Как натюрморт превратился в портрет
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме

Андреева Ольга Игоревна

Конспект занятия по конструированию "Как натюрморт превратился в портрет".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 9

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Непрерывно-образовательная деятельность

по познавательному развитию

конструирование «Как натюрморт превратился в портрет»

 

Возраст детей 4-5 лет (средняя группа)

Автор-составитель

Воспитатель

Андреева О.И.

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающие педагогические технологии;
  • Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Технология экспериментально-исследовательской деятельности;
  • Игровые технологии;
  • Информационно-коммуникативные технологии.

Санкт-Петербург

2017

Конструирование «Как натюрморт превратился в портрет»

  • Цель: расширять опыт конструирования на плоскости.
  • Задачи:

Образовательные задачи: дать общее представление о различных жанрах изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж). Закрепить понятие об урожае, о многообразии и классификации овощей, фруктов и ягод. Обогащать словарный запас детей понятиями «натюрморт», «портрет» и «пейзаж» в процессе чтения стихотворения Александра Кушнера «Песня о картинах». Закрепить умение правильно располагать детали аппликации на листе картона, закрепить навык наклеивания форм и навык аккуратной работы с клеем.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях активность, инициативность и самостоятельность; воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи; воспитывать любовь к классической музыке, к поэзии.

Развивающие задачи: содействовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; стимулировать желание экспериментировать и создавать новое; развивать эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания, развивать стремление помочь. Вызвать радость и удивление от необычного портрета. Развивать фантазию, воображение и креативность мышления; стимулировать поиск нестандартных путей решения. Стимулировать формирование речевых звуков в процессе проведения артикуляционной гимнастики и чтения чистоговорок; развивать связную речь детей и способность рифмовать слова. Развивать композиционные умения. Стимулировать формирование восприятия музыки и формирование начал музыкально-художественной культуры в процессе прослушивания произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня» и прослушивания «Песни о картинах» (стихи А.Кушнера, музыка Г.Гладкова).

  • Материалы к совместной непрерывно-образовательной деятельности: листы белого картона, кисточки для клея и баночки с клеем на каждого ребенка; заранее вырезанные воспитателем элементы аппликации (превышающие количество детей для реализации свободного выбора), натуральные овощи и фрукты в корзинке для наглядности натюрморта; куклы би-ба-бо (лиса и мышка); изображения натюрморта, пейзажа и портрета, запись музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня».  
  • Предварительная работа: проведение проекта «Волшебный урожай» (конструирование свинок и цыплят из картофеля, овечек из цветной капусты и т.п.); предварительная беседа, дающая общее представление о различных жанрах изобразительного искусства – натюрморте, пейзаже и портрете; рисование гуашью мышек.
  • Примерный ход совместной непрерывно-образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

«Осень скверы украшает разноцветною листвой,

Осень кормит урожаем птиц и нас с тобой.

И в садах, и в огороде, и в лесах, и у воды

Приготовила природа всевозможные дары.»

Кто мне ответит, что же такое урожай?

Какие вы знаете овощи? Какие фрукты и ягоды?

отвечают

Молодцы ребята!

Смотрите, какая у нас красивая корзинка с овощами и фруктами. (показывает корзину с настоящими овощами и фруктами). «Давайте вспомним, как называются картины, на которых изображены овощи, фрукты, цветы в вазах, корзинах?»

рассматривают корзинку и отвечают

Молодцы! Александр Кушнер написал стихотворение, которое называется «Песнь о картинах». Послушайте отрывок из этого стихотворения.

Воспитатель показывает картину – натюрморт.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

слушают стихотворение А.Кушнера и рассматривают натюрморт

А как называются картины, на которых изображена природа?

отвечают

Молодцы!

Воспитатель показывает картину – пейзаж.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

слушают стихотворение А.Кушнера и рассматривают пейзаж

Давайте теперь вспомним, как называются картины, на которых изображены люди?

отвечают

Молодцы!

Воспитатель показывает картину – портрет.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

слушают стихотворение А.Кушнера и рассматривают портрет

Ребята, а к нам сегодня пришел гость.

А чтобы мы узнали кто это - давайте отгадаем загадку:

В серой шубке, в темной норке

Лакомится сырной коркой.

По ночам, когда ты спишь,

Под полом скребется …….. (мышь).

отгадывают загадку

Воспитатель: Молодцы, правильно! Это мышка.

Давайте повторим за мной шуточную чистоговорку про мышку:

 «Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила,

Мышки сушки кушать стали,

Зубки сразу же сломали».

повторяют чистоговорку за воспитателем

Мышка: «Здравствуйте, ребята! Я к вам прибежала за помощью! Хитрая лиса спрятала моих подружек и не отпускает. Она послала меня к Вам и сказала, что если мы с вами сможем ее сильно рассмешить – она отпустит моих подружек. Как же нам ее рассмешить???...

Увидела я ваш вкусный натюрморт…

и придумала! У меня в норке есть много-много урожая – смотрите, тут и овощи, и фрукты, и ягоды. Давайте мы с вами из натюрморта сделаем очень смешной портрет! Сделаем?».

с готовностью отвечают

Мышка: Что же это выросло?

В огороде желтый мяч,

только не бежит он вскачь.

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена».          (тыква)

отгадывают загадку

Мышка: Молодцы!

Показывает детям вырезанные для аппликации тыквы.

А тыква овощ или фрукт?

отвечают

Мышка: Молодцы! А это что?

Что за фрукт на вкус хорош,

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет.          (груша)

отгадывают загадку

Мышка: Молодцы!

Показывает детям вырезанные для аппликации груши.

А груша овощ или фрукт?

отвечают

Мышка: Молодцы! А это что?

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран,

В тропиках растет  ……..        (банан).

отгадывают загадку

Мышка: Молодцы!

Показывает детям вырезанные для аппликации бананы.

А банан овощ или фрукт?

отвечают

Воспитатель: пока мышка раскладывает для нас свои фрукты и овощи давайте мы с вами потанцуем. (физкультминутка)

«В гости осень к нам придет,

В лес она нас приведет.

Как грибы растут покажет,

Песню дождика споет.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап.

Ветерком на нас подует,

Листочками пошуршит.

Перелетных птиц на юг отправит,

И жучков всех усыпит.

дети выходят в середину группы и становятся в круг

шагают на месте

приседают и встают

стучат пальчиками по ладошке

дуют перед собой

произносят: «Ш-ш-ш…»

машут руками как крыльями

складывают ладошки под щечкой

Воспитатель: Молодцы! Садитесь, ребята. Берите овощи, фрукты, ягоды, вазы, корзинки – кому что нравится.

(Воспитатель показываем детям две работы-образца: натюрморт и портрет из одних и тех же элементов аппликации. Воспитатель помогает детям при затруднении.)

Мышка: Ребята, давайте сделаем такие смешные портреты, что лиса будет хохотать-хохотать.. и сразу же отпустит моих подружек.

дети садятся за столы

начинают экспериментировать с деталями аппликации

и приклеивают их на лист картона

Воспитатель:

Ребята, к нам кто-то идет!

«Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней.»  (лиса)

отгадывают загадку

Воспитатель: Молодцы, правильно!

Ребята, давайте повторим чистоговорку про лису:

Са-са-са – в гости к нам пришла лиса

Су-су-су – норка у лисы в лесу

Се-се-се много сказок о лисе

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы

повторяют за воспитателем чистоговорку

Лиса: (смотрит на работы детей) Ой, что это? Ой, ха-ха-ха! Никогда не видела таких веселых портретов!» (смеется)

показывают свои работы лисе, смеются;

выражают удивление от необычных портретов

Мышка: Рассмешили мы тебя, лиса. Отпускай теперь моих подружек! Очень я по ним соскучилась!».

Лиса (отдавая мышке рисунки мышек, нарисованных гуашью): Да, молодцы ребята, рассмешили! Иди, мышка, играй со своими подружками!»

слушают театрализованную сценку

Мышка: Спасибо, ребята! Без вас я бы не справилась с заданием лисы.

Воспитатель: Ребята, Вы сегодня большие молодцы! Помогли нашей мышке освободить своих подружек. А сейчас мы помоем ручки, немного поиграем и пойдем на музыкальное занятие.

встают из-за столов, идут мыть ручки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Портрет, пейзаж,, натюрморт"

Игра для детей старшего дошкольного возраста на развитие художественно - эстетического восприятия....

Дидактическая игра-лото «Пейзаж, натюрморт, портрет» (дидактическое пособие к программе "Омское Прииртышье)

Цель: Закрепление представлений детей о жанрах живописи  (пейзаж, натюрморт, портрет) на основе знакомства с творчеством художников г. Омска и Омской области.Игра для детей старшего дошкольного в...

«Составление рассказа по портрету и натюрморту»

laquo;Составление рассказа по портрету и натюрморту»...

«Портрет, пейзаж, натюрморт».

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста/Развивать  художественно-эстетическое  восприятие,эмоциональный отклик  на  проявления  красоты  в  произв...

Авторская дидактическая игра «Преврати натюрморт в портрет»

Актуальность. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ц...

Конспект по конструированию в средней группе «Как натюрморт превратился в портрет»

Конспект по конструированию в средней группе «Как натюрморт превратился в портрет»...