статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа) по теме

Коськова Наталия Викторовна

Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности  .Отношение ребенка к природе  строиться на элементарных экологических знаниях,приобретенныхв ходе реализации деятельностного подхода к обучению. Исходя из этого, как никогда значимым становится формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста как основы развития экологической культуры будущего поколения.

Объект исследования - процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности организации дидактических игр детей дошкольного возраста как средство экологического воспитания.

Задачи:

1.Расскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

2.Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста. используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.

3.Охарактеризовать  виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическом воспитании.

 

.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по аппликации «Царевна-лягушка»

Образовательная область: рисование, аппликация.

Интеграция с другими областямиконструирование, рисование, ФЭМП, развитие речи, физическая культура.

Цель: Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию. Совершенствование навыка пользования ножницами и изменения формы предмета способом срезания уголков детали.

Совершенствовать умение работать различными материалами (цветными карандашами).

Программное содержание:

1. Обучающие задачи: совершенствовать знания понятий форм круглой, прямоугольной и квадратной; закреплять навык образование формы, разрезая прямоугольники на квадраты, учить детей аккуратно пользоваться ножницами, работать с клеем.

2. Развивающие задачи: развивать конструктивные способности детей;

развивать память, логическое мышление и внимание. Вызывать потребность дополнять основное изображение деталями

3. Речевые задачи: давать полный ответ с повторением части вопроса, закреплять понятие знания русской народной сказки "Царевна лягушка"

4. Воспитательные задачи: воспитывать уважение и внимание, и терпение друг к другу, бережного отношения к окружающим предметам, воспитывать умение соотносить свои действия с действиями взрослого.

Структура (части и предполагаемое их время)

Игровая мотивация (организационный момент)

1часть - вводная (~3 мин.)

2 часть - основная(~22 мин.)

3 часть - итоговая(~3 мин.)

Итог: 28 мин.

Общее время:

Резервное время -2 мин.

Контроль за усвоением детьми программного содержания:

- 1 часть – мотивация, объявление цели занятия

- 2 часть - мотивация, закрепление полученных ранее знаний, решение проблемной задачи путем усвоенных навыков и приемов в аппликации контроль и самоконтроль.

- 3 часть – подведение итогов: обобщение по теме, обсуждение, самооценка.

Организация детей (в каждой части)

1 часть – находятся в самостоятельной игровой деятельности, присаживаются на стульчики.

2 часть – передвижение по команде и сидят на стульчиках за столом.

3 часть - сидят на стульчиках, движение по команде

Оборудование: стрела с запиской, картинки – с изображением лягушки, бумага размером 1\2 альбомного листа, набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребёнка, цветные карандаши, простой карандаш.

Демонстрационный материал: карточки с изображением лягушек, книга с иллюстрациями (большая книга сказок)

Раздаточный материал: клей, кисточки, ножницы, цветная бумага, салфетка (на каждого ребенка, простой карандаш, цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки "Царевна лягушка", рассматривание картинок с изображением лягушки, отгадывание загадок. Проведение дидактических игр: лото "В мире сказок". Собирание пазл, кубиков.

Содержание (ход)

Ребята занимаются самостоятельной игровой деятельностью. Стульчики расставлены полукругом.

1. Вводная часть

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся

Дети здороваются с гостями в группе.

Воспитатель: Ребята, я тут поливала цветы, не пойму, что это такое тут лежит? Давайте соберем игрушки и посмотрим, что это? (стрела)

Ответы детей

Воспитатель: Тут еще какая то записка, присаживаемся на стульчики я вам прочитаю, что тут написано.

"Здравствуйте ребята, меня зовут Иван Царевич и мне нужна ваша помощь. Потерялась моя невеста, помогите ее отыскать"

Воспитатель: Ребята поможем Ивану Царевичу?

Ответы детей (да)

Воспитатель: Подождите, Иван Царевич, стрела, невеста, а из какой это сказки?

Ответы детей (Царевна- лягушка)

Воспитатель: И кто же его невеста?

Ответы детей (Царевна-лягушка)

Воспитатель: Давайте подумаем, как мы можем ему помочь?

Ответы детей

Воспитатель: А я вам предлагаю сделать аппликацию Царевны лягушки из цветной бумаги

Ответы детей

Воспитатель: Давайте обсудим, как нам сделать лягушку, у меня есть несколько картинок с изображением лягушек. Рассмотрите их и расскажите из каких частей тела состоит лягушка?

Ответы детей (голова, туловище, лапки и т. д.)

Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи ее части тела? Например голова?

Ответы детей (овал, круг)

Воспитатель: А туловище?

Ответы детей (овал, круг)

Воспитатель: А глаза?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Берите стульчики и садитесь за столы.

2. Основная часть

Воспитатель: У каждого из вас стоит на столе тарелочка с цветной бумагой, белый картон как основа для нашей аппликации. Мы с вами уже определили на какие геометрические фигуры похожи части тела у лягушки.

Ответы детей:

Воспитатель: Кто мне может подсказать, кто помнит? Каким способом можно вырезать из прямоугольника овал?

Ответы детей (обрезать углы)

Воспитатель: А еще каким способом?

Ответы детей (сложить пополам и обрезать)

Воспитатель: А из квадрата круг?

Ответы детей

Воспитатель: А какие детали парные?

Ответы детей(глаза, лапки)

Воспитатель: А как можно вырезать две одинаковые детали одновременно?

Ответы детей(сложить бумагу)

Воспитатель: Молодцы. Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика:

Скачут две лягушки

Зеленые подружки

Комаров они поели

Прогуляться захотели.

Шлеп - шлеп ножками

Хлоп-хлоп ладошками.

Воспитатель. Обратите ваше внимание, на доске вывешена схема с другими фигурами. Посмотрите на нее и вспомните, как сделать другие фигуры, вдруг они вам пригодятся. Приступайте к работе.

Дается время на вырезание деталей.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте соединим все части Царевны лягушки и начинаем приклеивать! Промазываем части аккуратно, наклеиваем, ровно, соблюдая пропорции. Во время всей работы с ножницами, обращать внимание и корректировать действия каждого ребенка, мотивируя и хвалить.

Воспитатель: Здорово получается, молодцы! Давайте немного разомнемся и отдохнем. Выходите из за столов на центр группы.

Физ. минутка Лягушата (аудиозапись Железновы)

Воспитатель: Садитесь обратно на свои места. Чего-то не хватает у нашей лягушки.

Ответы детей(короны, кувшинки и т. д.)

Воспитатель: Какие вы внимательные, молодцы!

Давайте возьмем цветные карандаши и дорисуем

3. Заключительная, итоговая часть

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, как мы дружно поработали, какие замечательные лягушки у нас получились. Из каких геометрических фигур вы сделали свою аппликацию?

Ответы детей

Воспитатель: А сколько фигур вы использовали?

Ответы детей

Воспитатель: а какого цвета ваши фигуры?

Ответы детей

Воспитатель: Как вы думаете мы помогли Ивану царевичу?

Ответы детей

Воспитатель: Похвалить ребят за аккуратность выполнения работы, повесить работы на выставку.

Конспект НОД по изобразительно деятельности в средне группе на тему «Лягушка»

Цель: рисовать фигуру лягушки, передавая ее характерные особенности.

Задачи: 1. Закреплять представление о внешнем виде лягушки.

2. Закреплять умение рисовать лягушку цветными карандашами.

3. Развивать восприятие, представление и умение оценивать изображение.

Оборудование: 1. Иллюстрация с изображением лягушки на болоте

2. Раздаточны материал (альбомные листы, цветные карандаши).

Предварительная работа: чтение загадок и стихов о лягушках, рассматривание изображения лягушек.

Ход работы:

Воспитатель: Послушаите загадку:Где же вы её найдёте?Ну конечно же, в болоте!Зелена, как трава,Говорит«КВА, КВА, КВА!»

ДетиЛягушка!

Воспитатель: Правильно (показывает иллюстрацию с изображением лягушки на болоте).

Воспитатель: Рассказ о лягушках.

Воспитатель: Посмотрите как можно нарисовать лягушку,для этого нам понадобиться зеленые карандаши. Зеленым карандашом я нарисую овал - это будет тело лягушки, а сверху овал поменьше - это голова нашей лягушки. На голове нарисую два кружочка - это будут глаза. Теперь нарисую две точки - это нос, а е ще нарисую рот нашей лягушки. А чтобы наша лягушка могла прыгатьчто мы ей нарисуем?

Дети:Лапки!

Воспитатель: Правильно лапки! Сначала рисуем задние лапки, а потом передние. А как вы думаете, что еще нам надо сделать, чтобы лягушка была красивая?

Дети: Раскрасить лягушку (дети раскрашивают лягушку).

Воспитатель: А еще давайте возьмем голубо карандаш и нарисуем болото, в котором будет сидеть наша лягушка (рисуют болото, воспитатель помогает).

Воспитатель: А как вы думаете, что растет на болоте?

Дети: Камыш!

Воспитатель: Правильно! Но камыш мы нарисуем позже, а сначала мы разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика:

Лягушка-попрыгушка,

Глазки на макушке,

(Приложить ладони к макушке)

А все ее слова —

Только «Ква!» да «Ква!».

(Звукоподражание«ква-ква-ква»)

А щеки раздувает Надуть щеки

И рот свой разевает,

(Медленно открывать и закрывать рот)

Чтоб комары и мушки

Летели в рот к лягушке.

(Звукоподражание«з-з-з»)

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте возьмем коричневый карандаш и нарисуем камыш.

Дети дорисовывают камыш и раскрашивают рисунок. Воспитатель помогает и подсказывает.

Воспитатель: Молодцы!Какие красивые и веселые получились у нас лягушата!

Воспитатель: А теперь давайте поиграем!

Физкультминутка:Скачут лягушки, - зелёные макушки (Прыжки.)

По весеннему лужку, по последнему снежку.

(Руки в стороны, чередовать прыжки, переваливаясь с левой ноги направую.)

Растопырили лапки, - не нужны им тапки!

(Растопырить пальцы на руках.)

Они очень рано встали (Потянуться.)

И зарядку делать стали(Выполнять упражнения в соответствии со словами.)

Руки – вверх, руки – вниз, (Соответственно.)

Влево – вправо повернись.

Руки в стороны пошире:

Раз, два, три, четыре.

А теперь наклонились,

Вове с Катей поклонились.

После физкультминутки все дети берут свои рисунки и делают выставку своих работ - приклеивают рисунки на ватман.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста....

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановления является формирование экологической культуры народов Земли, ведь если у нации в целом и у каждого гражданина в отдельнос...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....

Методические рекомендации «Интерактивные дидактические игры, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.

Методическая разработка представляет собой опыт работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста. Целью разработки рекомендаций является – представление опыта рабо...