Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Понкратова Анна Владимировна

ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК

ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

 

Идеи гуманистической педагогики, как важнейшей основы современного дошкольного образования, предопределяют акцентирование внимания на развитии творческих компонентов личности ребенка, поскольку он как субъект образовательного процесса несет в себе значительный творческий потенциал. Исходя из этого, задача педагога заключается в нахождении путей для его наиболее полной реализации.

Известно, что именно дошкольная ступень образования во многом предопределяет успехи в развитии способностей у детей, в том числе творческих. Особое место в развитии творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста занимает изобразительная деятельность. Она позволяет переводить сложные абстрактные действия из внутреннего плана (невидимого) во внешний (видимый), делая их более понятными.

Наряду с этим изобразительная деятельность в существенной мере позволяет ребенку выражать свой внутренний мир творца, личные ощущения и переживания. Чем раньше будет организована работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного мира дошкольника, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Включенность в творческий процесс приводит к появлению психических новообразований, которые обеспечивают переход личности на более высокую ступень развития.

Развитию воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности способствует обращение к нетрадиционным техникам выполнения изображений на плоскости. Эти техники опираются на необычное сочетание материалов и инструментов. Их несомненным достоинством является универсальность использования. Приемы выполнения изображений с применением таких техник – интересны и доступны в дошкольном возрасте. Именно поэтому рассматриваемые техники вводятся в практику художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Знакомство с этими техниками педагогов ДОУ в процесс курсовой переподготовки способствует росту их профессиональной компетентности.

Рассмотрим нетрадиционные техники выполнения изображений на плоскости, останавливая внимание на следующих трех аспектах:

1. Сензитивном возрасте детей при обращении к той или иной нетрадиционной технике выполнения изображения;

2. Средствах выразительности, обеспечивающих изображению художественные качества.

3. Материалах и инструментах, используемых для выполнения изображений на плоскости с применением нетрадиционных техник;

4. Способах получения изображений на основе использования нетрадиционных техник выполнения изображений на плоскости.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

По материалам курсов повышения квалификации по руководством Шмойлова А.И.

 

I. Рисование жесткой полусухой кистью

 

1. Сензитивный возраст детей: от 4-х лет.

2. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

3. Материалы и инструменты: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный из нее силуэт пушистого или колючего животного.

4. Способы получения изображения: на кисть набирается краска (вода практически не используется), и прикосновениями ее к бумаге заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 

 

II. Рисование пальчиками («пальчики-палитра»)

 

1. Сензитивный возраст детей: от 2-х лет.

2. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

3. Материалы и инструменты: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А 4, салфетки.

4. Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла — рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами — рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

 

III. Рисование ладошкой

 

  1. Сензитивный возраст: от двух лет.

2. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический сюжет.

3. Материалы и инструменты: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А 4, салфетки.

4. Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

 

IV. Обрывание бумаги

 

1. Сензитивный возраст: от трех лет.

2. Средства выразительности: фактура, объем.

3. Материалы и инструменты: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

4. Способы получения изображения: ребенок отрывает от листа кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также подготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данным случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используются на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

V. Скатывание бумаги

 

1. Сензитивный возраст: от трех лет.

2. Средства выразительности: фактура, объем.

3. Материалы и инструменты: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

4. Способы получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_potentsial.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК

ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Идеи гуманистической педагогики, как важнейшей основы современного дошкольного образования, предопределяют акцентирование внимания на развитии творческих компонентов личности ребенка, поскольку он как субъект образовательного процесса несет в себе значительный творческий потенциал. Исходя из этого, задача педагога заключается в нахождении путей для его наиболее полной реализации.

Известно, что именно дошкольная ступень образования во многом предопределяет успехи в развитии способностей у детей, в том числе творческих. Особое место в развитии творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста занимает изобразительная деятельность. Она позволяет переводить сложные абстрактные действия из внутреннего плана (невидимого) во внешний (видимый), делая их более понятными.

Наряду с этим изобразительная деятельность в существенной мере позволяет ребенку выражать свой внутренний мир творца, личные ощущения и переживания. Чем раньше будет организована работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного мира дошкольника, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Включенность в творческий процесс приводит к появлению психических новообразований, которые обеспечивают переход личности на более высокую ступень развития.

Развитию воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности способствует обращение к нетрадиционным техникам выполнения изображений на плоскости. Эти техники опираются на необычное сочетание материалов и инструментов. Их несомненным достоинством является универсальность использования. Приемы выполнения изображений с применением таких техник – интересны и доступны в дошкольном возрасте. Именно поэтому рассматриваемые техники вводятся в практику художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Знакомство с этими техниками педагогов ДОУ в процесс курсовой переподготовки способствует росту их профессиональной компетентности.

Рассмотрим нетрадиционные техники выполнения изображений на плоскости, останавливая внимание на следующих трех аспектах:

1. Сензитивном возрасте детей при обращении к той или иной нетрадиционной технике выполнения изображения;

2. Средствах выразительности, обеспечивающих изображению художественные качества.

3. Материалах и инструментах, используемых для выполнения изображений на плоскости с применением нетрадиционных техник;

4. Способах получения изображений на основе использования нетрадиционных техник выполнения изображений на плоскости.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

По материалам курсов повышения квалификации по руководством Шмойлова А.И.

I. Рисование жесткой полусухой кистью

1. Сензитивный возраст детей: от 4-х лет.

2. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

3. Материалы и инструменты: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный из нее силуэт пушистого или колючего животного.

4. Способы получения изображения: на кисть набирается краска (вода практически не используется), и прикосновениями ее к бумаге заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

II. Рисование пальчиками («пальчики-палитра»)

1. Сензитивный возраст детей: от 2-х лет.

2. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

3. Материалы и инструменты: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А 4, салфетки.

4. Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла — рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами — рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

III. Рисование ладошкой

  1. Сензитивный возраст: от двух лет.

2. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический сюжет.

3. Материалы и инструменты: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А 4, салфетки.

4. Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

IV. Обрывание бумаги

1. Сензитивный возраст: от трех лет.

2. Средства выразительности: фактура, объем.

3. Материалы и инструменты: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

4. Способы получения изображения: ребенок отрывает от листа кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также подготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данным случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используются на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

V. Скатывание бумаги

1. Сензитивный возраст: от трех лет.

2. Средства выразительности: фактура, объем.

3. Материалы и инструменты: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

4. Способы получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками»

В статье педагог делиться опытом работы с детьми дошкольного возраста по использованию нетрадиционных методик...

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками

Большое значение в воспитании и образовании ребёнка имеет художественно-эстетическое воспитание. Оно осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения д...

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками...

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками

Нетрадиционные техники рисования- это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения ...

Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками

Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками...

Консультации для педагогов: «Рисование марлей как нетрадиционная техника рисование в работе с дошкольниками»

Консультации для педагогов:«Рисование марлей как нетрадиционная техника рисование в работе с дошкольниками»...

Консультации для педагогов «Рисование марлей как нетрадиционная техника рисования в работе с дошкольниками»

Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные п...