Кружковая работа "Загадочные шарики" для старшей и подготовительной группы
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Ермакова Ольга Викторовна

Рабочая программа по кружковой работе с детьми старшего возраста(5-7 лет) «Загадочные шарики» на 2016-2018 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_dlya_detey_5-7_let.docx59.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Непоседы»

Принято

на педагогическом совете № ___

Протокол № ___ от __________

Утверждаю

Заведующий

МАДОУ детского сада «Непоседы»

Доброходова Н.С. ____________

Приказ № _____ от __________

Рабочая программа

по кружковой работе

 с детьми старшего возраста(5-7 лет)

«Загадочные шарики»

на 2016-2018 учебный год.

Воспитатель:  Ермакова О. В.

Содержание

Пояснительная записка                                      

  1. Возрастные особенности познавательных процессов детей 5-7лет
  1. Салфеточная аппликация как средство развития познавательных процессов дошкольников

Перспективное планирование занятий по аппликационной деятельности с детьми 5-6 года жизни

Перспективное планирование занятий по аппликационной деятельности с детьми 6-7 года жизни

Список использованных источников и литературы

       


Пояснительная записка.

Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольника. Совершенствования личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности.

Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Одним из интересных и увлекательных видов художественной деятельности является  - аппликация.

Занятия аппликацией развивают сенсорные способности, способность комбинировать, пространственное мышление, мелкую моторику рук, мышление, воображение и фантазию, воспитывают любовь к родному краю, городу, странные.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарно-наглядного чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Занятия аппликацией – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.

Процесс обучения данному виду изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми, вследствие чего выстраиваются отношения, формируется личность человека. Во время занятий аппликацией возможно успешное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность.

Программа «Загадочные шарики» направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка. Данный кружок рассчитан на 2 года обучения детей старшего дошкольного возраста.

Цель  работы применение салфеточной аппликации для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Задачи при использовании салфеточной аппликации :

  • обогащать сенсорные впечатления дошкольников (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • укреплять связи между мыслительной деятельностью и восприятием окружающего мира (дать знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке);
  • развивать память и речь (расширение активного и пассивного словаря детей);
  • развивать умение общаться, договариваться между собой, действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату;
  • развивать аккуратность и усидчивость, самостоятельность.

Применение салфеточной аппликации может составлять структурную часть реализации педагогических технологий, таких как сказкотерапия, проектная деятельность, портфолио дошкольника. Обязательно при проведении салфеточной аппликации применяются здоровьесберегающие технологии.

ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе определяют интегративные качества как промежуточные и итоговые результаты освоения образовательной программы. Интегративные качества дошкольников являются предпосылками формирования универсальных учебных действий, тем самым обеспечивая преемственность дошкольного и школьного образования. На наш взгляд, формирование психических познавательных процессов, эмоционально-волевых качеств дошкольников обуславливает формирование интегративных качеств.

В соответствии с внедрением ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы техника салфеточной аппликации является эффективным способом реализации интеграции образовательных областей в совместной деятельности педагога и детей.

1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст,когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
ВНИМАНИЕ:
• - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
• - находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
• запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• рассказывать наизусть несколько стихотворений;
•  пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• - определять последовательность событий;
• - складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• - находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
• Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет достаточно богатый словарный запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
• Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
• Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.

2.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр. Гигиенические навыки у детей 6-7 летнего возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться. Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и т. п.). 6-7 лет — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. Дети перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Формируются его личностные особенности, становятся более выраженными индивидуальные черты в поведении, более определенно проявляется характер. У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, не-ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. В выборе линии поведения дошкольник учитывает свой прошлый опыт, нравственные представления и оценки, мнение окружающих. Развивающаяся способность к соподчинению мотивов свидетельствует о формирующейся социальной направленности поведения. Предметная деятельность постепенно утрачивает для них свое особое значение. В подготовительной группе дошкольник начинает оценивать себя с точки зрения своей авторитетности среди других (сверстников, взрослых), признания ими его личных достижений и качеств. Формируются достаточно устойчивая самооценка. Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно - личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя и других людей. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений. Личностная форма общения становится способом обогащения социальных представлений, ценностных ориентации, познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, познания ребенком своего собственного внутреннего мира. Характерной особенностью этого возраста является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной симпатии. Узы дружбы связывают преимущественно детей одного пола, но начинает проявляться особое внимание и симпатия между отдельными мальчиками и девочками. Мальчики оказывают девочкам личное расположение, дарят подарки, угощают, предлагают помощь. В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению. В подготовительной группе значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Достаточно отчетливо проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек. Проявляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети-режиссеры, дети-исполнители/артисты, дети-сочинители игровых сюжетов, предпочитающие игровое фантазирование. Дети на седьмом году жизни выдвигают разнообразные игровые замыслы до начала игры и по ходу игры, проявляют инициативу в придумывании игровых событий, используют сюжетосложение для построения игры. В игре дети вступают в ролевой диалог со сверстником, стремятся ярко передать игровую роль: изменяют интонацию голоса в зависимости от роли, передают отношения, характеры и настроения персонажей («требовательный учитель», «любящая мама», «капризная дочка» и т. п.) с помощью невербальных средств выразительности (мимика, жесты, движения). В ходе игрового сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий. Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, созданная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (например, игрушек-самоделок, деталей костюмов). Переход в подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду — в общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Дошкольники 6-7 лет с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и нарисовать иллюстрации. На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства. Обязательным элементом образа в подготовительной группе является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментирования (с водой, снегом, воздухом, звуками, светом, магнитами, увеличительными стеклами и т. п.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.

2. САЛФЕТОЧНАЯ АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте у ребенка формировать механизмы, которые необходимые для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем.

В занятиях салфеточной аппликацией не последним фактором является воспитание эстетического вкуса, понимания красоты окружающего мира, развития творческого мышления.

Главное условие работы с детьми- это выбор уровня сложности работы, соответствующего  возможностям и интересам детей. Слишком простые, как и слишком трудные действия не вызывают у детей интереса. Работу по салфеточной аппликации можно усложнять: детализируя рисунок (добавляя мелкие детали),  увеличив количество цветов салфеток, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный метод исполнения на словесный, комбинируя салфетки с другими материалами.

Немаловажным условием применения салфеточной аппликации является свобода творчества. В организации педагогического процесса при свободе творчества необходимо придерживаться ряда требований:

- во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия;

- во-вторых, использование всех форм развития детей: совместную деятельность взрослого с детьми, свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми;

- в-третьих, учет индивидуальных особенностей детей при осуществлении бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жесткой фронтальной их организации, насилия над ребенком в угоду формальным предписаниям.

Только учитывая все эти требования, возможна гуманизация педагогического процесса в детском саду как основная линия обновления дошкольного образования. Данный подход обуславливает личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками.

Салфеточная техника имеет очевидные плюсы –выполняется легко и выглядит эффектно.

Аппликация делается из салфеток, потому что они более мягкие, чем бумага и им легче придавать форму. Кроме салфеток для работы требуются: для  маленьких детей контурный рисунок (например, готовая раскраска) или для старших дошкольников – самостоятельный рисунок, клей ПВА.

Заготовки для аппликации можно заготовить самостоятельно или с детьми. Есть несколько вариантов: рвем салфетки на части или разрезаем салфетки ножницами. Первый вариант удобен при работе с детьми, которые еще не умеют пользоваться ножницами,  второй – для взаимодействия со старшими дошкольниками. Важен также и размер кусочков салфеток. На первом этапе овладения салфеточной аппликацией кусочки салфеток должны быть побольше, чем в дальнейшей работе. Когда дети научатся более плотно скатывать комочки из кусочков салфеток, можно уменьшать их размер.   Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, плотно к друг другу приклеивая на клей ПВА на определенные места. Со временем большие и маленькие комочки становятся более плотными.

После освоения техники сминания детям предлагается техника торцевания.  Существует три вида «торцевания»: «прямое торцевание», «боковое» и «внутреннее». Принцип выполнения во всех видах одинаковый - готовые формы (из салфеток) накручиваются на карандаш, стержень от ручки или палочку. Затем наносится клей (из тюбика ПВА) на заранее приготовленную заготовку и наклеивается накрученная форма. Разница состоит в том, что в «прямом торцевании» палочка ставится прямо на контур рисунка; в «боковом» - располагается на бок, а во «внутреннем» - готовые формы вкладываются одна в другую.

Последовательность выполнения торцевания:

- из салфеток  нарезаются квадраты со стороной примерно 1 см;

- рисуется на плотной бумаге или картоне любой узор;

-  наносится клей тонкой полоской по контуру на небольшой участок узора;

- торец стержня (тупой конец) ставится на квадратик;

- сминается квадрат и прокатывается стержень между пальцами;

- должнаполучится цветная трубочка-торцовочка;

- она ставится клей;

- вынимается стержень;

- каждая следующая торцовочка приклеивается рядом спредыдущей, важно ставить торцовочки плотно друг к другу,     чтобы не оставалось промежутко
- мозаику в технике торцевания можно выполнять поконтуру или делать сплошной;

- можно в той же технике заполнить фон вокруг узора.

На первом этапе работы создаются с детьми одноцветные аппликации, затем добавляются основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый.  Постепенно расширяются цветовой спектр (оранжевый, фиолетовый, сиреневый, голубой, розовый) и  оттенки цветов (нежно сиреневый, светло голубой, ярко оранжевый, бледно-голубой).

Постепенно усложняется рисунок, что требует внимания, аккуратности и точности в работе.

Аппликация из салфеток может комбинироваться с природными материалами, нитками, ракушками, стружками, бисером и т.п.

При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.

Работы по салфеточной аппликации выполняются в индивидуальном и в коллективном исполнении, обеспечивая тем самым в первом случае реализацию индивидуальных способностей и  развитие познавательной деятельности воспитанников, а во втором – взаимодействие детей  друг с другом на коммуникативном, продуктивном и эмоциональном уровне.

С целью обеспечения самостоятельной деятельности детей в группе организуются условия для занятия салфеточной аппликацией. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно его выбирать, проявить свое творчество  и реализовать свои замыслы. В зоне изобразительной деятельности имеются салфетки, пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, и т.д.

При составлении плана работы мы учитываем режим пребывания детей в детском саду. Целесообразность использования разных форм в разное время обуславливается физической работоспособностью детей. Салфеточная аппликация может быть применена в рамках проведения непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности с детьми.

В специально организованное обучение в форме занятия включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей: логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных), задаче по формированию у детей элементов учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор.

В ходе совместной деятельности воспитателя с детьми решаются задачи по развитию продуктивных и социальных навыков. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера – инициатора. При этом не обязываю детей к деятельности, но предлагаю ее и приглашаю к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряю, учитываю детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по созданию салфеточной аппликации). Обеспечиваю условия для деятельности с «открытым концом» так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес.

Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Также педагог является потенциальным партнером, готовым подключиться к активности детей при просьбах: о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов, в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства. При необходимости, помогаю войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.

Конечно, в своей свободной деятельности, ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся и в рамках непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности со взрослым. В свою очередь, свободная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и организации его деятельности при организованном обучении.

С целью повышения эффективности реализации салфеточной аппликации применяются пальчиковые игры. Требования к проведению пальчиковых игр:

1) для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы рук;

2) упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти;

3) подбор упражнений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;

4) наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Используются разнообразные пальчиковые игры, например, пальчиковые игры со спичками, с бусинками, с крупой, с орехами, с бумагой и т.д. Такие игры приносят детям большую радость.

Для того чтобы отследить результативность влияния на развитие восприятия, мышления, внимания используются методики диагностики (на входе и выходе исследования) в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Перспективное планирование занятий по аппликационной деятельности с детьми 5-6 года жизни

Месяц

Тема

Материал

Задачи

Сентябрь

«воздушные шары»

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

Продолжать учить детей скатывать салфетки в комочек и правильно располагать их на бумаге;

Формировать интерес и положительное отношение к аппликации;

Развивать устойчивость внимания, память, усидчивость;

Проявлять самостоятельность в работе

«В деревне у бабушки»

Листы бумаги А3 на две подгруппы детей, с нарисованными знаками,  бумажные салфетки, клей, матерчатые салфетки

Продолжать закреплять учить детей скатывать салфетки в комочек;

Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии;

Развивать целостное восприятие, переключение внимания, память;

Воспитывать усидчивость, терпение

Октябрь

«Осеннее дерево»

Бумажные салфетки желтого и красного цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки, листы бумаги-картона, осенние листочки

Закреплять умение ритмично располагать «комочки»

Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую;

Продолжать формировать умение работать сообща на одном листе;

Развивать устойчивость внимания, память

« Корзинка с овощами и фруктами»

коллективная

Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей, матерчатые салфетки, муляжи с корзинкой

Побуждать к активной разговорной речи;

Продолжать совершенствовать работу по салфеточной аппликации (раскатывать, обмакивать в клей, прикладывать к контуру).

Развивать наглядно – образное мышление, устойчивость внимания, память;

Воспитывать умение работать в коллективе, сообща создавая композицию

ноябрь

«Пожарная машина»

(Пожарная безопасность)

Бархатная и цветная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки, иллюстрация с изображением пожарной машины

Закреплять навыки скручивания салфеток

Развивать способность ориентироваться по всему пространству листа;

Формировать умение включаться в игровую ситуацию;

Воспитывать терпение, усидчивость

«Открытка для мамы»

(День Матери)

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки

Повторить знания о сезонных изменениях в природе (осень, листопад, дождик и солнышко);

Продолжать учить мять бумажные салфетки, скатывать комочки и приклеивать к фону;

Упражнять в умении приклеивать комочки в указанном месте (кружочке);

Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.

Декабрь

«Чебурашка»

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки

Развивать способность ориентироваться по всему пространству листа;

Формировать умение включаться в игровую ситуацию;

Знакомить детей с сезонными изменениями в природе;

Закреплять умение аккуратно наклеивать «комочки» к поверхности листа.

«Елочка нарядная»

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки

Учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки на основе незавершенной композиции (конус зеленого цвета);

Продолжать учить элементам бумажной пластики: сминать салфетки в «комочки» и приклеивать на силуэт елочки – «огоньки» и «лапки – веточки»;

Развивать наглядно – образное мышление, переключение внимания

Вовлекать детей в сотворчество с педагогом создавая коллективную композицию из комочков мятой бумаги (салфеток)

Январь

 « Неваляшка»

цветная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки, кисточки, палочки

- дать представление о технике «Торцевание»

- ознакомиться с этапами последовательности выполнения изделий;

- закрепить знания по технике безопасности с инструментами;

- воспитание трудовых навыков, терпения, усидчивости, аккуратности;

- развивать мелкую моторику рук.

«Цветы»

 цветная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки, палочки

закреплять знания по технике безопасности с инструментами;

Развивать воображение, наблюдательность;

Воспитывать у детей внимательность, целенаправленность, самостоятельность

Февраль

«Валентинка»

(День Святого Валентина)

бархатная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки

Закреплять умение скатывать  комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому;

Развивать целостное восприятие и восприятие цвета

Развивать чувство формы;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

Февраль

«Кораблик»

(патриотическ воспитание)

Бархатная и цветная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки

Активизировать речь детей, повторяя разные виды военного транспорта;

Продолжить упражнять в прикладывании «комочков» по контуру присоединяя, их друг другу;

Развивать  распределение внимания, мышление (сравнение), память;

Воспитывать аккуратность при выполнении аппликации, бережное отношение к выполненной работе

Март

«Букет»

Силуэты букета, разноцветные салфетки, клей в розетках, искусственные и живые цветы, матерчатые салфетки, палочки

Учить детей оформлять ко Дню 8 марта открытку в технике торцевание;

Вызывать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с воспитателем;

Учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим);

Развивать восприятие цвета, воображение;  развивать мелкую моторику рук.

Создавать радостное настроение детям

Март

«Поздравительная открытка »

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки

Упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности;

Развивать чувство формы и композиции;

Воспитывать чувство заботы о бабушке.

Апрель

«Ракета»

День Космонавтики

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки

Формировать  комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому;

Развивать целостное восприятие и восприятие цвета

Развивать чувство формы;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к продуктивной деятельности

Апрель

«Ромашка»

(День Семьи)

«Два жадных медвежонка»

Бархатная и цветная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки, палочки.

Продолжать знакомить детей с техникой «Торцевание», закреплять знания по технике безопасности с инструментами; учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим);

Закреплять умение  находить и правильно называть основные цвета;

Развивать целостность восприятия, воображение, память;

Формировать активное доброжелательное отношение к окружающему миру

Май

«День Победы»

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки

Учить наклеивать комочки

Закреплять знания и называния цвета и формы;

Развивать восприятие цвета, переключение внимания;

Воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе с клеем.

«Укрась павлину хвост» Коллективная работа

Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей, матерчатые салфетки,

Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии;

Продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому (контур) и развивать способность ориентироваться на заданном участке работы;

Развивать наглядно – образное мышление, память, распределение внимания;

Закреплять разнообразные умения детей.

Перспективное планирование занятий по аппликационной деятельности с детьми 6-7 года жизни

Сентябрь 
1. «Колобок»

2. «Фрукты» (торцевание)

3. «Золотые рыбки»

Октябрь 

1. «Осеннее дерево» (торцевание)
2. «Осенний лист» (торцевание)

3. «Овощи»

4 . «Ветка винограда».


 Ноябрь
1. «Осенний гриб» (торцевание)
2. « Веточка рябины»

3.  «Зонтик»

4. Подарок для мамы (торцевание)

Декабрь
1. «Снеговик».
2. «Снегири»

3. «Новогодние шары» (торцевание)

4. «Дед мороз»

Январь

1. «Белый мишка»
2. «Машина»

3. «Зимнее дерево» (торцевание)
                                                             

Февраль
1. Сердечко (торцевание)
2. «Кораблик»

3. Подарок для папы

4. «Самолёты летят» (коллективная работа)

 Март
1. «Цветы для мамы».
2. «Цветик - семицветик» (торцевание)

3. «Дорожные знаки» (торцевание)

4. «Божья коровка»

 Апрель
1. Планета Земля (торцевание)

2. «Голубь» (торцевание)

3. «Подснежник»

4. «Полянка одуванчиков» ( коллективная работа)

 Май 

  1. «Бабочка-красавица
    2. Презентация детских работ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение,1993.

2.Безруких М.М. Чему и как учить ребенка до школы. – М.:Вентанта- Граф,2004.

3. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя. Автор-составитель Е.Д. Шваб – Волгоград: Учитель,2007.

4.ГаврилинаС.Е.,Кутявина Н.Л. Развитие руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2002.

5. Жукова О. Дошкольный возраст: о ручной умелости. - Дошкольное воспитание, 2008 №8

6.Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. – Москва » Олма  - Пресс,2002.

7. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет. – С. –ПБ.: Литера, 2007.

8. Синицина Е.И. Умные пальчики. – М,1999.

9. Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут.-Дошкольное воспитание, 2008 №7

10.Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – С. – ПБ.: Детство – Пресс,2001.

11.Федосова н. Готовим ребенка к письму. – Дошкольное воспитание,1996 № 4.

12.Фунтикова Н. О подготовке руки к письму. – Дошкольное воспитание.2006 № 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование кружковой работы по нетрадиционным техникам рисования в средней, старшей и подготовительной группах.

Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других дете...

Перспективный план кружковой работы по Изо в подготовительной группе

№ 1 Рисование. “Клубнички-невелички” Создание образа клубничек. Получение оттенков розового цвета. Обучающая : учить смешивать краски, получать новые оттенки розового цвета из красной и белой краски. ...

План кружковой работы «Грамотейка» для детей подготовительной группы

Прекрасна речь, когда она как ручеекБежит среди камней чиста,  нетороплива.И ты готов внимать ее потокИ восклицать: О! Как же ты красива!...

Планирование кружковой работы "Веселый голосок" в подготовительной группе

Планирование кружковой работы "Веселый голосок" в подготовительной группе по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР...

Перспективный план-программа по кружковой работе по пластилинографии для средней, старшей и подготовительной групп.

Работаю по теме "Развитие художественно-творческих способностей через нетрадиционные техники изодеятельности". С этой целью организовала кружковую работу в группе по пластилинографии, торцеванию, скра...

Программа кружковой работы "Литературное наследие" (по ознакомлению детей старшей и подготовительной групп с литературным наследием русского и башкирского народов.

В данную кружковую работу входит: произведения устного творчества русского и башкирского народов, классическая детская литература (русская и башкирская). Основная задача кружковой работы "Литерат...

Перспективный план кружковой деятельности детей старшей и подготовительной группы. «Социализация детей 6-7 лет к ближайшему окружению, как условие их адаптации к жизни школьников» «Я готов!»

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – м...