Педагогический потенциал нетрадиционных техник для художественного труда в ДОУ
консультация по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Известно, что именно дошкольная ступень образования во многом предопределяет успехи в развитии способностей у детей, в том числе творческих. Особое место в развитии творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста занимает изобразительная деятельность. Она позволяет переводить сложные абстрактные действия из внутреннего плана (невидимого) во внешний (видимый), делая их более понятными.
Наряду с этим изобразительная деятельность в существенной мере позволяет ребенку выражать свой внутренний мир творца, личные ощущения и переживания. Чем раньше будет организована работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного мира дошкольника, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Включенность в творческий процесс приводит к появлению психических новообразований, которые обеспечивают переход личности на более высокую ступень развития.
Развитию воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности способствует обращение к нетрадиционным техникам выполнения изображений на плоскости. Эти техники опираются на необычное сочетание материалов и инструментов. Их несомненным достоинством является универсальность использования. Приемы выполнения изображений с применением таких техник – интересны и доступны в дошкольном возрасте. Именно поэтому рассматриваемые техники вводятся в практику художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Знакомство с этими техниками педагогов ДОУ в процесс курсовой переподготовки способствует росту их профессиональной компетентности.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ
По материалам курсов повышения квалификации по руководством Шмойлова А.И.
I. Рисование жесткой полусухой кистью
1. Сензитивный возраст детей: от 4-х лет.
2. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
3. Материалы и инструменты: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный из нее силуэт пушистого или колючего животного.
4. Способы получения изображения: на кисть набирается краска (вода практически не используется), и прикосновениями ее к бумаге заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск пробкой
1. Сензитивный возраст: от трех лет.
2. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
3. Материалы и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки — их изготавливает педагог или родители.
4. Способы получения изображения: ребенок прижимает печатку, изготовленную взрослыми, к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск печатками из картофеля
1. Сензитивный возраст: от трех лет.
2. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
3. Материалы и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля — их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы).
4. Способы получения изображения: ребенок прижимает печатку, вырезанную педагогом, к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск поролоном
1. Сензитивный возраст: от четырех лет.
2. Средства выразительности: фактура, пятно, цвет.
3. Материалы и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
4. Способы получения изображения: ребенок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
1. Сензитивный возраст: от четырех лет.
2. Средства выразительности: фактура, пятно, цвет.
3. Материалы и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
4. Способы получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются мисочка и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
1. Сензитивный возраст: от четырех лет.
2. Средства выразительности: фактура, пятно, цвет.
3. Материалы и инструменты: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
4. Способы получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
1. Сензитивный возраст: от четырех лет.
2. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
3. Материалы и инструменты: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.
4. Способы получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
1. Сензитивный возраст: от четырех лет.
2. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
3. Материалы и инструменты: свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.
4. Способы получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается не закрашенным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_potentsial.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Известно, что именно дошкольная ступень образования во многом предопределяет успехи в развитии способностей у детей, в том числе творческих. Особое место в развитии творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста занимает изобразительная деятельность. Она позволяет переводить сложные абстрактные действия из внутреннего плана (невидимого) во внешний (видимый), делая их более понятными.
Наряду с этим изобразительная деятельность в существенной мере позволяет ребенку выражать свой внутренний мир творца, личные ощущения и переживания. Чем раньше будет организована работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного мира дошкольника, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Включенность в творческий процесс приводит к появлению психических новообразований, которые обеспечивают переход личности на более высокую ступень развития.
Развитию воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности способствует обращение к нетрадиционным техникам выполнения изображений на плоскости. Эти техники опираются на необычное сочетание материалов и инструментов. Их несомненным достоинством является универсальность использования. Приемы выполнения изображений с применением таких техник – интересны и доступны в дошкольном возрасте. Именно поэтому рассматриваемые техники вводятся в практику художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Знакомство с этими техниками педагогов ДОУ в процесс курсовой переподготовки способствует росту их профессиональной компетентности.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ
По материалам курсов повышения квалификации по руководством Шмойлова А.И.
I. Рисование жесткой полусухой кистью
1. Сензитивный возраст детей: от 4-х лет.
2. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
3. Материалы и инструменты: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный из нее силуэт пушистого или колючего животного.
4. Способы получения изображения: на кисть набирается краска (вода практически не используется), и прикосновениями ее к бумаге заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск пробкой
1. Сензитивный возраст: от трех лет.
2. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
3. Материалы и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки — их изготавливает педагог или родители.
4. Способы получения изображения: ребенок прижимает печатку, изготовленную взрослыми, к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск печатками из картофеля
1. Сензитивный возраст: от трех лет.
2. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
3. Материалы и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля — их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы).
4. Способы получения изображения: ребенок прижимает печатку, вырезанную педагогом, к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск поролоном
1. Сензитивный возраст: от четырех лет.
2. Средства выразительности: фактура, пятно, цвет.
3. Материалы и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
4. Способы получения изображения: ребенок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
1. Сензитивный возраст: от четырех лет.
2. Средства выразительности: фактура, пятно, цвет.
3. Материалы и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
4. Способы получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются мисочка и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
1. Сензитивный возраст: от четырех лет.
2. Средства выразительности: фактура, пятно, цвет.
3. Материалы и инструменты: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
4. Способы получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
1. Сензитивный возраст: от четырех лет.
2. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
3. Материалы и инструменты: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.
4. Способы получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
1. Сензитивный возраст: от четырех лет.
2. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
3. Материалы и инструменты: свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.
4. Способы получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается не закрашенным.
XIII. Печать по трафарету
1. Сензитивный возраст: от пяти лет.
2. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
3. Материалы и инструменты: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная полдушка из поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифенного картона либо прозрачной пленки.
4. Способы получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...
Проект «Использование потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»
Проект «Использование потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»...
Презентация «Использование потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»
Презентация «Использование потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»...
Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник по ручному труду с детьми младшего дошкольного возраста»
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ...
Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник по ручному труду с детьми младшего дошкольного возраста»
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче тв...
Моя педагогическая находка «Нетрадиционные техники в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Нетрадиционные техники в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»...