Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Русь, Россия –любимая моя страна»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Занятие в увлекательной игровой форме, позволяющее систематизировать знания детей о России и её символах, традициях, воспитывающее патриотические чувства. Дети изготавливают аппликацию-подарок Берёзка, используя краски и овсяные хлопья.Эти оригинальные берёзки,как подарок можно подарить гостям, если это открытое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_rossiya-lyubimaya_moya_strana.docx76.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей   подготовительной  к школе группы

Тема: «Русь, Россия –любимая  моя страна»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о России, о её государственных символах: флаге, гербе, гимне.

Коррекционно- образовательные задачи:

Закрепить названия российских городов, названия рек, некоторых представителей флоры и фауны, праздников с времён Руси.

Формировать практические навыки работы с гуашью, с бросовым материалом.
Формировать культуру труда: учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Прививать интерес к искусству, декоративно-прикладному творчеству.

Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Коррекционно- развивающие задачи:

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц.

Обогащать речь детей выразительными средствами: эпитетами, сравнениями.

Развивать диалогическую речь, память, мышление.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственное воображение.

Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от привычки доводить дело до конца, чувство радости от сделанного своими руками подарка.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о нашей Родине (Как называется? Какие народы живут? Как называется главный город?)

Словарная работа: Россия, Москва, Ярославль, Волга.

Подбор родственных слов к слову «Родина» ( родители, родственники, народ, народные, родник).

Подбор прилагательных к слову Россия (любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая, богатая, необъятная).

Рассматривание репродукции картин о нашей необъятной стране и её прекрасной природе.

Чтение стихов о Родине и пословиц и выборочное заучивание.

Прослушивание записей песен о Родине, разучивание слов гимна РФ.

Проведение конкурса рисунков на тему: «Моя Родина - Россия»

Материалы и оборудование:

Мультимедиа-проектор, экран, ноутбук, электронная презентация, выполненная с помощью Microsoft  Power Point.

Записи: Гимн России, песни о Родине( «Гляжу в озёра синие…», «Красно солнышко» в исполнении Л.Г. Зыкиной), Ю. Антонов «Я люблю места родные»,)  А. Зацепин «Тайна третьей планеты», «Во поле берёзка стояла», спокойная классическая музыка, марш, вальс, оформленный стенд по результатам конкурса рисунков «Россия – Родина моя» и конкурса иллюстраций к пословицам «Береги землю родимую, как мать любимую», ленточки трёх цветов для игры «Российский флаг», сердечко- игрушка.

Сюрпризный момент: Инопланетянин с Марса (самодельная игрушка).

Интеграция образовательных областей:

 ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Планируемые результаты: 

имеет представление о символике России,

 знает название российских рек, городов, праздников;

Ход  занятия:

Дети входят в зал под фонограмму отрывка  песни   «Гляжу в озёра синие» в исполнении Л. Зыкиной, встают, образуя круг.

Слайд 1 – изображение счастливых детей в национальных русских костюмах.

Воспитатель: Ребята, закончите предложение в рифму:

                      Живем мы в радостном краю,

                      И знать  должны страну свою ... (Россию).

                      Всей душой

                      Мы любим... (Родину свою).

Воспитатель: А мы  - дети России, которые живут весело и дружно.

                       Собрались все дети в круг.

                       Я - твой друг и ты - мой друг.

                        Крепко за руки возьмёмся

                        И друг другу улыбнёмся.

 Давайте подарим улыбку нашим гостям.

Воспитатель: А как по-другому можно назвать Россию?

(Земля, Отчизна, Родина, Отечество, мама, дом).

Звучит запись стука в дверь.

Воспитатель: Вынимает игрушку инопланетянина и говорит его голосом.

-Куда я попал?  

Слайд 2 – изображение планеты Земля.

Воспитатель: Это планета - Земля. А попали в детский сад.

Инопланетянин: Ребята, я давно мечтал побывать на вашей планете. Я знаю, что на Земле много разных стран. Как называется страна, в которой вы живете?

( Россия).

Инопланетянин: А что такое - Россия?

Воспитатель: Россия- огромная страна.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

                От севера до юга:

                Когда в одном краю весна,

                В другом - снега и вьюга.

 Чтобы добраться с одной части страны на другую на поезде надо ехать почти  14 дней – 2 недели.

- Давайте расскажем Марсику:  что означают на карте зелёный, синий и коричневый цвета?

(Зелёный- леса, синий- моря, реки, океаны, коричневый- горы)

Красотой России восхищались многие поэты.

Читает четверостишие Карина Малахова:

Слайд 3- изображение поля с колосьями(1-2 строчки) и изображение речки(3-4 строчки)

                       За ясные зори, умытые росами.

                       За русское поле с колосьями рослыми,

                       За реки разливные в пламени синем

                       Тебя, по- славянски назвали – РОССИЯ.

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая

Не сосчитать её добра!   (В. Боков)

Воспитатель: Марсик, посмотри рисунки детей и увидишь ещё красоты (достопримечательности) нашей страны, а дети расскажут о них.

(Используя слова: любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая, богатая, необъятная составляют 2 предложения по своим рисункам).

Марсик: Вот сколько красот у Вашей Страны! А как называются  люди, живущие в России?

(Россияне).

 Воспитатель:  Мы – граждане России, россияне любим и гордимся своей необъятной страной. Я предлагаю вам ребята и нашему гостю отправиться в путешествие по России на поезде, для того чтобы показать чем Россия отличается от других стран. Итак, отправляемся в путешествие?

Дети и гость: Да!

Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперед!

Звучит стук колес поезда. Слайд 4- изображение паровозика.

Дети имитируют движения.

Воспитатель: Станция «Географическая»

  1. Чем богаты леса России?

Слайд 5 – изображение деревьев.

( Деревьями).

- Назовите их.

(Сосны, дуб, берёзы, клёны).

-Чем отличаются картинки?

( Клён один, а остальные деревья нет).

        2) Отгадайте загадки:

 Слайд 6- картинки появляются после ответа.

а) Бусы красные висят

     Из кустов на нас глядят,

     Очень любят бусы эти

     Дети, птицы и медведи. (малина)

б) На поляне у дорожки
   Красные горошины,
   Кто мимо ни пройдет,
    Всяк в рот к себе кладет... (
земляника).

в) Черненькая, маленькая, сладенькая, 
    Ребятам миленькая... (
черника).

г) Свежа, красна, полезна, вкусна:

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится - не даст простудиться.

В лес иди-ка - там ягодка... (брусника)

д) Вкус у ягоды хорош,

    Но сорви её поди-ка:

     Куст в колючках, будто ёж.

      Вот и назван-…  (ежевика)

  1. Игра на внимание «Зимующие и перелётные птицы»

Слайд 7 – изображение птиц.

Марсик: Мне нравится с Вами играть! Ещё поиграем

- Сначала вспомним, ребята,  какие реки протекают в нашем городе?

( Волга, Которосль).

- А самая длинная река России- Лена.

Слайд 8- изображение реки Лена.

- Самое глубокое озео- Байкал.

Слайд 9- изображение озера Байкал.

- А  кто водится в водоёмах?

  1. Игра « Пятый лишний»

 Слайд 10- изображения рыб и лягушки.

- Скажите: кто здесь лишний?

- Лягушка, а отальные картинки- рыбы.

- Игра «Добавь слово»:

- Папа в Волге поймал…

- огромного леща ( маленького карася, краснопёрого окуня, глазастую щуку)

- Самая высокая гора- Эльбрус.

Слайд 11- изображение горы Эльбрус.

 Звучание стука колес поезда.Слайд12- паровозик.

Воспитатель: Станция «Историческая».

1) Игра «Назови атрибуты праздника»

Слайд 13- изображение праздников.

- Новый год (Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, подарки, куранты, апельсины)

- Колядки (Ряженые, песни, пляски, угощение)

- Масленица (Блины, канаты, чучело)

- Пасха (Яйца крашеные, куличи)

2) Игра «Какие блюда русской кухни я люблю?»

Слайд 14- изображение традиционных русских блюд.

- Я люблю… вкусную кашу ( пироги с мясом… зелёные щи… блины со сметаной и др.)

3) « Найди обувь, которую носили крестьяне»

Слайд 15- изображение лаптей и современной обуви.

- Внимательно рассмотрите картинки и назовите обувь, которую носили крестьяне.

- Лапти- летняя, валенки- зимняя.

  1. – А кто знает, что изображено на этой картинке?

 Слайд 16- изображение матрёшек.

- Матрёшки- сувенир- неофициальный символ России.

Слайд 12- изображение балалайки.

- А как называется этот музыкальный инструмент?

-Балалайка.

- Самовар.

Слайд 17- изображение ромашкового поля и медведя.

- Ромашка.

-Медведь

Слайд 18- Ярославль (Ярослав Мудрый, герб, медведь, 1000-летие)

Наш город- Ярославль.

Звучание стука колес поезда. Слайд 19- паровозик.

Воспитатель: Станция «Культурная».

Назовите  русских писателей и поэтов.

Слайд 20- портреты писателей.

- А.С. Пушкин, Л. Н. Толстой, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак.

- Игра «Узнай из какого произведения герои»

Слайд 21 и 22 – картинки героев.

- Продолжите русские народные пословицы:

 - Хлеб... (всему голова).

 При солнышке тепло, ... (при матери добро).

Дерево дорого плодами, а ... (человек делами).

- Какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, о её защитниках - русских богатырях? Смотрим оформленный стенд с конкурсом иллюстраций к пословицам «Береги землю родимую, как мать любимую».

Одна у человека родная мать, (одна у него и Родина).

Человек без Родины – (соловей без песни).

Тот герой - кто за Родину горой.

Звучание стука колес поезда. Слайд 23- паровозик.

Воспитатель: Станция «Патриотическая».

- Назовите столицу России. (Москва).

Слайд 24 – изображение Москвы.

Отгадайте загадку:

Он за всю страну в ответе,

Всё решит в один момент.

Это кто скажите, дети?

-Ну, конечно… (президент)

- Как зовут президента России? (Путин В.В.).

- Где он работает? (В Кремле).

Слайд  25 – изображение В. В. Путина.

-Россия – это государство, имеет свои государственные символы. Какие?

- Герб, флаг, гимн.

Слай 26  – изображение символов.

1) Воспитатель: Какого цвета  флаг России? Что означают эти цвета?

 Дети: Белый –мир, синий – верность , красный – любовь.

- С чем можно сравнить?

- Белый – голубь, синий- моря, красный- кровь.

-Флаг вывешивается во время праздников, поднимается во время побед.

Игра «Российский флаг».

Дети двигаются по залу в соответствии с музыкой: марш – шагают, вальс– кружатся.

По окончании музыки строятся  в три шеренги по порядку цветов российского флага – белый, синий, красный, машут ленточками над головой.
Воспитатель: Молодцы, не перепутали порядок цветов. Положите ленточки и подойдите ко мне. 

2) Расскажите, что вы знаете о гербе.

Читает стихотворение Настя Мамаева:

У России величавой,

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Дети: Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

 Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаков.

Воспитатель: А что такое гимн? И что вы знаете о нем?

Дети: Гимн - торжественная песня.  Его исполняют и слушают стоя. Он звучит на торжественных мероприятиях.

Звучит стук колёс. Слайд 27- паровозик

Воспитатель: Станция «Творческая». 

Читает стихотворение Юля Кшукина:

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную.

Воспитатель: Какой русский человек не любит березку - красавицу! Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Я предлагаю сделать подарочный вариант берёзки.

-С кем можно сравнить берёзку?

- С девушкой: ствол- сарафан, ветки- косы.

Сяду ровно, не согнусь.

За работу я возьмусь!

Материалы: картон, краски гуашевые, кисточки №2,4, хлопья овсяные, мастер клей.


Правила работы с клеем:
• по окончании работы с клеем плотно закрыть крышку
• при попадании клея на кожу его необходимо вытереть влажной салфеткой
• в конце работы вымыть руки с мылом. Пошаговое изготовление подарка «Берёза»:


1 шаг. Рисуем ствол и ветки березы белой гуашью.

 2 шаг. Намазываем клей в верхней части веток, формируя крону. 

3 шаг. На намазанный клей осыпаем овсяные хлопья.

4 шаг. Берём зелёную гуашь и красим овсяные хлопья, превращаем их в 
листья.

Листья готовы. Но наше дерево не похоже ещё на берёзу. На стволе берёзы не хватает чёрных штрихов.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26054_4a997c0b4001a961a5d49f9042857156.jpg.jpg

5 шаг. Берём чёрную краску и рисуем штрихи.

6 шаг. Чтобы наш подарок выглядел эстетичным, рисуем травку.

7 шаг. Рисуем цветы.

Слайд 28- изображение берез, с музыкой «Во поле березка стояла» Звучит во время работы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Игра «Передай сердечко и сложи словечко»

Наши деды и прадеды сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки.

- А что мы можем сделать для своей страны, чтобы она процветала?

Дети: Любить её, беречь каждый кустик, дерево, травку. Защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять, не допускать пожаров. Любить город, в котором живём. Жить в мире и дружбе.

Воспитатель: Запомните, ребята: люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. И тогда на Земле не будет зла, насилия, войны.

Инопланетянин: Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль. Ребята, я узнал много интересного о России. Спасибо Вам!

Воспитатель: Чтобы ты не забыл о нашей стране, мы подарим тебе визитную карточку нашей страны и символ берёзку.

- Составляем синквейн по ответам детей:

Примерный вариант:

1. Россия

2. Огромная, могущественная

3. Процветает, созидает,  помогает.

4. Я горжусь своей страной.

5. Страна.

- Провожаем инопланетянина.

 Воспитатель: Ребята, вот и закончилось с вами наше путешествие по России. О чем мы говорили во время путешествия?

Дети: О Родине, о мире, о Земле. В заключении песня о Родине в грамзаписи.

Итог:

Слайд 29- изображены дети.

Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка».

Как понимаете?

Воспитатель: Берегите Россию,

                        Без неё нам не жить.

                         Берегите её,

                        Чтобы вечно ей быть.

                        Нашей правдой и силой.

                         Всею нашей судьбой.

                         Берегите Россию -

                          Нет России другой.

Список литературы

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М., «Мозаика – Синтез», 2011 .

2. Ривина Е. К. Государственная символика России. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. (Серия «Дружные ребята»)

3. Синова И. В. Герб, гимн, флаг России. – СПб: «Литера», 2006.-96 с. : (Серия «Моя Родина – Россия)

4. Степанов В. Моя родина – Россия. Издательство Фламинго, 2004. – 48 с. (Серия «Учебник для малышей»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Дорога в школу»

Программное содержание:1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение н...

Конспект мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе Тема: «Птицы», с самоанализом

Форма проведения: Экологическая викторина.Цель: Закрепление знаний детей об окружающем мире.Задачи:1.     Образовательные: расширить и закрепить знания детей о птицах; вырабатывать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и ее свойствами».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитиюречи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и еесвойствами»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зимушка-зима».

Конспект по занятия по ООМ и развитию речи для детей с задержкой психического развития....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе Тему "Моя семья"

Способствует формированию у детей среднего дошкольного возраста представление о семье инравственных нормах...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе Тема: «Рассказывание сказки «Бычок чёрный бочок - белые копытца».

Цель: содействие овладению умением слушать и понимать содержание литературного произведения, эмоционально воспринимать сюжет, сопереживать персонажам.  Задачи:Познакомить детей с содерж...