Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками
статья по рисованию ( группа) на тему

Нетрадиционные техники рисования- это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование в нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение , снимает страх перед процессом рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками

Рисование является одним из важнейших средств  познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Рисование имеет  огромное значение для воспитания и  развития ребенка. Создание изображения  требует целого ряда навыков и  умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Наряду  с рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без кисти — размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т.д.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями  дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, тычок жёсткой полусухой кистью, черно-белый граттаж(грунтованный лият), цветной гратаж, тычкование, тиснение, скатывание бумаги, свеча + акварель, печать по трафарету, оттиск пробкой, оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, оттиск пенопластом, оттиск смятой бумагой, отпечатки листьев, набрызг, монотипия предметная, монотипная пейзажная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, кляксография обычная, восковые мелки + акварель, акварельные мелки.

Многие виды нетрадиционного рисования,  способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.).      Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками.      Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

Нетрадиционные техники рисования:

«Рисование пальчиками» и «Рисование ладошкой»

Данная техника может применяться в работе с детьми с раннего возраста. Техника позволяет овладеть такими видами выразительности, как пятно, точка, короткая линия, фантастический силуэт. Всё просто, ребёнок опускает пальчики в краску или намазывает ладонь краской, с помощью кисточки, а затем начинает фантазировать и творить. После проделанной работы пальчики обтираются салфеткой, а затем гуашь легко смывается.

«Рисуем картошкой»  . Техника рисования картошкой, позволяет получить разноцветные отпечатки, в зависимости от цвета подобранной краски, которые можно перевоплотить в множество идей, от снеговика до целого пейзажа

3. «Восковые мелки + акварель» позволят овладеть такими навыками выразительности, как цвет, линия, пятно, фактура.  Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным

4. «Печать по трафарету»осуществляется следующим образом, мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки. Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

5. «Кляксография обычная» позволит развить фантазию ребёнка, воображению быть многогранным и деятельным. Для создания шедевра понадобиться  бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

6.«Кляксография с трубочкой» отличается от обычной предметом для получения композиции. Способ получения изображения достигается следующим образом, ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

7.«Ниткография» . Для получения необходимого результата, согните и разогните лист белого картона примерно 20х20 см. Возьмите толстую шерстяную нитку длиной около 30 см и окуните ее конец на 8-10 см в густую краску и положите ее между двумя половинками листа. Слегка надавив на лист, водите ниткой. Скажите волшебные слова и посмотрите, что получилось. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

8. «Набрызг» - это что, кажется простым и доступным, но позволит ребёнку быть простым в своих действиях и при этом получать необыкновенный результат. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

      9.«Тычкование». Ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

10. «Монотипия пейзажная» подходит для детей старшего дошкольного  возраста. Данная техника позволяет овладеть такими средствами выразительности, как пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Нетрадиционные техники рисования оказывают положительное влияние на развитие ребёнка, поэтому необходимо использование их в детском творчестве. Данные техники рисования помогают сохранить психическое равновесие ребёнка, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребёнок имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал, творить так, как хочется ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. также укрепляется вера ребёнка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Большое значение имеет внедрение нетрадиционных техник рисования во все сферы деятельности ребёнка. Педагог должны построить работу с детьми так, чтобы на всех этапах возрастного развития ребёнку сопутствовали всё новые и новые методики рисования нетрадиционным способом.

Список литературы:

1.Акулёнок Т.С. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование.

2.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников, М. 1999

3.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М., 2000

4.Давыдова Г.Н  Нетрадиционные техники рисования в детском саду.  2007г.

5.Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей. М, 2002

6.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 192 с.

7.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования, Санкт-Петербург: изд-во «Каро», 2008. – 96 с.

8.Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста., М.: ТЦ «Сфера», 2010. -160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками»

В статье педагог делиться опытом работы с детьми дошкольного возраста по использованию нетрадиционных методик...

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками

Большое значение в воспитании и образовании ребёнка имеет художественно-эстетическое воспитание. Оно осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения д...

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками...

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками

Большое значение в воспитании и образовании ребёнка имеет художественно-эстетическое воспитание. Оно осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения д...

Консультация "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками"

Я использую в работе следующие виды нетрадиционных техник: точечный рисунок, пальчиковая живопись, тычкование, оттиск, печатание, рисование вдвоем, объемная аппликация, рисование по мокрой бумаге,...

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками

Консультация Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками...