Итоговая аттестационная работа Тема: Художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке на тему
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОТЗЫВ на итоговую аттестационную работу
Слушатель Белоконова Светлана Валентиновна
Программа переподготовки: Теория и методика дошкольного образования воспитания (Воспитатель детей дошкольного возраста)
Наименование темы «Художественно-эстетического воспитания детей дошкольного
возраста»
Руководитель Дунаевская Эльвира Брониславовна, кандидат психологических наук доцент АНО «СПбЦДПО»
СОДЕРЖАНИЕ ОТЗЫВА:
Итоговая аттестационная работа Белоконовой Светланы Валентиновны
посвящена актуальной теме, изучению формирования художественно-эстетического воспитания у детей дошкольного возраста. Художественное воспитание есть процесс целенаправленнoгo воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у детей формируются художественные чувства и вкус, любoвь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве". Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».
В первой части автор описывает теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с художественно-эстетической оценкой явлений искусства и жизни. Е.О. Гусев художественно-эстетическую оценку определяет, как оценку, "основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации". В процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.
Во второй части работы Светлана Валентиновна описывает экспериментальную работу по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МКДОУ Старокриушанский детский сад, средняя группа. Материалом для художественно-эстетического воспитания послужила программа «Первые шаги в мир искусства» Н.А. Горяева. Дети учились различать цвета, определять гамму, устанавливать пропорции; развивались умения работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; формировались творческие способности продуктивной деятельности. Задачами контрольного эксперимента были: выявить динамику эстетического развития дошкольников;
определить эффективность разработанной технологии обучения художественно-эстетической деятельности детей.
Экспериментальная работа включала следующие этапы: констатирующий этап эксперимента; формирующий этап эксперимента. Занятия художественнoй деятельностью прoхoдили на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день. В экспериментальной группе трое детей переместились на высокий уровень, четверо детей с низкого на средний уровень. Один ребенок остался по-прежнему на среднем уровне и два на высоком, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей эстетического развития. Анализ позволяет сделать вывод о том, что использование специально разработанной технологии обучения детей художественно-эстетической деятельности, оснащенной программно-дидактическим материалом, в которой реализуются все необходимые педагогические условия, повышает эффективность художественно-эстетического воспитания.
Все вышеперечисленные характеристики работы являются ее достоинствами и свидетельствуют о самостоятельности автора, ее умении применять на практике полученные знания.
Работа носит самостоятельный и творческий характер. С учетом вышеизложенного считаю, что работа автора достойна оценки «отлично», может быть допущена к защите, а слушатель заслуживает присвоения искомой квалификации «Воспитатель ДОУ» по программе «Теория и методика дошкольного образования и воспитания (Воспитатель ДОУ)» в случае успешной защиты.
Руководитель Э.Б. Дунаевская
“08” ноября 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_belokonova_s.v.doc | 376.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Итоговая аттестационная работа
Тема: Художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Слушатель: ___________________________ С.В. Белоконова
Подпись ФИО
Группа: ____________________________________
Наименование программы: Теория и методика дошкольного образования и воспитания
Руководитель: ___________________________ М.В. Пазыркина
Подпись ФИО
Старший преподаватель АНО «СПБ ЦДПО»
(должность, ученая степень, ученое звание)
Нормо-контролер____________________________
___________________________________
Подпись ФИО
Дата защиты
«____»___________20____ год
ОЦЕНКА __________________
Секретарь ИАК _______________________
Старая Криуша
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………..…...3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………...6
1.1. Понятие и содержание эстетического воспитания дошкольников….….6
1.2.Дидактическая организация художественно-эстетического воспитания……………………………………………………………………. 14
1.3. Средства и методы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….. …………………21
1.4 Технологии художественно-эстетического воспитания………………..24
Выводы по главе 1…………………………………………………………....33
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста………………..35
2.1. Организация исследования и диагностика уровня эстетического
развития ……………………………………….……………………………… 35
2.2. Ход эксперимента…………………………………………………………..36
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………...36
Вывод по главе 2…………………………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………..45
Библиография………………………………………………………………….49
ВВЕДЕНИЕ
Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта. Художественно-эстетическое развитие (п.2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Исходя из актуальности данной темы, определяется цель дипломной работы, заключающаяся в разработке дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников в рамках апробации парциальной программы «Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяева под редакцией Б.М. Неменского.
Объектом нашего исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Предметом исследования – программа «Первые шаги в мире искусства» Н.А Горяева.
Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: Каковы особенности организации художественно-эстетического воспитания дошкольников?
Задачи исследования:
- Изучить теоретическую и практическую литературы по проблеме исследования.
- Разработка технологии обучения детей художественно-эстетической деятельности.
- Апробировать парциальную программу по художественно-эстетическому воспитанию детей «Первые шаги в мире искусства» Н.А Горяева.
- Определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств.
Для реализации цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- обеспечение программно-дидактическим материалом;
- создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;
- разработка технологии обучения детей художественно-эстетической деятельности.
Основные методы, используемые в работе:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию);
- экспериментальные (подготовка и проведение занятий);
- эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов ).
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены пути художественно-эстетического воспитания на материале парциальной программы «Первые шаги в мире искусства» Н.А Горяева в дошкольном образовательном учреждении где основной программой является программа «Детство» В.И. Логинова; определены педагогические условия успешности художественно-эстетического воспитания.
Практическая значимость работы заключается в апробировании парциальной программы «Первые шаги в мире искусства» Н.А Горяева под редакцией Б.М. Неменского и дидактического оснащения.
Объем и структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается проблема исследования, указываются цель, объект, предмет, методы исследования и формулируется гипотеза.
В первой главе раскрывается содержание художественно-эстетического воспитания, выделены особенности дошкольного возраста, определены пути художественно-эстетического воспитания, дидактической организации содержания обучения художественной деятельности.
Вторая глава посвящена описанию эксперимента, его результатов и определению эффективности предлагаемой методики.
В заключении обобщаются результаты дипломного исследования, даются выводы о достижении поставленной цели.
В библиографии представлен список литературы, использованной при написании данной работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания дошкольников
Следует обратить внимание, что часто бытует мнение среди педагогов о разграничении эстетического и художественного воспитания. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [В.Н. Шацкая, 1987, 14]. Автор определяет что искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленнoгo воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у детей формируются художественные чувства и вкус, любoвь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" [В.Н. Шацкая, 1987, 35]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание развивает каждого человека не только для искусства, а ещё и для его активной эстетической жизнедеятельности.
В настоящее время проблема художественно – эстетического воспитания, развития личнoсти, формирования ее эстетической культуры . Это одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом дошкольного образования. Проблемой занимались отечественные и зарубежные педаги и психологи. Среди них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, Е.М.Торошилова В.Н.Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве" [Н. Варкки, 2003, 53].
Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Ребенок эстетически развивается, общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, но он не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.Б. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [18; 98].
Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [И.Д.Запорожец, 1985, 43].
Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленности.
Существует различные определений понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.
В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель художественно-эстетического воспитания Л.А.Григорович [Л.А. Григорович, 1997, 39]. Б.М.Неменский придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" [Б.М. Неменский, 1987, 67].
Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Наиболее удачно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, она считает: "Художественно-эстетическое воспитание - воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве» [Т. Н. Фокина, 1999, 36].
Эта цель также отражает и особенность художественно- эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов ( Д.Б. Лихачев, Е.М. Торошилова, Г.С. Лобковская и другие) выделяют три ведущие задачи. Первая задача, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Здесь отметим важную роль педагога, он должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Важны и необходимы конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" [О.К. Ожерельева,2002, 60], - отмечает О.К. Ожерельева.
Вторая задача художественно - эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими" [В.Г. Ражников, 1996,62]. Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне, они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Б.Т. Лихачев отмечает, что «…такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов художественно-эстетического отношения – любование» [Б.Т. Лихачев, 1998, 32]. С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной художественно-эстетической воспитанности», - отмечает автор [Б.Т. Лихачев, 1998, 42].
Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с художественно-эстетической оценкой явлений искусства и жизни. Е.О. Гусев художественно-эстетическую оценку определяет, как оценку, "основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации" [Е.О. Гусев, 1978, 43]. Составной частью этой задачи является - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.
Третья задача художественно-эстетического воспитания это - формирование у каждого ребенка художественно-эстетической творческой способности. Необходимо "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты". Основная суть в том, что ребенок должен сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать, творить прекрасное.
Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность художественно-эстетического воспитания, однако мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические.
Их суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека.
Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [Д.Б. Лихачев, 1996, 42]. Важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.
Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: "способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства" [Д.Б. Лихачев, 1996, 45]. Началом художественно-эстетического отношения к миру является развитие культуры восприятия.
Еще одна категория художественно-эстетического воспитания, это сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. Ю.Б. Борев определяет его, как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений" [Ю.Б. Борев, 1988, 92]. Но более точное определение, данное Е.О. Гусевым. "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства" [Е.О. Гусев, 1978, 37].
Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В дошкольном же возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в дошкольном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. Ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Воспитателю не доставляет трудности акцентировать внимание ребенка на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у ребенка развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.
Критериями художественно-эстетического воспитания, на основе которых формируется отношение к действительности являются:
1) художественно-познавательный компонент;
2) эмоционально-оценочный компонент;
3) творческо-деятельностный компонент.
1.2. Дидактическая организация содержания художественно-эстетического воспитания детей
Само слово – дидактика – произошло от греческого didaktikos, что в переводе обозначает «поучающий».
Дидактика охватывает все связанное с процессом обучения, на всех уровнях и по всем направлениям. Исследованием общих целей, задач, закономерностей и результатов обучения занимается общая дидактика. Частные дидактики называют методиками, занимаются проблемами конкретных направлений и специализаций обучения с учетом их специфики, в данном случае художественно-эстетического воспитания.
К основным категориям дидактики относятся преподавание, обучение, образование, учение, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, формы, методы, средства и результаты обучения.
Дидактика выполняет и теоретическую и практическую функции, что объясняется распространением ее деятельности на теоретическую и практическую стороны обучения.
Гуманизация образования в нашу эпоху перемен предполагает признание человека как личности, признание его права на развитие и проявление его способностей. В настоящее время общество отчетливо осознает необходимость перехода всей системы образования на гуманистическую парадигму. Гуманистическая концепция определяет основное направление образования – качественно новый процесс обучения (социальные формы всестороннего воспитания и развития) и просвещения (приобщение к человеческой культуре).
Перестановка педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребёнка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение ребёнка к окружающему миру формируется различными видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в мире культуры. Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально- пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.
Поскольку дошкольное образование входит в общую систему непрерывного образования, то дошкольное обучение должно логично и последовательно подводить ребенка-дошкольника к школьному, чем и обусловлен приоритет развивающего обучения. Главную задачу дошкольного образования мы видим в целостном развитии ребенка, в создании условий для реализации индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, интересов детей в целях беспроблемной интеграции в дальнейшую образовательную среду. Для этого необходимо создавать комфортную атмосферу и снимать, по возможности, стрессообразующие факторы [А.Н. Утехина, 2000, 35].
Таким образом, воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них художественно-эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности могут быть эффективны при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии).
Основной целью дошкольного образования является - целостное развитие личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.
Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.
Воспитательный компонент цели заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.
Образовательный компонент цели выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуры), в обучении различным видам творчества (техника оригами, бумажная пластика, техника коллажа).
Практический компонент цели заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.
Основываясь на общедидактических принципах дошкольной педагогики и руководствуясь личностно-гуманным подходом к обучению [Ш.А. Амонашвили, 1996, 101-110], мы выработали образовательные принципы для дошкольников:
- познание и усвоение ребенком прекрасного;
- проявление ребенком его истинной индивидуальности, неповторимости с особой миссией от природы;
- своевременное и всестороннее развитие задатков и способностей.
Эти принципы соответствуют идее личностно-гуманного подхода к ребенку в педагогическом процессе. Они определяют направленность и дух педагогического процесса, образ деятельности педагога гуманного типа.
При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможностям использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.
Кроме того, искусство помогает формировать эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность в творческой деятельности связана, прежде всего, с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личностную позицию.
Продукты ручного творчества, изображение в рисунке, лепке, аппликации связаны с процессами сопереживания, сочувствия, эмоционального отношения к образу. Важно, что ребенок как бы строит композицию, располагая все детали, предметы, внося свое понимание сюжета, места действия. Поэтому нельзя говорить, что он просто отображает в творчестве окружающий мир. Он его трансформирует, строит, использую разные способы, сочетая их между собой.
Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка:
- повседневные наблюдения за явлениями окружающего мира;
- общение с искусством, материальное обеспечение;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
- организация атмосферы творчества и мотивация задания.
Формирование мотивов творческой деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.
Важной задачей является формирование восприятия, так как творческая деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки явления и предмета. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение чувства.
Учитывая немаловажный фактор – охрану здоровья ребенка, нужно отметить, что в период раннего возраста от 0 до 2,5 лет необходимо все внимание обратить на создание условий для эмоционального благополучия ребенка, когда он впервые знакомится с материалами (красками, карандашами, бумагой, глиной), их свойствами, учится действовать с ними. Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых композиций, узнавание и выбор материала – все это проходит без жесткого навязывания взрослым
Анализ научно-педагогической литературы позволил сделать вывод: для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:
- комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
- целостное развитие личности ребенка;
- разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
- игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;
- актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц;
Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.
Необходимо отметить следующие принципы организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, вариативный подход [Н.В. Агафонова, 2003, 58-61].
Именно такие условия, принципы организации занятий предусматриваются парциальной программой «Первые шаги в искусство».
1.3. Средства и методы художественно-эстетического воспитания
детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей. На наш взгляд средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:
1. Эстетика быта. Призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Художественное оформление дошкольного учреждения обуславливается содержанием воспитательной работы, требованиями по охране жизни и укрепления здоровья, его художественного развития. Важно, чтобы оформление было стилистически выдержанным. В оформлении помещений можно использовать работы воспитателей, детей, совместные работы детей и взрослых, родителей. Соответствующим гигиеническим и эстетическим требованиям должно отвечать и оформление площадки детского сада.
2. Произведения искусства. Их используют в оформлении быта, во время обучения, самостоятельной деятельности. Для этого подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (натюрморты, портреты, пейзажи), графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации), малые формы скульптуры (изделия из гипса, дерева), произведения декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, народные декоративные и др..).
3. Природа. В окружающей ребенка природе, он учится видеть красоту, гармоничность, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в рисунках, устных рассказах и др. Педагог сопровождает все это рассказами о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного. В природе черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели. Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь. Педагогу важно подобрать слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам эстетического воспитания.
4. Праздники. Они оставляют яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Участие детей в создании его программы, подготовка к празднику, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. Родителей детей часто привлекают к участию в подготовке и праздновании, что придает им эмоциональную теплоту.
5. Самостоятельная художественная деятельность детей.
Это важное средство эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.
Факторами стимулирующими развитие самостоятельной художественной деятельности являются:
- процесс обучения на занятиях, его развивающий характер, формирование способов самостоятельных действий;
- художественные впечатления детей, побуждающие их к дальнейшему воплощению в деятельности;
- педагогически целесообразная эстетическая предметная среда;
- поощрительное влияние родителей, которые стимулируют творческие поиски и попытки детей;
- опосредованное влияние педагога, который инициирует самостоятельный поиск детей.
При организации развивающей среды в группе для развития самостоятельной художественной деятельности создают специальные зоны (центры) с необходимым материалами, оборудованием, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой, музыкальной.
6. Специальное обучение. Такое обучение способствует формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, переживаний и вкусов, развития эстетических оценок. Для этого используют различные виды занятий, художественно-дидактические игры, утренники, праздники, прогулки, экскурсии, просмотр кино и телепередач, спектаклей и т.п.
Необходимо создавать следующие условия:
1) развитие сенсорных и познавательных способностей в процессе приобщения к мировым, отечественным художественным ценностям;
2) организация обогащённой эстетическим компонентом предметно-художественной среды (Р.М. Чумичева);
3) предоставление ребёнку возможности восприятия разных по эстетическим качествам предметов и объектов (сравнение, эмоциональное созерцание, последовательное рассматривание) для приобретения опыта «насмотренности» (А.М. Вербенец);
4) организация образовательного процесса «методом реального сотворчества ребёнка с педагогом, художником, народным мастером» (И.А. Лыкова);
5) представление в распоряжение ребёнка разнообразных художественных изобразительных материалов, что позволяет им освоить их возможности (Т.Н. Доронова);
6) организация художественного творчества в режиме поисковой активности (создание ситуаций творческого поиска), выражающейся в собственном видении решения творческой задачи для выражения индивидуальности (Т,С, Комарова)
Интересные замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания дошкольников могут достичь своих целей правильным подбором и комбинированием его методов, которые классифицируют по различным критериям:
- по главной педагогической цели.
- по общей и специальной направленности.
- методы обучения художественной деятельности.
- методы развития художественно-творческих способностей детей.
Важную роль играет использование в эстетическом воспитании дошкольников игровых приемов обучения, обыгрывание детских работ на занятиях, игровых ситуаций, что создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками и умениями, повышает качество работы и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности. Особенно важно обеспечить сочетание различных видов деятельности в развитии художественных умений дошкольников.
Необходимо широко использовать в целях развития его творчества разнообразные игровые приемы:
- игровые ситуации, которые помогают развить познавательно-творческую активность;
- песни, стихи, загадки, музыкальные произведения, сказки произведения;
-демонстрацию эпизодов кукольных спектаклей, которые сосредоточивают внимание, вызывают положительные эмоции, интерес к изображаемому, углубляют эстетическое удовольствие, но не влияют на результаты работы;
- поисковые ситуации, рассказы-рисование с элементами сказки; воображаемые ситуации.
Структура совместной деятельности по художественно – эстетическому воспитанию включает в себя:
1.художественно-эмоциональное восприятие художественных и литературных произведений, музыки, минуты созерцания;
2. выдвижение гипотезы, постановка цели;
3. постановка проблемы, мотивация деятельности детей;
4. совместное составление алгоритма работы, обсуждение плана действий; выбор оптимальной формы организации труда;
5. пооперационная оценка и самооценка деятельности;
6. творческая деятельность детей, сотворчество воспитателя и детей;
7. эмоциональный итог работы, оценка достижений;
8. эстетическия рефлексия; чему еще нужно научиться?
Эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.
Итак, посредством средств и методов выбранных педагогом осуществляется целенаправленный образовательный процесс по освоению ребенком объектов культуры и обогащению представлений об искусстве, который способен активизировать проявления познавательного интереса, детской инициативы, творческости, самостоятельности в разных видах художественной деятельности, что является главным показателем «присвоения» культурного опыта и проявлением многогранности познания, как результата художественно-эстетического развития ребёнка.
1.4. Технология художественно-эстетического воспитания детей
Содержательная часть технологии художественно-эстетического развития.
Цель технологии художественно-эстетического развития- воспитать в каждом ребёнке самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность.
Основными задачами данной технологии являются:
развитие художественного восприятия; формирование эстетических чувств и эмоций; развитие мышления, памяти, воображения и речи ребёнка; приобщение к элементарным знаниям в области искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно-творческой культуры личности.
Концептуальность технологии художественно-эстетического развития опираются на работы Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной.
Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к изобразительному искусству, развивать детское творчество, на занятиях можно использовать нетрадиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы.
Технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является педагогическим процессом, основанным на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребёнок является участником процесса, педагог выступает как заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком лицо. Взрослый поддерживает инициативу, ребёнок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.
Несмотря на это в педагогической практике до сих пор не изжита недооценка роли художественно-творческих видов деятельности как одного из направлений эстетического цикла (системы) в создании гармоничного, эстетического отношения ребёнка к внешнему окружению. Преобразование модели воспитания, реализация личностно-ориентированного подхода в организации педагогического процесса эстетического воспитания требует пересмотра задач, целей, функций творческих видов деятельности, что в практике осуществляется довольно медленно и не всегда эффективно.
Исследования показывают, что многие дети, владеющие основами изобразительной деятельности, не обладают достаточно осознанными образными представлениями о явлениях действительности. "Констатирующее обследование детей 6-8 лет показало, что только 24% диагностируемых проявляют способность чувствовать эмоциональный характер явлений действительности и выделять "выразительное" в окружающем мире (любоваться миром); 88% детей не оценивают адекватно свои творческие возможности. У этой же группы отсутствует социальная мотивация реализовать себя, недостаточно развита творческая инициатива. Они не умеют занять достойное место в коллективе, раскрыть другим ценность замысла и исполнения своей работы, не уверены, застенчивы, внутренне "зажаты" [А.М. Страунинг, 1996, 54].
Проанализировав возможности эстетического воспитания и сопоставив их с реальной организацией педагогического процесса в дошкольных учреждениях, стали очевидными следующие недостатки в организации и руководстве эстетическим воспитанием:
- отсутствие принципа комплексности в использовании всех возможных средств художественно-эстетического воспитания и планировании педагогической системы раздела;
- отсутствие вариативных методик диагностики уровня художественно-эстетического развития дошкольников;
- недоучет психолого-педагогических условий в организации и руководстве воспитательной работой по эстетическому и художественному восприятию дошкольниками окружающего мира и произведений искусства;
- низкий качественный уровень подготовки воспитателей по данному направлению работы.
Следует заметить, что занятия по художественно-эстетическому воспитанию предполагают не просто овладение ребенком технической стороной творчества, но и осознание ребенком его деятельности. А каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: так познавательная – детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная – порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная – направляет сознание ребенка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально-ценностных отношений. Творческая же деятельность, объединяющая все перечисленные виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребенка к окружающему миру.
Работая по программе «Детство» В.И. Логинова мы апробировали парциальную программу «Первые шаги в мире искусства» Б.М. Неменков.
Мы спланировали организованную образовательную деятельность в соответствии с учетом плана Б.Н.Неменкова (в частности по средней группе) и темам недели образовательного процесса в учреждении согласно программы «Детство».
Тема недели | Темы занятий | |
Сентябрь | Мой детский сад | Нарисуй-расскажи. Рисунок –диалог на свободную тему. |
Осень. Осенние дары природы | На память об осени. Пальчиковое примакивание. Групповая работа. | |
Золотая Осень | Золотые хлеба. Лепка из соленого теста. | |
Октябрь | Игрушки | Во что может превратиться пластилиновый комочек. Лепка. |
Домашние животные | Что какого цвета бывает. Рисование гуашью. | |
Я человек | Золотое дерево. Вырезывание. | |
Транспорт | Цветочек забияка. Рисование гуашью. | |
Ноябрь | Труд взрослых. Профессии | Белая сказка зимы. Рисование белилами. Используя прием набрызга. |
Моя семья | Птица вьюга. Рисование восковыми мелками. | |
Дикие животные осенью | Кто прячется в лесу. Оригами | |
Я-хороший, ты хороший. Учимся дружить. | Групповая работа. Волшебный зимний лес. Лепка из соленого теста. | |
Музыка | Зимнее царь дерево. Аппликация обрывная. | |
Декабрь | Май дом | Бабочки снежинки или снежные цветы. |
Я и моё тело | Отпечаток пятен на симметрию. Дорисуй. | |
Зима | Игрушка для елочки. Соленое тесто. | |
Новый год | Снегурочка и дед мороз. Лепка. | |
Январь | Русское народное творчество | Глиняные игрушки-птицы. 1.Лепка. 2.Элементы росписи. |
Мир предметов вокруг нас | Жила была мудрая сова. Рисование гуашью. | |
Мальчики и девочки в игре | Кисонька мурысонька. С помощью линии и пятна. | |
Февраль | Мир животных и птиц | Домик в котором живет черепаха. Лепка. |
Я в обществе | Строим мы красивый дом. Групповая работа. | |
Неделя (ОБЖ) безопасности | Что за дом без колес. Дорисуй. | |
Наш попа защитник отечества | Поделки для папы. Аппликация | |
Март | Праздник 8 марта. | Приготовим сладости для маминой и бабушкиной радости. Рисование гуашью |
Мы помощники. Что мы умеем | Что за чудо человечки. Моделирование движений человека. | |
Моя малая родина . | Чтоб красивыми казаться все мы любим наряжаться. Аппликация и рисование. | |
Книжкина неделя. | Наши любимые сказки. Лепка. | |
Апрель | Растем здоровыми, крепкими, жизнирадостными. | Наши любимые сказки. Рисование гуашью. |
Весна-красна | Весенний солнечный букет. Рисование гуашью. | |
Добрые волшебники | Простые и ясные узоры прекрасные. Рисование. Каргопольская роспись. | |
На улицах города (ПДД) | Как мы играем с чудо фигурками. Групповая работа. Конструирование и аппликация. | |
Май | Птицы | Как мы играем с гафрированной бумагой. |
Следопыты | Мы любим строить и играть. Строительство из песка. | |
Мир вокруг нас | Фантазии из природного материала. | |
Зеленые друзья растения | Нарисуй, расскажи. Диагностический рисунок. |
Проанализировав проведенную работу, можем сказать, что в программе задания выстроены по принципу возрастания сложности от года к году. Каждый год имеет как бы два обозначения содержания: одно – для ребенка, другое для педагога. Ребенок играет, а педагог через эти дела-игры ведет его по определенной лесенке развития – это лесенка - доминант. Задание одного года ставит на первое место конкретную задачу. Такое же задание в другом году может иметь другую доминанту, иную педагогическую задачу. И так по лесенке доминант мы подвели ребенка к художественным задачам, которые встанут перед ним в начальной школе.
Анализируя проведенную работу по программе, отметим, что она решает задачи, связанные с освоением способов деятельности, а также с развитием координации движения руки, мелкой моторики, решаются на занятиях в совокупности с задачами эмоционально-познавательными, содержательными (выражение отношения), творческими (создание посильного для ребенка художественного образа).
Программа нацеливает на то, что нужно стремиться поместить ребенка в ситуацию нахождения (на интуитивно-чувственном уровне) образных средств, адекватных задаче занятия, исключающих работу по образцам, использование формальных схем, так как это приводит к устойчивым стереотипам и шаблонам не только восприятия но и мышления.
Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы «Первые шаги в мир искусства» Н.А. Горяева, мы строим таким образом, чтобы оно по сути приближалось к высказыванию Б.М. Неменского, имеющему ярко выраженную социальную направленность:
«Через любование – к сопереживанию, через переживание – к отзывчивости, через отзывчивость - к активной жизненной позиции».
Для реализации этого, мы апробировали поступательную систему действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем-творим.
По ходу реализации программы мы осуществляли oрганическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трёх видов художественной деятельности: изобразительной (изображение-рисование разными графическими материалами, красками, лепка); декоративной (постройка-бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, геометрических фигур). Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи стоящие перед продуктивной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Дети дошкольного возраста интуитивно включаются вo все виды художественной деятельности.
Рассмотрим пример образовательной деятельности с детьми средней группы: «Изображаем по разному, разными материалами»
Целями образовательной деятельности являются:
- развитие у детей представления о том, что один и тот же предмет или объект можно изображать по-разному: на плоскости (рисованием-линией, цветом; при помощи кусочков цветной бумаги) и в объеме (в лепке, бумажной пластике);
- закрепление этих представлений в процессе практической работы;
- развивать умение делать выбор понравившегося персонажа (объекта);
- развитие воображения, фантазии;
- развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя.
Дидактические материалы:
1) для одного (по выбору детей) занятия - пластилин, стеки, дощечка; для второго (по выбору детей)-цветная бумага, ножницы, клей, цветные мелки; для другого- бумага, черный фломастер, цветные мелки, краски, кисти.
2) зрительный ряд:
- изображение выбранного персонажа (объекта), объемные фигурки;
- презентация изображений на экране;
-один и тот же образ выполненный разными способами и материалами;
3) литературный ряд - стихи и сказки посвященные персонажу (объекту) восприятия и воображения.
Предварительная работа. Дидактические игры и упражнения по развитию восприятия цвета и формы предполагаемого изображения (птицы или цветка), чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Читаются стихи, загадываются загадки о выбранном персонаже (объекте). Рассматриваются иллюстрации и объемные фигуры .
Мотивация. Появляется волшебница, которая дарит волшебную палочку воспитателю.
Воспитатель: «Интересно, она настоящая? Представьте, что вы с помощью волшебной палочки попали в мастерскую художника или скульптора и вам очень захотелось изобразить волшебную птицу (или цветок). Что вам нравиться больше? Выберете (дети выбирают). Хотите проверим палочку? (прикасается к экрану, где появляется изображения выбранного предмета с учетом цветовой гаммы и формы). Сегодня волшебная палочка может превратить нас либо в художников, либо в скульптора. О чем мы её попросим? (выбирают и одевают шапочки). Ой! А меня она превратила в мастера (одевает шапочку) и я сейчас вам расскажу о своем мастерстве…»
Педагог показывает детям как можно изобразить один и тот же объект (птицы или цветка) используя для этого разные материалы и техники. При выполнении работы звучит музыкальное произведение (П.И. Чайковский «Осенняя песня»). Внимание детей обращается на то, что каждое изображение имеет свою особую выразительность, красоту формы и материала, и поэтому воспринимается по разному.
По окончании работы воспитатель «мастер» предлагает детям разместить свои работы на выставке. Дети вместе с воспитателем рассматривают работы, рассказывают, чем отличается его работа, что ему понравилось, а что не удалось.
Во время просмотра работ педагог обращает внимание детей на то, как по-разному выразительно решен один и тот же образ.
В результате изучения достижений ребенка должна быть выявлена динамика целостного развития ребенка – его творческие способности, речевые и социальные действия. На раннем этапе обучения достижения ребенка скорее констатируются, нежели оцениваются. Самое главное, чтобы воспитатель следил за развитием эмоциональных, творческих, социальных, когнитивных и языковых способностей.
Занятие проводилось в средней группе детского сада, именно этот возраст является для ребенка сенситивным к восприятию, осознанию прекрасного, формированию художественного вкуса и творческих способностей. Этот возраст во многом предопределяет мировоззрение будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.
Выводы по главе 1
- Художественное воспитание представляет собой сложный многогранный процесс, складывающийся целенаправленно, определённым порядком и включающий в себя процессы формирования художественного восприятия, художественной потребности в общении с изобразительным искусством, художественного вкуса.
- Результатом художественного воспитания является эстетическая воспитанность, которую можно определить как психологическое образование, возникшее на основе единства художественной образованности. Наличие признаков художественной воспитанности личности состоит в сформированности знаний, умений и навыков в области восприятия искусства, развитости художественного вкуса, суждений, оценок, выраженной потребности общения с искусством, способности к самостоятельному художественному творчеству.
- Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры.
- Комплекс дидактических средств художественно-эстетического воспитания предполагает учет принципа комплексности в использовании всех возможных средств художественно-эстетического воспитания и планировании педагогической системы раздела.
- При разработке технологий художественно-эстетического воспитания необходимо учитывать психолого-педагогические условия в организации и руководстве воспитательной работой по эстетическому и художественному восприятию, отбор личностно-ориентированных методов, приемов, организационных форм обучения в логике диалогичного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (ребенок – воспитатель, ребенок – ребенок, ребенок – группа, воспитатель – группа и т.д.), направленных на обеспечение следующих условий:
- включение обучаемых во взаимодействие с родной и изучаемой культурами, с воспитателем, со сверстниками в тематико-ситуативном взаимодействии;
- активизация мыслительной деятельности дошкольника.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования и диагностика уровня эстетического
развития дошкольников
Целью эксперимента является проверка выдвинутой нами гипотезы, суть которой в том, что процесс художественно-эстетического воспитания будет успешным, если процесс воспитания будет обеспечен программно-дидактическим материалом и будет создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей художественной деятельности, что будет способствовать формированию таких художественно-эстетических качеств, как:
- эстетическое осознание прекрасного;
- художественный вкус;
- умение творчески создавать предметы продуктивной деятельности.
Для проверки гипотезы в средней группе детского сада проводился эксперимент. Для проведения эксперимента группа была разделена на две: контрольная группа (КГ) и экспериментальная (ЭГ).
В программе эксперимента были предусмотрены следующие не варьируемые условия:
- одинаковая наполняемость групп (9 человек);
- работа во всех группах проводилась в рамках программы «Первые шаги в мир искусства» Н.А. Горяева
- были разработаны единые критерии оценивания;
- фиксирование результатов эксперимента проводилось по методике, А.Н.Утехиной.
2.2. Ход эксперимента
Эксперимент проводился в 2016 г. в МКДОУ Старокриушанский детский сад, средняя группа.
Материалом для художественно-эстетического воспитания послужила программа «Первые шаги в мир искусства» Н.А. Горяева. Дети учились различать цвета, определять гамму, устанавливать пропорции; развивались умения работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; формировались творческие способности продуктивной деятельности.
3.3. Анализ результатов исследования
Для проведения исследования были разработаны критерии оценивания сформированности художественно-эстетических качеств, которые представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Критерии oоценивания сформированности художественно-эстетического воспитания.
Критерии развития худ.- эстетического вкуса. | Показатели критериев | Уровень сформирован-ности художественно.-эстетического вкуса | ||
1 | 2 | 3 | ||
1.Эстетическое осознание произведения искусства.
| -ребенок умеет дать правильную оценку; -может описать произведение; | высокий | ||
-ребенок затрудняется с оценкой произведения, но правильно определяет цвета; | средний | |||
-ребенок не может дать оценку самостоятельно; -плохо различает цвета | низкий | |||
1 | 2 | 3 | ||
2.Развитие художественного вкуса. | - умеет ребенок правильно подобрать, гамму, цвет; -устанавливает правильные пропорции; | высокий | ||
-ребенок не всегда удачно подбирает элементы костюма; -с трудом подбирает цвета, устанавливает пропорции; | средний | |||
-ребенок затрудняется в выборе цвета; -с помощью учителя подбирает элементы, устанавливает пропорции; | низкий | |||
3.Умение творчески создавать продукты ручного творчества. | -самостоятельно ребенок справляется с заданием; -правильно подбирает цвета; -правильно устанавливает пропорции; | высокий | ||
- справляется ребенок с заданием, но затрудняется при выборе элементов; | средний | |||
-ребенок не справляется с заданием самостоятельно; -с помощью учителя подбирает цвета, элементы поделки; | низкий | |||
Начало эксперимента. Результаты исследования представлены в табл. 2.2. и табл. 2.3.
Таблица 2.2. Результаты диагностики в экспериментальной группе на констатирующем этапе диагностики
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Эстетическое осознание произведения искусства | Развитие художественного вкуса | Умение творчески создавать предметы продуктивной деятельности. | Общий уровень |
Уровень | Уровень | Уровень | |||
1 | Катя Р. | Н | С | С | С |
2 | Егор Н.. | С | Н | С | С |
3 | Антон О. . | С | С | С | С |
4 | Маша С. | Н | С | Н | Н |
5 | Стасик М | С | Н | Н | Н |
6 | Полина Б. | Н | С | Н | Н |
7 | Оля С. | В | С | С | В |
8 | Маша. Ш. | С | Н | Н | Н |
9 | Рейхан А. | В | В | С | В |
Таблица 2.3. Результаты диагностики в контрольной группе на констатирующем этапе диагностики
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Эстетическое осознание произведения искусства | Развитие художественного вкуса | Умение творчески создавать предметы продуктивной деятельности. | Общий уровень |
Уровень | Уровень | Уровень | |||
1 | Варя Р. | Н | Н | С | Н |
2 | Матвей К. | Н | С | С | С |
3 | Захар П. | С | С | В | С |
4 | Маша К. | В | С | С | С |
5 | Рома С. | Н | С | Н | Н |
6 | Соня К. | С | В | В | В |
7 | Лера С. | В | В | С | В |
8 | Катя М. | Н | С | Н | Н |
9 | Злата Р. | В | С | С | С |
Конец эксперимента. С целью определения эффективности разработанной технологии и использования программы «Первые шаги в мир искусства» Н. А. Горяевой художественно-эстетического развития детей был проведен контрольный эксперимент, который проводился с экспериментальной и контрольной группами.
Задачи контрольного эксперимента:
1. Выявить динамику эстетического развития дошкольников;
2. Определить эффективность разработанной технологии обучения художественно-эстетической деятельности детей.
На данном этапе использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Результаты контрольного исследования представлены в таб.2.4. и табл. 2.5.
Таблица 2.4. Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе.
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Эстетическое осознание произведения искусства | Развитие художественного вкуса | Умение творчески создавать предметы продуктивной деятельности. | Общий уровень |
Уровень | Уровень | Уровень | |||
1 | Катя Р. | В | С | В | В |
2 | Егор Н.. | С | В | В | В |
3 | Антон О. . | В | С | В | В |
4 | Маша С. | С | С | С | С |
5 | Стасик М | С | Н | С | С |
6 | Подина Б. | В | С | С | С |
7 | Оля с. | В | В | С | В |
8 | Маша. Ш. | С | С | С | С |
9 | Рейхан А. | В | В | С | В |
Таблица 2.5. Результаты контрольной диагностики в контрольной группе.
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Эстетическое осознание произведения искусства | Развитие художественного вкуса | Умение творчески создавать предметы продуктивной деятельности. | Oбщий уровень |
Уровень | Уровень | Уровень | |||
1 | Варя Р. | Н | С | В | С |
2 | Матвей К. | С | В | В | В |
3 | Захар П. | В | С | С | С |
4 | Маша К. | Н | С | В | В |
5 | Рома С. | С | Н | Н | Н |
6 | Соня К. | В | В | С | В |
7 | Лера С. | Н | С | Н | С |
8 | Катя М. | С | Н | Н | Н |
9 | Злата Р. | С | С | С | С |
Результат эксперимента в процентном выражении в табл. 2.6.
Таблица 2.6. Результаты общего уровня художественно-эстетического развития
Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | |||||||
Результат на констатирующем этапе диагностики | Результаты контрольной диагностики | Результат на констатирующем этапе диагностики | Результаты контрольной диагностики | |||||
(%) | детей | (%) | детей | (%) | детей | (%) | ||
В | 22 | 2 | 44 | 4 | 22 | 2 | 33 | 3 |
С | 33 | 3 | 56 | 5 | 45 | 4 | 45 | 4 |
Н | 45 | 4 | 0 | 0 | 33 | 3 | 22 | 2 |
Рассчитано по [табл. 2.2., табл. 2.3., таб.2.4., табл. 2.5.]
Таблица 2.6. Сравнительный результат контрольной диагностики в контрольной группе
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Oбщий уровень в начале исследования | Oбщий уровень в конце исследования |
1 | Варя Р. | Н | С |
2 | Матвей К. | С | В |
3 | Захар П. | С | С |
4 | Маша К. | С | В |
5 | Рома С. | Н | Н |
6 | Соня К. | В | В |
7 | Лера С. | В | С |
8 | Катя М. | Н | Н |
9 | Злата Р. | С | С |
Таблица 2.7. Сравнительный результат контрольной диагностики в экспериментальной группе
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Oбщий уровень в начале исследования | Oбщий уровень в конце исследования |
1 | Катя Р. | С | В |
2 | Егор Н.. | С | В |
3 | Антон О. . | С | В |
4 | Маша С. | Н | С |
5 | Стасик М | Н | С |
6 | Полина Б. | Н | С |
7 | Оля С. | В | В |
8 | Маша. Ш. | Н | С |
9 | Рейхан А. | В | В |
В экспериментальной группе трое детей переместились на высокий уровень, четверо детей с низкого на средний уровень. Один ребенок остался по-прежнему на среднем уровне и два на высоком, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей эстетического развития.
В контрольной группе произошли следующие изменения: два ребенка перешли со среднего на высокий уровень, (незначительные изменения в показателях). Один с низкого на средний. Один незначительно ухудшил результаты, перешел с высокого уровня на средний. И трое детей остались на том же уровне.
Распределение детей по уровням художественно-эстетического развития по итогам диагностики в экспериментальной группе можно увидеть на рис.2.1. и рис. 2.2.
Рис. 2.1. Распределение детей экспериментальной группы по уровням художественно-эстетического развития на констатирующем этапе
Рис. 2.2. Распределение детей экспериментальной группы по уровням эстетического развития на контрольном этапе.
Анализ данных таблиц и диаграмм позволяет сделать вывод о том, что использование специально разработанной технологии обучения детей художественно-эстетической деятельности, оснащенной программно-дидактическим материалом, в которой реализуются все необходимые педагогические условия, повышает эффективность художественно-эстетического воспитания.
Занятия художественнoй деятельностью прoхoдили на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день. А это самый главный результат. Как отмечалось выше, именнo эмoциoнальные реакции и состoяния ребенка являются критерием действенности художественно-эстетического воспитания. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ребенке. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием прoисхoдит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству, и к жизни.
На основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Вывод по главе 2.
1. Использование разработанного дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников в рамках апробации парциальной программы «Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяева под редакцией Б.М. Неменского дало положительные результаты.
2. Эксперимент подтвердил выдвинутую нами гипотезу, что процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия: - обеспечение программно-дидактическим материалом; - создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей; - разработка технологии обучения детей художественно-эстетической деятельности.
3. В хoде эксперимента были сoблюдены необходимые варьируемые и неварьируемые условия.
4. После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность используемых технологий:
- сформировался художественный вкус и эстетическое осознание прекрасного;
- были развиты творческие способности.
5. Таким образом, для формирования художественно-эстетических качеств целесообразно использовать разработанное дидактическое обеспечение в рамках апробации парциальной программы «Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяева и специально разработанные технологии с учетом психолого-педагогических условий организации воспитания, оснащенную программно-дидактическим материалами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Прoблема эстетического вoспитания довольно пoлно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
"Художественно-эстетическое воспитание - воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве» [Т. Н. Фокина, 1999, 36].
Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта и стало основой системы эстетического воспитания. Исходя из цели и определив критерии художественно-эстетического воспитания задачи эстетического воспитания дошкольников определены следующим образом:
- первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного;
- вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Задача воспитателя состоит в решении этих задач посредством дидактики художественно-эстетического воспитания.
2. Дидактика охватывает все связанное с процессом обучения, на всех уровнях и по всем направлениям. К основным категориям дидактики относятся преподавание, обучение, образование, учение, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, формы, методы, средства и результаты обучения. Для достижения результата важно грамотно, верно сконструировать ООП на основе правильного выбора основной программы и вспомогательных парциальных программ. Мы апробировали парциальную программу «Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяева под редакцией Б.М. Неменского.
3. Средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности.
Интересные замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания дошкольников могут достичь своих целей правильным подбором и комбинированием его методов, которые классифицируют по различным критериям. Обязательным и важным компонентом для художественно-эстетического воспитания является создание определенных условий.
4. Неотъемлемой частью дидактической организации является технология художественно-эстетического воспитания. Работая по парциальной программе «Первые шаги в мире искусства» нами ваполнялись задачи данной технологии :
-развитие художественного восприятия;
-формирование эстетических чувств и эмоций;
-развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка;
-приобщение к элементарным знаниям в области искусства;
-развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества;
-формирование основ художественно-творческой культуры личности.
5. Эксперимент в ходе апробации программы «Первые шаги в мире искусства» по изобразительной деятельности в средней группе свидетельствует о педагогической эффективности внедрения её в качестве парциальной программы обучения детей к применяемой в образовательном учреждении базовой программе «Детство». Так как проведенный нами анализ показал, что программа усваивается хорошо по всем направлениям педагогического воздействия.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Обеспечение программы обучения продуктивной деятельности по художественно- эстетическому развитию программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы является средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.
На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
В заключении приведем рекомендации по завершению введения новых технологий в детском саду:
1) необходимо разработать содержание обучения в плане художественно эстетического воспитания дошкольников всех возрастов, то есть разработать конспекты занятий во всех группах;
2) дать итоговое заключение о готовности и целесообразности использования парциальной программы «Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяевой в практике работы образовательного учреждения.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.
- Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М.: Владос, 1994.-98 с.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
- Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч.пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.:Акад.проект, 2005.-240с.
- Бутенко, Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография [Текст] / Н.В. Бутенко. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 410 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.
- Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.50-67
- Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.-с.156.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1980.-384с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
11. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.
12 Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.
13. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. – М.: Наука, 1986.-191с.
14. Горяева Н.А. Первые шаги в мир искусства / Б.М. Наменский. – М.: Просвещение, 2011
15. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
16. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.
17. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.
18. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1983. – 76 с.
19. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1995.
20. Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -№6.- с.17-29.
21. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н.Леонтьев. – М.: Тарту, 1994.
22. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. – Самара: Бахрах, 1998.
23. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников.
24. Лыкова, И. А., Буренина, А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей) [Текст] / И.А. Лыкова, А.И. Буренина. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 144 с.
25. Надеждин Н.И. Сочинения: В 2 т. Т.1: Эстетика / Н.И.Надеждин / Под ред. З.А.Каменского. – СПб.: Питер, 2000.
26. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. – М.: Искусство, 1987.
27. Обухова Л.Г. Психология детства. М., 1992.-263с.
28. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К.Ожерельева // Начальная школа. – 2002. - №6. – С.58-63.
29. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев.- М.: Педагогика, 1986.
30. Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников // Дошкольное воспитание. – 1996. - №9. – с.58-66.
31. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Обнинск, 1996. С.54-87 с.
32. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-№9.
33. Утехина А.Н., Веретенникова Л.К. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-131с.
34. Утехина А.Н., Тройникова Е.В., Хасанова Л.И. Программа межкультурного воспитания молодежи в полиэтническом регионе / под ред. Т.И. Зелениной, Н.М. Платоненко. Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2007.-147с.
35. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.-с.287
36. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.
37. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.
38. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.
39. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.-197с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: «Место изобразительного искусства в содержании работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Формирование духовного мира ребёнка путем приобщения к различным видам искусства...
Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника...
Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации...
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.»
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстети...
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития...
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через ор...
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.»
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.» Эстетическое воспитание занимает одно из важнейших мест в воспит...