Тематический досуг "В мастерской Марьи искусницы"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Итоговое мероприятие по теме "Дымковская игрушка", направленное на обобщение знаний детей о народных промыслах. В первой части с детьми обсуждаются особенности народно-прикладного искусства. демонстрируется отрывок документалього фильма.Вторая часть - продуктивная деятельность,  где дети сами выбирают материал для творчества, предварительно разбившись на команды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     

                              Тематический досуг

                                         « В мастерской Марьи Искусницы»

                                Для детей старшего дошкольного возраста.

                                 

ЦЕЛЬ  :

Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах(изделия дымковских мастеров) . Развивать навыки  самостоятельной творческой деятельности.                                                                              

ЗАДАЧИ :

Способствовать проявлению интереса к русской культуре , к истории возникновения народного промысла .

Закреплять знания детей о свойствах глины .

Упражнять в умении сравнивать, анализировать , делать умозаключения .

В  художественном творчестве  продолжать развивать чувство цвета , формы , композиции.

Воспитывать эстетическое восприятие ,художественный вкус .

Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности.

Вызвать эмоциональный отклик от чтения  ярморочных закличек (малые фольклорные жанры ).

МАТЕРИАЛЫ

Демонстрационный:

Набор дымковских игрушек .

Сюжет документального фильма о труде дымковских мастериц.

Карточки с образцами элементов дымковской росписи .

Осколки битых керамических изделий .

Объёмная кукла выполненная в технике  - бумагопластика (конус) , стилизованная под дымковскую барышню .

Раздаточный:

Шаблоны (силуэты фигурок на белом картоне ).

Пластилин  , глина .гуашь ,кисти , клей , ножницы.

4 конверта с индивидуальным заданием и набором материала для творчества.(1-глина,дощечка, 2-глиняная игрушка ,белая гуашь, кисти, 3-силуэт дымковской куклы, цветная гуашь, кисти ; 4-силуэт дымковской куклы, геометрические фигуры из цветной бумаги ,клей , кисти ,5-силуэт дымковского индюка, пластилин разного цвета

Оборудование:

Глобус.

Ростовая кукла   -  Марья- Искусница.

Коробка с логотипом — ПОЧТА .

ТСО.

.

Предварительная работа :

Чтение рассказов об истории промысла ,продуктивная деятельность детей по данной теме в НОД  

Детальный анализ поэтапного изготовления игрушки из глины.(пластилина ) .Акцентирование внимания на особенности росписи игрушки -простой геометрический орнамент (пятна , круги , зигзаги ,клетка ) и использование большого количества ярких цветов ( от четырех до десяти )

                 Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

  - Сегодня мы продолжим путешествие по нашей стране и вместе с Марьей искусницей попадем в город Киров, что стоит на высоком берегу реки Вятки.  Мы уже говорили, что каждый город в России интересен, о каждом есть , что рассказать. Чем же знаменит Киров ,заречная слобода Дымково?

(ответы детей)

    Просмотр фрагмента документального фильма «Дымка» (1956г)

    В этих местах в далёкую старину возник самый известный из глиняных промыслов России -дымковская игрушка. В теплое время  года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли  песок и перемешивали. Ближе к зиме , когда заканчивались работы в поле и на огороде принимались за лепку игрушек Вначале были свистульки, из небольшого глиняного шарика с отверстием свистульку превращали то в уточку ,то в петушка.

2.С приходом весны устраивали ярмарки с весёлыми закличками.                                                                          

                          Солнышко, пробудись

                           Красное , разожгись!

                         С весной красной

                         К нам вернись!

                          Зимний сон забывай

                          На ярмарку всех зазывай!

  На ярмарке  помимо прочего на лотках и прилавках торговали весёлым товаром. Шумит народное гулянье, оглашается свистом вся округа .Оттого и прозвали этот весенний праздник «Свистунья»

                   

Динамическая пауза (со свистом)

         

          Ровным кругом ,

          Друг за другом

          Мы идём за шагом шаг.

          Стой на месте,

          Дружно вместе

          Сделаем...вот так!(показ движения).повтор-3 раза.

3   Свойства глины. Описание с опорой  на схему.

Ребята Марья искусница получила посылку с обратным адресом -г.Киров ,с. Дымково .   Догадайтесь что в ней?

      -Глиняные игрушки.

Открыв посылку дети обнаруживают в ней расколовшиеся на части изделия из глины. Делают вывод :

       -Глина -материал хрупкий ,распадается от удара.      

Какие ещё свойства глины вы знаете?

       СХЕМА.

  • размокает в воде, приобретает пластичность
  • после высыхания сохраняет форму
  • боится влаги, т.к под воздействием воды  принимает первоначальное состояние (бесформенное )
  • после обжига в печи становится  водонепроницаемой
  • от легкого удара звучит, от сильного удара распадается на куски.                          

Проблемная ситуация.

  • 4 Загрустила Марья искусница ,ведь игрушки в посылке предназначались для весенней ярмарки.   Подумайте и скажите из чего ещё можно сделать игрушки похожие на дымковские но которые не разобьются при транспортировке?

Высказывания детей.                                                                      

  1. Продуктивная деятельность детей.

Марья искусница подготовила 5 конвертов ,в каждом набор различных материалов для творчества.

1 послушный комочек    (лепка из глины)

2 белоснежная сказка     (грунтовка -белая гуашь)

3 радужные капельки      (роспись бумажных силуэтов в стиле Дымка)

4 пластилиновые нити    (украшение картонных силуэтов в стиле Дымка)

5 квиллин  (аппликация на силуэте с использованием готовых элементов)

Чтобы игрушка была похожа на дымковскую необходимо соблюдать правила росписи  .Назовите элементы узора.

      -кольца, точки, клетка, волнистые линии ,пятна.

Дети распределяются на подгруппы по интересам и приступают к самостоятельной творческой деятельности.

    По окончании работы Марья искусница, рассматривая детские работы, отмечает сходство с оригиналом, и говорит, что такие игрушки будут пользоваться спросом у посетителей ярмарки.

                                        ЗАКЛИЧКИ                        

                      1.    Солнышко, пробудись

                           Красное , разожгись!

                           С весной красной

                           К нам вернись!

                           Зимний сон забывай

                           На ярмарку всех зазывай

               

            2.    Стремглав без оглядки

                Из-за речки Вятки

                 Ни мал, ни велик

                Примчался кулик,

                На лёд опустился-

                Лёд проломился.

                И тепла да ясна к нам пришла весна !

                           3.   Свистки и свисточки

                                 Для дочки с сыночком !

                                 Свистульки хороши ,

                                 Голосят от души !

          4.  Эй, народ, подходи,

                На гуся погляди!

                Гусь, как индейка,

                И стоит копейку !

 

                                5.  Не товар ,а сущий клад,

                                     Разбирайте нарасхват!

                                     Давай, подходи

                                     И других приводи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Советы Марьи-Искусницы в помощь родителям".

Этот материал будет особенно полезен родителям, чьи дети по каким-то причинам не посещают детский сад и тем, кто хочет развить в ребенке художественные способности. Прилагаются фотографии. Смотрите фо...

Занятие по ручному труду с детьми старшей группы "Посиделки у Марьи-искусницы"

Совместное изготовление с родителями и детьми старшей группы настенного панно, используя технику вязания крючком....

Конспект занятия по ознакомлению с культурой русского народа дошкольников в средней группе. «В гостях у Марьи Искусницы».

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Художественное творчество" и "Музыка". Цель: знакомство с особенностями быта крестьян на Руси. Задачи:  1.Обогатить и активиз...

Сценарий спектакля " В гостях у Марьи Искусницы - "Я покажу вам сказку".

В представленном сценарии, дети подготовительной группы показывают спектакль "Радуга"....

"Марья-искусница"

Статья для родителей о том, как можно познакомить детей с местными мастерами Камчатского края....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему " В гости к Марье Искуснице"

Дать детям представление об истории вышивки на Руси.Познакомить с  приемом вышивания " иголка в перед"........

Организационно – массовое мероприятие в рамках городского проекта «Педагогическая карусель» Воркшоп «Мастерская Марьи Искусницы»

Организационно – массовое мероприятие в рамках городского проекта «Педагогическая карусель»Воркшоп «Мастерская Марьи Искусницы»Цель: обеспечить условия для повы...