НОД Одуванчик старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами.Дать представление о различных частях (строении)растения и их функциях.О сезонном развитии растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_oduvanchik.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

НОД с детьми старшей группы

«Одуванчик»

Проводила:

Наумова Е.А.

Цель: Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представление о различных частях (строении) растения и их функциях, о сезонном развитии растения.

Материал: Карточки с изображением различных частей одуванчика и сезонных изменений в природе из пособия Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы».

Предварительная работа: Рассматривание одуванчика. Работа с комплектом карточек Н.Рыжовой «Одуванчик». Изготовление в свободной деятельности поделок-оригами «Бабочка» и «Божья коровка».

Ребята, отгадайте загадку, и узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу я в карманчик

Бывший…..(Д.: одуванчик)

Молодцы! Сегодня вы узнаете много интересного об этом удивительном цветке.

Ребята, где же растут одуванчики и как нам можно их узнать? (ответы детей)

Какой месяц можно считать временем одуванчика?(ответы детей)

Чем одуванчик отличается от других цветов?(ответы детей)

Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы мне поможете. Жил–был на свете одуванчик. Прошла холодная снежная зима, наступила весна. Растаял  снег, и на голой земле появились его длинные резные листочки. Дети, из чего появились листочки?(Д.: из корня)

Ставится карточка №1, над ней карточка №9.

А почему весной тает снег и появляются листочки?(Д.: солнце светит и согревает землю)

Карточка №11.

Что еще есть у одуванчика кроме листьев?(если надо - уточнить)

На чем растет цветок? Карточка №2 под  №3.

Есть у полевого одуванчика тоненькая ножка-стебелек, на которой и держится цветок. Вернее, не один цветок, а много маленьких цветочков, тесно прижатых друг к другу – соцветие одуванчика.

Когда вы нюхаете одуванчик, нос становится желтым. Почему?(ответы детей) В цветах есть желтый порошок, мелкий, как пыль, поэтому он и называется пыльца. А еще цветы содержат вкусный сок – нектар. Прилетит пчела попить нектара(заменить картинку №3 карточкой №6), испачкается в пыльце, потом полетит за нектаром на другой одуванчик, отряхнет там пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с парашютиками (карточку №6 заменить карточкой №7).

Постарел наш одуванчик, стал седым. Как вы думаете, для чего семенам одуванчика нужны такие пушинки-парашютики? (ответы детей)

Да, подует ветер(карточка №12), разлетятся парашютики с семенами по белу свету(№7 заменить на №8), полетают-полетают, а потом упадут на землю, и вырастут из них новые одуванчики. А знаете ли вы, что одно соцветие одуванчика дает до двухсот семечек, а все растение – до трех тысяч!

Посмотрите, чего еще не хватает нашему одуванчику? Может, мы что-нибудь забыли?  А откуда одуванчик берет пищу, что его держит в земле?(ответы детей) Под карточку №2 кладем №1.

У одуванчика один большой, толстый корень – в нем он запасает пищу. И много маленьких корней – через них он получает из земли воду и питательные вещества. Корень «держит» одуванчик в земле.

А сейчас я предлагаю вам «прогуляться». Встали.

Дети выполняют движения, сопровождая их словами:

Светлым полем и зеленым лугом

Мы шагаем друг за другом.

(обычная ходьба)

Чтоб цветы не помять,

Ноги поднимаем

(ходьба с подниманием колен)

И меж травою «змейкою» шагаем

(ходьба «змейкой»)

Мы цветочки в поле увидали

И, сгибая ноги, быстро побежали

(бег).

Наши желтые цветки

Расправляют лепестки

(руки, сложенные ладошками внутрь, медленно и плавно поднимаются вверх и разводятся).

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(наклоны вправо-влево)

Наши желтые цветки

Закрывают лепестки,

(руки плавно опускаются)

Головой качают,

Тихо засыпают.

(присесть, «уснуть»)

Ребята, послушайте небольшое стихотворение:

Цветок на лугу сорвала на бегу.

Сорвала, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он ночь постоял и увял,

А сколько бы он на лугу простоял?

Как вы думаете, можно ли просто так рвать и бросать цветы? Как вы думаете, зачем цветы нам нужны?(ответы детей)

А знаете ли вы, что многие цветы – лекарственные? Кто из вас знает такие цветы? Если у вас пропадет аппетит, то мама вас напоит настоем из корней одуванчика. Из листьев одуванчика для всех детей можно приготовить салат, в них много витаминов. А одуванчиковый мед очень ароматный, вкусный и полезный.

А еще по цветам на лугу можно определять время. Это так называемые «цветочные часы». Цветы открывают и закрывают свои головки в определенное время. Так, одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

А еще, одуванчики закрывают свои головки перед ненастьем. Так что по ним можно и погоду определять.

А сейчас мы с вами нарисуем одуванчиковую поляну. (дети работают по двое, затем из работ составляется фриз). Дети дополняют свои работы элементами конструирования из бумаги и аппликациями(бабочки, божьи коровки), выполненными в свободное время.

Рефлексия:

Что мы сегодня делали? О чем говорили? Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе детского сада «Одуванчик-одуванчик»

Программное содержание:познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»;расширить и уточнить знания детей об одуванчике;познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать;р...

Открытое занятие по аппликации в старшей группе детского сада. Тема: « ОДУВАНЧИК»

Открытое занятие по аппликации в старшей группе детского сада....

"Одуванчик у дорожки" презентация для детей старшей группы.

Рассказ о строении одуванчика, о этапах его роста. Заучивание стихотворения Серовой "Одуванчик" с использованием мнемотаблицы. Мнемотаблица для составления рассказа об одуванчике....

Конспект тематической прогулки «Наблюдение за одуванчиками» (вторая группа раннего возраста )Цель: Формировать знания детей об одуванчиках. Познакомить со строением цветка и его особенностями. Воспитывать эстетические чувства детей. Прививать любовь к п

Конспект тематической прогулки "Наблюдение за одуванчиком"Цель: Формирование знаний детей об одуванчиках. Познакомить со строением цветка  и его особенностями. Воспитывать эстетические ...