Лепка по мотивам дымковской игрушки
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Паскаль Светлана Игоревна

Предлагается вашему вниманию конспект по лепке на тему "Дымковская игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_lepke.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке «По мотивам дымковской игрушки»

Конспект занятия по лепке «По мотивам дымковской игрушки» (подготовительная к школе группа).

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, с народными традициями,  воспитывать эстетическое отношение к предметам, развивать логическое мышление, память, воображение, творчество.

Материалы и оборудование:

 Иллюстрации дымковских игрушек, дымковские игрушки; записи музыкальных народных произведений; глина; дощечки; стеки; салфетки.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц»,

Воспитатель предлагает детям подойти к выставке дымковских игрушек, рассмотреть их.

Затем дети садятся на стульчики, а воспитатель начинает  рассказ про дымковские игрушки, сопровождая свой рассказ показом иллюстраций.

Воспитатель: С высокого берега реки Вятка  видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь давным-давно  и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская».

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.  

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:

• лепка,

• сушка,

• обжиг,

• побелка,

• роспись.

 Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

Лепку можно условно разделить на несколько этапов:

1. Создание основы.

2. Изготовление придатков.

3. Соединение придатков с туловищем.

4. Добавление украшений.

Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем  плавнее  проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.

Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.

Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальный сюжет который каждый человек придумывает для себя сам.

Воспитатель: - А теперь, ребята мы с вами превратимся в дымковских мастеров и постараемся изготовить игрушки из глины.

Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки.  Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами.

 По окончанию работы  для закрепления знаний воспитатель спрашивает детей:

- Как называются эти  игрушки? (ответы детей)

- Почему их так назвали? (ответы детей)

- Из какого материала они сделаны? (ответы детей)

Затем проводится выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нарядные лошадки" лепка по мотивам дымковской игрушки

Приобщать детей к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек; уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изд...

Лепка по мотивам дымковской игрушки

Цель: определить уровень умения лепить всей группой и по одному, уровень умения расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла, уровень самостоятельности выполнения зад...

Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нарядные лошадки»

Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нарядные лошадки»Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нар...

Конспект НОД в средней группе по изобразительной деятельности ( Лепка по мотивам дымковской игрушки)

Конспект НОД в средней группе по Изобразительной деятельности Лепка по мотивам дымковской игрушки.    На тему : «Утка-Марфутка»      ...

Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: Лепка декоративная по мотивам народной пластики Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)

Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества....

Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам "дымковской игрушки".

Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нарядные лошадки».Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек; уточнить представление ...