«Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»
статья на тему

Харитонова Ирина Владимировна

Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.odt22.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»

Непрерывное экологическое образование- это необходимость. И начинать его надо с детства. Поэтому одним из важнейших аспектов в решении экологической проблемы является экологическое развитие подрастающего поколения. Экологическое образование должно осуществляться, начиная с дошкольного возраста, на протяжении всей жизни человека. Экологическое развитие осуществляется под влиянием экологических знаний, закреплённых через экологическую деятельность, и в гуманном, экологически целесообразном отношении к природе. Для дошкольника всегда значима мотивация игры. Именно игра заставляет детей лучше воспринимать окружающее, внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться. В результате ребенок незаметно для себя усваивает необходимые знания и способы действия. Особое место среди игр занимает сюжетно-дидактическая игра, в них с одной стороны воспитатель имеет возможность заложить нужное содержание для решения педагогических задач, с другой стороны дети, увлеченные игрой осваивают необходимые знания и имеют возможность деятельностно выразить своё отношение к происходящим событиям и происходит всё это не по указанию воспитателя, а по их собственной инициативе. Сюжет игры эмоционально переживается детьми и включается в их личный опыт.

В своей работе мы подчеркиваем, основной целью экологического воспитания является экологическое развитие, формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным отношением к природной среде, эмоционально¬чувственным опытом нравственных переживаний по отношению к живому в природе.

При формировании экологически воспитанной личности в педагогическом процессе детского сада используются различные методы: наблюдение, рассматривание картин, игры, элементарные опыты, моделирование, чтение художественной литературы, беседы. Выбор методов, правильное сочетание их между собой определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Среди комплекса методов особое место занимает игра, так, так в ней реализуются потребности и возможности ребенка-дошкольника, она доступна и насыщена разнообразными эмоциями, которые помогают возбудить интерес к объектам природы. Одни игры позволяют уточнить, закрепить имеющиеся у детей представления о живых объектах природы, многие из них подводят детей к умению обобщать и классифицировать. Другие игры помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний.

В отечественной психологии игру рассматривают как ведущую деятельность дошкольника так как она в наибольшей степени соответствует возможностям и потребностям детей, определяет их интересы. Игра создает зону ближайшего развития детей. Игра это основной вид активности дошкольника, в процессе которого он упражняет свои силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески преобразуя действительность.

В своей работе мы отмечаем, что игра является важным средством воспитания, а также формой организации жизни детей.   В своих работах Усова показала взаимосвять игр и занитий, где первостепенную роль отводила целенаправленному обучению, а игру рассматривала как методическую разновидность обучения. В. А. Сухомлинский писал, что посредством игры «в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

В играх ребёнок отражает окружающий мир, комбинирует свои впечатления, представления, передаёт своё отношение. Этот вид деятельности доступен детям и насыщен разнообразными эмоциями: восторгом, радостью, удивлением, волнением, которые делают её увлекательной и интересной.

В работах 3.А. Михайловой Д.В. Менджерицкой, В.Н. Аванесовой мы находим мысль о том, что дидактическая игра является не только средством закрепления полученных на занятиях знаний, а одной из специфических форм обучения дошкольников, важным средством образовательной работы.

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают определенные знания, овладевают навыками действий с предметами.

Е.И. Удальцова отводит место и роль дидактической игры, как средству закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях. В процессе этих игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благотворно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

А.А. Смоленцева определила принципы организации сюжетно- дидактических игр, которыми может руководствоваться воспитатель: -отображение знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх дошкольников;

-отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр;

-организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей для формирования эмоционально-положительного отношения к знаниям, для развития самостоятельности и активности всех участников игры;

-непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль. беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность изнутри видеть всю игру, контролировать правильность игровых действий, при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов, влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новую ситуацию, игры, подчеркивать, одобрять успехи детей, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество.

-индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

Сюжетно-дидактические игры могут быть различными по тематике и содержанию, но принципы их организации остаются теми же. Поэтому мы считаем возможным их перенос в экологическом содержании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"

В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий ...

Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.

В данной статье я раскрыла дидактическую инру как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста. При помощи различных игр дети лучше и быстрее познают мир....

статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"

Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической д...

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановления является формирование экологической культуры народов Земли, ведь если у нации в целом и у каждого гражданина в отдельнос...

Методические рекомендации «Интерактивные дидактические игры, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.

Методическая разработка представляет собой опыт работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста. Целью разработки рекомендаций является – представление опыта рабо...