технические навыки по аппликации для воплощения замысла
материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Содержание Введение 

1. Значение технических навыков по аппликации для воплощения замысла 

2. Анализ программных требований по аппликации по программе старшей и подготовительной групп 

3. Условиям формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

4. Приемы выполнения аппликации (из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезывание, обрывание) 

5. Методы обучения техническим умениям и навыкам 

6. Анализ уровня технических навыков 

Заключение 

Список используемой литературы 

Приложение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya.docx47.76 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание Введение  

1. Значение технических навыков по аппликации для воплощения замысла  

2. Анализ программных требований по аппликации по программе старшей и подготовительной групп  

3. Условиям формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

4. Приемы выполнения аппликации (из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезывание, обрывание)  

5. Методы обучения техническим умениям и навыкам  

6. Анализ уровня технических навыков  

Заключение  

Список используемой литературы  

Приложение  

 

Введение

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, – пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, – что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни». Эстетическая деятельность – это духовно – практическая, эмоционально – рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я концепции творца». Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Педагог детского дошкольного учреждения призван осуществлять всестороннее воспитание детей, и в частности эстетическое. Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

 1. Значение технических навыков по аппликации для воплощения                              замысла

В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Аппликация (от лат. applicatio – накладывать, прикладывать) – один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения. Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения – рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону. Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы применяются для оформления помещения (например, бумажные салфетки и кружева для оформления полок, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла окон в качестве праздничного оформления). Аппликационные вырезки из ткани, меха и кожи используют при оформлении одежды, выполнении панно. Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной. Например, лепестки цветка прикрепляются только у середины, а концы его отстают от фона. Это придает большую выразительность изображению. Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой – развитию творческих способностей детей. Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации – вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора. Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами). В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное – из геометрических и растительных форм и предметное – из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное). Дошкольники могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому вырезывание сложных форм предусматривается программой только в подготовительной группе. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.

 2. Анализ программных  требований по аппликации по  программе старшей и подготовительной  групп

Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ. Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие:

- развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;

- развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;

- использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре. Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания. Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.). В старшей группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое, что требуется при изображении, например, ветки с листьями, ушей у зайца. Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции. Вырезывание предмета из сложенной вдвое бумаги облегчает получение симметричной формы. Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как требует развитого восприятия и аналитического мышления в частности умения расчленить предмет на две половины. Пользуясь этим приемом, дошкольники вырезывают простые формы — вазы, листья, овощи и фрукты. В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры - пушистость снега, меха. Развитию навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов. Тематика детских работ постепенно расширяется. В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам: - осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное; - развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации; - использовать все цвета спектра и их оттенков. Основная задача в обучении детей 6—7 лет по всем видам изобразительной деятельности — развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией так важно познакомить детей со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм. Силуэтное вырезывание — один из самых сложных приемов, которому учатся дети. Силуэт образуется выделением у предмета линейного контура, который представляет собой границу объемной формы со срезом. При этом линия контура определяет насколько правильно переданы форма, пропорции объекта. Однако при воспроизведении предмета ребенок идет по пути вычленения отдельных его частей и последовательного их изображения, а не схематичного наброска контуров. При силуэтном вырезывании ему надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки). В подготовительной группе программой предусмотрено выполнение сюжетной аппликации. В процессе этой работы совершенствуются композиционные навыки детей, так как создание сюжетного изображения предметов требует предварительного продумывания и последовательности их наклеивания. Темами могут быть изображение улицы, аквариума, выполнение иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок» и др. Наклеивание готовых форм продолжается и в подготовительной группе. Хотя дошкольники и владеют основными навыками вырезывания, для составления узора из геометрических фигур им выдают готовые формы различных цветов, размеров.

 3. Условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. В детском саду организуются зоны и специальные помещения для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование. Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка. Четвертое условие — индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка) Среда, в которой ребенок живет и развивается оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе - все это создает эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так, в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь. Эстетика обстановки - это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей). Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не только в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной (и здесь обнаруживается тесная связь, эстетического с этическим). Старенькая прабабушка может произносить какие-то слова неверно, по-своему, но речь ее полна пословиц, шуток, ласкова - и именно это будет воспитывать в ребенке интерес к образности и красоте родного языка.

Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль - все это противоречит законам красоты. Родители, как правило, много внимания уделяют одежде своего ребенка, особенно когда он еще маленький. Но всегда ли они помнят о том, что было сказано выше. Эти требования относятся не только к праздничной, уличной, но и к каждодневной, домашней одежде. Если мама позволяет себе дома ходить в грязном халате, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребенка быть всегда опрятным (разве только, если сработает механизм «от противного», и то это может произойти в более старшем, не дошкольном возрасте).

 Итак, эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

4. Приемы выполнения аппликации (из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезывание, обрывание)

 Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета. 

«Программа воспитания и обучения в детском саду» содержит довольно большой объем знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных возрастных группах под руководством воспитателя. В старшем дошкольном возрасте дети усваивают приемы симметричного и силуэтного вырезания для изображения разных групп предметов и составления декоративных композиций. 

Наиболее сложными для детей являются действия, связанные с процессом вырезания ножницами определенных форм и конфигураций для получения красивого изображения предметов и явлений окружающей действительности. Для этого ребенок должен усвоить логику движений правой руки с ножницами, согласовать их с действиями левой руки, которая подводит бумагу под лезвия ножниц. От координации движений обеих рук зависит качество процесса вырезания. Здесь важную роль играет толщина бумаги, положение ножниц по отношению к бумаге (ножницы должны резать, а не мять ее). 

Приемы работы с ножницами дети усваивают, подражая способам действий взрослого. Поэтому педагог должен показать правильные способы работы ножницами, учитывая те трудности, которые обычно испытывают дети. Например, воспитателю надо следить, чтобы ребенок не заносил вперед локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями - маленькие детали.

Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе в старшей группе используются в тех случаях, когда детям показывают конечный результат новой, сложной работы.

В старшей группе рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания.

Приемы вырезывания на каждом занятии не демонстрируются: педагог чаще опирается на опыт самих детей, привлекая некоторых ребят к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнять аппликацию, какой использовать прием.

Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя. Воспитатель показывает, как складывают бумагу, как вырезают какую-либо знакомую форму, как получается сразу несколько изображений.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.

И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводиться новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Воспитатель подчеркивает: аппликация выполняется без ножниц, одними пальцами рук. Левая рука держит бумажную заготовку, правая- большим и указательным пальцами обрывает бумагу по задуманной линии.

 5. Методы обучения техническим умениям и навыкам.

 Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

 В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети уже имеют достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний и напоминаний воспитатель направляет творческую активность дошкольников: например, для выполнения декоративной аппликации советует сначала подобрать бумагу наиболее подходящего цвета, придумать, какими элементами украсить работу, как их вырезать и расположить.

 Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности, то выделяют методы:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические.

Это традиционная классификация. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

  • информативно - рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • эвристический;
  • метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

  • беседу;
  • рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • использование образцов педагога;
  • художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить всю работу.

 Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

6. В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании в аппликации, в соответствии с возрастом детей. 
Анализ уровня технических навыков

Экспериментальная работа  по  формированию технических умений  в аппликации проводилась в старшей группе. В работе принимали участие четверо ребят старшего возраста.

 Цель эксперимента: выявить уровень сформированности технически умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи эксперимента: Провести диагностическое обследование технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.

 Критерии оценки следующие: 

В – навык освоен прочно: ребенок складывает бумагу пополам, совмещая стороны и углы; проглаживает линию сгиба большим пальцем; вырезает из бумаги сложенной вдвое; вырезает силуэт предмета беспрерывным слитным движением; располагает формы аппликации в определенном последовательности; набирает клейстер на весь ворс кисти; лишнюю каплю снимает о край баночки; хорошо промазывает края и середину; прижимает салфеткой, промокнув лишний клей.

 С – навык в процессе становления: ребенок нуждается в поддержке со стороны взрослого (складывает полоску бумаги вдвое, не точно совмещая стороны и углы; проглаживает сгибы всей ладонью; вырезает силуэт предмета прерывистыми движениями; располагает детали аппликации в определенной последовательности, по центру листа; набирает клейстер на всю кисть; не полностью промазывает детали; забывает пользоваться салфеткой, промакивая лишний клейстер);

 Н – навык не сформирован: не выполняет объем основных действий (складывает полоски бумаги вдвое, не совмещает стороны и углы; не проглаживает линию сгиба большим пальцем; не вырезает из бумаги сложенной вдвое, не вырезает силуэт предмета беспрерывным слитным движением; не располагает формы для аппликации в определенной последовательности, в центре листа; набирает клейстер на всю кисть, но не снимает лишнюю каплю; плохо промазывает формы и края; не прижимает салфеткой,промокнув лишний клей. 

Для выявления уровней  сформированности технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста было подобрано диагностическое задание  «Грибы на травке»

 Цель: выявить умение складывать и  вырезать одинаковые части предметов из листа бумаги, сложенного вдвое; закреплять приемы плавного закругленного разреза при вырезывании шляпки и ножки; выявить умение располагать и закреплять их на материале.

Оборудование: готовый образец, бумага для фона, цветная бумага, ножницы, клейстер, кисти, подставки, салфетки, клеенки.

 Описание: Экспериментатор  говорит: « Сегодня мы будем делать грибы на поляне (показывает готовый образец). Посмотрите на них. Отличаются ли эти два грибочка чем-нибудь друг от друга?  А как можно вырезать два совсем одинаковых грибочка? Для этого нужно сложить бумагу пополам и сразу вырезать пару изображений с грибами. Беру прямоугольный лист бумаги, складываю пополам, приглажу линию сгиба большим пальцем правой руки. Теперь возьму ножницы и  начну вырезать. Вырезаю с нижнего уголка, срезаю маленький уголок, веду закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки – теперь у нас есть шляпки для грибов. Отложу заготовку в сторону. Складываю второй лист бумаги пополам, снова проглаживаю линию сгиба большим пальцем правой руки, беру ножницы и срезаю углы, закругляя их так, чтобы они отпали - получились ножки. Затем разложу заготовки на фон. Теперь приступаю к закреплению. Возьму кисть, наберу клейстер на весь ворс кисти, сниму  лишнюю каплю о край баночки, промажу деталь клейстером, начиная с середины и постепенно переходя к краям, хорошо промажу края. Возьму заготовку обеими руками и аккуратно приложу ее на фон, прижму салфеткой, обмокнув лишний клей».

 Испытуемые  отвечают на вопросы и выполняют  действия по инструкции.

Оценивается: навыки держания ножниц, координация рук при вырезывании, умение складывать одинаковые части предметов  из листа бумаги, сложенного вдвое.

 Условия  проведения: в групповой комнате,  фронтально.

 Результат выполнения диагностического задания представлены в таблице №1 

Таблица №1 «Матрешки»

№п/п

Фамилия,имя 

                    Результаты наблюдений

Навык  держания ножниц

Координация рук при вырезывании

Умение регулировать характер движения в соответствии с задачами изображения

1

Казанцев Коля

В

В

В

2

Казанцев Коля

В

В

В

3

Казанцев Коля

В

В

В

4

Казанцев Коля

С

С

С

Все дети складывали бумагу, но совмещали стороны и углы точно  и самостоятельно трое детей (Миша, Юля, Ваня),у тех же ребят есть навык держания ножниц и они соблюдают координацию рук при вырезывании, одному ребенку требуется помощь педагога. Все дети выполнили задание. Проблема формирования технических  умений в аппликации у старших  дошкольников в отечественной науке  достаточно изучена в трудах ученых  Н.В Кузьминой, З.А.Богатеевой, М.А. Гусаковой, А.В Запорожца, В.В Давыдова, Н.Н Поддъякова. Из исследований Н.В.Кузьминой, З.А.Богатеевой, М.А. Гусаковой, были отобраны критерии и показатели сформированности технических умений в аппликации; диагностические задания; модель уровней сформированности технических умений в аппликации. Критерии и показатели позволили выявить: владение  приемами складывания, вырезания. В соответствии с моделью уровней определились уровни сформированности технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.  

В  работе  были использованы  следующие педагогические  условия: создание предметно-развивающей среды для занятий по аппликации; использование наглядности; создание и поддержание положительного настроя у детей.

 Анализ результатов показал, что уровень развития умений в аппликации у детей достаточно высокий. Дети с интересом занимаются аппликационной деятельностью, добиваясь при этом качественного конечного результата. Проявляют самостоятельность, активность в придумывании и создании творческих работ. У детей проявляется творчество, а это то, что необходимо им для обучения в школе и дальнейшей жизни. Поставленная цель в начале исследования была достигнута, поставленные задачи работы осуществлены.

 

 

Заключение

В заключение необходимо отметить, что аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги и удачное расположение фигур. Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений. Занятия аппликацией при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развлекают, но и обучают и развивают.

 

 

Список литературы

1. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях/ З.А.   Богатырева. М.: Просвещение, 1986.- 152 с.

2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду/ З.А. Богатырева. М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

3. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева.- М.: Просвещение, 1992. - 208 с.

4. Ю.Б. Страна  чудесных ремесел и веселых  мастеров: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного  образования/ Ю.Б. Гомозова, С.А. Гомозова.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009.- 143 с.

5. Гусакова, М.А. Аппликация/М.А. Гусакова. М.: Просвещение, 1987. - 126 с.

6. Гусарова, И.Л. Аппликация в детском саду/ И.Л. Гусарова. М.: Просвещение, 1968.- 250 с.

7. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной  деятельности и конструированию/ Т.С. Комарова. М., Просвещение, 1991 г. - 251 с.

8. Комарова, Т.С., Саккулина, Н.П. Изобразительная деятельность  в детском саду/ Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина. М.: Просвещение, 1982. - 305 с.

9. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в  детском саду/ И.А. Лыкова. М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.

10. Малышева, А.Н., Ермолаева, Н.В. Аппликация в детском  саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. М: Академия  развития, 2002.- 145 с.

11. Панасюк, И.С. Альбом по аппликации. Старшая  группа/ И.С. Панасюк. М: Сфера, 2008, - 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие технических навыков и умений детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления аппликаций.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовани...

Приказ-об-итогах-проведения-фестиваля-научно-технического-творчества-и-прикладного-искусства-"От-замысла к творчеству"

Приказ-об-итогах-проведения-фестиваля-научно-технического-творчества-и-прикладного-искусства-От-замы...

Педагогический проект «Внедрение LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, как средство приобщения к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков»

     Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Согласно реализации Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Росси...

"Индивидуализация детского воплощения замысла: педагогические провокации"

Чтобы говорить об индивидуализации ребенка, требуется дать определение этому процессу. Итак, индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из о...

Инновационный проект по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста «Конструируем – от замысла к воплощению»

Инновационный прект по развитию конструктивно - технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста "Конструируем  - от замысла к воплощению"...

Семинар - практикум на тему: "Сущность и значение аппликации для ребенка дошкольника. Технические приемы в аппликации.»

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезывании различных форм и закрепления их на материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ художественны...

Представление опыта работы по теме «Конструирование в детском саду – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков»

Педагоги ДОУ, призваны зародить интерес к инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое  формируется на основе научно-технической деятельности. Конструирован...