Главные вкладки

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Русь, Россия –любимая моя страна»
    план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

    Занятие в увлекательной игровой форме, позволяющее систематизировать знания детей о России и её символах, традициях, воспитывающее патриотические чувства. Дети изготавливают аппликацию-подарок Берёзка, используя краски и овсяные хлопья.Эти оригинальные берёзки,как подарок можно подарить гостям, если это открытое занятие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rus_rossiya-lyubimaya_moya_strana.docx76.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей   подготовительной  к школе группы

    Тема: «Русь, Россия –любимая  моя страна»

    Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о России, о её государственных символах: флаге, гербе, гимне.

    Коррекционно- образовательные задачи:

    Закрепить названия российских городов, названия рек, некоторых представителей флоры и фауны, праздников с времён Руси.

    Формировать практические навыки работы с гуашью, с бросовым материалом.
    Формировать культуру труда: учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
    Прививать интерес к искусству, декоративно-прикладному творчеству.

    Формировать уважительное отношение к государственным символам.

    Коррекционно- развивающие задачи:

    Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц.

    Обогащать речь детей выразительными средствами: эпитетами, сравнениями.

    Развивать диалогическую речь, память, мышление.

    Развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственное воображение.

    Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию.

    Воспитательные задачи:

    Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

    Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от привычки доводить дело до конца, чувство радости от сделанного своими руками подарка.

    Предварительная работа:

    Беседы с детьми о нашей Родине (Как называется? Какие народы живут? Как называется главный город?)

    Словарная работа: Россия, Москва, Ярославль, Волга.

    Подбор родственных слов к слову «Родина» ( родители, родственники, народ, народные, родник).

    Подбор прилагательных к слову Россия (любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая, богатая, необъятная).

    Рассматривание репродукции картин о нашей необъятной стране и её прекрасной природе.

    Чтение стихов о Родине и пословиц и выборочное заучивание.

    Прослушивание записей песен о Родине, разучивание слов гимна РФ.

    Проведение конкурса рисунков на тему: «Моя Родина - Россия»

    Материалы и оборудование:

    Мультимедиа-проектор, экран, ноутбук, электронная презентация, выполненная с помощью Microsoft  Power Point.

    Записи: Гимн России, песни о Родине( «Гляжу в озёра синие…», «Красно солнышко» в исполнении Л.Г. Зыкиной), Ю. Антонов «Я люблю места родные»,)  А. Зацепин «Тайна третьей планеты», «Во поле берёзка стояла», спокойная классическая музыка, марш, вальс, оформленный стенд по результатам конкурса рисунков «Россия – Родина моя» и конкурса иллюстраций к пословицам «Береги землю родимую, как мать любимую», ленточки трёх цветов для игры «Российский флаг», сердечко- игрушка.

    Сюрпризный момент: Инопланетянин с Марса (самодельная игрушка).

    Интеграция образовательных областей:

     ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

    Планируемые результаты: 

    имеет представление о символике России,

     знает название российских рек, городов, праздников;

    Ход  занятия:

    Дети входят в зал под фонограмму отрывка  песни   «Гляжу в озёра синие» в исполнении Л. Зыкиной, встают, образуя круг.

    Слайд 1 – изображение счастливых детей в национальных русских костюмах.

    Воспитатель: Ребята, закончите предложение в рифму:

                          Живем мы в радостном краю,

                          И знать  должны страну свою ... (Россию).

                          Всей душой

                          Мы любим... (Родину свою).

    Воспитатель: А мы  - дети России, которые живут весело и дружно.

                           Собрались все дети в круг.

                           Я - твой друг и ты - мой друг.

                            Крепко за руки возьмёмся

                            И друг другу улыбнёмся.

     Давайте подарим улыбку нашим гостям.

    Воспитатель: А как по-другому можно назвать Россию?

    (Земля, Отчизна, Родина, Отечество, мама, дом).

    Звучит запись стука в дверь.

    Воспитатель: Вынимает игрушку инопланетянина и говорит его голосом.

    -Куда я попал?  

    Слайд 2 – изображение планеты Земля.

    Воспитатель: Это планета - Земля. А попали в детский сад.

    Инопланетянин: Ребята, я давно мечтал побывать на вашей планете. Я знаю, что на Земле много разных стран. Как называется страна, в которой вы живете?

    ( Россия).

    Инопланетянин: А что такое - Россия?

    Воспитатель: Россия- огромная страна.

    Как велика моя земля,

    Как широки просторы!

    Озера, реки и поля,

    Леса, и степь, и горы.

    Раскинулась моя страна

                    От севера до юга:

                    Когда в одном краю весна,

                    В другом - снега и вьюга.

     Чтобы добраться с одной части страны на другую на поезде надо ехать почти  14 дней – 2 недели.

    - Давайте расскажем Марсику:  что означают на карте зелёный, синий и коричневый цвета?

    (Зелёный- леса, синий- моря, реки, океаны, коричневый- горы)

    Красотой России восхищались многие поэты.

    Читает четверостишие Карина Малахова:

    Слайд 3- изображение поля с колосьями(1-2 строчки) и изображение речки(3-4 строчки)

                           За ясные зори, умытые росами.

                           За русское поле с колосьями рослыми,

                           За реки разливные в пламени синем

                           Тебя, по- славянски назвали – РОССИЯ.

    Цветёт над тихой речкой яблоня.

    Сады, задумавшись, стоят.

    Какая Родина нарядная,

    Она сама как дивный сад!

    Играет речка перекатами,

    В ней рыба вся из серебра,

    Какая Родина богатая

    Не сосчитать её добра!   (В. Боков)

    Воспитатель: Марсик, посмотри рисунки детей и увидишь ещё красоты (достопримечательности) нашей страны, а дети расскажут о них.

    (Используя слова: любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая, богатая, необъятная составляют 2 предложения по своим рисункам).

    Марсик: Вот сколько красот у Вашей Страны! А как называются  люди, живущие в России?

    (Россияне).

     Воспитатель:  Мы – граждане России, россияне любим и гордимся своей необъятной страной. Я предлагаю вам ребята и нашему гостю отправиться в путешествие по России на поезде, для того чтобы показать чем Россия отличается от других стран. Итак, отправляемся в путешествие?

    Дети и гость: Да!

    Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперед!

    Звучит стук колес поезда. Слайд 4- изображение паровозика.

    Дети имитируют движения.

    Воспитатель: Станция «Географическая»

    1. Чем богаты леса России?

    Слайд 5 – изображение деревьев.

    ( Деревьями).

    - Назовите их.

    (Сосны, дуб, берёзы, клёны).

    -Чем отличаются картинки?

    ( Клён один, а остальные деревья нет).

            2) Отгадайте загадки:

     Слайд 6- картинки появляются после ответа.

    а) Бусы красные висят

         Из кустов на нас глядят,

         Очень любят бусы эти

         Дети, птицы и медведи. (малина)

    б) На поляне у дорожки
       Красные горошины,
       Кто мимо ни пройдет,
        Всяк в рот к себе кладет... (
    земляника).

    в) Черненькая, маленькая, сладенькая, 
        Ребятам миленькая... (
    черника).

    г) Свежа, красна, полезна, вкусна:

    И морозить, и мочить, и варенье варить,

    И в морс годится - не даст простудиться.

    В лес иди-ка - там ягодка... (брусника)

    д) Вкус у ягоды хорош,

        Но сорви её поди-ка:

         Куст в колючках, будто ёж.

          Вот и назван-…  (ежевика)

    1. Игра на внимание «Зимующие и перелётные птицы»

    Слайд 7 – изображение птиц.

    Марсик: Мне нравится с Вами играть! Ещё поиграем

    - Сначала вспомним, ребята,  какие реки протекают в нашем городе?

    ( Волга, Которосль).

    - А самая длинная река России- Лена.

    Слайд 8- изображение реки Лена.

    - Самое глубокое озео- Байкал.

    Слайд 9- изображение озера Байкал.

    - А  кто водится в водоёмах?

    1. Игра « Пятый лишний»

     Слайд 10- изображения рыб и лягушки.

    - Скажите: кто здесь лишний?

    - Лягушка, а отальные картинки- рыбы.

    - Игра «Добавь слово»:

    - Папа в Волге поймал…

    - огромного леща ( маленького карася, краснопёрого окуня, глазастую щуку)

    - Самая высокая гора- Эльбрус.

    Слайд 11- изображение горы Эльбрус.

     Звучание стука колес поезда.Слайд12- паровозик.

    Воспитатель: Станция «Историческая».

    1) Игра «Назови атрибуты праздника»

    Слайд 13- изображение праздников.

    - Новый год (Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, подарки, куранты, апельсины)

    - Колядки (Ряженые, песни, пляски, угощение)

    - Масленица (Блины, канаты, чучело)

    - Пасха (Яйца крашеные, куличи)

    2) Игра «Какие блюда русской кухни я люблю?»

    Слайд 14- изображение традиционных русских блюд.

    - Я люблю… вкусную кашу ( пироги с мясом… зелёные щи… блины со сметаной и др.)

    3) « Найди обувь, которую носили крестьяне»

    Слайд 15- изображение лаптей и современной обуви.

    - Внимательно рассмотрите картинки и назовите обувь, которую носили крестьяне.

    - Лапти- летняя, валенки- зимняя.

    1. – А кто знает, что изображено на этой картинке?

     Слайд 16- изображение матрёшек.

    - Матрёшки- сувенир- неофициальный символ России.

    Слайд 12- изображение балалайки.

    - А как называется этот музыкальный инструмент?

    -Балалайка.

    - Самовар.

    Слайд 17- изображение ромашкового поля и медведя.

    - Ромашка.

    -Медведь

    Слайд 18- Ярославль (Ярослав Мудрый, герб, медведь, 1000-летие)

    Наш город- Ярославль.

    Звучание стука колес поезда. Слайд 19- паровозик.

    Воспитатель: Станция «Культурная».

    Назовите  русских писателей и поэтов.

    Слайд 20- портреты писателей.

    - А.С. Пушкин, Л. Н. Толстой, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак.

    - Игра «Узнай из какого произведения герои»

    Слайд 21 и 22 – картинки героев.

    - Продолжите русские народные пословицы:

     - Хлеб... (всему голова).

     При солнышке тепло, ... (при матери добро).

    Дерево дорого плодами, а ... (человек делами).

    - Какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, о её защитниках - русских богатырях? Смотрим оформленный стенд с конкурсом иллюстраций к пословицам «Береги землю родимую, как мать любимую».

    Одна у человека родная мать, (одна у него и Родина).

    Человек без Родины – (соловей без песни).

    Тот герой - кто за Родину горой.

    Звучание стука колес поезда. Слайд 23- паровозик.

    Воспитатель: Станция «Патриотическая».

    - Назовите столицу России. (Москва).

    Слайд 24 – изображение Москвы.

    Отгадайте загадку:

    Он за всю страну в ответе,

    Всё решит в один момент.

    Это кто скажите, дети?

    -Ну, конечно… (президент)

    - Как зовут президента России? (Путин В.В.).

    - Где он работает? (В Кремле).

    Слайд  25 – изображение В. В. Путина.

    -Россия – это государство, имеет свои государственные символы. Какие?

    - Герб, флаг, гимн.

    Слай 26  – изображение символов.

    1) Воспитатель: Какого цвета  флаг России? Что означают эти цвета?

     Дети: Белый –мир, синий – верность , красный – любовь.

    - С чем можно сравнить?

    - Белый – голубь, синий- моря, красный- кровь.

    -Флаг вывешивается во время праздников, поднимается во время побед.

    Игра «Российский флаг».

    Дети двигаются по залу в соответствии с музыкой: марш – шагают, вальс– кружатся.

    По окончании музыки строятся  в три шеренги по порядку цветов российского флага – белый, синий, красный, машут ленточками над головой.
    Воспитатель: Молодцы, не перепутали порядок цветов. Положите ленточки и подойдите ко мне. 

    2) Расскажите, что вы знаете о гербе.

    Читает стихотворение Настя Мамаева:

    У России величавой,

    На гербе орел двуглавый,

    Чтоб на запад, на восток

    Он смотреть бы сразу мог.

    Сильный, мудрый он и гордый.

    Он России дух свободный.

    Дети: Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

     Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаков.

    Воспитатель: А что такое гимн? И что вы знаете о нем?

    Дети: Гимн - торжественная песня.  Его исполняют и слушают стоя. Он звучит на торжественных мероприятиях.

    Звучит стук колёс. Слайд 27- паровозик

    Воспитатель: Станция «Творческая». 

    Читает стихотворение Юля Кшукина:

    Люблю берёзку русскую,

    То светлую, то грустную,

    В белёном сарафанчике,

    С платочками в карманчиках.

    С красивыми застёжками,

    С зелёными серёжками.

    Люблю её, нарядную,

    Родную, ненаглядную.

    Воспитатель: Какой русский человек не любит березку - красавицу! Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Я предлагаю сделать подарочный вариант берёзки.

    -С кем можно сравнить берёзку?

    - С девушкой: ствол- сарафан, ветки- косы.

    Сяду ровно, не согнусь.

    За работу я возьмусь!

    Материалы: картон, краски гуашевые, кисточки №2,4, хлопья овсяные, мастер клей.


    Правила работы с клеем:
    • по окончании работы с клеем плотно закрыть крышку
    • при попадании клея на кожу его необходимо вытереть влажной салфеткой
    • в конце работы вымыть руки с мылом. Пошаговое изготовление подарка «Берёза»:


    1 шаг. Рисуем ствол и ветки березы белой гуашью.

     2 шаг. Намазываем клей в верхней части веток, формируя крону. 

    3 шаг. На намазанный клей осыпаем овсяные хлопья.

    4 шаг. Берём зелёную гуашь и красим овсяные хлопья, превращаем их в 
    листья.

    Листья готовы. Но наше дерево не похоже ещё на берёзу. На стволе берёзы не хватает чёрных штрихов.

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26054_4a997c0b4001a961a5d49f9042857156.jpg.jpg

    5 шаг. Берём чёрную краску и рисуем штрихи.

    6 шаг. Чтобы наш подарок выглядел эстетичным, рисуем травку.

    7 шаг. Рисуем цветы.

    Слайд 28- изображение берез, с музыкой «Во поле березка стояла» Звучит во время работы детей.

    Воспитатель: Молодцы ребята!

    Игра «Передай сердечко и сложи словечко»

    Наши деды и прадеды сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки.

    - А что мы можем сделать для своей страны, чтобы она процветала?

    Дети: Любить её, беречь каждый кустик, дерево, травку. Защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять, не допускать пожаров. Любить город, в котором живём. Жить в мире и дружбе.

    Воспитатель: Запомните, ребята: люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. И тогда на Земле не будет зла, насилия, войны.

    Инопланетянин: Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль. Ребята, я узнал много интересного о России. Спасибо Вам!

    Воспитатель: Чтобы ты не забыл о нашей стране, мы подарим тебе визитную карточку нашей страны и символ берёзку.

    - Составляем синквейн по ответам детей:

    Примерный вариант:

    1. Россия

    2. Огромная, могущественная

    3. Процветает, созидает,  помогает.

    4. Я горжусь своей страной.

    5. Страна.

    - Провожаем инопланетянина.

     Воспитатель: Ребята, вот и закончилось с вами наше путешествие по России. О чем мы говорили во время путешествия?

    Дети: О Родине, о мире, о Земле. В заключении песня о Родине в грамзаписи.

    Итог:

    Слайд 29- изображены дети.

    Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка».

    Как понимаете?

    Воспитатель: Берегите Россию,

                            Без неё нам не жить.

                             Берегите её,

                            Чтобы вечно ей быть.

                            Нашей правдой и силой.

                             Всею нашей судьбой.

                             Берегите Россию -

                              Нет России другой.

    Список литературы

    1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М., «Мозаика – Синтез», 2011 .

    2. Ривина Е. К. Государственная символика России. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. (Серия «Дружные ребята»)

    3. Синова И. В. Герб, гимн, флаг России. – СПб: «Литера», 2006.-96 с. : (Серия «Моя Родина – Россия)

    4. Степанов В. Моя родина – Россия. Издательство Фламинго, 2004. – 48 с. (Серия «Учебник для малышей»)

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Дорога в школу»

    Программное содержание:1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение н...

    Конспект мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе Тема: «Птицы», с самоанализом

    Форма проведения: Экологическая викторина.Цель: Закрепление знаний детей об окружающем мире.Задачи:1.     Образовательные: расширить и закрепить знания детей о птицах; вырабатывать...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и ее свойствами».

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитиюречи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и еесвойствами»...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зимушка-зима».

    Конспект по занятия по ООМ и развитию речи для детей с задержкой психического развития....

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе....