Принцип индивидуализации в организации педагогического сопровождения одаренных детей
статья на тему

Гайнулина Анна Игоревна

Как в современных условиях педагогу эффективно организовать образовательную деятельность,  руководствуясь, на первый взгляд, взаимоисключающими принципами: стандартизации и индивидуализации. В статье рассматривается понятие "индивидуализация", представляется опыт педагога по организации работы с одаренными детьми. Предлагаются методы и методики, помогающие воспитателю  выявить предпосылки к саморазвитию личности ребенка, предлагается  форма  "Индивидуального маршрута сопровождения воспитанника". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyaodarennyyrebenok2.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип индивидуализации в организации педагогического сопровождения одаренных детей

      В вопросе развития дошкольников педагог руководствуется, на первый взгляд, взаимоисключающими принципами: стандартизации и индивидуализации.

     Однако Федеральные Государственные Образовательные Стандарты не ограничивают педагогических работников в выборе форм организации образовательного процесса.

     Что более всего вызывает интерес ребенка? То, что приносит ему успех, повышает его самооценку. Выявив интерес воспитанника, я постаралась создать для него такую среду, в которой этот ребенок получает содержание, которое способствует его развитию. Представим схематично образовательный процесс при реализации принципа стандартизации: (схема 1). Все воспитанники должны получить определенный набор знаний, навыков, умений, который предлагает педагог (стандартное содержание)

схема 1

     Иначе выглядит взаимодействие при индивидуализации (схема 2). Каждый воспитанник получает содержание, которое базируется на его субъективности, личной заинтересованности, познавательной активности.

схема 2

       Важным для педагога в данной ситуации становится - проявить внимательность и наблюдательность, чтобы заметить и развить в детях их познавательную активность.

         В арсенале педагога ДОУ много методов и методик, помогающих ему выявить предпосылки к саморазвитию личности ребенка.

Наблюдение за воспитанниками в процессе совместной деятельности и при их самостоятельной занятости  позволило мне выявить определенный круг детей, которые в равных условиях проявляли  более высокий темп, легкость усвоения и быстроту продвижения в освоении того или иного вида деятельности, что является  существенным показателем значительности способностей (одаренности). Особенно значимым является то, что данные дошкольники проявляют личное стремление к интересным для них видам деятельности. В процессе освоения дети не только овладевают новыми знаниями, навыками и умениями, у них развиваются и закрепляются психические процессы, которые становятся доступными переносу с одного материала на другой и закрепляются в индивиде.

Помимо метода наблюдения, для выявления одаренности дошкольников мною активно используются опросники для педагогов и родителей, в том числе "Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А.А. Лосевой", "Опросник креативности Дж. Рензулли в адаптации Е.Е. Туник" и методика «Карта одаренности», разработанная А.И. Савенковым.  На основании полученных экспертных данных составлены  «профили одаренности», что дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребенком. Пример "профиля одаренности" одного из воспитанников представлен в таблице № 1

Таблица 1

"Профиль одаренности" воспитанника группы "Лесная сказка" МКДОУ № 7 "Брусничка" __________

(составлен на основе методики "Карта одаренности" А.И. Савенкова)

  1. Интеллектуальная

8

  1. Творческая

13

  1. Академическая

11

  1. Художественно-изобразительная

12

  1. Музыкальная

3

  1. Литературная

6

  1. Артистическая

12

  1. Техническая

10

  1. Лидерская

14

  1. Спортивная

14

Организация дальнейшей работы по повышению качества психолого-педагогического сопровождения одаренных детей видится в следующем:

1.   Обучение воспитателей, психологов и родителей (курсовая подготовка, проведение семинаров и  мастер-классов, самоподготовка).

2. Составление "карт одаренности", "индивидуальных маршрутов сопровождения одаренных детей" и организация работы в соответствии с "маршрутами". Пример "маршрута" представлен в таблице № 2.

3.   Проведение промежуточных и итоговых обсуждений результатов работы (мини-педсоветы, итоговые педсоветы).

Таблица 2

Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника группы "Лесная сказка" МКДОУ № 7 "Брусничка" __________

Направления ИППС*

Диагностическое

Развивающее

Консультационно- просветительское,

психопрофилактическое

Мотивационное

Участники

воспитанники

Отражаются мероприятия, направленные на развитие значительных способностей воспитанников, в соответствии с составленными "профилями одаренности". В строках "педагоги" и "родители" перечисляются виды деятельности, повышающие роль указанных участников в вопросе ИРЛ (индивидуального развития личности)

педагоги

родители

*ИППС- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение

    Форма индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) утверждается локальным нормативным документом. Особое внимание следует обратить на то, что ИОМ является документом общего доступа. Следовательно, не предполагает внесение в него информации, подпадающей под действие Закона о защите персональных данных.

      Для осуществления образовательного процесса с одаренными детьми мною использовались, в том числе, материалы Всероссийского турнира «ПОНИ – готовься к школе!».

Критерием эффективности совместной работы по выявлению и поддержке одаренных детей, на мой взгляд, является  удовлетворенность детей своей деятельностью, повышение уровня индивидуальных достижений детей: доля участников районных, областных, региональных, всероссийских, международных фестивалей и конкурсов и доля  победителей районных, областных, региональных, всероссийских, международных фестивалей и конкурсов, что отражается в персональных портфолио воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей

в презентации даны: характеристика одаренности, методики диагностирования детской одаренности...

программа "Маленькие умнички" психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

В творческой презентации представлен мой актуальный  педагогический  опыт  «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...

Презентация "Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"

 Материал предназначен для педагогов-психологов городского методического объединения г. Лобня для разъяснения построения модели работы с одаренными детьми. Разработана на основе анализа &q...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛОНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Проведен практический анализ психолого-педагогического развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении. Показана стратегия и работа по созданию социально-психологических условий д...

«Педагогическое сопровождение одаренных детей в процессе организации художественно-эстетической деятельности».

Художественно-эстетическая одаренность – это внутренне обусловленная способность человека к эстетическому познанию и освоению мира, к созданию нового продукта, способного воздействовать на духов...

Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации

Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации...