Обобщенный опыт работы «Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Третьякова Юлия Николаевна

Резвитие речевой активности у дошкольников через пластилинографию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_tretyakova_yu.n.docx278.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19»

(МБДОУ «Детский сад № 19»)

Обобщённый опыт работы педагога

Третьяковой Юлии Николаевны

Тема опыта: «Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Идея: развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию

D:\фото работ детей из пластилина\20220324_101835.jpg

Новомосковск, 2022

Список информационно – педагогических модулей:

ИПМ 1 – Сведения об авторе

ИПМ 2 – Условия формирования опыта

ИПМ 3 – Теоретическая база опыта

ИПМ 4 – Новизна опыта

ИПМ 5 – Актуальность и перспективность опыта

ИПМ 6 – Адресная направленность

ИПМ 7 – Трудоемкость применения

ИПМ 8 – Описание технологии опыта

ИПМ 9 – Результативность опыта

Используемые источники

  1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. Ростов, Н/Д, изд. «Феникс» 2008г.
  2. Акименко В.М. развивающие технологии в логопедии. Ростов, Н/Д, изд. «Феникс» 2011.г
  3. Акишенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи детей. М, АСТ. «Астрель» 2006г.
  4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М, «Просвещение» 1997г.
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М «Просвещение» 1991г.
  6. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. М АСТ СПб «Сова» 2006г.
  7. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб «Кристал» 1997г.
  8. Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина. Ростов «Феникс» 2003г.
  9. Узорова О.В. Физкультурные минутки. М «Астрель-АСГ»2004г.
  10. Шорыгина Т.А. Серия пособий из цикла «знакомство с окружающим миром». Развитие речи М «Гном и Д» 2004г.

Приложения

Приложение № 1. Консультация для родителей «Пластилинографии - волшебное искусство, дарующее детям красоту мира и средство развития у детей мелкой моторики».

Приложение № 2. Консультация для родителей «Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников».

Приложение № 3. Консультация для педагогов «Влияние пластилинографии на развитие речи ребенка».

Приложение № 4. Папка-передвижка для родителей «Виды пластилинографии в детском саду».

Приложение № 5. Анкета для родителей «Определение интереса к изобразительной деятельности (лепке)».

Приложение № 6. Таблица смешивания цветов.

Приложение № 7. Перспективный план работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год педагога Третьяковой Юлии Николаевны.

Приложение № 8. Картотека игр-экспериментов с пластилином.

Приложение № 9. Картотека пальчиковых игр по лексическим темам.

Приложение № 10. Картотека логопедических чистоговорок по лексическим темам.

Приложение № 11. Картотека дыхательной гимнастики.

Приложение № 12. Картотека артикуляционной гимнастики.

Приложение № 13. Видео презентация «Визитная карточка».

Приложение № 14. Фотоколлаж «Наши работы».

Приложение № 15. Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в разновозрастной группе компенсирующего развития детей от 5 до 7 лет «Весна».

Приложение № 16. Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в разновозрастной группе компенсирующего развития детей от 5 до 7 лет «Весна». Видео.

Приложение № 17. Мониторинг состояния ручной моторики и состояния речевых функций дошкольников.

ИПМ 1

Сведения об авторе

Ф.И.О.

Третьякова Юлия Николаевна

Образование

Среднее-специальное

Название учебного заведения, год его окончания

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский педагогический колледж» город Тула

2020 год

Специальность по диплому

Воспитатель детей дошкольного возраста

Место работы

МБДОУ «Детский сад №19»

Должность

Воспитатель

Педагогический стаж работы в занимаемой должности

21 год

Квалификационная категория

Высшая

Курсы повышения

квалификации

  • 2021год, Сертификат свидетельствующий об окончании Курса вебинаров «Воспитатели России» по вопросам развития, воспитания и оздоровления дошкольников, № ВР1633855862, г. Москва, 36 часов
  • 2021 год, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Среднерусская академия современного знания» г. Калуга «Первая помощь в образовательной организации», 72 часа
  • 2021 год, ООО «Центр инновационного образования и воспитания». «Навыки оказания первой помощи в образовательных организациях», г. Саратов, 36 часов
  • 2021 год, ООО «Центр инновационного образования и воспитания». «Основы обеспечения информационной безопасности детей», 36 часов
  • 2022 год, АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» Всероссийский образовательный проект RAZVITUM «Управление стрессом в профессиональной деятельности педагога», 16 часов
  • 2022 год, АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» Всероссийский образовательный проект RAZVITUM «Технологии эффективной коммуникации в работе современного воспитателя», 4 часа
  • Общество с ограниченной ответственностью «Высшая школа делового администрирования» «Профилактика терроризма и экстремизма в образовательной организации», 14 часов
  • Российская Федерация Научно-Производственное Объединение ПрофЭкспортСофт

По программе дополнительного профессионального образования (повышение квалификации)

«Методики и ключевые компетенции педагога дошкольного образования 2022/2023: специфика реализации ФГОС; работа с родителями; детская безопасность; новые методические сервисы и мероприятия Минпросвещения», 144 часа

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора «Проведение мероприятий родительского контроля», 15 часов

Награды, звания, грамоты

  • Грамота министерства образования Тульской области Лауреата регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России - 2018», приказ № 1214 от 7 сентября 2018г.
  • Диплом министерства образования Тульской области II Cтепени Победитель регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России - 2018», приказ № 1214 от 7 сентября 2018г.
  • Почетная грамота комитета по образованию администрации муниципального образования город Новомосковск, приказ от 12.08.2019 № 61-п

ИПМ 2

Условия формирования опыт

         Переход современной системы дошкольного образования на работу по требованиям ФГОС ДО обусловил ряд сложностей, с которыми сталкивается воспитатель. В настоящее время актуальным является идея о том, что педагогический работник - это творческая личность.

         Опыт работы над темой «Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» сложился постепенно. Опыт формировался мной на протяжении двух лет в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 19» (МБДОУ «Детский сад № 19»). Также был изучен и систематизирован большой объём специальной литературы, публикаций в профессиональных периодических изданиях, изучен опыт работы коллег в сети Интернет.

Опыт автора формировался в ходе:

  • Перехода на новое место работы МБДОУ «Детский сад №19» в речевую группу, воспитанниками которой являлись дети с нарушение речи.
  • Изучения работы коллег и логопедов.
  • Изучение материала по развитию мелкой моторики с использованием пластилина и глины.
  • Посещение с детьми городского музея, где были представлены работы, выполненные в нетрадиционных техниках, в том числе и технике пластилинография.
  • Подготовка и проведение мастер-класса для родителей «Картинка о лете».
  • Консультаций для родителей.
  • Консультации для педагогов.

ИПМ 3

Теоретическая база опыта

        Пластилинография — это один из новых жанров (видов) в изобразительной деятельности, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей, и взрослых.

        Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

       В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

       М. М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» пишет: «Движение пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Автор подчеркивает: «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков». В современном мире отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности, ссылаясь на труды таких авторов как Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова, Б.П. Юсов, С.Г. Якобсон, Н.П. Сакулина.

       Поэтому с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.  Одной из таких методик является «пластилинография».

       Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция образовательных областей. Изучаемые темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.)

        Перейдя на новое место работы, где моими воспитанниками стали дети с нарушением речи, я стала искать метод, который помог бы мне в интересной и более понятной для малышей форме дополнить образовательный процесс, стать ближе и интереснее детям. Изучая различную литературу, я нашла информацию о пластилинографии, она показалась мне интересной и полезной для наших детей, так как помогает развитию мелкой моторики, а это означает в нашем случае улучшение качества речи. Решила попробовать. Показала детям какие изображения мы можем получить при помощи обыкновенного пластилина, как подготовить его, какие приемы можно использовать. Сначала это были небольшие элементы, потом несложные раскраски. Все свои действия мы дополняли проговариванием коротких стихов, чистоговорок, сопровождали артикуляционной гимнастикой. Такая работа понравилась детям, мы начали поэтапно обучаться искусству пластилинографии, добавляя ее небольшими элементами к изучению нового материала в разных образовательных областях.

      На протяжение всего времени я не переставала искать новую информацию по пластилинографии, изучать опыт своих коллег.

ИПМ 4

Новизна опыта

      Новизна опыта состоит в создании системы работы детского сада по

пластилинографии со всеми участниками образовательного процесса – педагогами, детьми и родителями – нацеленной на развитие у детей

дошкольного возраста речевой активности через пластилинографию.

      Пластилинография идеально подходит для ДОО. Тщательно организованная работа актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Дети действуют в условиях специально созданной среда способствующей раскрепощению, развитию творческой и речевой активности, обогащают свои знания в процессе увлекательного занятия. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ. Объективная новизна состоит в том, что автором:

  В процессе работы были систематизированы методы, технологии, которые наиболее эффективно позволяют ему решать вопросы развития речевой активности дошкольников через пластилинографию.

  Автором разработан алгоритм деятельности по включению пластилинографии в образовательный процесс, способствующий лучшему освоению изучаемого материала, улучшению качества речи, обогащению словарного запаса детей: предмет, исследование свойств и качеств предмета; действия с предметом; создание контура изображения предмета; заполнение контура предмета пластилином; размещение детских работ в группе.

ИПМ 5

Актуальность и перспективность опыта

      Актуальность опыта «Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Данная проблема особенно сейчас актуальна. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет.

       Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.

          Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей о окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи.

   Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни, у детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Общее недоразвитие речи (ОНР) относится к такой форме патологии речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.

    Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Общее недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии двигательной сферы: отмечается плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить   трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики. Рядом исследователей доказано (М.М. Кольцова, А.В. Антакова - Фомина), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева).

     Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук.  Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Взаимосвязь мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев).

      Известный исследователь детской речи (М.М. Кольцова) пишет о том, что развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

     Таким образом, подчеркивает М.М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Рекомендуется стимулировать (Е.М. Мастюкова, М.И.Ипполитова, Л.А. Данилова) речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности (Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина,  Н.Б.Халезова,  Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина).

    Поэтому с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.  Одной из таких методик является «пластилинография».  

   В настоящее время, когда развита компьютерная индустрия - у наших детей остаётся мало времени на развитие воображения и фантазии, так как компьютер даёт им готовые персонажи и сюжеты, не оставляя место для развития своего воображения. Компьютеру не нужен собеседник. Поэтому у детей снижена речевая активность, речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в разговор. А пластилинография побуждает детей к творческому поиску, развивает логическое мышление, память, мелкую моторику, речь. Проводимая с детьми работа по пластилинографии способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность, польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

       Считаю, что накопленный мною опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста позволит мне в перспективе начать работу в этом направлении с детьми младшего и среднего возраста.

       Проанализировав свой опыт работы, я пришла к выводу о том, что развитие речевой активности через пластилинографию, действительно является доступным, интересным, результативным направлением.

       Таким образом, выбор темы: «Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» очень актуален и перспективен на сегодняшний день.

ИПМ 6

Адресная направленность

       Данный опыт адресован педагогам и психологам, работающим в дошкольных образовательных организациях общеразвивающего, компенсирующего вида, а также в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе различных детских развивающих центрах; родителям в работе над развитием творческой и речевой активности детей, а также для установления позитивных, доверительных отношений.

      Данный опыт ориентирован на применение в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Реализовать его можно в совместной деятельности педагога с детьми, взаимодействуя с семьями воспитанников, на занятиях, в режимных моментах.

ИПМ 7

Трудоемкость применения

        Использовать пластилинографию в работе с детьми может любой

заинтересованный воспитатель дошкольной организации, так как:

   -материальных вложений практически не требуется (что особенно важно в

сложившейся экономической ситуации). Для этого достаточно имеющихся в

каждой группе и дошкольной организации ресурсов:

  • материально – технических;
  • кадровых;
  • электронно-образовательных ресурсов.

         Для хранения материалов не нужно специальное помещение, достаточно небольшого стеллажа или полочек, доступных для детей.

        В свою очередь детские работы обогащают развивающую предметно-пространственную среду. Их можно использовать как украшение групповых помещений, создание выставок, использовать в виде наглядного и дидактического материала.

        Занимаясь вместе с детьми пластилинографией, педагог сам должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, активно взаимодействовать с родителями (законными представителями), педагогами, взаимодействовать с социальными партнёрами.

ИПМ 8

Описание технологии опыта

     ФГОС ДО определяет, что современный выпускник ДОО — это ребенок, который «адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации».

    В работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи нужно стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

    Детям с нарушением речи, не всегда удается легкое общение, так как у некоторых, не устойчиво внимание, снижены зрительная и слуховая память, с трудом дается запоминание материала, что создает трудности в обучении. Я начала искать варианты - как помочь, сделать мою работу более продуктивной и полезной детям. Общалась с логопедами, психологом, педагогами, которые уже много лет посвятили себя работе с детьми с ОНР и ТНР. И таким средством для меня стала – пластилинография.

     Пластилинографию в педагогическом процессе рассматривают не только как развитие и коррекцию наружных функций, но и как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка, как одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений. 

Начали мы с того, что, я показала детям несколько работ выполненных в технике - пластилинография. Они с интересом их рассматривали, заметили, что изображения выполнены разными способами: из маленьких шариков, жгутиков, налепов, путем размазывания пластилина. У многих детей появилось желание попробовать выполнить подобную работу самостоятельно. Некоторые переживали, что у них не получится. Я объясняла детям, что всему надо учиться постепенно, от самого простого к сложному. Так мы решили, что начнем учиться создавать картины из пластилина. Сначала я знакомила детей с приемами, инструментами-помощниками, показывала варианты основ для создания картины (в нашем случае это был картон, плотная бумага, пластиковые доски), подбирала варианты несложных раскрасок. Для обогащения знаний детей мы посетили наш Новомосковский городской музей. Где познакомились с выставкой творческих работ, выполненных из различных материалов, в которой присутствовали картины, выполненные в технике пластилинография.     Параллельно велась работа с родителями. Я провела анкетирование, выяснила, как относятся родители к творческим поискам детей, поддерживают ли их, выделяют ли время на занятия с детьми, что знают о пластилинографии, готовы ли помогать нам в этой работе. Родители заинтересовались, обещали помогать и поддержали нас в освоении нового. Понемногу я начала вводить пластилинографию в образовательный процесс. Говорим о осени, природных явления, украсили резиновые сапожки разноцветными кружочками, зонтик – яркими клиньями. В процессе работы добавляем потешку о дожде и пальчиковую гимнастику, пересчитали сколько кружочков на зонте, клиньев на зонтике, сравнили их по количеству.  Такие моменты делают работу интересней, познавательней, ведь в игре, все дается гораздо легче. Затем мы украшаем нашими работами группу. Чтобы дети могли их еще раз рассмотреть и глядя на них вспомнить, то, о чем мы говорили. Так постепенно мы двигались по лексическим темам и параллельно набирались опыта и знаний в технике пластилинография. Таким образом мы могли изучать материал по всем образовательным областям и везде нам на помощь приходила пластилинография.

         Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо создавать естественную для ребёнка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить о чём-то абстрактном ребёнку трудно, гораздо проще рассказать о том, в чём он участвует, о том, что он создаёт своими руками.

        Работа по лексическим темам с помощью пластилинографии даёт возможность детям с ОНР запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Например, через рисование фигур животных с помощью пластилинографии дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (корова без чего? – без рогов; собака без чего? – без ушей; кошка без чего? – без хвоста и т.д.)

      При использовании пластилинографии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «под», различать понятия «между тем-то и тем-то», тем самым формируются понимания пространственных отношений между предметами.

       С использованием пластинографии работа над пересказом, рассказом становится более эффективной, сначала лепим, потом рассказываем. Составление описательного рассказа не по картинке, по объёмному образу, созданному своими руками (домашние животные, перелётные птицы, грибы, ягоды и т.д.) помогает ребёнку лучше осознать объект, что делает рассказ более развёрнутым и логичным.

     В интересной игровой форме обогащается и словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Это стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

    Работа с пластилином благотворно влияет на нервную систему. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Дети становятся более организованными, целеустремленными, вырабатывается усидчивость, самодисциплина.

   Занятия пластилинографией способствуют развитию:

-  речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;

-  восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;

-  умения планировать свою работу и доводить ее до конца;

-  интеграции различных образовательных сфер.

Система работы

   Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам пластилинографии мною в начале учебного года было проведено анкетирование, которое позволило сделать следующие выводы:

- большинство родителей имеет небольшие знания о пластинографии;

- все родители заинтересованы и готовы помогать в работе.

     Провела консультации для родителей на тему «Пластилинографии - волшебное искусство, дарующее детям красоту мира и средство развития у детей мелкой моторики», «Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников» (см. Приложение №1, Приложение №2).

    Консультацию для педагогов на тему «Влияние пластилинографии на развитие речи ребенка» (см. Приложение №3)

Организация педагогической деятельности по пластилинографии проводилась в три этапа:

1 этап – подготовительный: накопление запаса конкретных представлений о

пластилинографии; индивидуальные работа с детьми по выявлению навыков работы с пластилином, предпочтений детей в лепке, в использование тех или иных приемов;

      Чтобы приступить к работе над первым этапом по пластилинографии, создала в группе творческую атмосферу, при которой это занятие способствовало бы расширению кругозора, развитию речи, художественного вкуса ребенка, навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Так мы с детьми собрали папку «Пластилинография», в которой собрана информация о видах пластилинографии и приемах лепки. Одновременно выявлялись навыки детей в лепке. Применение знакомых приемов надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками в продуктивной деятельности в виде декора. Знакомство с новыми приемами. Работа на ограниченном пространстве. Освоение правильной постановки пальца. Параллельно составлялись картотеки пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, а также картотеки чистоговорок и логопедических стихов по лексическим темам, так необходимые в коррекционной речевой работе с детьми.

           Не оставались в стороне и родители, с ними проводились беседы, консультации, в которых я старалась объяснить им, как творческие занятия влияют на качество речи наших детей, как мы можем им помочь сделать их речь свободной и активной. Для обогащения их знаний была подготовлена папка-передвижка (см. Приложение № 4).

2 этап – основной: вызвать интерес и желание детей к творческой работе, желание освоить все приемы пластилинографии; введение пластилинографии в образовательную деятельность, как элемент занятия; проведение индивидуальной и подгрупповой работы для закрепления материала; организация совместной деятельности педагога, детей, родителей («совместные работы»). На этом этапе были поставлены задачи:

Научиться:

- не выходить за контур рисунка;

- размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

- пользоваться специальной стекой-печаткой;

-  доводить дело до конца;

- аккуратно, выполнять свои работы;

- выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

- восстановлению последовательности выполняемых действий;

- действовать по образцу воспитателя;

- действовать по словесному указанию воспитателя;

- использовать несколько цветов пластилина;

- для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (природный материал).

          Работая с пластилином, мы делали упор не только на развитие творческих навыков детей, основная задача все - таки была, помочь детям в преодолении речевых проблем. Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая – с правым. Преимущественное пользование правой или левой рукой обуславливает формирование речевых зон в правом и в левом полушарии мозга. Еще Павлов И.П. указывал на то, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии. Кроме того, для детей с общим нарушением речи очень важным является развитие пальчиковой моторики. Применяя данную технологию – пластилинографию, мы стимулируем развитие мелкой моторики рук.

       Постепенно осваивая приемы пластилинографии у нас собралось множество разнообразных поделок, которыми мы с удовольствием украшали о обогащали развивающую среду нашей группы. Такая работа сделала учебный процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала. Чем разнообразнее будут игры для детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

3 этап – заключительный: в котором дети смогли проявить свои навыки: самостоятельно решать творческие задачи; самостоятельно выбирать рисунок для работы; формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Результаты работы:

1. Развитие мелкой моторики рук, координации в системе “глаз – рука”.

2. Овладение умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета способом пластилинографии, создавая целостные объекты из отдельных деталей, устанавливая простейшие причинно-следственные связи.

3. Эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии детей.

4. Умение использовать разнообразные приемы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.

5. Умение смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивать приемы “вливания одного цвета в другой”. (см. Приложение № 6)

6. Повышение показателей речевой активности детей.

       Также в работу по пластилинографии были вовлечены родители (законные представители). Родители вместе с нами с интересом подключились к изучению видов и приемов пластилинографии, помогали, закреплять навыки лепки с детьми дома, с удовольствием выделяли время на совместные работы с детьми. Стали чаще обращаться за советами по проблеме развития речи детей, играть с детьми в развивающие игры, рекомендованные воспитателем и логопедом.

     Вся работа проводилась согласно разработанного перспективного плана (см. Приложение № 7).

Методы и приёмы, используемые в работе с детьми:

  • Игры-эксперименты;
  • Дидактические игры;
  • Наблюдение;
  • Рассматривание;
  • Показ;
  • Обыгрывание ситуаций;
  • Сочинение историй;
  • Чтение художественных произведений;
  • Беседы;
  • Логопедические стихи;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Упражнения на речевое дыхание;
  • Элементы музыкотерапии.

В своей работе я опиралась, на соблюдение следующих принципов:

1.Принцип обогащения активного и пассивного словаря детей сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы.

2.Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо, когда оно идет - впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

                                                                                             Л. С. Выгодский

3. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» у детей воспитывается – усидчивость, терпение, самостоятельность. У детей закрепляются знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.

4.Принцип свободы выбора.

    Предоставляю детям возможность, самим решать, как будет оформлена их картина, возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

5. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к детям.

6.Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана:

- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

- с всеми областями образовательного процесса (развитие речи, познание, ознакомление с окружающим миром, коммуникация).

    Я считаю, что, создавая благоприятные условия, развивая способности детей, мы помогаем ребенку двигаться вперед, проявлять интерес к миру, его устройству, желание узнавать больше, общаться, экспериментировать.

ИПМ 9

Результативность опыта

    С целью определения влияния пластилинографии на речевую активность детей была проведена оценка педагогических воздействий (см. Приложение № 16). В 2021-2022 учебном году следующие результаты:

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИСЧЕСКИХ                             ВОЗДЕЙСТВИЙ

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

I блок

II блок

Итоговое количество баллов

Уровень речевого развития

С*

М*

С*

М*

С*

М*

С*

М*

1

Б.

3

6

10

14

13

20

средний

высокий

2

Г.

6

8

10

14

16

22

средний

высокий

3

Д.

3

6

6

11

9

17

низкий

средний

4

Д.

6

9

12

17

18

26

средний

высокий

5

Е.

2

4

3

6

5

10

низкий

низкий

6

К.

-

-

-

-

-

-

-

-

7

К.

5

7

10

15

15

22

средний

высокий

8

Н.

4

8

6

11

10

19

низкий

средний

9

П.

3

6

6

10

9

16

низкий

средний

10

П.

6

9

10

15

16

24

средний

высокий

11

П.

6

9

12

18

18

27

средний

высокий

12

П.

5

7

6

12

11

19

низкий

средний

13

Ш.

5

8

8

14

13

22

средний

высокий

*С – сентябрь; М – май.

Максимальное количество баллов по всем оцениваемым показателям – 27.

Выводы: По списочному составу группа состоит из 13 детей, в мониторинге участвовало только 12 воспитанников. Один ребенок не был обследован, так как находился на домашнем режиме. По результатам мониторинга к концу учебного года наблюдается улучшение показателей речевого развития детей. Если на начало учебного года детей с низким уровнем было – 5 воспитанников, со средним – 7 воспитанников, а высокого не было ни у кого, то на конец года на высокий уровень вышли -  7 детей, на средний – 4 детей. Не улучшился показатель только у одного ребенка в силу его заболевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...

Программа Самосовершенствования педагога «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО в сельском детском саду»

Вашему вниманию предлагается Программа Самосовершенствования педагога    «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей в условиях реализации ФГОС ДО»

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей в условиях реализации ФГОС ДО»...

Приложения к обобщенному опыту работы «Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Картотеки, логопедические чистоговорки, анкета для родителей, таблица смешения цветов, перспективный план работы...

Опыт работы на тему "Предметно - пространственная развивающая среда как необходимое условие реализации ФГОС ДО"

Предметно - пространственная развивающая среда - система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценног...

Опыт работы по теме самообразования: "Проектная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников"

Опыт работы по теме самообразования: "Проектная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников"...