«Автобус» (аппликация, занятие открытие нового знания)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Сахарова Татьяна Васильевна

В данной работе представлена образовательная ситуация по аппликации для детей 4 – 5 лет. Образовательная ситуация разработана на основе системы дидактических принципов деятельностного метода. Материал работы может быть полезен воспитателям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtobus_applikatsiya_srednyaya_grupppa.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: средняя группа, 4 -5 лет

Тема: «Автобус» (открытие нового знания)

Основные цели: 

1) формировать опыт самостоятельной фиксации затруднения;

2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения;

3) учить делить прямоугольник на четыре равные части, складывая его пополам и разрезая по сгибам;

4) закреплять умение составлять изображение предмета из отдельных частей;

5) закреплять умение последовательно наклеивать формы, умение пользоваться кисточкой, клеем, тряпочкой;

Оборудование:

- прямоугольная заготовка для автобуса;

- круги разного размера;

- прямоугольные заготовки для окон (больше, чем  количество детей, на случай, если кто-то сделает неверно);

- прямоугольные заготовки для забора;

- картон;

- кисточки, клей, тряпочки.

Краткая аннотация к работе: в данной работе представлена образовательная ситуация по аппликации для детей 4 – 5 лет. Образовательная ситуация разработана на основе системы дидактических принципов деятельностного метода. Материал работы может быть полезен воспитателям и родителям.

Ход образовательной ситуации:

 1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей возле себя.

-  Скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать?

- На чем можно путешествовать?

Коротышки из Цветочного города тоже любили путешествовать. У них был автобус. За этот автобус отвечали Винтик и Шпунтик. Но однажды Незнайка без разрешения поехал на автобусе. Так как он не умел водить автобус, он врезался в забор возле дома Кнопочки. Автобус сломался. Винтик и Шпунтик просят вас помочь отремонтировать автобус.

- Хотите? Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: 

1) закрепить умение работать ножницами (вырезать округлые формы путем закругления углов);

2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь

Дети садятся за столы. Воспитатель показывает детям, какой автобус был у коротышек.

- Из каких частей состоял автобус? (Из салона, колес, окон)

- Чем отличается деталь салона автобуса от той, что лежит у вас на столах? (У автобуса закруглены верхние углы)

- Что нужно сделать, чтобы детали стали одинаковыми? (Закруглить углы)

Дети берут ножницы, плавно срезают углы у прямоугольной детали и наклеивают  эту деталь на картонную основу.    

Воспитатель предлагает детям подобрать колеса нужного размера. Дети подходят к столу, берут два круга и прикладывают к «вырезам» на автобусе. Если «колесо» подошло по размеру, его приклеивают.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

1) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причин и опыт целеполагания;

- Что осталось отремонтировать в автобусе? (Окна)

- Сколько окон в автобусе? (4)

Воспитатель предлагает восстановить окна. Детям предоставляется самостоятельность. Дети могут разрезать данную для окон деталь, но «окна» получатся разного размера.

Воспитатель спрашивает одинакового ли размера окна в автобусе? (Да)

- Смогли вы сделать окна автобуса? (Нет)

- Почему не смогли? (Они получились разного размера)

- Что нужно сделать, чтобы окна были одинаковыми? (Нужно разделить одну деталь на четыре равные части)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) учить детей делить прямоугольник на четыре равные части;

2) формировать опыт под руководством воспитателя преодоления затруднения, закреплять способ действия «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;

3) тренировать мыслительные операции;

- Как же это сделать? (Нужно спросить у того, кто знает)

Дети задают воспитателю вопрос «Как разделить прямоугольник на четыре равные части?»

Воспитатель объясняет и показывает: «Складываем прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Потом складываем деталь еще раз пополам. Разворачиваем деталь и разрезаем ее по сгибам».

 Дети делят деталь по инструкции.

- Сколько частей у вас получилось? (Четыре)

-Они одинаковые по размеру? (Да)

Дети приклеивают «окна». Автобус готов.

4. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

1) закрепить умение самостоятельно делить прямоугольник на равные части;

2) закрепить умение пользоваться ножницами.

Воспитатель  собирает детей возле себя и говорит, что Незнайка сломал не только автобус, но и забор у дома Кнопочки.

- Хотите помочь починить забор? (Да)

- Чтобы быстрее починить забор, каждому нужно «прибить» две доски.

Дети берут по одному прямоугольнику, складывают свои прямоугольники пополам, совмещая длинные стороны, и разрезают прямоугольник по сгибу. Потом дети по очереди приклеивают «дощечки».

5. Осмысление.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

-Кому смогли помочь?

Воспитатель говорит детям, что им удалось помочь коротышкам из Цветочного города, потому что они научились делить прямоугольник на равные части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема занятия: « Бронзовый солдат» Тип занятия: урок открытий новых знаний.

План – конспект музыкального занятия по ФГОС, музыкального руководителя Иванова Юлии Владимировна. МДОУ «Детский сад №2» г.ТоропцаТема занятия: « Бронзовый солдат»Тип занятия: урок открытий новых знан...

Занятие НОД «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в подготовительной группе.Тема: 7 чудес света

Занятие непосредственно-образовательной деятельности "открытия" нового знания в технологии "ситуация"...

Конспект занятия «открытия» нового знания Тема: «Треугольник» в средней группе

Конспект занятия «открытия» нового знания Тема: «Треугольник» в средней группе...

Методическая разроботка занятия "открытия" нового знания в технологии "Ситуация"

Занятие с детьми дошкольного возраста организуется на основе специфических для данной возрастной категории видов деятельности, таких как игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность, тв...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ тема занятия: «Волшебный фантик»

Сегодня мы отправимся с вами в одну чудесную стану. Называется  Она страной Сладкоежек. Пускают туда только тех, кто хоть раз в жизни съел хотя- бы одну конфетку.- А вы любите конфетки?...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ Тема занятия: «Разнообразие цветов и оттенков в изображении снега. Зимушка-Зима»

Расширять представления о цветах и оттенках для изображения снега, о способах получения светлых оттенков холодных цветов при экспериментировании в рисовании...

Технологическая карта занятия «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе «Изучаем вещества. Крахмал».

Занятие «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе составила и провела воспитатель Заволокина Н.И.Данное занятие проводилось с групп...