Конспект НОД по лепке "Птицы прилетели, стали гнезда вить!"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Тараканова Аксана Александровна

Интегрированное занятие по познавательному и художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ptitsy_prileteli_stali_gnezda_vit.docx380.13 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию (лепка)

в подготовительной  группе

«Птицы прилетели, стали гнезда вить»

Цель: закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Задачи:

Образовательные: упражнять детей в умении группировать предметы на живую и неживую природу; рассказать о дне 22 марта – дне весеннего равноденствия, продолжать знакомить с народными приметами; расширить знания детей о жизни птиц весной (вьют гнезда). Учить детей лепить из глины птичку, передавать овальную форму тела, круглую голову, учить оттягивать хвост, прищипывать клюв; учить строить гнездо из «веток», выдавленных при помощи чеснокодавилки либо из колбасок, раскатанных между ладонями; продолжать учить делить пластилин на кусочки, пользоваться стекой.

Развивающие: развивать познавательную активность, обогащать словарный запас; развивать память, внимание, воображение.

Воспитательные: через элементы театрализации, отрывки произведений известных писателей воспитывать в детях эстетическое восприятие природы; воспитывать бережное отношение к окружающей среде; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулке, чтение художественной литературы.

Оборудование: кукла «Весна», иллюстрации скворца, жаворонка, грача; картинки медведь, солнышко, бабочка, облако, дождь, машина; презентация «Гнёзда птиц», аудиозапись «Голоса птиц».

Материалы для лепки птички в гнезде: соленое тесто, баночка с водой, стек, чеснокодавилка,  краски гуашь (синяя, коричневая, желтая, белая, черная), кисть, лист бумаги. Для росписи готовой работы можно использовать акриловые краски, тогда не придется покрывать изделие лаком.

 Ход занятия:                                  

Звучит музыка.

        Воспитатель: ребята, у нас сегодня гости! А кто к нам пришел и о чем мы будем сегодня говорить вы узнаете, если правильно отгадаете загадку:

                                    Рыхлый снег на солнце тает,

                                    Ветерок в ветвях играет.

                                    Звонче птичьи голоса,

                                    Значит, к нам пришла… (ВЕСНА)

Появляется кукла «Весна», здоровается с детьми.

         Воспитатель:  Посмотрите на неё. Какая она - Весна? (Весёлая, яркая, молодая, красивая, нежная). Почему Весну так называют? Какие весенние месяцы вы знаете?  Молодцы!

          Воспитатель: поговорим о самом  прекрасном времени года – весне! Сегодня вам нужно будет вспомнить о тех  наблюдениях, которые мы провели на прогулке. У нас необычное занятие, нам придётся много работать и ответить с вами на вопрос: нуждается ли природа в нашей заботе и охране? За правильные ответы Весна будет награждать зелёными листочками.

На магнитной доске картинки (медведь, солнышко, бабочка, облако, дождь, машина).

          Воспитатель: назовите объекты, изображённые на доске. Посмотрите внимательно, и скажите, что здесь по-вашему лишнее. (машина) Почему? Подумайте, на какие группы можно распределить все остальные объекты.  (1 группа – живая природа, 2 группа – неживая природа). К доске по очереди выходят дети, распределяют картинки и обосновывают своё решение.

Вывод: на нашей планете существует живая и неживая природа. Что мы относим к живой природе? К неживой?

Пришла весна. На чистом голубом небе сияет яркое солнышко. Дни стали заметно длиннее. По утрам еще стоит небольшой мороз, но чем выше поднимается солнце, тем становится теплее, быстрее тает снег. Днем весеннее солнце греет все сильнее, всюду текут ручьи. Весенняя звонкая капель и ручейки – первые вестники весны и приближающегося тепла. А с ним приходит радость и новая жизнь.  С приходом весны весь мир наполняется музыкой. Звон капели, журчание ручьев, веселое щебетание птиц – все говорит о наступлении тепла и радостных перемен. Снега с каждым днем становится все меньше. Он исчезает под теплыми солнечными лучами. В воздухе появляется запах весны.                              

Сейчас идёт первый месяц весны – март. Вспомните свои наблюдения на прогулке и скажите, какие признаки весны мы видели.  

По плану: 1. Небо (голубое, чистое, светлое)

                   2. Солнце (яркое, теплое, желтое)

                   3. Снег (темный, твердый, грязный, тяжелый, липкий)

Кукла «Весна» благодарит детей и дает зеленый листочек.

           Воспитатель: всё, что вы сказали – это изменения в какой природе? А какие же изменения произойдут в живой природе?

«Весна» махнула волшебным платочком – и мы в лесу.

Физкультминутка: «В путь»

В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом).

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки (Идут топающим шагом).

По прямой дорожке.

По узенькой дорожке (Идут на носках).

Пойдут тихонько ножки.

Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).

В лес весенний прибежали.

         Воспитатель: Сейчас мы послушаем разговор двух животных. Догадайтесь, кто бы это мог быть?

Два подготовленных ребёнка инсценируют рассказ Виталия Бианки «Почему медведь проснулся?»

          Воспитатель: Почему же медведь проснулся? Какие изменения происходят весной в жизни диких животных?

Ещё один взмах «Весны» волшебным платочком – и мы в поле.

Звучит аудиозапись « Голоса птиц».

        Воспитатель:  а что это за птицы мы узнаем, отгадав загадку.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей  (грач, иллюстрация грача).

Что делают грачи на полях? А селятся ли грачи в городах? Где они находят себе корм? Расскажите, где строят гнезда перелетные птицы?  (Гнездятся грачи обычно на высоких деревьях целыми колониями). Почему именно весной птицы выводят птенцов? (Тепло и много корма).

Весной люди радостно сообщают друг другу: «Грачи прилетели!» Конечно, грач однозначно знаменует наступление весны. В народе говорят пословицу: Грач на горе – весна на дворе. Но грач еще и необыкновенно полезная птица. Посмотрите, как важно ходит грач весной по полю. Он старательно вытаскивает клювом из распаханной земли насекомых. Грач - птица прожорливая: много насекомых и их личинок надо ему съесть, чтобы насытиться. Представьте себе, как много вредителей уничтожит колония грачей в несколько сотен птиц!

Снова взмах волшебным платочком «Весны» – и мы оказались в парке. И там тоже птицы.

        Воспитатель: кто это поёт и щебечет? Как вы думаете, почему так весело поют птицы? У нас в гостях ещё один гость. Посмотрите кто это? (иллюстрация скворца). «Прилетел скворец  и зиме конец» или «Увидал скворца – знай: весна у крыльца» - говорят пословицы о начале весны. «Он прилетает каждый год туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, а все же голос свой имеет» - эта замечательная загадка о скворце. Оказывается, он умеет подражать голосам разных птиц. Где живут скворцы? Какой у них домик? Приходилось ли вам видеть скворечник? Где?  Кто их делает? Скворечник делают из досок. С одной стороны доску обстругивают, а внутри домика нет. Это для того, чтобы птичкам было удобно выбираться из скворечника. На дно насыпают стружку или опилки. А крыша у скворечника свободно снимается, для чистки его человеком. Домик должен быть плотно сколочен. Иначе, если будут щели, то птенцы могут простудиться и погибнуть.

А есть ли птицы, которые сами себе делают домики? (иллюстрация жаворонка)

         Воспитатель: Праздником близкой весны считается прилет птиц к родным гнездовьям. В деревнях 22 марта справляли детский праздник сорок сороков. Все верили, что в этот день - 22 марта «день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». По обычаю пекли из ржаного теста фигурки птиц - «жаворонков» - певцов полей. Мальчишки бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали их вверх, ловили их с громкими криками:

Жаворонки, жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну-красну!

Зима надоела

Весь хлеб поела.

        Жаворонки - перелетные птицы, улетают на зимовку относительно недалеко и одними из первых возвращаются весной назад. Первыми летят взрослые самцы, они занимают первые проталины, где держатся небольшими группами. Самцы очень территориальны, они отгоняют появившихся соперников со своей гнездовой площади. Как эти домики называются? (гнезда) Посмотрите внимательно на гнездо. Из чего оно сделано? Птицы мастерят свои гнёзда из веток, травинок и даже из глины. А кто знает, для чего они строят гнёзда? Правильно. Чем птицы кормят птенцов? Где они находят насекомых? А как же быть птицам зимой и весной, когда насекомых нет? О птицах нужно заботиться, устраивать для них кормушки, строить скворечники.

         Воспитатель:  Итак, мы повторили, какие изменения происходят в живой и неживой природе весной. Посмотрите как много у вас зелёных листочков на столах. А весной листья появляются на деревьях. Давайте прикрепим их к дереву. Посмотрите, какая красота получилась. Настоящее живое дерево. Чтоб дерево выглядело по-весеннему, нужно построить гнезда для птиц на нем! Ребята, из чего мы можем смастерить гнезда? Из веток?! – но у нас нет веток. Давайте мы слепим гнезда. А еще надо вылепить жаворонок, которых по старому русскому обычаю пекли из теста на Руси, и посадим его в гнездо.

           Дети самостоятельно лепят фигурки птиц и их гнезда из теста. Готовые поделки выставляют для просмотра. Их рассматривают и обсуждают.      

Технология лепки:

Из небольшого кусочка коричневого теста делаем лепешку (основа гнезда). Теперь берем чеснокодавилку, кладем в него второй кусочек коричневого теста и выдавливаем. Это будут "веточки" для гнезда (птичка строит свое гнездышко из веток, пуха, шерсти животных, листиков и других природных материалов). И приступайте в "строительству" гнезда, предварительно смочив водой.

http://teddy-love.com/wp-content/uploads/retsept_solenogo_testa_5.jpg   http://teddy-love.com/wp-content/uploads/retsept_solenogo_testa_6.jpg   

Лепим птичку. Голубое тесто делим на два кусочка большой и маленький. Из большого кусочка катаем шарик, из шарика делаем форму капельки. Делаем хвостик. Двумя пальцами приплющиваем кончик и с помощью стека рисуем полоски (перышки). Лепим крылышки. Маленький кусочек теста делим пополам и катаем шарики, из которых делаем крылышки. С помощью стека делаем красивый край. Из белого теста лепим глазки и клювик (из шарика капелька) птички, яички в гнездо. Приклеиваем детали с помощью воды. Готовую работу ставим сушиться в духовку на пару часов при температуре 50 градусов, можно поставить сушиться и на батарею. Высушенную работу расписываем красками гуашь.

http://teddy-love.com/wp-content/uploads/retsept_solenogo_testa_14.jpg  http://teddy-love.com/wp-content/uploads/retsept_solenogo_testa_15.jpg

        Воспитатель: теперь на нашем весеннем дереве так много гнезд, а значит, нашим жаворонкам есть где выращивать потомство!

        Кукла «Весна» спрашивает: нуждается ли природа в нашей заботе и охране? (ответы детей)

       Воспитатель: предлагаю поиграть! Задание «Весеннее пробуждение природы»: укажите природные явления, характерные для весны. Я буду перечислять весенние приметы, вы внимательно слушайте. Если вдруг я ошибусь, вы топайте ногами. Готовы?

Заяц сменил свой цвет с белого на серый, появились почки на деревьях, белка запасает пищу, птицы вьют гнёзда, прохладно, тает снег, жарко, листопад, начался сев, метут метели, журчат ручьи, ель стоит зелёная, появились насекомые, земля покрыта снегом, солнце светит, но не греет, птицы летят на север, ярче светит солнце, вылупились птенцы, опадают листья, цветут цветы, идут дожди, тепло, мороз, день длинный, распустились почки, медведь спит в берлоге.

       Воспитатель благодарит детей за плодотворную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования "Гнездо"

Нетрадиционные техники рисования :кляксография,"выдувание" из трубочек для сока...

Конспект непрерывной образовательной деятельности На тему: «Гнездо для птички» по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиНа тему: «Гнездо для птички»по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности На тему: «Гнездо для птички» по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиНа тему: «Гнездо для птички»по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»...

Конспект интегрированной НОД « Путешествие к «Ласточкину гнезду » для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создать условия для ознакомления детей дошкольного возраста с Республикой Крым, с его историко-культурными достопримечательностями, путем изучения духовного наследия народов, его населяющих, зна...

Конспект НОД по лепке «Аист в гнезде « в средней группе

Конспект НОД по лепке «Аист в гнезде « в средней группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Какие птицы гнездятся на Ямале.

ЦЕЛИ:• Сформировать представление о птицах, которые живут на Ямале объяснить, почему многие из них прилетают на север каждое лето; рассказать, как они строят свои гнезда, защищаются от враго...

Конспект новогоднего утренника «Новогодние приключения Маши и Вити» старшей группы №1 «Звездочка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №45 «Ручеек»           Конспект новогоднего утренника«...