"Индивидуализация детского воплощения замысла: педагогические провокации"
методическая разработка

 Чтобы говорить об индивидуализации ребенка, требуется дать определение этому процессу. Итак, индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. В общих положениях ФГОС одним из  основных принципов, направленных на развитие индивидуализации дошкольного образования является:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания.

Поэтому целью педагога является: создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

Так что такое  ПРОВОКАЦИЯ? Провокация это какое-то действие воспитателя, которое пробуждает интерес детей и направляет их в деятельность. Провокация создает ребенку пространство для мышления,  творчества и исследования. Провокации бывают «короткие», которые  можно решить сейчас или через короткое время и «долгосрочные», которые можно, например, исследовать несколько дней, но обязательно опирающиеся на интересы детей.

Подготовить для детей провокацию, это значит, что ребенок: увидит сам, и сможет потрогать, ощутить, порассуждать.

Почему говорим педагогическая провокация? Потому что  в результате, не навязывая, мы развиваем, воспитываем, обучаем.

Этот материал будет полезен не только для педагогов ДОУ, но может использоваться и педагогами в школах как при работе с детьми, так и при организации семинаров или педсоветов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре-практикуме

Тема:

Индивидуализация детского воплощения замысла: педагогические провокации.

Старший воспитатель Шевцова И.В.

Вывеска на двери «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ» (для участников семинара подготовлена творческая провокация. Педагоги должны сами понять что это за стрелки, зачем столы и принять участие в провокации)

Приготовить для педагогов два стола и стрелки  на полу желтые  от двери до стола № 1 и синие  от двери до стола №2, затем стрелки от столов до стульев, где будут сидеть  все участники семинара.

 Стол №1- карандаши, фломастеры,  листочки разных цветов, клей, салфетки, ножницы, мольберт, на мольберте фломастером нарисовано дерево без листьев,  магниты, скотч, желтые кружочки из бумаги. На мольберте прикреплен ватман с нарисованным стволом дерева.

Стол №2 -  пластилин, соленое тесто, стеки, палочки, шишки, листья, зубочистки, фигурки животных или фруктов (раздаточный материал)

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги.  Мы рады видеть вас сегодня на нашем семинаре.   Вы все сегодня уже участники семинара,  потому что  каждый из вас  уже принял участие  в  ….чем? Конечно в  провокации.

  Как вы можете объяснить что такое провокация? (Это созданная ситуация  одним человеком, которая побуждает другого к какому-то действию). Посмотрите, сколько у нас присутствующих и каждый выбрал для себя свою тропинку и выполнил задание, которое ему захотелось сделать из предложенных материалов. Вы видите различные поделки из природного материала на столе №1 и украшенное вами  дерево у стола №2. А так же разные аппликации, смайлики, цветочки из бумаги. Каждый из вас применил фантазию, творчество.

Итак, тема моего выступления  «Индивидуализация детского воплощения замысла».

Слайд 2 (цель педагога)

 Чтобы говорить об индивидуализации ребенка, требуется дать определение этому процессу. Итак, индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

В общих положениях ФГОС одним из  основных принципов, направленных на развитие индивидуализации дошкольного образования является:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания.

Целью педагога является: создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

Задачи педагога:

-стимулировать творческое проявление и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в различных видах детской деятельности;

-создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;

Вот мы и стараемся создать условия для индивидуализации  каждого ребенка, проводя дни провокаций для саморазвития наших воспитанников.

Каждый из вас  уже проводил в группе дни провокаций.  Они были очень разные. И я думаю, что вам будет интересно узнать о том, какими могут быть эти дни провокаций и какие еще можно провести.

Слайд 3

 «Провокатор в вопросах детства» - таковым считал себя  Лорис Малагуцци на протяжении всей своей жизни.

 Именно он является главным идейным вдохновителем и основателем реджио-педагогики в основе которых лежат провокации. Лорис Малагуцци, на протяжении многих лет руководил в  Итальянской провинции Реджио –Эмилия  городскими детскими садами. Так же он являлся директором образовательных программ. Он опирался на идеи великих мыслителей от образования, таких как  Лев Выгодский,  Мария Монтессори и др.

«Предоставьте ребенку возможности для развития и вы удивитесь сколько потенциала храниться внутри него» Лорис Малагуцци

Так что такое  ПРОВОКАЦИЯ? Провокация это какое-то действие воспитателя, которое пробуждает интерес детей и направляет их в деятельность.

Провокация создает ребенку пространство для мышления,  творчества и исследования.

Провокации бывают «короткие», которые  можно решить сейчас или через короткое время и «долгосрочные», которые можно, например, исследовать несколько дней, но обязательно опирающиеся на интересы детей.

Подготовить для детей провокацию, это значит, что ребенок: увидит сам, и сможет потрогать, ощутить, порассуждать.

Почему говорим педагогическая провокация? Потому что  в результате, не навязывая, мы развиваем, воспитываем, обучаем.

В Реджио-педагогике нет системы жёстких правил. Не бывает «правильных» и «неправильных» провокаций.  Есть только некоторые принципы, которым нужно придерживаться, создавая провокацию.

Слайд 4

Что стоит учесть, создавая провокацию?

  • Это приглашение, а не приказ. Ребенок сам увидел и задумался. А если не заметил, то надо создать ситуацию, как бы невзначай, чтобы он обратил внимание на это.
  • Это может быть что-то простое, например, коробка карандашей, а может быть  целое хорошо продуманное событие или ситуация.
  • Чаще это творческая провокация — это простая, но привлекательная композиция, которая появляется в среде — там, где ребёнок её заметит. Важно, чтобы она разжигала любопытство и желание действовать.
  • Это приглашение к игре. И такая игра может, как поддерживать текущие интересы ребёнка, так и направлять его по новому пути.
  • Это приглашение к творчеству для педагога, потому что выдумывать такие провокации очень увлекательно. А наблюдать за реакцией ребёнка и развитием дальнейшего поведения ребенка ещё интересней!
  • Не нужно объяснять ребёнку, что делать с выставленными материалами или ситуацией! Лучше наблюдать издалека. А если ребёнок просит помощи, сначала расспросить о его собственных соображениях на этот счёт.
  • Всегда провокация готовится заранее, когда детей нет в группе.

Давайте  проанализируем  нашу провокацию:

-Что было приглашением к действию? (стрелки на полу)

-На что направлена данная провокация? (на творчество)

- одинаковые ли были ваши действия? (разные)

Здорово, когда провокация открыта к любому развитию событий. Если ребёнок вдруг начинает делать совершенно не то, что ожидалось (например, идёт кормить кукол камушками из провокации, говоря, что это орехи, а другой  начнет их возить на машине, как кирпичи для стройки, третий начнет выкладывать  узоры и т.д.  «про счёт»), это все равно прекрасно! Кстати, заодно можно увидеть, что важно ребёнку прямо сейчас.

Слайд 5

В зависимости от вида провокации могут быть затронуты все области образовательной деятельности. Например, развитие речи знакомство с художественной литературой.

Слайд  (лиса и журавль)

Приведу один из примеров.

Чтобы заинтересовать детей к художественной литературе рассказ Л.Толстого «Галка и кувшин», подготовить емкости с водой, камешки, книгу с рассказом, перфокарты, стрелки на полу для движения детей. Заинтересовав детей предметами, прочитали рассказ, решили проверить правда ли вода поднимается. Провели опыт, сделали вывод.  Все это способствует проявлению естественной любознательности и творчества ребенка. Затем дети  на перфокартах отмечали стрелочками этапы работы экспериментально – исследовательской деятельности, подводили итог своей работы.

Перфокарта – это индивидуальная карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Внутри перфокарты вставляется чистый лист бумаги для выполнения этого задания. Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – многократное использование. Стоит только поменять лист бумаги, и задание может выполнять уже другой ребенок. А если перфокарту ламинировать, то она будет служить долгие годы.

О других провокациях можно говорить много и придумать много, это зависит от фантазии педагога. Но мне бы хотелось еще остановиться на провокациях, направленных на развитие творческих способностей детей.

Слайд 6 

Это когда появляются предметы для творчества. (Слайд  с тестом, рисованием с натуры)

Слайд 7 (карты провокаторы)

Использование карт-провокаторов. Это когда рядом с  тестом, пластилином, новой игрушкой и т.д. появляются ненавязчиво нам уже знакомые карты-схемы, которыми  многие  педагоги пользуются.

А теперь я хочу показать и немного рассказать о том, какие провокации провели педагоги нашего детского сада.

Слайд 8-16

Провокации:

-для самых маленьких «Дорожка к пеньку» и «Помоги зайке найти овощи»

-а для остальных  групп «Потерянные стулья», «Пропали карандаши», «Потерянные бокалы», «Больной Вини-Пух», «Потерялись папки с канцелярией», «Игрушки разбросаны», «Игрушки потерялись», «Потерялись краски», «Листья прилетели», «В кранах нет воды», «Потерялись прописи».  Сколько фантазии проявили педагоги, подготавливая провокации. Здесь проводились и квест-игры, беседы, КВН, соревнования. Дети рассуждали, фантазировали, делали выводы, обсуждали и т.д.

Слайд 17

В конце выступления хочется сказать словами Лориса Малагуцци «Ребенок не ящик, который  нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого  нужно как можно больше вытащить».  Я желаю вам творчества, фантазии.  А значит,  детям с вами будет интересно.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Индивидуализация детского воплощения замысла » 2021 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» Шевцова Ирина Владимировна с тарший воспитатель

Слайд 2

Цель педагога: создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности. . И ндивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

Слайд 3

«Провокатор в вопросах детства» Ребенок – не пустой сосуд, и тем более не что-то, что нужно переделать» Лорис Малагуцци , основатель реджио -подхода Провокация - это какое-то действие воспитателя, которое пробуждает интерес детей и направляет их в деятельность.

Слайд 4

Что стоит учесть, создавая провокацию ?

Слайд 5

Приобщение к литературе и исследовательской деятельности. «Галка и кувшин» Л. Толстой

Слайд 6

Провокация с соленым тестом Рисование с натуры

Слайд 7

Схемы-провокаторы Карты-провокаторы Мнемотаблицы

Слайд 8

«Дорожка к пеньку» 1 мл. гр «Карамельки» «Помоги зайке найти овощи» г р. раннего возраста «Пчелки»

Слайд 9

«Потерялись стулья» 2 мл. группа «Светлячки» « П ропали карандаши» 2 мл группа «Пчелки»

Слайд 10

«Потерялись папки с канцелярией» разновозр . гр «Лучики» «Игрушки разбросаны» с ред. г р. «Дельфинята»

Слайд 11

«Игрушки потерялись» старш . г р. «Ранетки»

Слайд 12

«Потерялись краски» с тарш . гр «Подсолнушки» «Листья прилетели» подгот . г р. «Семицветики»

Слайд 13

«В кранах нет воды, сломался кран» с тарш . гр «Радуга»

Слайд 14

«Потерянные прописи» с тарш . гр «Звездочки»

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технические навыки по аппликации для воплощения замысла

Содержание Введение 1. Значение технических навыков по аппликации для воплощения замысла 2. Анализ программных требований по аппликации по программе старшей и подготовительной групп 3. ...

Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика) «Посмотрим в окошко»

Цель диагностики: выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) - рассматривание вида из окна через видоис...

Сообщение "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М. Монтессори"

Статья "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М.Монтессори"...

Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика) «Улетает наше лето»

Цель: Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции. ...

Опыт работы «Индивидуализация образовательного процесса как педагогическая технология»

Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных о...

МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Педагогическая практика: «Я умею, Я могу, Я люблю, Я научился!» (поддержка детской инициативы и самостоятельности)

Направление практики:-построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов.Актуальность:- развитие индивидуальных способностей каждого ребенка;- максимальная помощь в ...