НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА АПЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Коптева Светлана Владимировна

Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности.  Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции.  В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.  Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА АПЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Коптева С.В., воспитатель

МБДОУ Детский сад № 157 г. Иркутск.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.  Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности.  Большой потенциал для развития творческих способностей ребенка заключен в изобразительной деятельности дошкольника, в частности занятиях аппликацией. 

Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности.  Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции.  В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.  Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. [2].

Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей.  Так, как узор может быть составлен из готовых геометрических фигур, растений, подручного материала.  В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к нетрадиционной технике аппликации, а именно работе с бумагой.  В свою очередь, работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.  Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело [1: 37].  

Я, Коптева Светлана Владимировна, работаю воспитателем в детском саду г. Иркутска № 157 в средней группе. Являюсь молодым специалистом. Выбрала для себя проект и реализовывала его в течение двух лет под названием «Живые картинки» в нетрадиционной технике аппликации в возрасте детей от 3-5 лет. Делюсь своим опытом по созданию этой техники аппликации. Я поставила для себя цель работы с детьми: изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.

Для достижения цели были определенны следующие задачи:

Обучающие:

  • Овладение  методами использования нетрадиционных материалов в технике аппликации.
  • научить правилом безопасности с различным материалом  и инструментами.
  • Формировать у детей осознанное отношения к выполненной работы.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать тактильное восприятие.
  • Формировать навыки контроля и самоконтроля.
  • Развивать фантазию.

Воспитывающие:

  • Создать условия  для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами.
  • Обогащать знания и представления детей о предметах, материалов, их свойствах, способов их применения.

Таким образом, значимость занятий нетрадиционными видами аппликации для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние.

  • Формирование художественных навыков.
  • Развитие творческих способностей, пространственного восприятия.
  • Воспитание к культуре.

Обучая детей дошкольного возраста разными методами нетрадиционной аппликации из различных материалов, можно создать основу для творческого самовыражения ребенка. Ребенок сам выбирает сюжет аппликации, использует ту или иную технику, которая больше подходит для его выразительного изображения, которая может передать состояние природы, знакомый образ предметов. Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её [2].

Существуют следующие техники нетрадиционной аппликации:

Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов - возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики рук; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива.

   Аппликация из ткани. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Накладная аппликация.  Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозайка).  При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Если использовать нетрадиционные техники аппликации на занятиях с детьми, то у детей появится интерес к данному виду деятельности и повысится динамика развития творческих способностей. Так же в дошкольном возрасте важно развивать мелкую моторику. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Нетрадиционные приемы способствовали активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости, мышления  при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необходимость способов аппликации вызвала эмоционально–положительное отношения детей к творческой деятельности.

Литература:

  1. Давыдова Р.И. «Нетрадиционные техники аппликации в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.- С. 35-51.
  2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010 г.
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразите...

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Методическая разработка: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года и вне занятий.Младший и средний возраст....

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.Огюст Роден...

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Изобразительная...