Проект «Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»
проект (средняя группа)

Демченко Ирина Александровна

Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами и др.)

Задачи:

  • Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
  • Научить способам отрывания, сминания, скручивания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
  • Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.

Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики.

  • Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность.
  • Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
  • Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
  • Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
  • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества при выполнении коллективных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2021-2022.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 39

Проект

«Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»

Выполнила: Демченко И.А.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности.

Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфически детские виды деятельности - игра, рисование, лепка… и, конечно же, конструирование.

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей, поделок из различных материалов.

Бумажная пластика – это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала - бумаги.

Проблема:

- не все дети проявляют интерес к различным видам изобразительной деятельности;

- не умеют выполнять задание по образцу;

- многие дети не проявляют терпения и упорства при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и работа с бумагой, поскольку она направлена на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.

Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами и др.)

Задачи:

  • Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
  • Научить способам отрывания, сминания, скручивания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
  • Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.

Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики.

  • Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность.
  • Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
  • Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
  • Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
  • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества при выполнении коллективных работ.

Методы и приёмы обучения:

  1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь);
  2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование сказок, скороговорок, пословиц и поговорок);
  3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки);
  4. Диагностические;
  5. Информационные.

Участники проекта: дети 4– 5 лет, педагоги, родители.

Время реализации проекта – долгосрочный

Ожидаемые результаты:

- уметь организовывать свое рабочее место;

- уметь следовать устным инструкциям;

- знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами, квиллинга;

- овладеть практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги;

- соблюдать правила техники безопасности;

- уметь красиво, выразительно, эстетически грамотно оформлять работу;

 - улучшать свои коммуникативные способности и умение работать в коллективе.

Словарик

Оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; это игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Квиллинг. В России искусство квиллинга считается корейским и известно, как бумагокручение. Своё имя квиллинг получил от английского слова quill - перо. Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга. Технику квиллинга (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань) применяют для изготовления объёмных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмных скульптур. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например, используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т. п., из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию.

Торцевание - это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага.

Бумажная пластика - изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.

Техника безопасности при выполнении проекта

  1. При работе внимательно следить за направлением резания;
  2. Не оставлять ножницы в раскрытом виде;
  3. Не держать ножницы лезвием вверх;
  4. Во время работы удерживать материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия;
  5. Клеем пользоваться очень осторожно;
  6. Наносить клей на поверхность изделия только кистью;
  7. Не допускать попадания клея в глаза (при попадании немедленно промыть тёплой водой);
  8. По окончанию работы тщательно вымыть руки.

Этапы реализации проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

1 этап - организационный

Подготовительные мероприятия

1. Опрос родителей на предмет организации дополнительного образования.

2. Обработка полученных результатов личных наблюдений.

3. Постановка проблемы, мониторинг художественно-эстетического развития воспитанников.

4. Составление плана.

5. Чтение сказок, поговорок и пословиц, отгадывание загадок

6. Беседа с детьми об истории бумаги

7. Показ презентаций по данной теме

8. Приобретение необходимого материала для работы

2 этап – основной

Октябрь

Украсим платок для бабушки.

 «Оригами»

Оформление работы «Осеннее дерево»

Цель: Выявить имеющиеся умения и навыки детей.

- научить ребенка сгибать бумагу в разных направлениях

- закреплять навыки складывания квадрата и резать его пополам

-  формировать умение располагать готовые элементы в коллективной работе.

Ноябрь

 «Квиллинг»

Аппликация «Одуванчик»

- познакомить детей с новым видом конструирования;

- научить изготавливать основные элементы квиллинга (плотная спираль, свободная спираль, капля, лист, ролл, глаз)

- способствовать развитию мелкой моторики, внимания, усидчивости;

- воспитывать аккуратность при выполнении работ.

 

Декабрь

 «Объемная аппликация в технике торцевание»

Изготовление работы «Снеговик»

- продолжать знакомить детей с элементами объемной аппликации

- показать различные способы работы с бумагой

- учить создавать сложные фигуры и составлять композиции;

- совершенствовать умение работать с клеем, прилеплять элемент к основе.

Аппликация из цветной бумаги

«Зимушка хрустальная»

Учить детей составлять композицию по своему замыслу, используя вату и  цветную бумагу; развивать творческое воображение, мелкую моторику.

ЯНВАРЬ

«Я слепил снеговика».

Обрывная аппликация

«Белая береза»

- Упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговиков.

- учить детей скатывать салфетки в жгутики и обрывать салфетки, составлять композицию; -развивать мелкую моторику, творческое воображение, логическое мышление.

Февраль

Ромашка.

Учить выполнять аппликацию из ватных полочек и пластилина; прививать в детях терпение, труд и чувство композиции.

март

Аист.  Гусеница.

«Ветка мимозы».

Учить выполнять поделку из ватных дисков, способствовать развитию любви к окружающему миру, развивать аккуратность и усидчивость.

Учить  пальчикового рисования, создавая ветку путем скатывания бумажной салфетки. Закрепить знания о цвете (желтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много, качестве (пушистый) предмета. Формировать навыки аппликационной техники

апрель

Чудесный кораблик.

Учить выкладывать и составлять на листе бумаги изображения кораблика из нескольких готовых форм, развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать самостоятельность и инициативу.

май

«Георгины». (Объемная аппликация).

Формировать умение  детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль; наклеивать, намазывая клеем, только ровный край лепесточка. Приклеивать свой цветок в общий букет так, чтобы он не загораживал цветы других детей

В течение проекта

Работа с родителями

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Изготовление заготовок

Помощь в изготовлении работ

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Опрос

Беседы

 

 

Консультации

3 этап заключительный

- Изготовление папки с детскими работами.

- Проведение консультации для родителей.

- Выставка детских работ.

- Мастер-класс для родителей


Итог работы

        Данная индивидуальная деятельность помогла объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать настоящее сообщество детей и взрослых.

        Важными результатами индивидуальной деятельностью стало вовлечение в творческую деятельность не только детей, но и родителей. Родители активно принимали участие в приобретении материала для работы, в выполнении творческих работ, участвовали в мастер-классах, тем самым увлеклись этой работой.

Во время данной деятельности были выполнены работы, которые используются для оформления предметно-развивающей среды в группе, являются украшением внутреннего интерьера ДОУ, также в качестве демонстрационного материала на занятиях. Одна из работ была направлена на муниципальный конкурс по пожарной безопасности «Неопалимая Купина», где заняла заслуженное 2 место. Работа по данному направлению прошла плодотворно и подтвердила ожидаемые результаты.

Вывод

Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей:

  • делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности;
  • создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;
  • обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка;
  • способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;
  • оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.

Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы. Развитие творческих способностей детей через разные виды деятельности.

Работа по развитию творческих способностей детей в группе проводим в  образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей....

Проект «Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами)...

План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"

План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Цель:развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник ри...