Создание учебных пособий из подручного материала (пластиковых одноразовых стаканчиков)
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Смирнова Екатерина Дмитриевна

 

Развернутый план-конспект мастер-класса по созданию учебных пособий из подручного материала (пластиковых стаканчиков)

«Чудесные стаканчики»

педагога Отделения дошкольного образования детей ГБОУ школы № 580

Приморского района Санкт – Петербурга

 Смирновой Екатерины Дмитриевны

 

 

  • Тема: «Создание учебных пособий из подручного материала для использования в различных видах образовательной деятельности с воспитанниками всех возрастных групп»;
  • Педагог-мастер: воспитатель Отделения дошкольного образования детей ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт - Петербурга Смирнова Екатерина Дмитриевна;
  • Цель: знакомство с педагогическими приемами в системе работы по созданию учебных пособий из подручного материала для проведения разнообразной образовательной деятельности с воспитанниками различных возрастных групп.
  • Задачи:
    1. Продемонстрировать образцы учебных пособий из подручного материала для проведения разнообразной образовательной деятельности с воспитанниками разных  возрастных групп;
    2. Познакомить с приемами, используемыми для разработки данных пособий;
    3. Описать примеры эффективного использования данных учебных пособий в  образовательной деятельности.
  • Оборудование: образцы разработок, презентация с фотоматериалами.
  • Раздаточный материал: одноразовые пластиковые стаканчики, фломастеры, цветные карандаши, перманентные маркеры, бумага, ножницы, скотч.
  • Ход мастер-класса:

 

Вводная часть:

В целях пробуждения интереса воспитанников к ознакомлению с окружающим миром, явлениям природы, математическим понятиям, художественному творчеству и превращения процесса обучения в  наглядный, увлекательный и эффективный процесс, мною была поставлена цель - создать такие учебные пособия, которые были бы познавательными, интересными, развивающими и доступными. Удобным методом разработки таких  пособий  является их создание из подручного материала, такого, как одноразовые стаканчики. Путем нанесения на них рисунка перманентным маркером и наслоения стаканчиков  друг на друга, разноцветные и прозрачные  пластиковые стаканчики разных размеров и форм могут послужить отличной основой для создания интересных наглядных учебных пособий, которые может изготовить как педагог, так и  воспитанник.

Данный метод развивает тактильное восприятие, мелкую моторику, воображение.

 

Основная часть:

С целью создания учебных пособий мною были использованы различные технологии:

Технология проектной деятельности является основной. В рамках данной технологии возможно создание:

- Игровых проектов («Укрась елочку», «Подбери одежду девочке» (демонстрация образцов). Уникальностью этого проекта является создание многоуровневых игр с различным сюжетом, которые позволяют действовать либо  в рамках заданной цепочки действий либо создавать свои цепочки заданий, проявляя фантазию.

- повествовательных проектов для развития речи воспитанников (настольные театры «Репка», «Колобок»).

Проекты по созданию  таких пособий могут носить:

- исследовательский характер: В рамках технологии исследовательской деятельности при организации работы над творческим проектом детям была предложена  проблемная задача: наблюдение за процессами «Смена погоды» и «Рост растения». Задача была решена методом исследования и проведения эксперимента.  Например, во время ознакомления с окружающим миром сначала происходило наблюдение за погодой, затем моделирование и фиксация результатов  с помощью пособия «У природы нет плохой погоды». Аналогично происходило наблюдение за ростом цветка и фиксация результатов с помощью пособия «Цветок».

- творческий характер: воспитанники  создают пособия, наблюдая за одним и тем же явлением природы, опираясь на свои творческие способности и собственный опыт (примером является пособие «Цветок»)

- характер сотрудничества «Взрослый - ребенок». (например, проект «Достопримечательности Санкт – Петербурга» является результатом совместной деятельности воспитателя, воспитанников и их родителей. В рамках работы над лексической темой «Мой Санкт – Петербург»  в центре активности «Петербурговедение» был создан проект с достопримечательностями города, которые посетили воспитанники совместно с родителями.

Большую роль  в создании разнообразных  пособий по данному методу занимает игровая технология, позволяющая включать в себя игры и упражнения формирующие:

- умение выделять характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их, обобщать предметы по  определенному признаку (например, игры: «Форма», «Цвет», «Размер»);

- навыки счета (например, «Найди  3 (4/5/6)  желтых треугольника»);

- умение составлять небольшие связанные рассказы, развивать навык пересказа (например,  настольный театр по  сказкам «Репка» и «Колобок»)

Использование межпредметных связей и технологии интегрированного обучения  делает это пособие  многофункциональным. Например, пособие по развитию речи «Репка»,  может быть использовано для формирования элементарных математических представлений (развитие навыков порядкового счета, логического мышления, решения простейших задач). Пособие для ознакомления с окружающим миром (демонстрация  пособий) может быть использовано для проведения непрерывной образовательной деятельности по развитию речи (составление рассказа, расширение словарного запаса) или формированию элементарных математических представлений (временной отрезок, последовательность действий).

Используя технологию разноуровневого обучения можно организовать такой процесс обучения, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника, а также возраста ребенка. Например, постепенно можно усложнять задание для формирования элементарных математических представлений – сначала разложить геометрические фигуры по цвету, потом по цвету и размеру, потом по цвету, размеру и собрать определенное количество.

            Сейчас предлагаю   Вам  создать подобные пособия.

            По дороге на мастер-класс не поверите, кого я встретила. А встретила я само Время. Время постоянно меняло свое обличие – то станет морозным старичком, то рыженькой лисой, то весенней девушкой, то жарким солнцем.  Время совсем не помнило, какое сейчас время года, все смешалось и поэтому у нас сейчас такая погода.  Но время помнило стихотворение, оно постоянно его повторяло. Давайте нарисуем для Времени карту, по которой оно будет идти, и времена года не будут сбиваться.

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса. (рисуем ствол дерева и листики с травкой)

А лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот. (наклеиваем крону зеленую)

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожай поля и сады. (рядом приклеиваем оранжевую крону)

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля. ( рисуем снежинки и снег на ветках)

Теперь Время всегда будет знать, как меняются времена года, и не будет опаздывать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Екатерина Смирнова 


Создание учебных пособий из подручного материала (пластиковых одноразовых стаканчиков)

Создание учебных пособий из подручного материала для использования в различных видах образовательной деятельности с воспитанниками всех возрастных групп

Цель: знакомство с педагогическими приемами в системе работы по созданию учебных пособий из подручного материала для проведения разнообразной образовательной деятельности с воспитанниками различных возрастных групп.

Задачи:

1. Продемонстрировать образцы учебных пособий из подручного материала для проведения разнообразной образовательной деятельности с воспитанниками разных возрастных групп;

2. Познакомить с приемами, используемыми для разработки данных пособий;

3. Описать примеры эффективного использования данных учебных пособий в образовательной деятельности.

В целях пробуждения интереса воспитанников к ознакомлению с окружающим миром, явлениям природы, математическим понятиям, художественному творчеству и превращения процесса обучения в наглядный, увлекательный и эффективный процесс, мною была поставлена цель - создать такие учебные пособия, которые были бы познавательными, интересными, развивающими и доступными. Удобным методом разработки таких пособий является их создание из подручного материала, такого, как одноразовые стаканчики. Путем нанесения на них рисунка перманентным маркером и наслоения стаканчиков друг на друга, разноцветные и прозрачные пластиковые стаканчики разных размеров и форм могут послужить отличной основой для создания интересных наглядных учебных пособий, которые может изготовить как педагог, так и воспитанник.

Данный метод развивает тактильное восприятие, мелкую моторику, воображение.

С целью создания учебных пособий мною были использованы различные технологии:

Технология проектной деятельности является основной. В рамках данной технологии возможно создание:

- Игровых проектов («Укрась елочку»«Подбери одежду девочке»). Уникальностью этого проекта является создание многоуровневых игр с различным сюжетом, которые позволяют действовать либо в рамках заданной цепочки действий либо создавать свои цепочки заданий, проявляя фантазию.

- повествовательных проектов для развития речи воспитанников (настольные театры «Репка»«Колобок»)

Проекты по созданию таких пособий могут носить:

- исследовательский характер: В рамках технологии исследовательской деятельности при организации работы над творческим проектом детям была предложена проблемная задача: наблюдение за процессами «Смена погоды» и «Рост растения». Задача была решена методом исследования и проведения эксперимента. Например, во время ознакомления с окружающим миром сначала происходило наблюдение за погодой, затем моделирование и фиксация результатов с помощью пособия «У природы нет плохой погоды».

Аналогично происходило наблюдение за ростом цветка и фиксация результатов с помощью пособия «Цветок».

- творческий характер: воспитанники создают пособия, наблюдая за одним и тем же явлением природы, опираясь на свои творческие способности и собственный опыт (примером является пособие «Цветок»)

- характер сотрудничества «Взрослый - ребенок». (например, проект «Достопримечательности Санкт – Петербурга» является результатом совместной деятельности воспитателя, воспитанников и их родителей. В рамках работы над лексической темой «Мой Санкт – Петербург» в центре активности «Петербурговедение» был создан проект с достопримечательностями города, которые посетили воспитанники совместно с родителями.

Большую роль в создании разнообразных пособий по данному методу занимает игровая технология, позволяющая включать в себя игры и упражнения формирующие:

- умение выделять характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их, обобщать предметы по определенному признаку (например, игры«Форма»«Цвет»«Размер»);

- навыки счета (например, «Найди 3 (4/5/6) желтых треугольника»);

- умение составлять небольшие связанные рассказы, развивать навык пересказа (например, настольный театр по сказкам «Репка» и «Колобок»)

Использование межпредметных связей и технологии интегрированного обучения делает это пособие многофункциональным. Например, пособие по развитию речи «Репка», может быть использовано для формирования элементарных математических представлений (развитие навыков порядкового счета, логического мышления, решения простейших задач). Пособие для ознакомления с окружающим миром (демонстрация пособий) может быть использовано для проведения непрерывной образовательной деятельности по развитию речи (составление рассказа, расширение словарного запаса) или формированию элементарных математических представлений (временной отрезок, последовательность действий).

Используя технологию разноуровневого обучения можно организовать такой процесс обучения, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника, а также возраста ребенка. Например, постепенно можно усложнять задание для формирования элементарных математическихпредставлений – сначала разложить геометрические фигуры по цвету, потом по цвету и размеру, потом по цвету, размеру и собрать определенное количество.

Пример создания подобного пособия во время непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по ознакомлению с окружающим миром.

По дороге в детский сад не поверите, кого я встретила. А встретила я само Время. Время постоянно меняло свое обличие – то станет морозным старичком, то рыженькой лисой, то весенней девушкой, то жарким солнцем. Время совсем не помнило, какое сейчас время года, все смешалось и поэтому у нас сейчас такая погода. Но время помнило стихотворение, оно постоянно его повторяло. Давайте нарисуем для Времени карту, по которой оно будет идти, и времена года не будут сбиваться.

И так рисуем наше дерево, не забывая про ствол, ветви и корневую систему.

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

(рисуем ствол дерева и листики с травкой)

А лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот. (наклеиваем крону зеленую)

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожай поля и сады. (рядом приклеиваем оранжевую крону)

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля. (рисуем снежинки и снег на ветках)

Теперь Время всегда будет знать, как меняются времена года, и не будет опаздывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные пособия из подручного материала для занятий физическими упражнениями дома

Нестандартные пособия из подручного материала для занятий физическими упражнениями дома...

Нестандартные пособия из подручного материала для занятий физическими упражнениями дома

Нестандартные пособия из подручного материала для занятий физическими упражнениями дома...

Создание учебного пособия по художественной литературе.

Введение:Пояснительная записка.Тема: Пособие по художественной литературе .Аннотация: Пособие по художественной литературе предназначено для детей, родителей и преподавателей.Материал учебного п...

Практико-ориентированный проект по теме «Игровое пособие из подручного материала»

Проект по обогащению РППС игровыми пособиями из подручных материалов....

игра своими руками из бросового материала(одноразовые стаканчики)

Веселая и познавательная игра на тему "одежда" . С помощью игры расширяем представления детей об одежде, ее многообразии и значении. Формируем умение отличать одежду по  сезону и гендер...

Мастер - класс для педагогов ДОУ " Игровая модель с помпонами из пакетов и одноразовыми стаканчиками" (ВИДЕО ПО ССЫЛКЕ)

  Приоритетным направлением в моей работе является использование игровых моделей.  Игровые модели  - новый, усовершенствованный вариант музыкально-ритмических упражнений, пр...

Исследовательская работа "Как превратить одноразовый стаканчик в многоразовый"

Исследовательская работа "Как превратить одноразовый стаканчик в многоразовый"...