Конспект "Превращение осенних листиков"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Роганова Галина Владимировна

В конспекте представлено решение задач по формированию у детей умения выполнять поделки из природного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prevrashcheniya_osennih_listikov.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект      образовательной      деятельности

 по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

на  тему:   «Превращения   осенних   листиков»

(с    использованием   природного   материала)

для   детей   старшего   дошкольного  возраста

                                                                                              Составила: воспитатель высшей

                                                                                              квалификационной    категории

                                                             Роганова Г. В.

Задачи:

  1. Формировать умение последовательно выполнять работу из осенних листьев.
  2. Расширять представления о флористике.
  3. Развивать графические и композиционные навыки, творческое воображение, чувство цвета.
  4. Продолжать развивать мелкую моторику и двигательную координацию, умение расслаблять руки по контрасту с напряжением.

Предварительная работа:

  1. Целевая прогулка в уголок леса на территории детского сада.
  2. Экскурсия в парк.
  3. Сбор осенних листьев, составление букетов.
  4. Аппликации из осенних листьев.
  5. Конкурс совместных работ родителей и детей «Осенние фантазии».
  6. Заучивание стихов об осени.

Материал:

Демонстрационный – ваза с букетом из осенних листьев; детские творческие аппликационные работы с использованием  листьев; магнитофон с записью музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года».

Раздаточный  –  плотные листы бумаги (картон) размером А 5,  засушенные листья,  клей, кисти (щетина, клеевые), простые карандаши, шаблоны с изображением различных животных,   дополнительный материал (семена)  для украшения.

Методы и приёмы:   создание заинтересованности с использованием художественного слова, рассматривание схемы роста листика, создание игровой ситуации, психогимнастика, беседа, показ и рассматривание образца, мотивация, показ и объяснение последовательности выполнения работы, динамическая пауза, продуктивная деятельность, анализ.

 Содержание:

Дети заходят в группу, воспитатель обращает внимание на листья, разбросанные по полу.

Воспитатель:    Листья солнцем наливались,

                            Листья солнцем пропитались,

                            Налились, отяжелели,

                            Потекли и полетели.

                            Зашумели по кустам,

                            Поскакали по сучкам.

                            Ветер золото кружит,

                            Золотым дождём шумит.

- Ребята, кто знает, как называется явление, когда с деревьев падают листья и под

  ногами получается такой удивительный по красоте пёстрый и яркий ковёр?

Дети:     - Листопад.

Воспитатель:     - Конечно, это – листопад. Посмотрите, как много разных красивых

                               листьев лежит у нас под ногами. Вот и самый большой листик, как

                               вы думаете, с какого он дерева?

Дети:     - С дуба.

Воспитатель:     - Значит, его как можно назвать? Какой он?

Дети:     - Дубовый.

Воспитатель поднимает самый большой листик, не настоящий, а сделанный из бумаги.

Воспитатель:     - Ребята, да он не простой!  На нём нарисована схема роста и жизни

                               листика. Посмотрите внимательно и назовите, что же происходило с

                             ним, прежде  чем он упал к нам под ноги?

Дети рассматривают схему, нарисованную на обратной стороне листика, и подбирают точные глаголы.

Дети:     - Росли, зеленели, шумели, качались, желтели, шелестели, дрожали, упали.

Воспитатель:    - Молодцы, очень точные слова назвали, а Наташа знает

                               стихотворение о жизни листика, оно как раз подходит под эту схему.

                             Хотите его послушать?

Дети:     - Да.

Предварительно подготовленный ребёнок читает стихотворение

Ребёнок:      «Вот из почки появился удивительный глазок.

                        Засветился, засиялся, стал зелёненьким листок.

                        Он под солнцем наливался. Стал лист тёмным и большим.

                        Тихо осень подступила,…  Пожелтел и стал сухим».

Воспитатель:     - Понравилось стихотворение? А хотите поиграть с этими осенними

                              листочками?  (Ответы детей). Для этого нам надо превратиться в

                              осенние деревья. Возьмите по листику в каждую руку. Закройте

                              глаза, и …   раз, два, три, повернись и в деревья превратись.

Воспитатель включает запись произведения П.И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь» и проводит психогимнастику.

Воспитатель:     - «Мы – листочки, мы – листочки,

                                Мы осенние листочки.

                                Мы на веточках сидели,    (дети легко покачивают листьями)

                                Ветер дунул – полетели.

                                Мы летали, мы летали,     (лёгкий бег свободно по группе)

                                А потом летать устали.

                                Перестал дуть ветерок –

                                Мы присели все в кружок.   (приседают)

                                Ветер снова вдруг подул

                                И листочки быстро сдул.   (лёгкий бег)

                                Все листочки полетели

                                И на землю тихо сели»  (приседают и опускают листья на пол)

Воспитатель:     - И, раз, повернись, и в ребяток превратись.

                               Вот мы с вами и побывали в гостях у деревьев и поиграли  осенними

                               листьями. Давайте соберём на память листья в вазу, и предлагаю вам

                             занять места за столами.

Дети занимают места за столами

Воспитатель:   - Ребята, а напомните мне, пожалуйста, какая сейчас погода?

Дети:    - Холодная, деревья сбросили листья, готовятся ко сну.

Воспитатель:     - Правильно, все деревья приготовились к долгой зиме, сбросили

                               свои листья, но мы собрали с вами вот такой осенний букет

                               (показывает вазу, в которую поставили листики после игры)

- Назовите, из каких листьев собран наш букет?

Дети:  - Из кленовых, дубовых, берёзовых, рябиновых.

Воспитатель:    - Да, букет составлен из самых красивых листьев деревьев, которые

                             растут в уголке леса на территории нашего детского сада. Мы с вами

                             выполняли уже много поделок с использованием листиков, кто

                               вспомнит, какие это были работы? Что мы делали, чтобы листья нас

                             ещё долго радовали своей красотой?

Дети:   - Мы составляли букеты, делали аппликации.

Воспитатель:   - Молодцы, что вспомнили, а я сегодня хочу вас познакомить ещё с

                            одной работой, вот она.

Воспитатель выносит новую аппликационную работу с использованием крошки листочков.

Воспитатель:    - Нравится? Посмотрите внимательно, как вы думаете, из чего она

                             сделана?

Дети:   - Из листиков, только очень маленьких.

Воспитатель:    - Да, она тоже выполнена из листиков, только не «маленьких», а из

                             крошек. Для этого я сухие листья раскрошила. Вот так.

Воспитатель ставит перед собой раздаточный поднос (блюдечко) и начинает ломать сухой листик на мелкие части.

Воспитатель:    - Хотите сделать попробовать покрошить листики? Тогда придвигайте

                            подносы к себе, берите листик, который нравится, и начинайте его

                            измельчать (крошить на мелкие части).

Дети начинают готовить основу для будущей работы. Воспитатель напоминает, что чем меньше будет крошка, тем интереснее будет выглядеть из неё аппликация.

Воспитатель:    - Материал у нас готов, и прежде чем мы с вами будем мастерить

                               свою работу, я предлагаю подумать, а для чего мы её будем делать?

                             

Дети:   - Я в группе поставлю, пусть стоит, где у нас все поделки.

             - А я маме подарю, пусть она тоже осень вспоминает.

             - А я брату покажу и научу его делать такую же поделку…

Воспитатель:    - Молодцы, материал заготовили, для чего будем делать, придумали и

                             сейчас я вам раскрою секрет, как можно сделать эту аппликацию

Воспитатель показывает способ изготовления аппликации из крошек, свои действия сопровождает пояснением.

Воспитатель:    - Сначала я подумала, что я хочу сделать, затем выбираю шаблон

                             (вырезанный контур) этого изображения.

Показывает коробку с шаблонами, достаёт шаблон, не показывая его детям.

Воспитатель:     - Прикладываю его плотно к картону и обвожу простым карандашом,

                               вот так. Затем беру кисть, макаю в клей и аккуратно промазываю всё

                               изображение. Теперь беру крошку моего листика и быстро засыпаю

                               на клей, пока он не засох. Беру бумажную салфетку, прикладываю

                             сверху и  плотно  прижимаю  ладонями,  немного  подержу, а пока

                             послушайте  небольшую  загадку:

Любит путать он следы,
Чем спасётся от беды.
И меняет часто шубки,
Но трусишка просто жуткий.
Он под кустиком сидит,
И от страха весь дрожит.

Проговаривая загадку, воспитатель снимает салфетку, берёт работу в руки, поднимает и стряхивает над подносом крошку, которая не приклеилась.

Дети:   - Зайчик!

Воспитатель:   - Да, у меня получился зайчонок, только его надо оживить, чтобы он

                           нас увидел. А то мы его видим, а он нас нет. Как вы думаете, что

                           можно сделать?

Дети дают советы, если они затрудняются, воспитатель обращает внимание на коробочки с семенами и предлагает выбрать те, которые больше подходят для «оживки» (глаза, носик)

Воспитатель:   - Перед тем, как мы приступим к выполнению аппликации, я

                            предлагаю настроить руки для работы, а в этом нам поможет

                            следующее стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять,     (потирание поочерёдно каждого пальчика)

Будем пальцы разминать,       (потирание пальцев другой руки)

Чтобы пальцы не устали,        (сцепить «замочком» и постучать ладонь о ладонь)

Нам в работе помогали!         (расцепить пальцы и потереть ладонь о ладонь)

Воспитатель:   - Всё у нас готово: и крошку листьев приготовили, и ручки настроили,

                              и решили для чего мы сделаем аппликацию, дежурные приготовили

                              и клей, и кисти, и подносы, а теперь предлагаю приступить к работе.

Дети приступают к самостоятельному выполнению аппликации. Воспитатель напоминает, что если нет шаблона, контур задуманного изображения можно нарисовать самим. Во время выполнения детьми работы, помогает советом или практически справиться с поставленной задачей, ведёт руководство деятельностью.

Воспитатель:   - Подумай, что ещё можно добавить, чтобы «оживить» изображение?

                          - Попробуй заменить семена плодами чёрного перца, смотри, как

                            оживились глазки.

                          - Не забывай накрыть засыпанную крошку салфеткой.

                          - Прижимай плотнее.

                            - Помните главное правило: содержать в чистоте рабочее место, если

                              крошки рассыпались мимо подноса, надо поднос подставить у края

                            стола и ладошкой собрать крошки на поднос.  И т.п.

По мере изготовления воспитатель предлагает положить работы на отдельно стоящий стол для просушки, прибрать своё рабочее место и проводит оценку детских работ.

Воспитатель:    - Посмотрите, какие замечательные работы получились. Здесь и

 весёлые птички, и пёстрые бабочки, грибы настоящие, цветы необычные, ёжики, зайчики. А как вы интересно их «оживили», использовали и горошки чёрного перца, и засушенные плоды рябины, семена огурца и подсолнуха. А Денис не стал использовать готовый шаблон, он сам нарисовал машину, посмотрите, кажется, вот-вот сейчас заведётся и поедет прямо к маме.

- Я вижу, что вы настоящие мастера своего дела и настоящие помощники природы, сумели сохранить и продлить жизнь осенним листочкам. Не забывайте вечером их подарить тем, о ком думали во время работы.  Прошу дежурных вспомнить о своих обязанностях. Ребята, кто желает, можете им помочь навести порядок на столах. Спасибо всем за работу.

                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний листик"

Конспект занятия по изобразительной деятельности дошкольников для детей подготовительной группы....

Распевка "Песенки осенних листиков"

По случаю осенних праздников предлагаю распевки по теме...

Сценарий осеннего "Листики - загадки"

Сценарий для детей средней группы...

Комплексное занятие для средней группы "Осенние листики"

На занятии дети закрепляют знания о деревьях:  клёне, берёзы и дубе. Знакомятся с музыкой Шопена. Встречаются с Осенью....

Осенние листики "все цвета осени"

С началом учебного года, с началом осени всегда перед педагогами встаёт вопрос украшения зала, группы, коридоров. Все воспитатели, как показала практика, люди творческие, одарённые и увлечён...

Утренник "Путешествие осеннего Листика"

quot; Путешествие  Осеннего   Листика" , чего  в  детском  саду  обычно  дети  ждут? Конечно  праздника! Так  назывался  наш  осе...