Особенности организации занятий по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста.
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Филатова Оксана Сергеевна

Особенности организации занятий по аппликации  с детьми младшего возраста.

При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятиях в младшей группе.

В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Важным моментом в обучении является показ способов вкладывания и наклеивания. В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активности.

Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции; похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их.

Программные задачи (аппликация):

Формировать у воспитанников представления о (об):

- аппликационной деятельности (предметная, сюжетная, декоративная);

- цветовых сочетаниях элементов и фона;

- материалах аппликации.

Формировать умения:

- наклеивать простые формы, использовать способ обрывания;

- составлять узоры на различных геометрических формах, используемых в качестве фона, создавать из готовых форм простые предметы и элементарные сюжеты, украшать изделие (машина, солнышко, я еду на поезде, плывут кораблики, жар-птица, шапочка для куклы);

- создавать аппликации из разных материалов (бумаги, ткани);

- видеть и использовать в аппликации сочетание цвета деталей фона.

Помимо этих задач, решаются задачи познавательного развития: ориентация дошкольников в пространстве (правая-левая сторона, определение объектов на листе бумаги – в середине листа, сверху, снизу); закрепление геометрических форм (круг, квадрат, треугольник); цвета, величины предметов.

Методика работы:

Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще не совершенно, поэтому они не могут пользоваться ножницами. Навык работы с ножницами формируется в семье и индивидуальной работе с ребенком.

Овладение навыками   выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких готовых форм в один ряд на полоске бумаги. Это несложное задание вызывает у ребенка затруднение. Поэтому для наклеивания вначале предлагается несколько одинаковых по размеру и цвету кругов.

На первых занятиях ребенка обучают технике наклеивания: правильно держать кисточку, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом клеенкой, раскладывать формы на нужное место намазанной стороной, прижимать их ветошью, не сдвигать, класть кисточку только на подставку.

Дальнейшее усложнение происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов.

Затем вводится новая форма – квадрат. Постепенно усложняется композиция аппликаций – расположение форм по углам квадрата и по краю круга.

Наклеивают дети сначала изображение, состоящее из одной части, затем из двух-трех (например, гриб, флажок, снеговик, домик и др.).

Для детей данного возраста важно, чтобы каждое задание по аппликации было связано с конкретным образом.

Задача воспитателя – ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия: «Украсим платочек» (квадрат), «Распишем тарелку» (круг) и др.

Для воспитанников второй младшей группы большое значение имеет материал для работы. Каждому ребенку дают готовые формы яркого цвета. После объяснения задания и раздачи форм дети сначала раскладывают их на листе, и только после проверки воспитателем правильности выполнения задания на столы ставят клей. В дальнейшем все оборудование и инструменты, кроме цветных форм,  можно подготовить заранее.

Учитывая психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста, занятия аппликацией не могут быть слишком длительны по времени (более 20 минут), поскольку работа требует большой концентрации внимания, усидчивости. Во время занятий необходимо все время поддерживать интерес малышей к аппликации. С этой целью нужно, во-первых, предоставить детям возможность выбора, во-вторых, работу разделить на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга. Важно на занятии создать ат­мосферу творчества, взаимной эмпатии и восхищения любыми успе­хами детей.

Для того чтобы дети овладели определенными конструктивно- изобразительными умениями, желательно использовать вариативную повторяемость при работе над аппликационным образом: чередовать индивидуальные формы обучения с фронтальными. При проведении занятий следует учитывать специфику возраста детей и комплексно использовать методы обучения: частично-поисковый, эвристиче­ский, репродуктивный, игровой, метод упражнений, художественное слово.

Для большей эффективности формирования системы знаний, умений, навыков необходимо делить детей на подгруппы в соответ­ствии с уровнем их творческого развития, чтобы у каждого ребенка была обозначена перспектива его личного роста. Следует поощрять любое стремление к творческим поискам.

Процесс обучения стоит проводить по нескольким направле­ниям, которые в основе содержат принцип преемственности между знаниями, умениями, навыками, впечатлениями.

Первое направление — движение ребенка от неосознанных, ин­туитивных действий к осознанным и целенаправленным.

Второе направление — качественное изменение процесса созда­ния аппликационного образа (от элементарных сенсомоторных экс­периментов к наглядно-действенным операциям, а затем и к про­явлению наглядно-образного мышления.

Третье направление — создание индивидуальных и коллективных работ.

Четвертое направление — формирование у детей умения со­ставлять целостную композицию из нескольких предметных изобра­жений.

Пятое направление — обучение детей ориентировке на различных форматах, формах, основах.

Шестое направление — стимулирование личной творческой ак­тивности детей (постепенное ее преобразование из сотворчества в самостоятельное творчество).

Каждое направление охватывает определенную группу задач, методов и приемов.

Поисковый метод побуждает малышей к активным поисковым действиям, они самостоятельно начинают сравнивать различные детали, соединять их, пробуя получить какое-нибудь изображение.

Репродуктивный метод обусловливает развитие прежде всего необходимых конструктивно-изобразительных умений: аккуратно намазывать деталь клеем; убирать лишний клей салфеткой или тря­почкой; прикладывать детали в нужное место, чтобы получить целост­ное изображение, и т.д. Метод очень тесно связан с упражнениями, поскольку направлен на формирование некоего динамического сте­реотипа, позволяющего ребенку не задумываться над простейшими действиями, уделяя все внимание художественно-изобразительной стороне аппликации.

Игровой метод. Преобладают занятия по аппликации, посколь­ку ведущий вид деятельности — игра, соответственно учебный про­цесс имеет обучающе-игровой характер.

Содержание работ детей младшей группы, несмотря на возраст, может быть разнообразным. Все зависит от того, насколько четко определены действия ребенка и педагога. Важно не сводить деятель­ность детей до минимума, выполняя за него всю предварительную работу. Ведь подготовить кусочки цветной бумаги, необходимой для фона, ребенок может самостоятельно. Тогда на занятии внимание будет уделено процессу создания аппликационного образа. Эффек­тивность обучения зависит еще и от адекватности приемов работы с различными материалами. К примеру, не могут дети за время занятия наклеить травку, состоящую из отдельных полосочек. Пусть травка будет из салфеток разных оттенков, которые предварительно мнутся и укладываются на основу, имитирую целую поляну. Или травку мож­но сделать из полоски бумаги, на которой дети делают надрезы.

Воспитатель, занимающийся художественным творчеством с детьми младшего дошкольного возраста, должен проявить всю свою творческую фантазию и педагогический опыт, чтобы заинтересовать малышей работой с бумагой и стимулировать их к дальнейшим творческим успехам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление особенностей организации занятий по рисованию у детей дошкольного возраста.

Выявление особенностей организации занятий по рисованию у детей дошкольного возраста может помочь воспитателям в работе....

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Процесс социализации детей требует системного, ...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

Развитие речи у детей – дошкольников является  необходимым условием полноценного развития личности, возможности полноценной коммуникации.Проблема эта чрезвычайно актуальна, так как если детям сво...

Презентация опыта работы по ИЗО на тему: "Особенности работы по изодеятельности с детьми младшего дошкольного возраста"

Детское изобразительное творчество я понимаю как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, отражение, которое построено на работе воображения, на отобра...

Доклад+презентация "Особенности организации подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста на прогулке: из опыта работы"

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество ...

Мастер- класс « Особенности организации двигательной активности в группах младшего дошкольного возраста»

Теоритическая часть.        Двигательная активность – жизненно необходимая потребность, важный   фактор роста и развития растущего организма....