Проект дизайн-студии «Радуга»
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Маничева Галина Алексеевна

   Проект дизайн-студия «Радуга» работает в направлении художественно-эстетического воспитания детей. Влияет на развитие воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством коллективной аппликации. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом.

    Коллективная аппликация с элементами дизайна имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий коллективной аппликацией с элементами дизайна дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, развивает детскую фантазию и инициативу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - Детский № 81» ул.Декабристов 4\2,  31-48-03

Проект дизайн-студии «Радуга»                                                          в рамках темы по самообразованию

«Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством коллективной аппликации»

Составитель:

Филина Галина Алексеевна

Воспитатель

МБДОУ «ЦРР - детский сад № 81»

г. Бийск

2013 год

Пояснительная записка

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов у дошкольников и нахождения путей их оптимизации.

Проект дизайн-студия «Радуга» работает в направлении художественно-эстетического воспитания детей. Влияет на развитие воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством коллективной аппликации. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом.

Коллективная аппликация с элементами дизайна имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий коллективной аппликацией с элементами дизайна дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, развивает детскую фантазию и инициативу.

Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД) по коллективной аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

Выбор темы позволяет детям самим определить количество персонажей, их позы, взаимосвязь друг с другом, место действия, композиционный и цветовой строй аппликации. Постановку и решение задач на занятиях воспитатель должен тесно связывать с уровнем развития изобразительных и технических умений каждого ребенка, кругом его интересов, общими задачами воспитания и развития детей данного возраста. Исходя из этого, определяется объем аппликации, ее техническое и художественное совершенство.

В ходе НОД детям предлагается возможность сообща, самостоятельно определить предмет дизайна работы. Они могут сами выбрать, чем и как дополнят готовую работу: блестками, красками, ватой, листьями и многими другими декоративными предметами.

Программа рассчитана для детей 5-6 лет.

Цель программы: создание условий для развития воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством коллективной аппликации с элементами дизайна.

Задачи:

  • приобщать детей к художественно-эстетическому творчеству в условиях работы в дизайн-студии;
  • знакомить с разными видами аппликации (предметная, декоративная, сюжетно-тематическая, силуэтная, симметричная, целыми силуэтами, асимметричная, геометрическая, резаная, рваная, плоская, объемная, раздробленная, мозаика, однослойная, многослойная);
  • формировать умение использовать нетрадиционные техники аппликации;
  • приобщать  детей работать в коллективе;
  • развивать эстетическое восприятие;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать самостоятельность в подборе материала;
  • воспитывать уважительное отношение к работам других детей.

Предполагаемый результат:

  • проявляет интерес к работам коллективного характера;
  • выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
  • использует особенности изобразительных материалов;
  • использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
  • выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использует разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирает цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства;
  • использует разнообразные виды аппликаций в самостоятельной художественной деятельности;
  • проявляет интерес к различным видам художественно-эстетической деятельности;
  • активно включаться в коллективную деятельность в разных видах воспитательно-образовательной деятельности;
  • проявляет инициативу в решении поставленных задач;
  • самостоятельно и творчески применяет умения и навыки, полученные на занятиях.

При проведении НОД большое значение отводилось программным задачам по разделу аппликация в старшей группе и интеграции образовательных областей. На НОД использовались  различные методы и приемы: наглядный метод (рассмотрение изображения показ частей тела и предмета на картинки, показ способов выполнения работы, выставка детских работ); словесный метод (объяснение, беседа, вопросы направленные на активизацию произвольного воображения, художественное слово, поощрение самостоятельности, повторение способов действий, анализ детских рисунков); практический метод (выполнение задания, выполнение по образцу, самостоятельная деятельность пальчиковые гимнастики, игры). НОД осуществлялась в рамках дизайн-студии «Радуга», которая проходил во вторую половину дня.

Особенность данной программы заключается в том, что работа осуществляется в коллективе. В коллективной аппликации большое место занимают совместные действия детей, то есть выполнение таких элементов, которые направлены на решение достаточно простых текущих задач. Особое внимание отводилось окончанию работы, в проявлении у детей самостоятельности при подборе дизайнерского штриха в завершении продукта их деятельности.

Содержание работы:

                Работа, направленная на развитие воображения и  творческих способностей, осуществлялась на основе работы дизайн-студии «Радуга». Использовалась серия НОД по коллективной аппликации с элементами дизайна. На протяжении шести месяцев шла работа с группой. За один месяц с подгруппой проводилось две НОД по коллективной аппликации.

Этапы работы:

Практический этап

Задачи:

1) разработать серию НОД по коллективной аппликации для проведения дизайн-студии «Радуга», способствующих развитию воображения детей старшего дошкольного возраста;

2) создать комфортные условия для проведения НОД:

  • организация наблюдений за явлениями окружающего мира, проведение предварительной работы;
  • материальное обеспечение для проведения НОД;
  • организация атмосферы творчества и мотивация процесса работы;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

3) провести НОД, направленную на развитие воображения детей 5-6 лет.

Работа с родителями:

- беседы, рекомендации;

- папки, раскладки,

- выставка детских работ.

Теоретической основой рабочей программы для ее разработки использовались следующие нормативные документы:

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 23 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

2. «Наша новая школа» Национальная образовательная инициатива.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской  Федерации на период до 2020 года. Распоряжение правительства . 2008 год. № 1662-р.

4. Федеральная программа  развития образования на  2011-2015 годы.

5. Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае на 2011-2015 годы»

6. Федеральные Государственные Требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования №655 от 23 ноября 2009 года.

7. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования .№2151 от 20 июля 2011 года.

8. Краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края на 2010-2015 годы.

9. Образовательная программа МБДОУ

10.СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"от 22 июля 2010 г. N 91

Методическое обеспечение

  1. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст] : книга для воспитателей детского сада / З. А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
  2. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] : пособие для педагогов и воспитателей / М. А. Васильева. – М.: Мозаика Синтез, 2007. – 240с.
  3. Веракса, Е. Н. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] : методическая литература по дошкольному воспитании / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 – 224с.
  4. Грибовская, А. А. Коллективное творчество дошкольников [Текст]: конспекты занятий / А. А. Грибовская. – М.: Сфера, 2004. – 192 с.
  5. Жарова, Т. Развивающий эффект аппликации [Текст] / Т. Жарова // Дошкольное воспитание. 2007. - № 1 – с. 57-65.
  6. Зачесова, Е. В.Развивающий эффект аппликации [Текст] / Е. В. Зачесова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С. 57
  7. Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. [Текст] :методическое пособие / В. И. Колякина - М.: Просвещение. 2002. - С. 9.
  8. Римашевская, Л. С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников [Текст] :учебно-методическое пособие / Л. С Римашевская. - М.: Центр педагогического образования, 2007. – 112 с.
  9. Саллинен, Е. В. Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности с детьми от 3 до 7 лет [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Е. В. Саллинен. – М.: КАРО, 2011. 88 с.
  10. Смирнова, Т. В. Детское коллективное творчество. Конспекты занятий по рисованию, аппликации, лепке [Текст] / Т. В. Смирнова. // Ребенок в детском саду. – 2006 № 1 – с. 44-47.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема  НОД

Цель  НОД

Оборудование

1

6. 12. 12.

«Деревья в снегу»

создание коллективной симметричной аппликации с элементами объемной аппликации, направленной на развитие произвольного воображения путем вырезания дерева на глаз и его размещении на основу; закрепление умения детей работать в коллективе.

ватман с изображение сугробов снега - основа для коллективной аппликации; прямоугольники из цветной бумаги (коричневой) (1шт. на половину подгруппы детей; вата на вторую подгруппу детей; клей ПВА; салфетка бумажная на каждого ребенка; ножницы, бисер для дизайна работы.

2

20. 12. 12.

«Наряжаем ёлку»

создание коллективной аппликации из бумаги в технике вырезания из бумаги сложенной гармошкой, направленной на развитие произвольного воображения путем подбора игрушек для украшения елки.

ватман для основы коллективной аппликации, прямоугольники из цветной бумаги (2шт. на каждого ребенка); клей; салфетка тканевая; ножницы; конфетти и блестки для украшения игрушки; магнитофон с записью песни о новогодней ёлочке; ватман с изображением ёлочки, фольга для дизайна работы.

3

17. 01. 13.

«Смешные рожицы»

создание коллективной аппликации – коллаж, направленной на развитие произвольного воображения, поддерживая проявления фантазии, смелости в изложении собственных замыслов, творческого подхода к работе.

ватман для основы коллективной аппликации, рисунки смешных рожиц; красочные журналы; бумажные тарелочки; шерстяная пряжа; тесьма; ножницы; клей ПВА; салфетки на каждого ребенка; двухсторонний скотч; веселая шуточная музыка, восковые мелки.

4

31. 01. 13.

«Жираф»

создание коллективной аппликации вида мозаика из крашеного песка, направленной на развитие произвольного воображения с помощь знакомства с использованием нетрадиционного материала.

ватман для фона с изображением жирафа выполненного простым карандашом; два вида крашенного песка на две подгруппы оранжевого и коричневого цвета; кисти для нанесения клея на каждого ребенка; клей ПВА; тарелочки для клея; салфетки; различные изображения жирафа, гуашь для дизайна работы.

5

14. 02. 13

«Рыбки в аквариуме»

создание плоскостной коллективной аппликации, направленной на развитие произвольного воображения детей через прием самостоятельного подбора цветовой гаммы для создания аппликации; формирование стойкого интереса и творческого подхода к аппликации как к виду изобразительной деятельности.

ватман для фона бледно-голубого цвета; по одному набору цветной бумаги на стол для вырезывания; ножницы для каждого ребенка.

6

28. 02. 13.

«Витаминная корзина»

создание плоскостной коллективной аппликации, направленной на развитие произвольного воображения.

«Корзина для витаминных продуктов» - основа коллективной аппликации. Заготовки цветной бумаги для вырезания овощей и фруктов; клей; ножницы; салфетка; дощечка для труда на каждого ребенка; кусочки нарезанных овощей и фруктов, ткань для дизайна работы

7

13. 03. 13.

«Весеннее солнышко»

создание плоскостной коллективной аппликации с элементами рисования, направленной на развитие произвольного воображения при использовании нетрадиционного приема выполнения аппликации путем рисования детали по трафарету.

изображение солнца на картинке, ½ листа А4 на каждого ребенка, гуашь желтого цвета на каждого ребенка, кисти для рисования на каждого ребенка, кисти для клея на каждого ребенка, клей ПВА, салфетки бумажные, стаканчики с водой, ножницы для каждого ребенка, клеёнка для работы на каждого ребенка, желтые пуговицы для дизайна работы.

8

20. 03. 13.

«Расцветает яблоня»

создание объемной коллективной аппликации, направленной на развитие произвольного воображения.

ватман для основы коллективной аппликации, модели с признаками времён года, картинки с изображением цветов, конверты с разрезными картинками птиц, большая картина с изображением яблони с листиками, фланелеграф. По 3 круга из пергаментной бумаги, готовые тычинки, клей, ножницы, салфетки, клеёнка.

9

27. 03. 13.

«Паровозик»

создание сюжетной коллективной аппликации, направленной на развитие произвольного воображения с помощью использования вопросов продуктивного и репродуктивного характера.

ватман для основы коллективной аппликации с изображением полотна железной дороги. Мордочки героев произведения «друзья» для демонстрации и дальнейшего приклеивания на аппликацию. На каждого ребенка - квадраты из цветной бумаги по 2 штуки размером 3×3, прямоугольники размером 5×7 по одному на каждого ребенка, по два круга из цветной бумаги диаметром 3 см. Клей ПВА, кисти для клея, посуда для клея, салфетки.

10

10. 04. 13.

«Полет в космос»

создание сюжетной коллективной аппликации, направленной на развитие произвольного воображения с помощью самостоятельного выбора детьми объекта вырезания и наклеивания.

основа для аппликации затонированая синим цветом, цветная бумага на каждый стол, ножницы на каждого ребенка, клей ПВА, кисти для клея, салфетки на каждого ребенка, фольга, пластмассовые звездочки для дизайна работы.

11

17. 04. 13.

«Ромашки в корзине»

создание объемной коллективной аппликации букета ромашек в корзине, направленной на развитие произвольного воображения с помощью использования вопросов продуктивного и репродуктивного характер.

ватман для основы коллективной аппликации, цветной картон или тонированный ватман формата А2; вырезанный из картона силуэт корзины с прорезями для переплетения; бумага коричневого и оранжевого цвета (1/4 листа формата А4) - на двоих детей; клей, ножницы, бумага зеленого (1/4 листа формата А4), желтого (квадрат 7x7 см) и белого цвета (1/2 листа формата А4) на каждого ребенка; картинка с изображением цветов ромашек, бабочки для дизайна работы.

12

24. 04. 13.

«Тридцать три богатыря»

созданиеколлективную аппликацию по мотивам литературного произведения, направленной на развитие произвольного воображения через использование вопросов продуктивного и репродуктивного характера.

ватман для основы коллективной аппликации, бумага цветная; фольга на бумажной основе; ножницы; простые карандаши для прорисовки образа; коробочки для обрезков; цветные карандаши или фломастеры для прорисовки кольчуги и черт лица; салфетки бумажные и матерчатые; клей. Композиционная основа «Море вздуется бурливо»; варианты шлемов и мечей; вырезанные из фольги и фактурной бумаги.

13

15. 05. 13.

«Бабочки»

создание объемной коллективной аппликации из глянцевых листов бумаги, направленную на развитие произвольного воображения детей, через использование техники складывание бумаги гармошкой и предоставление детям возможности выбора любой формы вырезания детали.

ватман с основой коллективной аппликации, цветной песок - желтого, розового, синего и коричневого цветов, клей ПВА,  кисти для клея, салфетки.

14

22. 05. 13.

«Цыплята на лугу»

создание коллективной аппликацией в технике обрывание, направленной на развитие произвольного воображения через создание проблемной ситуации и использование вопросов продуктивного и репродуктивного характера.

посылка; ватман с изображением курицы как основа для общей работы; картон с силуэтом цыпленка; клей; карандаши, цветная бумага (желтая, красная); салфетки, книга, игрушка цыпленок.

15

29. 05. 13.

«Цветочная поляна»

создание коллективной объемной аппликации из ватных дисков, направленной на развитие воображения детей путем самостоятельного выбора способов вырезания деталей аппликации.

образцы цветов сделанных из ватных дисков, ватман зеленого цвета, клей ПВА, кисточки на каждого ребенка, цветные ватные диски, салфетки, клеёнки, письмо, сухие листья для дизайна работы.

Методические рекомендации к проекту дизайн-студии «Радуга»

             Под коллективной аппликацией следует понимать - аппликации выполнены коллективом детей на общей основе.  Культура дизайна в детском творчестве – это красивые, аккуратно выполненные композиции и изделия. Это работа с различными материалами, техниками и способами изображения (зернотворчество, пластилинография, бумаготворчество, тканетворчество, ниткотворчество, флористика и др.)

Для улучшения внешнего вида коллективной аппликации рекомендуется использовать элементы дизайна в процессе работы.

  Выделяет три основные формы коллективной деятельности детей: «совместно – индивидуальная», «совместно - последовательная» и «совместно – взаимодействующая».

Для проведения коллективной НОД требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка.

Средства, используемые для проявления познавательной и творческой активности во время проведения коллективной аппликации с элементами дизайна:

  1. Использование разнообразных форм и методов организации деятельности.
  2. Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.
  3. Стимулирование детей к использованию различных способов выполнения задания.
  4. Использование различного дидактического материала.
  5. Поощрение стремления ребенка находить свой способ работы.

Так же при проведении подобных занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его желание  и отношение к работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная дизайн студия!

Рекомендация для родителей по организации творческого уголка для развития ребенка дома....

План работы дизайн-студии «Рукодельница» на 2013-2014 учебный год

План работы дизайн-студии «Рукодельница» на 2013-2014 учебный год...

"Дизайн- студия"

Образовательная деятельность по организации труда детей в уголке природы «Дизайн студия»....

Дизайн- студия « Весенние цветы».

Дизайн- студия « Весенние цветы»....

Профессия - архитектор "Мастерская архитектора". Профессия - фитодизайнер "Дизайн-студия "

Продолжать формирование у детей представлений о профессии архитектора. Развивать конструктивные способности, ассоциативное мышление и воображение. Формировать навыки общения, речевой и поведенческий э...

Проект "Дизайн - студия "Маленькие волшебники"

        Проблема развития детского творчества является одной из актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже ...

Перспективный план на 2016 – 2018 учебный год дизайн - студии

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду....