Проект «Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Наталья Валентиновна Ангиляну

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx52.66 КБ
Файл prilozhenie.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

Проект

«Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»

Выполнила: воспитатель

I квалификационной категории

Ангиляну Наталья Валентиновна

д. Большая Вруда

2017 год

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами - чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В. А. Сухомлинский)

Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности.

Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфически детские виды деятельности - игра, рисование, лепка… и, конечно же, конструирование.

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей, поделок из различных материалов.

Бумажная пластика – это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала - бумаги.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и работа с бумагой, поскольку она направлена на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.

Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами)

Задачи:

Обучающие задачи

  1. Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
  2. Научить способам отрывания, сминания, скручивания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
  3. Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.
  4. Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности

Развивающие задачи

  1. Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики.
  2. Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность.
  3. Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
  4. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
  5. Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

Воспитательные задачи

  1. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
  2. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества при выполнении коллективных работ.

Методы и приёмы обучения:

  1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь);
  2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование сказок, скороговорок, пословиц и поговорок);
  3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки);
  4. Диагностические;
  5. Информационные.

Необходимые условия:

  1. Место в группе для работы с бумагой;
  2. Материал для работы (цветная бумага, ножницы, клей и др.);
  3. Схемы, шаблоны, заготовки;
  4. Рамки для коллективных панно;
  5. Возможность демонстрации детских работ;
  6. Литература, иллюстрации.

Участники проекта: дети 6 – 7 лет, педагоги, родители.

Время реализации проекта – краткосрочный, октябрь 2017 г. - декабрь 2017г.


Ожидаемые результаты:

- уметь организовывать свое рабочее место;

- уметь следовать устным инструкциям;

- знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами, квиллинга;

- овладеть практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги;

- соблюдать правила техники безопасности;

- уметь красиво, выразительно, эстетически грамотно оформлять работу;

 - улучшать свои коммуникативные способности и умение работать в коллективе.

Словарик

Оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; это игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Квиллинг. В России искусство квиллинга считается корейским и известно, как бумагокручение. Своё имя квиллинг получил от английского слова quill - перо. Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга. Технику квиллинга (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань) применяют для изготовления объёмных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмных скульптур. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например, используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т. п., из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию.

Торцевание - это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага.

Бумажная пластика - изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.

Техника безопасности при выполнении проекта

  1. При работе внимательно следить за направлением резания;
  2. Не оставлять ножницы в раскрытом виде;
  3. Не держать ножницы лезвием вверх;
  4. Во время работы удерживать материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия;
  5. Клеем пользоваться очень осторожно;
  6. Наносить клей на поверхность изделия только кистью;
  7. Не допускать попадания клея в глаза (при попадании немедленно промыть тёплой водой);
  8. По окончанию работы тщательно вымыть руки.

Этапы реализации проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

1 этап - организационный

Подготовительные мероприятия

1. Опрос родителей на предмет организации дополнительного образования.

2. Обработка полученных результатов личных наблюдений.

3. Постановка проблемы, мониторинг художественно-эстетического развития воспитанников.

4. Составление плана.

5. Чтение сказок, поговорок и пословиц, отгадывание загадок (приложение 2)

6. Беседа с детьми об истории бумаги (приложение 3).

7. Показ презентаций по данной теме

8. Приобретение необходимого материала для работы

2 этап – основной

Октябрь

Техника «Оригами»

Цель: освоение техники оригами и использование ее при выполнении творческих работ

Задачи:

- научить ребенка сгибать бумагу в разных направлениях

- закреплять навыки складывания квадрата и резать его пополам

-  формировать умение располагать готовые элементы в коллективной работе.

1. Инструктаж по технике безопасность при работе с колющими и режущими инструментами

2. Знакомство с техникой оригами, ее основными элементами.

3. Изготовление осенних листьев

4. Оформление воздушной среды в группе

5. Оформление работы «Осеннее дерево»

6. Выполнение коллективной работы «Поздняя осень»

Ноябрь

Техника «Квиллинг»

Цель: формирование умений выполнять простейшие элементы техники квиллинг

Задачи:

- познакомить детей с новым видом конструирования;

- научить изготавливать основные элементы квиллинга (плотная спираль, свободная спираль, капля, лист, ролл, глаз)

- способствовать развитию мелкой моторики, внимания, усидчивости;

- воспитывать аккуратность при выполнении работ.

1. Инструктаж по технике безопасность при работе с колющими и режущими инструментами

2. Знакомство с техникой квиллинг, ее основными элементами.

3. Изготовление полосок для квиллинга

4. Выполнение конкурсная работа «Ветка рябины»

5. Изготовление панно к празднику «День матери»

6. Аппликация «Одуванчик»

Декабрь

Техника «Объемная аппликация в технике торцевание»

Цель: формирование умения выполнять объемную аппликацию и ее элементы

Задачи:

- продолжать знакомить детей с элементами объемной аппликации

- показать различные способы работы с бумагой

- учить создавать сложные фигуры и составлять композиции;

- совершенствовать умение работать с клеем, прилеплять элемент к основе.

1. Инструктаж по технике безопасность при работе с колющими и режущими инструментами

2. Знакомство с техникой торцевание, объемная аппликация.

3. Выполнение работы «Снегирь»

4. Коллективная работа «Снегирь на ветке»

5. Изготовление работы «Снеговик»

6. Коллективная работа «У новогодней елки»

В течение проекта

Работа с родителями

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Изготовление заготовок

Помощь в изготовлении работ

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Мастер-класс

Опрос

Беседы

 

 

Консультации

3 этап заключительный

- Повторный мониторинг

- Изготовление папки с детскими работами.

- Проведение консультации для родителей.

- Выставка детских работ.

- Мастер-класс для родителей


Мониторинг

Низкий уровень – ребенок выполняет работу только с помощью педагога, не ориентируется в основных элементах квиллинга, оригами, торцевание, не проявляет интерес к работе.

Средний уровень – ребенок выполняет работу, ориентируется в основных элементах квиллинга, оригами, торцевание, иногда прибегая к помощи педагога, проявляет интерес к работе.

Высокий уровень – ребенок выполняет работу самостоятельно, свободно ориентируется в основных элементах квиллинга, оригами, торцевание, проявляет особую заинтересованность к работе.

Итог работы

        Данная индивидуальная деятельность помогла объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать настоящее сообщество детей и взрослых.

        Важными результатами индивидуальной деятельностью стало вовлечение в творческую деятельность не только детей, но и родителей. Родители активно принимали участие в приобретении материала для работы, в выполнении творческих работ, участвовали в мастер-классах, тем самым увлеклись этой работой.

Во время данной деятельности были выполнены работы, которые используются для оформления предметно-развивающей среды в группе, являются украшением внутреннего интерьера ДОУ, также в качестве демонстрационного материала на занятиях. Одна из работ была направлена на муниципальный конкурс по пожарной безопасности «Неопалимая Купина», где заняла заслуженное 2 место. Работа по данному направлению прошла плодотворно и подтвердила ожидаемые результаты.

Вывод

Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей:

  • делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности;
  • создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;
  • обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка;
  • способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;
  • оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.

Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

МАСТЕР-КЛАСС

для родителей по объёмной аппликации

«Снеговик»

(из бумажных салфеток)

                                                        Выполнила: воспитатель

                                                        I квалификационной категории

                                                        Ангиляну Наталья Валентиновна

д. Большая Вруда

2017 год

Цель мастер-класса:

Создание объёмной аппликации «Снеговик» из бумажных салфеток.

Задачи:

- познакомить родителей с техникой выполнения объемной аппликации;

- развивать интерес к аппликации, как одному из видов художественного творчества;

- совершенствовать навыки работать в группе;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер, фантазию, эстетический вкус и композиционные умения;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение и усидчивость.

Инструменты:

- Белые бумажные салфетки

- Простые карандаши

- Ножницы

- линейки

- Клей-карандаши

- степлеры

- Картон белого, синего и красного цветов

- фломастеры

Мастер-класс рассчитан на детей подготовительной группы и их родителей

Продолжительность: 30 мин


План-конспект

Воспитатель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые родители. Я очень рада приветствовать вас в нашей креативной мастерской. Сегодня мы с вами станем настоящими волшебниками и сделаем удивительную волшебную поделку в технике «Бумагопластика» из бумажных салфеток.

Воспитатель: Что же такое бумагопластика? (выслушиваю ответы родителей и детей)

Бумагопластика - это объёмные композиции, выполненные из бумаги или на бумаге, которые выходят за грань плоскости. Сегодня мы попробуем выполнить объёмную аппликацию из бумажных салфеток.

Воспитатель: Для того чтобы узнать, что мы сегодня будем делать, вам необходимо отгадать загадку.

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век.

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

Родители и дети: Снеговик!

Воспитатель: Верно! Сегодня мы будем изготавливать снеговичка. Всё очень просто. Нам понадобится клей, бумажные салфетки, ножницы, степлер, картон, а также ваша аккуратность и внимательность.

Воспитатель: На первом этапе работы мы вырезаем детали для снеговика: 3 круга (большой, средний и маленький). Также из цветного картона вырежаем трапецию для шапочки и нос снеговика.

Второй этап состоит из выполнения объемной круга для снеговика. Берем три салфетки, сложенные друг на друга, и сворачиваем ровно пополам, чтобы получился прямоугольник. Его мы также сворачиваем пополам и у нас получается квадрат. Закрепляем скобкой степлера ровно посередине элемента. Берем ножницы и обрезаем края заготовки так, чтобы она стала круглой. Затем собираем каждый слой к центру. После того как все слои будут собраны, необходимо немного распушить их. Объемный круг готов. Выполняем второй круг среднего размера.

Воспитатель: Предлагаю нам немного размяться.

Снега мы возьмем немножко,

Снежки слепим мы в ладошках.

Дружно ими пробросались —

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили.

Сверху третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом

Воспитатель: На третьем этапе собираем все детали. На полоску из картона приклеиваем три круга. Затем приклеиваем все детали начиная с головы: ведро, нос и на туловище приклеиваем по одному объемному кругу. После того, как детали приклеены, фломастерами рисуем глазки и рот. Наш снеговик готов.

Воспитатель: Какие же вы молодцы, только настоящие волшебники могли создать такого чудного снеговика. Спасибо огромное за участие в нашем мастер-классе.


Приложение 2

Приключения Фантика

        Сказка о том, как делают бумагу.

Жил-был Фантик. Он был очень красивый. Раньше в него была завёрнута вкусная карамелька, но её съели, и Фантика положили в книжку. Грустно стало Фантику: не с кем поиграть, поспорить, особенно о том, кто красивее. Лежит Фантик, скучает. И вдруг кто-то спрашивает:

— Ну, что вздыхаешь, братишка?

Встрепенулся Фантик, стал оглядываться. Никого нет, только книжка листочками шелестит:

— Это мы тебя позвали, ты же бумажный, как и мы.

— Ничего себе родственники, - отвечает фантик, - вы вот просто белые, в закорючках каких-то, а я красавец!

— Ах ты, Фантик-хвастунишка, да знаешь ли ты, что это за закорючки? Кто читать умеет, тот узнает, почему мы родственники и почему ты тоненький и пёстрый. А есть бумажки белые и блестящие, есть совсем прозрачные, есть шершавые, будто песком посыпанные, а есть волшебные - над ними фотограф поколдует, и вдруг на белом листе появятся деревья, цветы, а может, и ты. Фантик. Эту твою родственницу-волшебницу зовут фотобумага.
Смутился Фантик, вот, оказывается, какие у него замечательные родственники. И говорит робко:

- А скажи мне, пожалуйста, уважаемая книжечка, почему это мы все родственники, ведь мы такие разные! И решила книжечка рассказать Фантику, откуда он взялся.

- Лежи тихо, Фантик, закрой глазки и слушай. Далеко-далеко растёт дремучий лес. Стоят старые и могучие деревья, рядом кудрявятся молоденькие деревца. Тесно в тесу, темно. Как пройдет буря, падают одряхлевшие великаны, ломают молодой лес. И придумали люди лес прореживать. Ты ведь слыхал, что если дерево спилить и очистить от сучьев, то из бревна можно сделать очень много полезных вещей: и мебель, и посуду, и дом, и многое-многое другое. А если дерево размолоть в крошку и хорошенько её проварить, получится целлюлоза, из которой потом сделают специальную «кашу» - бумагу. Вместо соли, сахара и масла в эту «кашу» добавят клей, мел и другие нужные вещества И еще раз проварят. Потом специальные машины воду отцедят, «кашку» размажут тонким слоем, высушат, выгладят, и получится длинная белая лента — бумага.
А чтобы бумага получилась разная, всякий раз в древесную «кашку» подмешивают разные добавки. Подольют 
краски — вот и цветная бумага, добавят побольше мела и клея — белоснежная, блестит.
- Послушай, книжечка, - перебил Фантик, - а как же это получается, что у меня только с одной стороны картинки, почему они насквозь не проварились?
- Какой ты нетерпеливый. Фантик! Сейчас дойдем и до этого. Слушай дальше. Вот сварили белую бумагу. Высушили. Выгладили, длинную ленту скатали в толстый рулон - рол называется. От него потом будут отрезать, сколько нужно. Нарежут листов, а уж на них и
картинки нарисовать можно, и сказку про тебя напечатать.

- Замечательно, - говорит Фантик, - значит, от большого рола будем отрезать кусочки: из одного Фантики сделаем, из другого - пакеты для молока, из третьего книжку.

- Остановись, Фантик, ты всё перепутал. Давай разберёмся. Сварили, например, «кашку» для толстой белой бумаги, чтобы на ней ребята акварельными красками лес нарисовали. Получился большой рол такой бумаги. Как же от него можно отрезать кусочек для Фантика, если ты тоненький, почти прозрачный?

— Понял, — отвечает Фантик, — нужно другую «кашку» варить, специально для тонкой прозрачной бумаги.

— Вот теперь правильно. Для каждого вида бумаги варят «кашку» по своему рецепту, а уж потом на одной бумаге печатают красивые картинки и заворачивают в неё конфеты, а к другой, например, приклеивают металлическую фольгу - получается упаковка для чая.
Так что родственников у тебя, Фантик, очень много. Если хочешь с ними познакомиться поближе, надо отправиться в путешествие в страну «Коллекция». Там узнаешь, почему одни толстые и матовые, другие тонкие и блестящие: одни легко гнутся и размокают в воде, а другие совсем воду не пропускают и согнуть их очень трудно.

Но это уже другая история.

Пословицы и поговорки про бумагу

Без бумажки ты букашка.

Бумага все стерпит.

Бумага терпелива: от стыда не краснеет.

Бумага терпит, перо пишет.

Перо скрипит, бумага терпит.

Белая бумага марается, молодой человек попадается.

Разговор проходит, как ветер; бумага и кисть тверды, как горы и реки.

На деле прав, на бумаге виноват.

Не на бумаге сказано, а делом показано.

В чернилах крещен, гербовой бумаге повит, концом пера вскормлен (бюрократ).

Меди рубль, да бумажек с пуд.

Подсунуть барашка в бумажке (взятка).

Бумажки клочок в суд волочет.

Без бумажки ты букашка, а бумажкой – человек.

Жалеть писцу бумажки – не нажить ему рубашки.

Чернильное море, бумажны берега.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Огонь в бумагу не завернёшь.


Приложение 3

История возникновения бумаги и бумагопластики.

        Родиной бумаги считают Китай. Сырьём для изготовления бумаги служили тутовое дерево и бамбук. Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго» - так называли бумагу, изготовленную из бамбука. Тайну изобретения бумаги строго хранили в тайне. Через два столетия в Индии научились выделывать бумагу из старых парусов, канатов, сетей.

        Японская бумага – из коры шелковицы – по качеству превзошла китайскую. Технология изготовления бумаги из древесины подобна той, которую используют осы при создании гнёзд. Этот секрет разгадали в Европе в 19 веке. В старину бумагу делали из пенькового, льняного тряпья или хлопка. Обрывки тряпья размачивались, варись с золой или известью, промывались и размалывались. Бумажную массу зачерпывали ситом и опрокидывали на гладкую доску. Отжимая воду прессом, лист сырой массы высушивали.

        К концу 18 века появились бумагоделательные машины. Теперь бумага вырабатывалась на бесконечно вращающейся сетке и сбегала непрерывной лентой, сворачивалась в плотные, тяжелые рулоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы. Развитие творческих способностей детей через разные виды деятельности.

Работа по развитию творческих способностей детей в группе проводим в  образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей....

Проект «Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»

Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами и др.)Задачи:Познакомить со свойствами и ра...

План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"

План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Цель:развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник ри...