Описание педагогической практики
методическая разработка

Васько Татьяна Владимировна

Ведение педагогических наблюдений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_praktiki_vasko_t.v._kondrateva_i.s._1.docx231.95 КБ

Предварительный просмотр:

                         Описание практики от МБДОУ д/с № 23

  1. Название практики «Индивидуализация образовательного процесса через ведение педагогических наблюдений».

Авторы: воспитатели - Кондратьева Ирина Сергеевна, Васько Татьяна Владимировна.

  1. Тип представленной практики: педагогическая практика 
  2. Ключевые слова практики: индивидуализация образовательного         процесса, педагогические наблюдения.

4. Целевая аудитория (на какую группу участников образовательной деятельности направлена практика):

- воспитанники

- воспитатели

    - специалисты ДОУ

    5. Проблема (актуальность), на решение которой направлена практика.

        Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. 

       6. Цель, ключевые задачи, на решение которых направлена практика (решение задач относительно целевой группы). 

Цель индивидуализации – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. Создать условия для развития ребенка не только с учетом особенностей усвоения им программы, его интересов и склонностей, но и - особенностей его характера, темперамента, эмоциональной сферы, жизненной ситуации, взаимоотношений с детьми и взрослыми и т. д.

Цель педагогического наблюдения: целенаправленное планирование изменений в условиях, в формах и видах деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей.

Задачи: 

  • Собрать достоверную информацию о процессе обучения и воспитания;
  • Развить профессиональные навыки педагогов, через анализ и оценку педагогической деятельности;
  • Выявить проблемы и трудности воспитанников в процессе воспитания и обучения;
  • Определить эффективность методов и подходов образовательного процесса;
  • Создать условия для благоприятной образовательной среды;
  • Совершенствовать образовательную практику через коррекцию и развитие новых методов и подходов.

 7. Основная идея/суть/базовый принцип практики.

             Индивидуализация достигается за счет учета индивидуальной траектории развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

     8. Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика. Использование технологии педагогических наблюдений по методике Л. В. Свирской. Педагогическое наблюдение позволяет педагогу получить объективную информацию о том, как происходит образовательный процесс, какие проблемы возникают у воспитанников, а также оценить свою работу и внести необходимые корректировки.

          9. Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает практика (соответствие заявленных результатов целям и задачам практики).

Оценка эффективности образовательного процесса

Педагогическое наблюдение позволяет оценить эффективность образовательного процесса, выявить сильные и слабые стороны, определить достижения и проблемы каждого воспитанника. Это помогает педагогам адаптировать свои методы и подходы, чтобы достичь лучших результатов.

Идентификация потребностей ребенка

Педагогическое наблюдение позволяет выявить индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка. Наблюдение за их поведением, реакцией на занятиях и взаимодействием с другими детьми помогает педагогам адаптировать образовательный процесс и предоставить индивидуальную поддержку и помощь.

Развитие профессиональных навыков педагогов

Педагогическое наблюдение способствует развитию профессиональных навыков педагогов. Они могут получить обратную связь от коллег и экспертов, анализировать свою работу и искать пути для улучшения. Наблюдение также позволяет обмениваться опытом и идеями с другими педагогами, что способствует профессиональному росту.

Коррекция и развитие образовательной практики

Педагогическое наблюдение помогает выявить проблемы и недостатки в образовательной практике и разработать меры для их устранения. Оно способствует развитию новых методов и подходов, а также адаптации существующих под конкретные потребности воспитанников. Таким образом, педагогическое наблюдение способствует постоянному совершенствованию образовательной практики.

Создание благоприятной образовательной среды

Педагогическое наблюдение помогает создать благоприятную образовательную среду, где дети могут чувствовать себя комфортно и мотивированно для обучения. Наблюдение за взаимодействием детей, их эмоциональным состоянием и уровнем вовлеченности позволяет педагогам адаптировать условия воспитания и обучения, создать поддерживающую и стимулирующую атмосферу.

10. Способы/средства/инструменты измерения результатов практики. В своей практике мы используем индивидуальные карты развития детей от 3 до 7 лет (разработаны ФИРО, авторы проекта В.К. Загвоздкин, И.Е. Федосова, автор-составитель Е.Ю.Мишняева). Карта представляет собой комплект бланков для фиксирования результатов наблюдений с перечнем признаков развития детей и выделенными возрастными периодами их первого проявления. Перечень структурирован по пяти образовательным областям развития. Области и направления развития обозначены символами. Признакам развития по каждому из направлений присвоены соответствующие коды, которые могут быть использованы в дальнейшем при написании кратких выводов и рекомендаций. Возрастные диапазоны проявления признаков развития выделены в карте заливкой соответствующих ячеек.

https://img.labirint.ru/rcimg/94dd7b40b22c988c6af634bd95402dd6/1920x1080/comments_pic/1821/origin_0_9867412bda12dde0ef801bd253c57af3.jpg?1526864997C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DI02.497\20231015_123509.jpg

             11. Что изменится в результате реализации практики масштаб изменений (уровень группы, ДОУ, городской системы образования, региональной и т.д.)                                                                   

                   Проанализировав педагогические наблюдения, воспитатель сможет поощрить и расширить проявленный ребенком интерес, поддержать его действия. Видеть конкретные изменения в физическом, познавательном, социальном, эмоциональном развитии ребенка с течением времени; внести изменения в развивающую среду и в свои действия; внести изменения в учебный план для того, чтобы индивидуализировать образовательный процесс. Педагогическое наблюдение является важным инструментом в педагогической практике, позволяющим получить информацию о процессе обучения и воспитания. Оно помогает воспитателям и педагогам ДОУ анализировать и оценивать свою работу, выявлять проблемы и разрабатывать пути их решения. Педагогическое наблюдение играет важную роль в повышении качества и индивидуализации процесса образования, позволяя выявлять и устранять недостатки в образовательном процессе и создавать условия для успешного развития ребенка.

          12. Указать с какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться. В процессе реализации ведения педагогических наблюдений испытывали трудности в правильной фиксации наблюдений, так как фиксироваться должны только факты, при этом педагог не должен давать оценочных суждений.

13. Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей практикой:

- консультации

- мастер-класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание тьюторской практики в ДОУ с применением инновационной технологии картирования

Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений ...

Описание образовательной практики «Интеграция познавательно – исследовательской и продуктивной видов деятельности, как эффективное средство для развития и поддержки детской игры»

На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения з...

Описание образовательной практики "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества."

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных направлений дошкольного образования является «развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности»....

Описание педагогической практики «Возможности развития образовательной среды в разновозрастной группе»

Практика включает способы развития образовательной среды  в разновозрастной группе через обеспечение успешного общения детей.  Выстраивается с учетом индивидуальных особенностей и интересов ...

«Описание реализуемой психолого-педагогической практики»

Социально-психологический проект "Доброта"...

Описание педагогической практики "Адвент- календарь, как инновационная форма патриотического воспитания дошкольников"

Адвент - календарь – это тематический календарь обратного отсчёта, в котором последний листок (окошечко, иллюминатор, карман) — день наступления праздника, или какого-то иного события, при...

Описание педагогической практики "Адвент- календарь, как инновационная форма патриотического воспитания дошкольников"

Адвент - календарь – это тематический календарь обратного отсчёта, в котором последний листок (окошечко, иллюминатор, карман) — день наступления праздника, или какого-то иного события, при...