Создание учебного пособия по художественной литературе.
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Егоркина Дарья Алексеевна

 

Введение:

Пояснительная записка.

Тема: Пособие по художественной литературе .

Аннотация: Пособие по художественной литературе предназначено для детей, родителей и преподавателей.

Материал учебного пособия нацелен на расширение объёма знаний  ,а так же на развитие учебных универсальных действий и коммуникативной направленности.

В пособии представлены задания по литературному чтению.

В данном пособии задания на разделы:

  1. Жили - были буквы
  2. Сказки, загадки, небылицы
  3. Апрель, апрель . Звенит капель
  4. И в шутку и в серьёз
  5. Я и мои друзья
  6. О братьях наших меньших

Актуальность: выбранной темы зaключается в том, что зa последние десятилетия в обществе произошли кaрдинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Поэтому учителям первых классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов. 

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить себе учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Итак, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задaчу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! Учебный предмет «литературное чтение», входящий в раздел обучение грамоте, - один из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в освоении навыков чтения во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам. Чтение является не только предметом изучения, но и средством обучения. 

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. [21].

Учебник литературного чтения в первом классе состоит из двух частей и предполагает, что учащиеся на момент работы умеют самостоятельно читать.

Темой моей работы является: создание учебного пособия по литературному чтению для учащихся первого класса.

Перед учителем нaчaльных клaссов встает вопрос – как же зaинтересовать детей.

В документе ФГОС предметные результаты освоения основной образовательной программы по литературному чтению сформулированы следующим образом:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации [18].

Понятие «Литературное чтение».

Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами.

Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.

Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.  [20].

 

Цель проектирования напрямую связана с его конечным результатом. Цель конкретизируется в задачах.  

Цель: создание учебного пособия для учащихся первого класса.

Задачи:

  1. Проанализировать программу по литературному чтению УМК «Школа России».
  2. Проанализировать аналогичные пособия для учащихся 1 класса по литературному чтению.
  3. Составить к отобранным разделам задания на развитие УУД для учащихся 1 класса по литературному чтению.
  4. Разработать диагностические работы в соответствии с разделами литературного чтения.
  5. Смоделировать учебное пособие для учащихся 1 класса.

Тип ВКР: проектный.

Методы исследования: Теоретический анализ и синтез литературы, проектирование заданий, сравнение с аналогичными пособиями.

Для реализации каждой задачи необходимо применение соответствующих методов:

  • теоретические методы: анализ специальной литературы, анализ уже имеющихся продуктов;
  • эмпирические (практические) методы: сбор материалов, моделирование, тестирование, апробация, оценка качества.

Данное пособие ориентировано на целевую аудиторию.

Целевая  аудитория – это учащиеся или учителя, воспитанники или воспитатели, родители, для которых непосредственно создается продукт проектирования. В качестве сферы применения проекта могут выступать учебная и внеучебная деятельность, образовательный процесс в целом, педагогическая деятельность преподавателя, методиста.

Ожидаемый результат: готовое учебное пособие по литературному чтению для учащихся первого класса ,в котором задания направлены на

актуализацию читательского опыта.

Выбрана программа «Школа России», 1 класс, 1 и 2 часть. Выбраны две части  т.к.материал рассчитать на один учебный год ,а тоесть для 3 и 4 четверти. Выбор обоснован тем, что данное пособие можно было апробировать в школе, а именно в 4 учебной четверти вторую часть учебника. Соответственно учебное пособие по литературному чтению, приложение к учебнику Литературное чтение.

Содержание проекта соответствует учебнику Литературное чтение 1 класс, 1 и 2 часть. Авторы: Л.Ф.Климанова , В.Г. Горецкий , М.В.Голованова, УМК «Школа России».

Данное пособие можно использовать на уроках литературного чтения: фронтально, индивидуально, по группам.  Задания учитель может использовать как во время уроков, так и для проведения викторин, либо по изучению каждого раздела проводить проверочную работу по усвоенному материалу.  Так же эти задания могут пригодиться  на внеурочных занятиях и на продлённом дне.

Методическое пособие разработано таким образом, что бы маленький читатель не утомился при выполнении заданий. Для пособия выбран крупный шрифт, чтобы  сохранить зрение ,добавлены яркие иллюстрации ,присутствуют длинные стихотворения ,но для них можно использовать чтение с остановками. Хорошо подойдет щадящие чтение, где ребенок будет читать строки смотреть на картинку ,и так весь текст. Этот прием подходит для детей которые не очень любят читать.

Формулировка заданий направлена на :

  • Актуализацию читательского опыта , где учащиеся вспоминают сказки и рассказы которые они читали или знали заранее .
  • Собственное литературное творчество, учащимся будет предложено составить самим стихотворения , рифмы к словам .
  • Соотнесение пословиц.
  • Формирование коммуникативных УУД
  • Развитие логического мышления.

Овлaдение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности учащегося. Существуют четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей является : выработка у детей этих навыков. Беглость, является одной из базовых сторон навыка чтения, взаимосвязанная с остальными. Процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам. Затем следует чтение целыми словами. Наблюдение за  процессом чтения позволяет сделать выводы, что чем выше беглость, тем лучше сознательность (понимание) чтения, которая является причиной правильности чтения. На базе этих трех качеств формируется четвертое и самое сложное звено-выразительность, составляющая навык чтения.

         Существует  типология понимая текста :

  1. семантизирующее понимание -самое элементарное узнавание отрезков речи. При восприятии чужой речи происходит лишь частичное усвоение смыслов.
  2. когнитивное понимание-возникает при преодолении трудностей в освоении информации текста, его содержательной стороны.
  3. распредмечивающее понимание -присуще развитой языковой личности. Идеальный читатель, которым должен стать выпускник школы [19, с. 399].

После периода обучения грамоте учащиеся умеют читать. Затем следует период уроков литературного чтения. В первом классе ребенок должен читать 30 слов в минуту. При выставлении оценки учитывается выразительность чтения.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: добукварный - подготовительный, букварный - основной, послебукварный - завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Федеральный базисный учебный план для начального общего образования отводит в первом классе на изучение литературного чтения 132 часа (исходя из 33 рабочих недель по 4 урока в неделю). Из них на курс «Обучение грамоте» - 23 недели (92 часа), на литературное чтение - 10 недель (40 часов).

Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.

После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множе­ство важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. [22]

Для того чтобы знать варианты проведения урока, необходимо иметь представление о целях и методах обучения той или иной учебной дисциплине, о подготовке, проведении и последующем анализе уроков. Деятельность учителя в этом случае раскладывается на систему ролей-позиций, которые учитель занимает, выполняя конкретные действия.

Рассмотрим наиболее полную последовательность работ, выполняемых учителем начальных классов при обучении школьников.

I. Подготовка к уроку чтения.

1. Работа читателя, направленная на понимание художественного текста самим учителем.

1.1. Чтение и понимание текста учителем:

а) выделение действующих лиц (персонажей);

б) создание образа автора по ходу чтения;

в) установление отношений между персонажами и образом автора.

1.2. Определение текстовых ориентиров («сигналов») для выделения персонажей, образа автора и отношений между ними.

1.3. Определение тех представлений в личном опыте учителя, которые помогли ему выделить характеристики образа автора, персонажей и отношений между ними.

1.4. Формулирование собственного понимания идеи текста.

2. Работа организатора коммуникации, направленная на планирование учителем возможных вариантов понимания художественного текста учащимися.

2.1. Определение доступного конкретному возрасту младшего школьника текста (в сопоставлении с уровнем понимания этого текста учителем):

а) определение уровня готовности к выделению персонажей, образа автора и отношений между ними;

б) определение уровня готовности к осознанию текстовых «сигналов» персонажей, образа автора и отношений между ними.

2.2. Определение возможного объема понимания данного младшим школьникам текста (в сопоставлении с уровнем понимания этого текста учителем):

а) определение возможного объема личного опыта младшего школьника;

б) предположение о посильных для младшего школьника формулировках идеи художественного текста.

3. Работа методиста, направленная на поиск организационной формы урока для обеспечения доступного младшим школьникам уровня понимания художественного произведения.

3.1. Составление примерного плана или конспекта работы с данным текстом на уроке.

3.2. Привлечение опорной схемы (структуры) урока.

3.3. Использование знаний о методах объяснительного чтения.

3.4. Использование приемов реализации разных типов анализа произведения.

II. Проведение урока чтения.

1. Понимание роли примерного плана на уроке чтения.

2. Импровизация и возможные «отклонения» от плана.

3. Определение ориентиров, помогающих учителю и ученикам не терять основную цель урока.

III. Анализ проведенного урока чтения.

1. Соответствие цели и итогов проведенного урока.

2. Адекватность способов и приемов работы на уроке.

3. Значение сравнения задуманного (конспекта) с проведенным уроком.

4. Способы анализа уроков для будущих действий учителя.

Современный урок чтения имеет следующую структуру и содержание (в таблице в левой колонке каждого компонента урока отражены цели учителя, а в правой колонке – цели учебных действий детей, которые обязательно формулируются ими с помощью учителя на каждом этапе урока).  [17, с. 428]

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom_1.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Санкт-Петербурга

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Создание учебного пособия по литературному чтению для учащихся первого класса.

Выполнила:

Егоркина Дарья Алексеевна

студентка 4-2 группы

Специальность:

050146 «Преподавание в начальных классах»

Научные руководители:

Лабинская Татьяна Анатольевна,

преподаватель методики русского языка

подпись руководителя________________

Рецензент:

к.п.н. Скаковская Галина Николаевна

Преподаватель методики литературы

подпись рецензента__________________

Санкт-Петербург

2015


Введение:

Пояснительная записка.

Тема: учебное пособие по литературному чтению для учащихся первого класса.

Аннотация: Учебное пособие по дисциплине «Литературное чтение» предназначено для учащихся 1 класса, родителей и преподавателей.

Материал учебного пособия нацелен на расширение объёма знаний у младшего школьника ,а так же на развитие учебных универсальных действий и коммуникативной направленности.

В пособии представлены задания по литературному чтению.

В данном пособии задания на разделы:

  1. Жили - были буквы
  2. Сказки, загадки, небылицы
  3. Апрель, апрель . Звенит капель
  4. И в шутку и в серьёз
  5. Я и мои друзья
  6. О братьях наших меньших

Актуальность: выбранной темы зaключается в том, что зa последние десятилетия в обществе произошли кaрдинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Поэтому учителям первых классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов. 

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить себе учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Итак, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задaчу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! Учебный предмет «литературное чтение», входящий в раздел обучение грамоте, - один из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в освоении навыков чтения во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам. Чтение является не только предметом изучения, но и средством обучения. 

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. [21].

Учебник литературного чтения в первом классе состоит из двух частей и предполагает, что учащиеся на момент работы умеют самостоятельно читать.

Темой моей работы является: создание учебного пособия по литературному чтению для учащихся первого класса.

Перед учителем нaчaльных клaссов встает вопрос – как же зaинтересовать детей.

В документе ФГОС предметные результаты освоения основной образовательной программы по литературному чтению сформулированы следующим образом:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации [18].

Понятие «Литературное чтение».

Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами.

Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.

Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.  [20].

Цель проектирования напрямую связана с его конечным результатом. Цель конкретизируется в задачах.  

Цель: создание учебного пособия для учащихся первого класса.

Задачи:

  1. Проанализировать программу по литературному чтению УМК «Школа России».
  2. Проанализировать аналогичные пособия для учащихся 1 класса по литературному чтению.
  3. Составить к отобранным разделам задания на развитие УУД для учащихся 1 класса по литературному чтению.
  4. Разработать диагностические работы в соответствии с разделами литературного чтения.
  5. Смоделировать учебное пособие для учащихся 1 класса.

Тип ВКР: проектный.

Методы исследования: Теоретический анализ и синтез литературы, проектирование заданий, сравнение с аналогичными пособиями.

Для реализации каждой задачи необходимо применение соответствующих методов:

  • теоретические методы: анализ специальной литературы, анализ уже имеющихся продуктов;
  • эмпирические (практические) методы: сбор материалов, моделирование, тестирование, апробация, оценка качества.

Данное пособие ориентировано на целевую аудиторию. 

Целевая  аудитория – это учащиеся или учителя, воспитанники или воспитатели, родители, для которых непосредственно создается продукт проектирования. В качестве сферы применения проекта могут выступать учебная и внеучебная деятельность, образовательный процесс в целом, педагогическая деятельность преподавателя, методиста.

Ожидаемый результат: готовое учебное пособие по литературному чтению для учащихся первого класса ,в котором задания направлены на

актуализацию читательского опыта.

Выбрана программа «Школа России», 1 класс, 1 и 2 часть. Выбраны две части  т.к.материал рассчитать на один учебный год ,а тоесть для 3 и 4 четверти. Выбор обоснован тем, что данное пособие можно было апробировать в школе, а именно в 4 учебной четверти вторую часть учебника. Соответственно учебное пособие по литературному чтению, приложение к учебнику Литературное чтение.

Содержание проекта соответствует учебнику Литературное чтение 1 класс, 1 и 2 часть. Авторы: Л.Ф.Климанова , В.Г. Горецкий , М.В.Голованова, УМК «Школа России».

Данное пособие можно использовать на уроках литературного чтения: фронтально, индивидуально, по группам.  Задания учитель может использовать как во время уроков, так и для проведения викторин, либо по изучению каждого раздела проводить проверочную работу по усвоенному материалу.  Так же эти задания могут пригодиться  на внеурочных занятиях и на продлённом дне.

Методическое пособие разработано таким образом, что бы маленький читатель не утомился при выполнении заданий. Для пособия выбран крупный шрифт, чтобы  сохранить зрение ,добавлены яркие иллюстрации ,присутствуют длинные стихотворения ,но для них можно использовать чтение с остановками. Хорошо подойдет щадящие чтение, где ребенок будет читать строки смотреть на картинку ,и так весь текст. Этот прием подходит для детей которые не очень любят читать.

Формулировка заданий направлена на :

  • Актуализацию читательского опыта , где учащиеся вспоминают сказки и рассказы которые они читали или знали заранее .
  • Собственное литературное творчество, учащимся будет предложено составить самим стихотворения , рифмы к словам .
  • Соотнесение пословиц.
  • Формирование коммуникативных УУД
  • Развитие логического мышления.

Овлaдение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности учащегося. Существуют четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей является : выработка у детей этих навыков. Беглость, является одной из базовых сторон навыка чтения, взаимосвязанная с остальными. Процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам. Затем следует чтение целыми словами. Наблюдение за  процессом чтения позволяет сделать выводы, что чем выше беглость, тем лучше сознательность (понимание) чтения, которая является причиной правильности чтения. На базе этих трех качеств формируется четвертое и самое сложное звено-выразительность, составляющая навык чтения.

         Существует  типология понимая текста :

  1. семантизирующее понимание -самое элементарное узнавание отрезков речи. При восприятии чужой речи происходит лишь частичное усвоение смыслов.
  2. когнитивное понимание-возникает при преодолении трудностей в освоении информации текста, его содержательной стороны.
  3. распредмечивающее понимание -присуще развитой языковой личности. Идеальный читатель, которым должен стать выпускник школы [19, с. 399].

После периода обучения грамоте учащиеся умеют читать. Затем следует период уроков литературного чтения. В первом классе ребенок должен читать 30 слов в минуту. При выставлении оценки учитывается выразительность чтения.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: добукварный - подготовительный, букварный - основной, послебукварный - завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Федеральный базисный учебный план для начального общего образования отводит в первом классе на изучение литературного чтения 132 часа (исходя из 33 рабочих недель по 4 урока в неделю). Из них на курс «Обучение грамоте» - 23 недели (92 часа), на литературное чтение - 10 недель (40 часов).

Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.

После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. [22]

Для того чтобы знать варианты проведения урока, необходимо иметь представление о целях и методах обучения той или иной учебной дисциплине, о подготовке, проведении и последующем анализе уроков. Деятельность учителя в этом случае раскладывается на систему ролей-позиций, которые учитель занимает, выполняя конкретные действия.

Рассмотрим наиболее полную последовательность работ, выполняемых учителем начальных классов при обучении школьников.

I. Подготовка к уроку чтения.

1. Работа читателя, направленная на понимание художественного текста самим учителем.

1.1. Чтение и понимание текста учителем:

а) выделение действующих лиц (персонажей);

б) создание образа автора по ходу чтения;

в) установление отношений между персонажами и образом автора.

1.2. Определение текстовых ориентиров («сигналов») для выделения персонажей, образа автора и отношений между ними.

1.3. Определение тех представлений в личном опыте учителя, которые помогли ему выделить характеристики образа автора, персонажей и отношений между ними.

1.4. Формулирование собственного понимания идеи текста.

2. Работа организатора коммуникации, направленная на планирование учителем возможных вариантов понимания художественного текста учащимися.

2.1. Определение доступного конкретному возрасту младшего школьника текста (в сопоставлении с уровнем понимания этого текста учителем):

а) определение уровня готовности к выделению персонажей, образа автора и отношений между ними;

б) определение уровня готовности к осознанию текстовых «сигналов» персонажей, образа автора и отношений между ними.

2.2. Определение возможного объема понимания данного младшим школьникам текста (в сопоставлении с уровнем понимания этого текста учителем):

а) определение возможного объема личного опыта младшего школьника;

б) предположение о посильных для младшего школьника формулировках идеи художественного текста.

3. Работа методиста, направленная на поиск организационной формы урока для обеспечения доступного младшим школьникам уровня понимания художественного произведения.

3.1. Составление примерного плана или конспекта работы с данным текстом на уроке.

3.2. Привлечение опорной схемы (структуры) урока.

3.3. Использование знаний о методах объяснительного чтения.

3.4. Использование приемов реализации разных типов анализа произведения.

II. Проведение урока чтения.

1. Понимание роли примерного плана на уроке чтения.

2. Импровизация и возможные «отклонения» от плана.

3. Определение ориентиров, помогающих учителю и ученикам не терять основную цель урока.

III. Анализ проведенного урока чтения.

1. Соответствие цели и итогов проведенного урока.

2. Адекватность способов и приемов работы на уроке.

3. Значение сравнения задуманного (конспекта) с проведенным уроком.

4. Способы анализа уроков для будущих действий учителя.

Современный урок чтения имеет следующую структуру и содержание (в таблице в левой колонке каждого компонента урока отражены цели учителя, а в правой колонке – цели учебных действий детей, которые обязательно формулируются ими с помощью учителя на каждом этапе урока).  [17, с. 428]


Заключение.

Нами была проделана дипломная работа: составление учебного пособия для учащихся первого класса по литературному чтению. Главной задачей было проанализировать учебники по программе «Школа России» и аналогичные пособия. В этом пособии составлены дополнительные задания, которые можно делать дома в качестве домашней работы, включать учителю эти задания в урок, во внеурочной деятельности проводить викторины. В первом классе перед учителем стоит задача, выработать у детей: правильность, беглость, сознательность, выразительность чтения. Базовой стороной является беглость, которая взаимосвязана с остальными. Процесс обучения чтению начинается с умения послогового чтения. Далее следует чтение целыми словами. Наблюдая за процессом чтения можно сделать вывод, что чем выше беглость, тем лучше сознательность чтения, которая является причиной правильности чтения. На базе всех этих трех качеств может сформироваться четвертое звено-выразительность. Данная методичка поможет учителю 1 классов. Методическое пособие может развиваться и дальше так же для 2,3,4 классов.


Список литературы:

  1. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»
  2. Д. Хармс стихи
  3. М. Леснов стихи
  4. А. Лингред «Пеппи Длинныйчулок».
  5. «Колобок» русская нар. сказка
  6. К. Чуковский загадки
  7. К. Чуковский «Чудо-дерево».
  8. С. Маршак «Жил человек».
  9. Кот ,петух и лиса русская нар.сказка
  10. Ю. Морец «Хохотальная путанница».
  11. С. Маршак , К. Чуковский пер. Робин Бобин
  12. Л. Петрушевская «Пуськи Бятые».
  13. Э. Успенский «О Любимом Друге».
  14. А. Д. Экзюпери « Маленький принц».
  15. Б. Заходер «Плачет киска в коридоре».
  16. В. Бианки «Лис и мышонок».
  17.  Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 448 с.
  18. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
    Начального Общего Образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 2010, № 2,  с. 52.)
  19. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 448 с.
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  21. Э.Э.Кац Программа по литературному чтению [электронный ресурс]: http://noginsk-nosh29.edusite.ru/p12aa1.html
  22. http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=2509


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Подборка игровых заданий для освоения математических представлений через художественную литературу детьми с общим недоразвитием речи"

В пособии представлены картинки математического содержания по русским народным сказкам; предлагаются вопросы и задания к данным картинкам....

Консультация для воспитателей "Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы".

Консультация для воспитателей "Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы"....

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г.Образовательная область «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г Образовательная облась "Речевое развитие"(Чтение художественной литературы)...

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

Создание учебных пособий из подручного материала (пластиковых одноразовых стаканчиков)

Развернутый план-конспект мастер-класса по созданию учебных пособий из подручного материала (пластиковых стаканчиков)«Чудесные стаканчики»педагога Отделения дошкольного образования д...

Методическая разработка к учебно - игровому пособию «Волшебная книга осени» блок «Осень. Приметы осени» по развитию диалогической речи посредством ознакомления дошкольников с художественной литературой для работы с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 ле

В авторской разработке представлен системный подход по  развитию диалогической речи  у дошкольников с ОВЗ по лексическому блоку «Осень. Приметы осени». Разработана картотека худо...