работы.
  • Обобщение, оценка занятия.

Рисование по мотивам хохломской росписи

Тема: «Петух и травка» (на бумажной форме - дощечки )

Программное содержание:

Продолжать знакомить с хохломой, с изображением птиц на изделиях.

Учить рисовать петуха в хохломском стиле, совершенствуя умения в изображении веточек, травки, завитков.

 Развивать цветовое, образное восприятие, воссоздающее, творческое воображение, моторику руки.

Формировать умение в рисовании разными видами кистей.

Воспитывать интерес к народному творчеству, художественный вкус.

Словарь: хохлома, кустик, веточка, завиток, оперение.

Предварительная работа: рассматривание игрушки петуха, иллюстраций жар – птицы, рассматривание изделий хохломы с росписью петуха.

Материал: книга «Хохлома», изделия хохломы, бумажные формы дощечки желтого фона, гуашь, кисти №2,5; банки с водой, тканевые и бумажные салфетки.

Методические приемы:

  • Психологический настрой : упражнение «Улыбка»
  • Рассматривание фотографии хохломской чаши с изображением петуха, нахождение иллюстрации в книге «Хохлома» с изображением птиц, петухов.
  • Объяснение и показ способа изображения воспитателем – петуха, детьми – кустика травки.
  • Пальчиковая гимнастика: «Где обедал воробей?»

- Где обедал воробей?

- В зоопарке у зверей.

Пообедал  я сперва ,за решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.

Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога, отрубей поел немного

Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.

А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

На первую строчку машут перекрещенными ладошками. На ворую – ладошки изображают раскрывающуюся пасть. На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой руке, потом на правой. На последнюю строчку показывают раскрывающуюся пасть.

  • Дети рисуют.
  • Индивидуальная работа с детьми: частичный показ на листе воспитателя, словесные указания.
  • Физкультминутка: «Мы зарядку делать будем»

Мы зарядку делать будем.

Мы руками быстро крутим –

То назад, а то вперед,

 А потом наоборот,

Наклоняемся пониже.

Ну –ка, руки к полу ближе!

Выпрямились ноги шире.

Тянем спинку, три – четыре.

На площадке красный мячик

Выше всех сегодня скачет.

Вместе с мячиком скачу,

До небес достать хочу

Стоп! Закончилась зарядка.

Вдох и выдох для порядка.

  • Рассматривание и анализ работ детьми и воспитателем.
  • Обобщение, оценка занятия.

                                                         

Конспект  комплексного занятия

Тема: «В гостях у тётушки Музеихи»

Программное содержание:

Закреплять знания детей о промысле хохломы, способствуя умению изображать её элементы на бумажных формах разного вида.

Развивать образное и цветовое восприятие, воссоздающее и творческое воображение, моторику руки.

Формировать певческие, ритмические, изобразительные навыки.

Совершенствовать технику рисования разными видами кистей, нанося изображение концом кисти, её ручкой, ватной палочкой.

Воспитывать интерес к народным промыслам, художественный вкус.

Словарь: хохлома, роспись, элементы, криуль, кудрина, завиток, травка, поставец, утица.

Предварительная работа: чтение энциклопедического материала, рассматривание изделий хохломы, рисование орнаментов разных видов на бумажных формах. Рассматривание фотографий «Хохлома», альбомов: Грибовской «Детям о народном творчестве», Вохринцевой «Хохломская роспись».

Материал: изделия хохломы, кукла в хохломском наряде, бумажные формы разных видов, гуашь, кисти №2,5; банки с водой, тканевые салфетки, речные камушки, таблица элементов хохломы.

Ход:

Дети входят в зал под спокойную музыку их встречает «Тетушка Музеиха» ,  дети здороваются.

Музеиха: - здравствуйте дети! Я рада, что вы пожаловали в мой музей на выставку «Золотой хохломы»

В-ль: - Мы пришли не только посмотреть, но и поделиться своими знаниями о хохломе.

Музеиха: - Ну что ж, я послушаю, что вы, знаете о этом чуде.

Рассматривая изделия дети рассказывают по очереди то, что они знают, воспитатель помогает наводящими вопросами. В ходе рассказов звучат стихи о хохломе.

Музеиха: - Какие вы молодцы, а вы знаете, что ложки хохломские являются ещё хорошими музыкальными инструментами.

В-ль:  - А как же мы знаем, а ещё мы знаем про них песню, и сыграть даже на них сможем.

Дети исполняют песню «Расписная ложка» муз . и слова Суховой, играют на ложках.

В-ль: - А ещё Музеиха, мы могли бы поработать в вашей художественной мастерской, попробовать стать на время хохломскими художниками.

Музеиха: - Я буду рада посмотреть на творчество будущих художников.

Воспитатель предлагает выбрать формы для росписи, проводит пальчиковую гимнастику с использованием камушков, даёт указания к выполнению работы, обращая внимание на таблицу элементов хохломы.

Рисование сопровождается спокойной музыкой, воспитатель в ходе работы детей проводит индивидуальную работу: затрудняющимся детям дает индивидуальный показ на своем листе бумаги, напоминает способ выполнения элемента сухой кистью на листе ребенка.

После окончания рисования Музеиха дает оценку работам детей. Воспитатель совместно с детьми играет в психологическую  игру «Подарок», по окончанию которой «тетушка Музеиха» дарит детям поставец для группы. Дети благодарят её и прощаются.

                               

Стихи о хохломе

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой, золотой листвы!

Роспись хохломская, словно колдовская,

 В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома.

                        Красивым блюдом хохломским

                        Украсим стол, как в сказке.

                        А расписать нам помогли

                        Бумага, кисть и краски.

Разные ложки и ковши

Ты разгляди – ка не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди называют хохломой.

Теперь рисуем хохлому,                        Хохлома, хохлома -

Не ленимся, стараемся,                                Наше чудо дивное

И мамы нашей росписи                                Мы рисуем хохлому

 Все время удивляются.                                Красоты невиданной.

                        Как за Волгой яр – хмель

                        Над кусточком вьется,

                        Перевился яр – хмель

                        На нашу сторонку.

                        Как на нашей сторонке

                        Житье пребогато –

                        Серебряные листья,

                        Цветы золотые.

Стихи о гжели

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая роща, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей.

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель.

                        Синие гроздья на синих рябинах,

                        Синие зори и синие птицы –

                        С этой красою ничто не сравнится…

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтоб заблестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтоб негде он не мог повториться.

                        Синие птицы по белому небу,

                        Море цветов голубых,

                        Кувшины и кружки –

                        Быль или небыль?

                        Изделия рук золотых!

                        Да! Это синяя сказка –

                        Глазам загляденье,

                        Словно весною капель!

                        Ласка, забота, тепло и терпенье –

                        Русская звонкая гжель!

Сине – белая посуда,

Расскажи – ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела.

                         

Стихи о дымке

Веселая красная глина,                                И всадники, и ребятня,

Кружочки, полоски на ней,                         Собачки, гусары и рыбы.

Козлы и барашки смешные,                        А ну, назовите меня.

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

В кокошнике няня,        Девица в винце,

На руках Ваня,                          Румянец на лице,

И хорош,                                  Собой хороша,

И пригож.                                  Стоит не дыша.

Скоро, Ваня ,

Подрастешь.

                Вы скажите мне: откуда

                Появилось это чудо?

                Из деревни Дымково.

Там любили песни , пляски,

И в селе рождались сказки.

Вечера бывали длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, точечки, полоски.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Аппликация."Узор для платка матрёшки""

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Аппликация."Узор для платка матрёшки""...

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Презентация "Шенкурские узоры" (приложение к НОД "Шенкурские узоры")

Данная презентация содержит наглядный материал по теме Шенкурской росписи. В него включены примеры растительного, геометрического и зооморфного орнамента, а также образцы композиций и изделий, расписа...

Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".

Знакомство с национальным саамским узором.Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».Подготовительная  группа Задачи:расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коре...

Конспект НОД "Ух! Узор. Мой! Узор!"

Автором представлен материал по декоротивному рисованию....

Игра "Повтори узор", "Симметрия или повтори узор"

Цель игры - повторить рисунок, изображённый слева.Игра способствует развитию пространственного мышления, внимательности и усидчивости, учит ориентироваться на листе бумаги....