Методические рекомендации «Интерактивные дидактические игры, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Донская Елена Михайловна

Методическая разработка представляет собой опыт работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста. Целью разработки рекомендаций является – представление опыта работы по эффективному использованию интерактивных дидактических игр в формировании естественно-научных экологических представлений у дошкольников. Данная разработка содержит в своей структуре методические рекомендации по созданию и использованию интерактивных игр на занятиях. Раскрываются этапы создания игр, алгоритм применения игр на занятиях. Приложение содержит ссылки на ресурс с использованием данных пособий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

Хомутовский детский сад №2

Методические рекомендации

«Интерактивные дидактические игры, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.

МДОУ ИРМО

Хомутовский детский сад №2

Воспитатель:

Донская Елена Михайловна

с.Хомутово

2024

Аннотация:

Методическая разработка представляет собой опыт работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста. Целью разработки рекомендаций является – представление опыта работы по эффективному использованию интерактивных дидактических игр в формировании естественно-научных экологических представлений у дошкольников. Данная разработка содержит в своей структуре методические рекомендации по созданию и использованию интерактивных игр на занятиях. Раскрываются этапы создания игр, алгоритм применения игр на занятиях. Приложение содержит ссылки на ресурс с использованием данных пособий. Методическая разработка и ее содержание может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений во всех видах детской деятельности. В конце разработки сделан вывод о доказанной эффективности дидактических интерактивных игр в формировании экологических представлений дошкольников.

Используемая терминология: экология, экологическое воспитание, дидактическая игра, дошкольник, окружающая среда, экологическая культура, природный материал.

Введение:

    Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста –очень важная проблема настоящего времени и одна из задач дошкольного образования. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру.

Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, важно донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.

В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Поиск наиболее эффективных методов в формировании начал экологической культуры детей, одна из актуальных проблем современного педагога. Учитывая основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игру и современные информационные технологии, и возможности подтолкнули меня к идее создания интерактивных дидактических игр.

Ведь современные дети растут во время технологического прогресса и большого потока информации, они легко осваивают данные технологии.

Новизной в создании данных дидактических пособий является использование интерактивных элементов (анимация, движение, выбор или отбор элементов, звуковое сопровождение действий), то чем свободно оперируют современные дети. Такие пособия привлекают внимание детей, позволяют в доступной форме осваивать новый материал.

Цель создания методических рекомендации заключается в представлении опыта работы по эффективному использованию интерактивных дидактических игр в формировании естественно-научных экологических представлений у дошкольников.

Следует обратить внимание педагогов на условия необходимые для использования интерактивных дидактических пособий на занятиях.

  1. Достаточный уровень компетентности педагогов в использовании ЭОР в образовательной деятельности. Грамотное и поэтапное изложение материала во взаимосвязи со структурой игрового пособия.
  2. Обязательный учет возрастных особенностей воспитанников при выборе дидактического материала.
  3. Оснащенность образовательного учреждение минимальным набором мультимедийных средств: ноутбук, мультимедиа.

Существуют и определенные риски при использовании интерактивных дидактических пособий. К ним можно отнести:

  1. Здоровьесбережение детей. Использование данных пособий должно быть четко регламентировано, не допустимо использование данного материала более 10-15 минут в день и не более 3-4 раз в неделю.

Поэтому очень важно грамотно продумывать ход мероприятия, где будет использован данный ресурс. Кроме того, обязательно в такой деятельности использование физминуток, гимнастики для глаз.

  1. Не достаточный уровень оснащенности образовательного процесса в ДОУ. Для использования интерактивных пособий важно проверить качество используемого оборудования. Наличие особых приложений не требуется, но программа и система мультимедиа должны работать без перебоев. Для этого необходимо заблаговременно проверить используемое оборудование.

Основная часть:

Интерактивная дидактическая игра – это современный метод подачи материала, носящего обучающий, развивающий, воспитывающий характер.

Использование таких ресурсов имеет определенные преимущества перед традиционными средствами подачи материала.

В первую очередь, позволяет создавать комфортные и современные условий обучения, при которых повышается успешность, интеллектуальная состоятельность дошкольников, что оказывает положительный результат при освоении учебного материала и формировании экологических представлений.

Кроме того, использование такой формы подачи материала охватить всю аудиторию, вовлечь в продуктивное взаимодействие. У каждого ребенка есть возможность делиться своими знаниями, высказывать свое отношение, впечатление.

Использование интерактивных объектов, позволяет особым образом удерживать внимание детей на задаче, четко видеть получаемый результат, что существенным образом сказывается на улучшении качества образовательного процесса.

Еще одним преимуществом является мотивация воспитанников к образовательной деятельности. Для современных детей, такой способ подачи материала близок и интересен.

Размещение готовых интерактивных дидактических игр на образовательных платформах и сайтах, делает образование доступным для родителей, дает возможность использования таких пособий дома при наличии оборудования.

Рекомендаций по созданию и использованию интерактивных дидактических игр в Power Point :

  1. Определение цели, задач, назначения интерактивного ресурса.

Педагог должен продумать для чего использует, какое значение имеет и какой конечный результат будет получен для достижения поставленных целей запланированного мероприятия при использовании интерактивного ресурса.

  1. Выбор структуры подачи материала и форм взаимодействия детей с пособием.

Информация, содержащаяся на слайдах, должна быть логически выстроена и сопровождаться объяснением педагога. Важно продумать, как будет организована деятельность детей в использовании пособия (наблюдение за объектом, самостоятельная работа детей под руководством педагога).

     3. Подбор демонстрационного материала для слайдов. Материал должен быть правильно отобран и обработан в редакторе Power Point или через другие приложения.

Желательно, чтоб используемые иллюстрации были лаконичными, без лишних отвлекающих элементов, одного типа.

     4. Распределяем материал по слайдам, структурируем в соответствии с содержанием занятия. Дополняем описанием, анимацией, звуковым сопровождением.

     5. Использование анимированного персонажа будет прекрасным дополнением, либо персонажем, от лица которого будет подаваться материал.

    6. Проверяем полученную игру через технические средства. Все элементы должны воспроизводиться в соответствии с содержанием занятия.

   7. Логическое завершение. Структура интерактивного ресурса должна быть обязательно логически завершена для детей. Вариантами могут быть: окончание путешествия, выполнение всех заданий, прочтение вех страниц и прочее.

Разрабатывая интерактивные дидактические пособия, я взяла за правило, создавать инструкцию к игре, таким образом, любой педагог и родитель сможет использовать данное пособие.

 Примеры интерактивных дидактических пособий, конспект занятия в приложении 1.

Заключение:

Таким образом, благодаря своим преимуществам, использование интерактивных дидактических игр в формировании экологических представлений детей дошкольного возраста позволяет существенным образом повысить качество образовательного процесса. Данная форма представления материала помогает в доступной форе открывать для детей новые явления, процессы, наглядным образом демонстрировать то, что сложно объяснить. К таким примерам можно отнести круговорот воды в природе, движение планет, смену времен года и многое другое. За счет использования анимации, возможностей интерактивного ресурса дошкольники получают естественно- научные, реальные представления о явлениях и объектах живой и не живой природы.

  Надеюсь, все вышеперечисленные преимущества и данные рекомендации улучшить качество образовательного процесса и будут полезны педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Список используемой литературы:

  1. Бартенева Т.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников / Т. П. Бартенева. – М.: Мысль, 2016. – 166 с.
  2. Пидлубная С.А. Использование игровых ситуаций в процессе экологического воспитания дошкольников с целью формирования бережного отношения к природе / С. А. Пидлубная // Дошкольное воспитание. – 2016. - №4. – С. 33 – 39.
  3. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании.-М.,2013.
  4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада .-М.,2013.

Список используемых интернет-источников:

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-interaktivnye-igry-po-ekologii-6276297.html

https://do-mechta.minobr63.ru/wp-content/uploads/V_pomosch_pedagogu_Rekomendatsii_po_oformleniyu_metodicheskikh_razrabotok.pdf