Опыт работы Пластилинография
материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Венькова Татьяна Анатольевна
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_plastilinografiya_2017g.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

 по теме:

«Пластилинография – как средство развития

художественно - творческих способностей у детей   дошкольного возраста».

Воспитатель: Венькова Татьяна Анатольевна

Актуальность.

        Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином.         Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется   в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии  окружающего мира детьми  дошкольного возраста.

         Авторы, исследующие проблему эффективной   работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б. Косминская, Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой  двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

        Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а  также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.)        

                Таким образом, организация работы по созданию продуктов  детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему  развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах  главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.

         В обобщённом мною опыте раскрываются специфические методы и приёмы работы в технике пластилинография, в процессе различных видов деятельности: на занятиях, в свободное время,  кружковой работе.  Показано влияние пластилиновой живописи на всестороннее развитие детей.

Цель.

          Развивать художественно – творческие способности у детей  старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи.

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.
  2. Учить детей  находить оригинальные способы для создания художественного образа.
  3. Учить детей  свободно  экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
  4. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
  5. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
  6. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Методы и приёмы.

          Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:

Общедидактические.

Наглядные методы:

Демонстрация наглядных средств.

        Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики.

        Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения– этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.

        На каждом занятии  показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием.

Показ образца используется в обучении анализа, в построение плана работы.

Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь  привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении).

Практические методы:

        В развитии творческих способностей ведущая  деятельность  детей  - художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и  направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.  

        На занятиях дети изготовляют исходные формы,  дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.

 Словесные методы:

         Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

        Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.

Специфические методы, обусловленные

особенностями художественной деятельности.

        Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний, с целью овладения даром сопереживания на прекрасное  в окружающем мире. Направлен на формирование эстетического вкуса. Эстетическое  - «всё то, что оказывается  способным вызвать эмоционально-чувственную реакцию, в идеале действенную, либо созерцательную» (Чиаурели В.) Это происходит в сравнении, любовании различными произведениями искусства, предметами народно – декоративного искусства, в том числе, своими результатами творчества.

        Метод эстетического убеждения  По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»

Формы.

        Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Форма – способ организации, установленный порядок.

        Групповая – основная форма работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Группа  состоит из 6-8 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

        Технология проведения групповых занятий может быть разной. Главное чтобы дети сидели компактно, но на некотором расстоянии, не мешая, друг другу. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом. Каждое занятие кружка содержит: тему, задачи, последовательность выполнение работы.

        Выполнить композицию в технике пластилинографии непросто, поэтому над её созданием одновременно трудится несколько детей.

Этапы создания картин:

  1. Подбор эскиза.
  2. Подготовка основы. (покрытие основы скотчем, перенос эскиза на основу).
  3. Подбор материала, цвета пластилина, смешивание цвета.
  4. Создание картин начинаем с дальнего плана, постепенно приближаясь к ближнему.
  5. Лепка мелких деталей. Декорирование.

        Занятия по индивидуальным маршрутам – форма работы с наиболее одарёнными детьми. Это позволяет дать детям дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности изобразительной деятельности детей.

        Пальчиковые игры и упражнения – форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях.

        Оформление и организация выставок – выставки работ проходят два раза в год. Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку.

 Ожидаемый результат.

          Проводимая мной работа показывает, что системность и  поэтапность занятий с использованием нетрадиционной  техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии»,   способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. 

        Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по  разработанной мною педагогической диагностике.  Результаты  педагогической деятельности  показывают:

  • У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети  с желанием и интересом посещают кружок «Пластилинография».
  • В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
  • Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
  • У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
  • Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
  • Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

          Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества, количество участников конкурсного движения  показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников.

        Занятия с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином получили высокую оценку в городе на методических объединениях воспитателей по изобразительной деятельности.

Результат опроса родителей показал, что:

  • родители знают, каково значение лепки для общего развития детей.
  • 64 % родителей хотели бы, чтобы их ребёнок посещал кружок «Пластилинография».

          Опыт работы свидетельствует: изображение в оригинальной технике  с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное -  способствует развитию творческой личности.

«Пробудить, заложенное в каждом ребенке

творческое начало, научить трудиться…

Сделать первые шаги в творчестве для

радостной, счастливой  и наполненной

жизни – к этому я стремлюсь

в меру своих сил и способностей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка»

1. Литературный обзор состояния вопроса.1.1 История темы педагогического опыта в педагогике.     Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического ...

Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, ...

опыт работы по пластилинографии

опыт работы по теме: "Использование средств пластилинографии для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"...

Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...

Опыт работы. " Развитие художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования пластилинографию."

Опыт работы формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Тополек". Работа осуществлялась 2 года, в рамках работы кружка " Пластилиновый мир".  Реа...

Педагогический опыт работы "Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ  в  соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только...