Конспект мастер-класса по тестопластике "Десять пальцев, две ладошки поработаем немножко!" для родителей и детей второй группы
план-конспект занятия по аппликации, лепке на тему

Квач Любовь  Федоровна

Этот мастер - класс проводился совместно с детьми и родителями, где родители и дети получали положительные эмоции от совместной деятельности, а также учились разнообразным приемам и методам в работе с таким материалам, как соленое тесто. Итогом деятельности стал симпатичный ежик!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_master_-_klassa_po_testoplastike.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса по тестопластике

"Десять пальцев, две ладошки поработаем немножко!"

для родителей и детей второй группы

Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;
  • заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;
  • обучить разнообразным приемам действий с пластичными материалами (скатыванию, раскатыванию, ощипыванию, сплющиванию и украшению предмета дополнительными деталями);
  • вызвать интерес к данному виду деятельности.

Материал:

  • маленькие мячики;
  • соленое тесто;
  • маникюрные ножнички
  • перчинки;
  • картон;
  • бумажные ежики
  • карандаши  (много)
  • салфетки
  • дощечки

Участники мастер класса: родители 2 группы, воспитатель группы, учитель - дефектолог.

Предварительная работа: личные беседы с родителями, консультации для родителей, кружок «Десять пальцев, две ладошки, поработают немножко».

Ход мастер-класса

Дефектолог

Добрый день, уважаемые родители, мы рады приветствовать вас в нашем

детском саду. Сегодня мы проводим для вас мастер – класс по тестопластике. Тема нашего мастер - класса «Десять пальцев, две ладошки поработаем немножко».может конкретно.

Мастер-класс - это обучение и получение новых знаний, на котором сочетается короткая теоретическая часть и индивидуальная работа, направленная на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

Это возможность научиться  делать вещь своими руками. Сегодня у нас принимают участие родители нашей группы.

В течение прошлого года мы проводили родительский клуб «Растём вместе». На занятиях клуба активно сотрудничали с родителями, решали вопросы обучения, воспитания и развития детей.  

В этом году мы переходим к практической части нашей совместной деятельности. Проводим с детьми  кружок по тестопластике.  Обучаем детей техническим приёмам работы с тестом, знакомим родителей с искусством создания объёмных и рельефных изделий, в конце года проведём совместные мероприятия детей и родителей по изготовлению предметов из теста, где родители и дети могут проявить свои творческие способности.

В своей работе мы не зря выбрали это направление. Потому что лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет предмет.

По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребёнка. Работа с тестом это упражнения, которые оказывают помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений.

С помощью рецепторов, расположенных на кончиках пальцев дети получают сведения об окружающем мире, руками они исследуют, творят, строят, трогают, щупают.  Поэтому на занятиях по тестопластике широко используем пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Из истории русской тестопластики

Поделки из теста – очень древняя традиция. Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область.

В хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

В современном мире изделия из теста стали очень популярными, потому что это экологически чистый продукт и предметы сделаны своими руками, а ручная работа всегда высоко ценилась.

А теперь, давайте попробуем отгадать, что необходимо для изготовления таких поделок:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны (мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна (соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без …(воды)

Конечно,  все мы живем в современном мире и узнать рецепт теста можно из различных источников, если кого-то заинтересует наш мы с удовольствием поделимся.

Воспитатель

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

Деление на части. 

Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

            -откручивание

            -отщипывание

            -разрезание прочной нитью

            -разрезание и надрезание стекой

            -формование

Умение придавать форму. 

Форма изделия при лепке играет основную роль.

            -раскатать в ладонях или на столе

            -сплющить

            -вдавить

            -вытянуть

            -согнуть

Умение соединять детали:

            -прижать

            -примазать

            -загладить

Оформление изделия 

Наиболее ответственный момент в работе

            -дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

            -процарапывание различными инструментами

            -оформление рельефом (оттиском)

Дефектолог (музыка)

А перед  работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт,

И опять играть начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

Воспитатель

Разминка с соленым тестом:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок - получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

Мастер-класс

  1. Лепить нравится всем! Я думаю, что вы с удовольствием примите в этом  участие. Сегодня я хочу предложить слепить ежа.

С детьми на данном этапе мы закрепляем приемы лепки, это:

Скатывание;

Раскатывание;

Расплющивание;

Отщипывание;

Вдавливание;

Прижимание;

И моя цель сегодня показать вам эти приемы, чтобы вы могли дома с детьми правильно их использовать.

  1. Лепка (показ):

- Беру комок теста, отщипываю нужный мне комок и начинаю скатывать шарик. Подключайтесь!

- Далее из шара делаю капельку, получилась фигура похожая на ежа.

- Сейчас нам нужно сделать иголочки или оформить нашу капельку. Детям мы не даём ножницы и кому-то из вас неудобно ими пользоваться, поэтому можно сделать иголочки карандашом (показ).

        3. Оформляем ротик.

        4. Если возникнет желание, то из остатков теста слепите вкусняшку для своего ежа.

- Если хотите дома раскрасьте или оставьте, а мы потом вместе с детьми раскрасим и поиграем с ними и передадим в наш музей.

- Получились наши ежи?

Обратная связь

Уважаемые родители, у нас в группе вы видите бумажных рыбок, напишите на них свои впечатления, а может кто-то из вас выскажется?  Какие чувства вы испытывали при лепке изделия со своим ребенком? Вам было уютно, комфортно? Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций? Нужны ли такие мастер-классы? Мы очень благодарны вам, что вы нашли время и пришли.

В конце можно оформить выставку поделок (в группе посмотреть, можно по другим группам спросить), подборку книг и журналов, оформить стенд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса Тема: Совместная деятельность с детьми младшего, среднего, старшего возраста и родителями « Бусы из макарон»

План-конспект мастер-класса.Тема: совместная деятельность с детьми младшего,среднего,старшего возраста и родителями «Бусы из макарон» Педагог-мастер: Вильданова Наталия Анатольевна Дата пров...

Конспект мастер-класса Тема: «Совместная деятельность с детьми младшего, среднего, старшего возраста и родителями « Конфетная ёлочка»»

План-конспект мастер-класса. Тема: «Совместная деятельность с детьми младшего, среднего, старшего возраста и родителями «Конфетная ёлочка»» Педагог-мастер: Вильданова Наталия Анатольевна...

Конспект НОД по направлению "Физическое развитие" "Ёжик на ладошке" с использованием массажных мячей для детей средней группы и их родителей.

Физкультурное занятие проводится в средней группе, в нём принимают участие дети и их родители. Цель: Достижение ощущения радости от совместной двигательно-игровой деятельности дошкольников и их р...

Мастер-класс "Изготовление славянской народной куклы своими руками" (совместная работа для педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста)

Рукоделие одно из самых старейших искусств на всей планете, оно позволяет самовыражаться, творить. Не зря самым ценным подарком считаются изделия ручной работы. Ведь человек, создавая их, вкладыв...

КОНСПЕКТ мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование элементов «активного слушания» при взаимодействии с родителями».

Цель мастер класса: повышение компетентности педагогов при организации взаимодействия с родителями воспитанников....

Мастер-класс для родителей по тестопластике "Десять пальцев, две ладошки поработаем немножко!"

На мастер - классе учим родителей использовать возможности соленого теста в создании объёмных и рельефных изделий, знакомим с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этог...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Тема: Современные подходы к формированию навыков безопасного поведения у детей младшей группы

Цель: Совершенствование работы детского сада и семьи в формировании осознанного безопасного поведения дошкольников.Задачи:1. Обеспечить освоение педагогами приемов рефлексивного подхода при обучении д...