КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНВАТЕЛЬНОМУ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ( НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА) 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6-7 Л
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Андреева Ирина Юрьевна

Целью данного занятия является формирование у детей представления о живой природе родного края.Закрепляются и активизируются знания о хвойных деревьях, ягодах произрастающих в Сибири, о диких животных.Практическая часть занятия вовлекает детей в коллективную продуктивную деятельность, результатом которой является панно " Таёжная полянка "выполненное в технике аппликация . Занятие успешно апробировано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_tayozhnomu_lesu.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОГО  КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНВАТЕЛЬНОМУ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ( НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА) 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6-7 ЛЕТ).

РАЗРАБОТАЛА Андреева Ирина Юрьевна

ВИД ЗАНЯТИЯ : воспитательное.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  : основнаяпознавательное развитие»,сопутствующие – «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

ТЕМА. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТАЁЖНОМУ ЛЕСУ».

ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ.

ЗАДАЧИ.

*Коррекционно- образовательные

-Закрепить и расширить знания о ягодах, хвойных деревьях, диких животных тайги через сенсорное упражнение «Узнай ягоду по вкусу», разгадывание загадок.

-Познакомить с отличительными признаками кедра, пихты через рассматривание и сравнение веток хвойных деревьев.

-Учить передавать в аппликации изображение лесных зверей при помощи обрывания бумаги.

*Коррекционно- развивающие

-Упражнять в употреблении относительных прилагательных через подбор определений к заданным предметам (ягодам).

- Упражнять  в образовании притяжательных прилагательных через дидактическую игру «Чей хвост».

- Развивать мышление через создание проблемных ситуаций.

-Развивать сенсорное восприятие(зрительное, вкусовое, обоняние) через упражнение.

-Развивать мелкую моторику рук при обрывании бумаги и наклеивании на основу.

* Воспитательные

-Воспитывать естествоведческий интерес и любовь к родному краю.

-Совершенствовать навык работы вколлективе: не перебивая слушать ответы товарищей, ждать своей очереди в ходе выполнения задания.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Иллюстрации сосны, ели, облепихи, следов зверей на снегу; муляжи рыбы, моркови, орехов; игрушки: лиса , заяц, белка ;веточки деревьев :ель, сосна, кедр, пихта; шишки сосны и ели; ягоды в креманках :клюква, черника, облепиха; полоски  бумаги для аппликации  серого, оранжевого цвета; вырезанные силуэты зайца, лисы, волка, белки; панно «Таёжная полянка»;тарелочки , клеёнки, клей, кисти для клея, подставки для кистей; зрительные ориентиры для обозначения узкой тропинки; имитация заснеженной полянки , бревна; аудиозапись музыки.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.

НАГЛЯДНЫЕ: рассматривание иллюстраций, игрушек ,демонстрация веток хвойных деревьев.

СЛОВЕСНЫЕ: беседа, загадывание загадок, вопросы дошкольникам, пояснения, уточнения, сравнение изучаемых объектов,  оречевление наблюдаемого, упражнения в использовании относительных и притяжательных прилагательных, предлогов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ: проба на вкус ягод, тактильное обследование веток и хвоинок деревьев, игрушечных животных, сенсорное упражнение « Узнай ягоду по вкусу», изготовление аппликации.

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Познавательная, игровая, коммуникативная ,продуктивная.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА. Рассматривание с детьми иллюстраций кустарников, деревьев, диких животных .Беседы. Экскурсии в парк, наблюдения за деревьями, белками .Чтение художественной литературы. Продуктивная деятельность: рисование, оригами, лепка. Дидактические и настольно-печатные игры.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА.

-Поскорей вставайте в круг.

Ты мой друг  и я твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

- Сегодня у меня хорошее настроение. Я приготовила для вас сюрприз. Но чтобы узнать , что же это такое, отгадайте загадки.

  - По болоту мы пошли

 Бусы алые нашли.

Кислые и круглые

Да ведь это…(клюква)

Пробуем ягоду, дети проговаривают какой у неё цвет, вкус, запах, форма.         ( бордовая, тёмно-красная, кислая, круглая, запах морозный, свежий).

-Висит ягода сладенькая,

Чёрненькая, кругленькая.

Дети поели,

Языки почернели.(черника)

(Дети пробуют ягоду).

-Язык широкий положи

И спокойно удержи.(считаю до 5-10.Дети выполняют упражнение)

-Какого цвета ваши языки?Почему? Какого цвета ягоды черники? Какой у них вкус, запах, форма?( чёрный, тёмно-синий, кисло-сладкая, круглая, запах листьев).

- На деревьях у реки

Золотые огоньки.

Ветки облепили,

 Колючки все закрыли.  (облепиха).

-Какой формы ягода? Какой у неё вкус, цвет, запах? (овальной формы, оранжевого цвета, кисло-сладкая, запах лесной).

-Дети, вы видели веточки облепихи?( демонстрация иллюстрации ветки с ягодами).Как вы думаете, почему у неё такое название- облепиха?

Все эти ягоды очень полезны для здоровья ,в них много  витаминов. А выросли они на болотах, по берегам рек, в лесах нашей малой родины- Сибири. А сибирские леса особенные: здесь растёт много хвойных деревьев и называют эти леса ТАЙГА.

- Какие хвойные деревья вы знаете? ( ель, сосна).

- Почему эти деревья называют хвойными? (листья видоизменились в иголочки- хвою).

(Демонстрация иллюстраций сосны и ели)

-Какое из этих деревьев - ель? Сосна?

- Я принесла веточки хвойных деревьев. Какие из них вы узнали?

( дети обследуют ветки сосны, ели, пихты, кедра).

-Какую веточку подарила нам сосна? Ёлочка? ( дети выбирают).

-А шишки сосны сможете узнать? А еловые шишки? ( дети выбирают).Семенами ели и сосны любит лакомиться дятел, добывая их своим длинным клювом из-под чешуек шишки.

-Познакомьтесь, это ветка кедра ( демонстрация ветки кедра).Хвоя у нег длиннее, чем у обыкновенной сосны, и собраны хвоинки –иголочки в дружную большую семейку- сразу по пять хвоинок. А у сосны только по две хвоинки в семейке.( дети пересчитывают, сравнивают по количеству и длине).

-А это веточка пихты. Она похожа на еловую, только иголочки у неё мягкие, не колючие.( дети обследуют ветку пихты).

-Вот какие замечательные деревья растут в нашей тайге. Они и зимой остаются зелёными.

Сегодня я приглашаю вас погулять по лесным таёжным тропинкам, увидеть, что происходит в тайге зимой. Но прежде чем мы отправимся в путешествие, вспомним, как нужно вести себя в лесу? ( не шуметь, не ломать ветки, не пугать животных).

Сейчас я взмахну волшебной  палочкой и на нас появится тёплая зимняя одежда.

Отправляемся в путь( дети выстраиваются друг за другом , имитируют ходьбу по сугробам, проговаривают слова).

-Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Ноги выше поднимай, веселей дружок шагай.

-А вот и узкая тропинка. Пойдём по ней осторожно, чтобы не спугнуть лесных животных.( дети идут по узкой « тропинке»( обозначена двумя шнурами), звучит спокойная музыка).

-Тихо в зимнем лесу. Чьи-то следы на снегу…(рассматривают дорожки следов).Кто же их оставил?(заяц, лиса, волк, белка…) А ёж мог оставить следы? Медведь? ( нет, эти звери впадают в спячку).

Итак, мы в лесу. Какая белая полянка. Присаживайтесь на «бревно»( Скамья, накрытая белой тканью), отдохнём. Ой, а чей это хвост показался над сугробом? ( Дидактическая игра «Чья голова? Чей хвост?» . Проводится с обыгрыванием мягких игрушек-зверушек)  

- Вот оказывается кто ждал нас на заснеженной полянке: таёжные звери.( дети рассматривают игрушки : лису, зайца, белку; гладят шёрстку.)

Ребята, а кто из этих зверей не успел к зиме приготовиться?( белка, потому что она не сменила шубку)

-А заяц сменил шубку?( да, серую на белую).

- Ещё лиса не сменила шубку( нет, у лисы цвет шерсти не меняется, она только становится гуще и пушистее).

-Посмотрите, я захватила с собой корзинку с угощением.( корзинка с муляжами)

-Оля, кого ты угостишь рыбкой? Саша, кого ты угостишь морковкой? А для кого я припасла орешки?( дети «угощают» игрушечных зверей).

-Мы молодцы, угостили зверей, попрощаемся с ними. А белке подскажем, чтобы она поторопилась шубку поменять на зимнюю серую.

Возвращаемся в детский сад!

(Возвращаются по узкой дорожке, подходят к мольберту с панно «Таёжная полянка»)

-Вот мы и в группе. Интересно вам было на таёжной полянке? Кого вы там встретили?( дети отвечают)А посмотрите на нашу «полянку», какая-то она грустная, пустая. Кого не хватает? Давайте поселим на полянке таёжных зверей!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Приглашаю вас занять места за столом.

Я предлагаю вам выполнить аппликацию. Вот как мы будем это делать.( объяснение сопровождается показом) На столе находятся изображения зверей уже вырезанные, но на них нет нарядных шубок. Шубки мы сделаем, наклеивая кусочки бумаги на силуэты зверей. Кусочки вначале приготовим: будем отрывать их от полосок бумаги и складывать в тарелочки .Кусочки должны быть небольшими по размеру, чтобы шубки получились пушистыми. После того как вы приготовили достаточное количество кусочков, намажьте силуэт клейстером и приклеивайте кусочки бумаги только за один край. Не забудьте нарисовать глаза. Готовое изображение приклеиваем  на « полянку».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ. В ходе работы уточнять в индивидуальном порядке цвет шерстки выбранного зверя, куда можно поместить на общем изображении. Упражнение в употреблении предлогов. Например, « белку наклеиваю НА ветку дерева или  В дупло», « волка поселю ПОД кустом», «лису  наклеиваю ПОД деревом», « зайца спрячу ЗА сугробом»).

ИТОГ.

-Вот и повеселела наша полянка, появились на ней лесные звери.

Ребята, наша родина- Сибирь очень красива и богата. Растут в таёжных лесах могучие деревья, вкусные ягоды, живут разные звери, поют свои песни лесные птицы, шумят таёжные речки. И всё это наше, родное, любимое. Всё это принадлежит вам. И всё это мы будем беречь.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЧЬЯ ГОЛОВА? ЧЕЙ ХВОСТ?

Демонстрируются либо голова, либо хвост  игрушечных зверей. Дети отвечают на вопрос « Чья? Чей?»

Хвост заячий. Голова заячья.

Хвост волчий. Голова волчья.

Хвост беличий. Голова беличья.

Хвост лисий. Голова лисья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через тренировку тонких движений пальцев рук»

·        Развитие мелкой моторики рук; ·        Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук; ·...

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация  данного проекта способствует гармонизации детско...

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

Проект социально - коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов «Технологии, направленные на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Настоящая Программа  Мастер-класса направлена на формирование единой партнерской системы в вопросах речевого развития ребенка и его социализации в последующем, при взаимодействии ДОУ и семьи в во...

Итоговое занятие по развитию эмоциональной сферы для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего возраста (3-4 года) по теме «Азбука настроения»

Данное занятие направлено на: закрепление представления детей о базовых эмоциях; закрепление навыка распознавания чувст человека или персонажа; развитие способности понимать эмоциональные реакции окру...

«Использование технологии Вячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в речевом развитии старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование технологииВячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» вречевом развитии старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»...