"Времена года"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Харитонова Елена Валентиновна

Итоговое интегрированное занятие по ознакомлению с природой и изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое интегрированное занятие по ознакомлению с природой и изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности  «Времена года».

Цель: выявить уровень знаний детей на конец учебного года.

Задачи:

Обобщить знания детей о природе, полученные в течение учебного года. Систематизировать знания детей о временах года, деревьях, птицах, обитателях леса. Закреплять умение работать в коллективе. Закреплять приемы лепки.  Продолжать формировать интерес к произведениям живописи. Совершенствовать изобразительные умения. Развивать внимание, память. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, дружелюбие, уверенность в своих силах.

Материал: Воздушный шар; цветные ленточки, привязанные к стульчикам; слайды с правилами поведения в лес; картины с изображением осеннего, весеннего, летнего леса; репродукция картины И. Шишкина «Зимний лес»; 2 корзины, муляжи овощей и фруктов; картины с зимними забавами, бумажные снежинки; картинки насекомых; нарисованная на ватмане полянка; пластилин, доска для лепки, стеки, салфетки.

Музыкальное сопровождение: магнитофон, произведения из цикла «Времена года» П. Чайковского.

Ход занятия::

Воспитатель: Здравствуйте ребята, вот наступил новый день и мы с вами снова собрались в детском саду. Все спокойны, добры, приветливы и ласковы.

Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»!

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть каждое утро длится до вечера!

Ребята, я приглашаю вас в необычное путешествие – в волшебный лес. А волшебный он потому, что в нем встретятся все четыре времени года – и зима, и весна, и лето, и осень, как в сказке. Но чтобы попасть в лес, нам надо вспомнить правила поведения в лесу.

 Дети  называют правила поведения в лесу:

- не жечь костры;

- не ломать ветки деревьев;

- не разорять гнёзда птиц;

- не мусорить;

- не слушать громкую музыку.

Воспитатель: Молодцы! Я надеюсь, что все эти правила мы с вами выполним. Ребята, если лес – волшебный, то и окажемся мы в нем на необычном транспорте – воздушном шаре. Воздушный шар не загрязняет окружающую среду, и сверху видны все красоты природы. Ну, что – полетели!

Дети садятся на стульчики, к которым привязаны цветные ленточки. Ленточки привязаны к воздушному гелевому шарику. Ребята закрывают глаза. Звучит пьеса П. И. Чайковского «Октябрь». Появляется картина с изображением осеннего леса.

Воспитатель: - Вот мы и в волшебном лесу.

Что-то прохладно стало.

Облетели листья с клена,

Клен от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковер лежит.

Е. Авдиенко

- О каком времени года говорится в стихотворении? (об осени)

- Вот мы с вами и в осеннем лесу. Что вам осенью нравится? (осенью собирают урожай, осенью лес разноцветный)

- Чем вас осень может огорчить? (осенью идут холодные дожди и бывает много грязи)

- Что делают осенью животные? (готовятся к зиме)

- Что делают осенью птицы?

Воспитатель: -Прислала нам осень свои дары - спелые плоды. Но все овощи и фрукты оказались в одной корзине. Давайте их разделим: в одну корзину сложим фрукты, в другую – овощи.

Игра «Разложи правильно».

Воспитатель: - Продолжаем путешествие. Садимся на воздушный шар, закрываем глаза.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Декабрь». Появляется репродукция картины И. Шишкина «Зимний лес».

- Что-то холодно стало. Почему? (потому что - зима)

- Да, нас встречает зимний лес.

Такой мороз! Такой мороз!

Берет за нос, дерет до слёз,

Такой мороз здоровый!

Идёт, хрустит дорогой! (Н. Асеев)

- А давайте вспомним, какие животные спят зимой? (медведь, ёж)

- Какое животное зимой меняет серую шубку - на белую? (заяц)

- Кто зимой ходит злой, голодный? (волк)

- А что происходит зимой с деревьями? (деревья зимой не растут, и на них нет листьев).

- Давайте с вами вспомним зимние забавы? (ответы детей).

- А ещё зимой идёт снег. И я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.

Дыхательная гимнастика «Снежинка»

Воспитатель: - Продолжаем путешествие. Садимся на воздушный шар, закрываем глаза.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Март». Появляется картина с изображением весеннего леса.

Воспитатель: -Потеплело! Где это мы?

На полянке у тропинки

Пробираются травинки.

С бугорка ручей бежит

А под ёлкой снег лежит. (Б. Заходер)

Воспитатель: -Дети, когда это бывает? (весной)

- А почему вы решили, что мы в весеннем лесу? (тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярко)

- На проталинках появились первые цветы. А кто скажет, как они называются? (подснежники)

- А что произошло с деревьями? (на деревьях набухли почки, появляются первые листочки)

- Проснулись насекомые. Каких насекомых вы знаете? (бабочка, комар, божья коровка, муха, пчела)

- А давайте отдохнем на весенней лужайке.

ФИЗМИНУТКА.

Разбегайтесь ручьи (дети делают волну рукой)

Растекайтесь лужи (движение рукой от себя)

Вылезайте муравьи (присели, шагают на корточках)

После зимней стужи (шевелят руками, как лапками)

Пробирается медведь (шагают на месте как медведь)

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь (прыгают на месте, машут руками)

И расцвёл подснежник! (поднимают руки вверх, пальцы рук растопырены).

Воспитатель: -Из тёплых стран прилетели птицы. Назовите перелетных птиц. (ласточки, скворцы, грачи)

Воспитатель: продолжаем путешествие. Садимся на воздушный шар, закрываем глаза.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Июнь». Появляется картина с изображением летнего леса.

Воспитатель:- Как жарко стало!

Ребёнок:

Расцвели ромашки, солнце припекает.

Сняли мы рубашки, вместе загораем.

Прячется букашка под листок от солнца,

Очень, очень жарко! Мы пошли купаться! (В. Степанов)

Воспитатель: -Мы прилетели в летний лес. А что вы любите делать летом? (купаться, бегать, кататься на велосипеде, на роликах)

- Летом мы не только отдыхаем, но и ходим в лес, собираем ягоды и грибы. Но надо быть очень внимательными, чтобы лишнее не попало в корзину.

Игра «Четвёртый лишний».

1. ЯГОДЫ: земляника, малина, вороний глаз.

2. ГРИБЫ: опенок, мухомор, лисички, боровик.

(Дети называют, что лишнее в каждом ряду и почему).

Воспитатель: -Теперь я предлагаю слепить ягоды и украсить ими лесную поляну. Садимся за столы и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого, потом поочередно загибаются)

Работа детей за столами.  Воспитатель показывает образец ягоды-земляники, обращая внимание на то, что ягода круглая, а внизу чуть заостренная. Педагог предлагает вспомнить, какими движениями мы будем катать шарики (круговыми). Когда шарики скатали, внизу двумя пальчиками чуть-чуть оттягиваем ягодку. Теперь стекой делаем надрезы –семечки. Затем раскатываем короткие колбаски зеленого цвета и приплющиваем- это листики. Прижимаем листики к нашей ягодке.

-Ребята, приступаем к работе. Только не забудьте засучить рукава.

Индивидуальная помощь детям о необходимости.

По окончании лепки ребята кладут свои ягоды на «лесную полянку».

Воспитатель: -Молодцы! Пора возвращаться в детский сад. Садимся на воздушный шар. Полетели!

- Что вам запомнилось в нашем путешествии? (Ответы детей)

Воспитатель:

Придумала мать дочерям имена

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – все под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля. (А. Кузнецов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Наглядное пособие Времена года, время

Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...

Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»

Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...