Опыт работы «Индивидуализация образовательного процесса как педагогическая технология»
методическая разработка

Исаева Юлия Евгеньевна

 

            Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы «Индивидуализация образовательного процесса как педагогическая технология»  

Исаева Ю.Е., воспитатель МБДОУ №2

            Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

            Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.

            Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ связаны с переориентацией современного дошкольного образования с подхода на усвоение ребенком знаний на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка.

            Я определила для себя цель: создание условий образовательных отношений, способных помочь воспитанникам стать самостоятельными, инициативными и уверенными в себе.

            Поставила следующие задачи:

  • Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
  • Изменение содержания образовательной деятельности;
  • Организация предметно - пространственной среды;
  • Организация взаимодействия детского сада с семьей.

             В соответствии с новыми требованиями   осуществляю  образовательный процесс на основе индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка, который состоит из четырех этапов:

  1. Сбор информации о ребенке.

Для эффективности педагогических действий провожу диагностику  индивидуального развития дошкольников.

Со своими воспитанниками я использовала следующие диагностики:

  • «Лесенка» - цель: определить самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, в семье).
  • «Два дома» - цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий,  межличностных отношений детей в группе.

Результаты диагностики использую для индивидуализации и оптимизации  образовательного процесса.

Взаимодействие с дошкольниками осуществляю на основе личностно-ориентированного подхода, а именно:

- организую образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей своих воспитанников;

- использую развивающие методы обучения (наглядные, словесные, игровые,  практические), тем самым активно вовлекаю каждого ребенка в различные виды детской деятельности;

- отдаю предпочтение игровым методам обучения и игровым проблемным ситуациям: «Как быть, что делать?» - цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение;

 - целенаправленно использую  метод проб и ошибок;   

- оказываю ненавязчивую помощь в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

- поддерживаю инициативу и самостоятельность детей.

  1. Изменение содержания образовательной деятельности.

             Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство. Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

             С целью индивидуализации педагогического процесса использую следующие компоненты детской субкультуры:

- стенды «Наше творчество», «Именинник», «Мы растем», информационные папки «Учим вместе»;

- «Деловые хлопоты», «Наши интересы», помощники – карточки,  бейджики с изображением роли, которую выбрал  ребенок и исполняет в течение дня или в период образовательной деятельности в центрах детской активности или в др. видах деятельности. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

- создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для сюжетно-ролевых игр – «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Мастерская».

- портфолио ребенка  - формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

  1. Организация предметно - пространственной среды;

 Обеспечиваю максимальную реализацию развивающего предметно-пространственного потенциала группы.  Помещение  группы разделены на центры активности. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности.   Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в центрах, а затем возвращать их на место, центры активности  выделены и обозначены значками, где изображены подсказки для детей.

  1. Организация взаимодействия детского сада с семьей.

   Принцип индивидуализации обучения в детей дошкольного возраста предполагает совершенно новые  интересные, инициативные формы работы с родителями, которые дают возможность каждому родителю быть активным участником организации жизни ребёнка в детском саду. Активно использую формы работы с семьей:

- общение с родителями в сети – интернет (группа «Смешарики»);

- показ различных видов совместной деятельности на дне открытых дверей в ДОУ для родителей;

- тематические выставки «Осень», «Зимние праздники», «День защитника отечества», «Праздник мам», «День Победы;

- фотоминутки: «Наша прогулка», «Мы играем», «Зарядка – это весело»;

- информационные бюллетени «Здоровье», «Времена года»;

 тематические листовки «Сделайте с детьми», «Выучите с ребенком»;

           - анкетирование (начало и конец года) ;

           - педагогические ситуации; педагогические беседы с родителями; тематические консультации;  общие собрания родителей (активное собрание родителей  включает: элементы тренинга,  мастер-классы);

           - коллаж «интересов» (родители оформляют информацию о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д.)

Таким образом, участие родителей в деятельности дошкольного учреждения имеет две стороны: воспитанники осознают, что родители принимают  участие в организации их жизни в детском саду, в тоже время – у родителей появляется возможность больше узнать о своих детях, их достижениях и интересах. Результаты индивидуализации:  

- умение анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков;

- управлять своим поведением и способами общения;

- делать выбор и принимать решения;

- организовывать свою работу;

- извлекать пользу из опыта (своего и других людей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.

  В современном российском образовании усиливается роль воспитанника как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможност...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...

Педагогический совет «Индивидуализация образовательного процесса»

Представляю сценарий, разработанного и проведенного мной Педагогического совета - дискуссии 15 декабря 2016 г....

Методическая разработка для педагогов ДОУ на тему: «Внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий и программ»

Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогноз...

Проектная работа " Индивидуализация образовательного процесса в работе с педагогами ДОО"

Данный проект направлен на организацию эффективного педагогического поиска путей по совершенствованию качества образовательного процесса в ДОО...