Сообщение "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М. Монтессори"
статья

Блошенко Любовь Васильевна

Статья "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М.Монтессори"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloshenko_l.v.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Е. С. Клюкович

Л.В. Блошенко

МБДОУ «ДСОВ №75»,

МО г. Братск

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ М.МОНТЕССОРИ

На сегодняшний день система итальянского педагога М. Монтессори  - одна из самых востребованных  методик  развития ребенка. Не даром девизом Монтессори - педагогики стали слова ребенка, обращенные к педагогу: «Помоги мне это сделать самому».

В нашем детском саду реализуется этот метод, который заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача педагога – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. Поэтому роль педагога не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной образовательной деятельностью детей. Мы признаем за ребенком стремление к самостоятельности.

Важной инновацией М. Монтессори создание оригинального образовательного процесса для дошкольников, построенного на признание за каждым  ребенком право на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфические способы овладениями знаниями.

Метод включает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые привлекательны, просты в применении, соответствуют естественным возрастным особенностям  ребенка. Все пособия обязательно изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания (около ста лет).

Возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка.

В нашем дошкольном образовательном учреждении создана специально подготовленная развивающая  среда (Монтессори-класс), в котором тот находит все необходимое для своего развития, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения с различными предметами.

Монтессори-класс охватывает ряд зон:

Зону практической жизни – имеет особенное значение для маленьких детей. Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учиться следить за собой и своими вещами.

Зону сенсорного развития - дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей.

Зоны– языковую, математическую, географическую, обеспечивают материалы, основной целью которых является умственное развитие ребенка.

Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации.

Подготовленная среда является условием развития и обучения детей и позволяет каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе.

Важные принципы которые мы реализуем:

  1. Принцип условий свободы развития ребенка:
  2. Принцип концентрации внимания.
  3. Принцип специально подготовленной обучающей среды.
  4. Принцип сензитивности.
  5. Принцип особого места педагога в системе образования.
  6. Принцип ограничения и порядка.
  7. Принцип индивидуализации обучения.

        Еще одним важным принципом педагогике М. Монтессори мы   считаем принцип социального воспитания и интеграции.

В сформированные группы мы включаем детей с разницей в возрасте в три года (с 3 до 7 лет). Они способствуют развитию ролевой дистанции, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей. Среди детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей. Старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других.

В подобных группах, естественнее формируются и развиваются социальные навыки; работа с материалами более старших детей становиться мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших. Педагог в этом случае освобождается от дополнительных усилий, направленных на возбуждение интереса к материалу, на активизацию детей к деятельности.

На наш взгляд важно, то обстоятельство, что в разновозрастной группе нет оснований для сравнения детей друг с другом, отсутствуют оценки как таковые. Хорошей «оценкой» для ребенка является самоконтроль, который содержит сам дидактический материал. Допущенная ошибка не давлеет над ребенком, а стимулирует его к новым манипуляциям с материалом и движет его к самостоятельному тренингу. Ребенок не нуждается в похвале. Похвалой для ребенка будет подтверждение правильности выполненного упражнения через самоконтроль.

Задачей педагога является, прежде всего – предоставлять в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как с ними обращаются. Такими средствами являются автодидактические, т.е. самообучающие Монтессори - материалы, с которыми ребенок работает сначала по показанному педагогом образцу, а затем самостоятельно выполняет различные, в том числе придуманные им самим упражнения.

Одним из наиболее часто применяемых способов введения новых понятий является так называемый трехступенчатый урок. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас.

Структура трехступенчатого урока.

1 ступень – это ступень знания.  Здесь ребенку даются новые знания, понятия. Взрослый говорит ребенку названия предметов, свойств или количеств: « Что это?» Чтобы у ребенка закрепилось это знание, существует 2 ступень.

2 ступень – это уровень опыта. Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени. На этой ступени взрослый дает ребенку задания типа: «Дай мне … Покажи мне…». Выполняя задания, ребенок не просто пассивно созерцает предметы, но активно действует с ними. Это практическое выполнение. При этом взрослый не предполагает, что ребенок сможет выразить свое действие словами. Ребенок только покажет. На этом уровне ребенок усваивает. Эта ступень самая важная, так как на ней происходит обучение! Она самая длительная и может длиться на протяжении года. Пока взрослый не поймет, что ребенок понял и усвоил знания, он не может перейти к третьей ступени.

3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения.

На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный. Чтобы способствовать этому, учитель указывает на предмет и задает вопрос: «Что это?» или «Какой это?». Здесь ребенок уже должен сказать, что это. Он отвечает, а не только показывает.

Важный момент – взрослый не дает ребенку этот тест, пока не будет уверен, что он справится. Трехступенчатый урок проводится, как правило, с не более чем тремя новыми предметами или понятиями.

Организующая функция – педагог создает подготовленную среду, которая «должна содержать средства для самовоспитания» и предоставлять детям возможность свободы движений, свободы выбора материала места и длительности работы с ним, а также право заниматься какой-либо полезной деятельностью индивидуально или с партнерами.

Монтессори - педагогика является целостной образовательной системой, эффективность которой подтверждена многолетним опытом успешной практической работы с детьми.

На выходе из ДОУ, наши будущие первоклассники обладают наибольшими способностями: развитие психических процессов, социально-коммуникативными навыками, имеют высокий уровень психологической готовности к школе.

Литература

  1. Монтессори М. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. М., 2014.
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию. М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М.Монтессори"

Статья для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений «Пути  повышения  эффективности формирования элементарных количественных представлений  дошкольников посредством использов...

Принцип индивидуализации в организации педагогического сопровождения одаренных детей

Как в современных условиях педагогу эффективно организовать образовательную деятельность,  руководствуясь, на первый взгляд, взаимоисключающими принципами: стандартизации и индивидуализации. В ст...

Статья "Реализация принципа индивидуализации через использование инновационных технологий в речевом развитии детей"

В статье идет речь о реализации принципа индивидуализации  в речевом развитии детей, о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: ме...

«Индивидуализация личности ребенка посредством технологии А. Бостельмана «Я! Портфолио дошкольника» (опыт работы)

laquo;Индивидуализация личности ребенка посредством технологии А. Бостельмана«Я! Портфолио дошкольника»(опыт работы)...

Иновационно – образовательное пространство группы ДОУ Посредством внедрения технологии М.Монтессори.

Совершенствование образовательного пространства группы детского сада, организация его в соответствии с современными запросами общества, создание неповторимого облика образовательного уч...

Опыт работы «Индивидуализация образовательного процесса как педагогическая технология»

Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных о...